Изъяснение псалма 9-го.
Пс.9:1. Начальнику хора. По смерти Лабена. Псалом Давида.
«В конец о тайных5 сына, псалом Давиду». Симмах перевел: победная песнь о смерти сына; Акила: победодавцу сына юности; а Феодотион: о цветушей юности сына. Поэтому все, упомянув согласно о сыне, научают тем нас, что и сей псалом содержит в себе пророчество о победе над смертию Владыки Христа; потому что, небоязненно и мужественно победив грех, и смерти не дав ни малаго повода к уловлению Себя, сокрушил ея державу. Сокровенною же назвали Седмьдесят тайну сию; потому что она сокрыта была от всех прочих и от самых Апостолов. Свидетель сему – Евангелист. Поскольку Господь неоднократно говорит им: «се восходим во Иерусалим, и Сын человеческий предан будет на пропятие, и убиют Его, и в третий день воскреснет»; то Евангелист присовокупил: «и сие было сокровенно от очей их» (Лк.18:31–34). Посему и блаженный Павел взывает; «глаголем премудрость Божию, в тайне сокровенную, юже никтоже от князей века сего разуме: аще бо Быша разумели, не Быша Господа славы распяли» (1Кор.2:7–8); и еще: «тайну сокровенную от век и от родов» (Кол.1:26). Посему Седмьдесят справедливо смерть Сына наименовали тайною.
Пс.9:2. Буду славить [Тебя], Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.
Пс.9:3. Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.
«Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя».
«Возвеселюся и возрадуюся о Тебе: пою имени Твоему, Вышний». Совершенным свойственно Богу предоставлять все сердце и Ему посвящать весь ум. Ибо сказано: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим» (Лк. 10:27). А кто делит помыслы свои между мамоною и Богом, между Христом и золотом, между настоящею и будущею жизнию, тот не может по правде сказать: «исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим». Пророк же, духовными очами прозревая в будущее, не только исповедуется всем сердцем, но и поведывает все чудеса Божии, делая слушателей сообщниками песнопения, желая песнословить единаго Благодетеля, и поводом к радованию иметь не богатство и владычество, не здравие и крепость тела, но памятование о Боге. Ибо говорит: «возвеселюся и возрадуюся о Тебе». Так и в другом месте сказал: «помянух Бога и возвеселихся» (Пс. 76, 4); и еще в другом: «веселитеся о Господе, и радуйтеся, праведнии» (Пс. 31, 11); и еще: «возвеселится сердце ищущих Господа» (Пс. 104, 3).
Пс.9:4. Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим.
«Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего». Симмах перевел сие так: буду петь имени Твоему, Вышний, когда враги мои будут обращены вспять, преткнутся и погибнут от лица Твоего. Ибо увидев, что неприязненные мне сокрушены и обращены в бегство, а потом взяты в плен и преданы конечной гибели, буду песнословить Тебя, и не престану воспевать Твои благодеяния. Сие говорит Пророк о человеческом естестве, как избавившийся от губителя, и по благодати Божией приобретший свободу. Ибо псалом сей не от лица Самого Спасителя, как предполагали некоторые, но к Нему паче, как к Благодетелю, произносится ощутившими на себе Его благодеяния, что показывают самыя выражения псалма.
Пс.9:5. Ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.
«Яко сотворил еси суд мой и прю мою». Каким же образом? «Сел еси на престоле, судяй правду». И какой произнес приговор?
Пс.9:6. Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.
«Запретил еси языком, и погибе нечестивый, имя его потребил еси в век и в век века», то есть, не потерпел, чтобы долее оставался без призрения человеческий род, несчастно порабощенный злым мучителем; но подобно некоему судии, возседшему на высоком некоем престоле среди страшнаго судилища, наложил на него такое наказание, что память его предана будет конечному забвению. А слова: «запретил еси языком, и погибе нечестивый» имеют следующий смысл: чрез священных Апостолов, и бывших после них проповедников истины, преподал Ты язычникам божественные догматы. И поскольку язычники приняли их, и освободились от заблуждения, то «погибе нечестивый», не имея у себя обольщенных и покланяющихся ему. Так Павел и Варнава, когда Ликаоняне покушались принести жертву, запрещали сие, взывая: «мужие, что сия творите? И мы подобострастни есмы вам человецы, от сих суетных обращающие вас к Богу» (Деян. 14, 15). Так блаженный Павел выговаривал Галатам: «о, несмысленнии Галате, кто вы прельстил есть, имже пред очима Иисус Христос преднаписан бысть распят» (Гал. 3, 1). Так выговаривал и Коринфянам: «отнюд слышится в вас блужение, и таково блужение, яковоже ни во языцех именуется» (1Кор.5:1). Посему «запретил языком, и погибе нечестивый, и имя его истребил в век века». Совершенно уничтожены и конечному преданы забвению нечестивые обряды, так что из живущих ныне никто и не знает таинств нечестия.
Пс.9:7. У врага совсем не стало оружия, и городa Ты разрушил; погибла память их с ними.
Пс.9:8. Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой.
Пс.9:9. И Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.
«Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси». Враг лишился собственных своих оружий, не имея у себя служителей нечестия. Которые самих себя предавали ему в орудия, те, перешедши ныне на противную сторону, ведут брань против него. И города, по сокрушении водворявшагося в них древле нечестия, прияли на себя труд назидать благочестие. Ибо невозможно было утвердить благочестие, не сокрушив прежде нечестия. Сие сказал и божественный Апостол: «явися благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и благочестно поживем в нынешнем веце» и т.д. (Тит.2:11–12). Так каждый не прежде воскресает со Христом, как прияв общение в смерти Его. Почему и говорит божественный Павел: «аще бо снасаждени быхом подобию смерти Его, то и воскресения будем» (Рим.6:5); и еще: «аще же умрохом, и живи будем» (Рим.6:8). Так Бог, сокрушив нечестие врагов, наздал благочестие.
«Погибе память его с шумом».
«И Господь во век пребывает». Враг ввержен в видимую для всех и весьма явную погибель. Сие и означает выражение: «с шумом», взятое от домов, падающих во время землетрясения и производящих великий треск. Бог же и Владыка наш, говорит Пророк, имеет вечную державу и негиблющее царство.
«Уготова на суд престол Свой».
«И Той судити имать вселенней в правде, судити имать людем в правоте». Ибо не только в настоящей жизни являет Свою силу, но и в будущей откроет страшное свое судилище, судя на нем всех людей, и воздавая каждому, чего достоин.
Пс.9:10. И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби.
«И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех». Сие: «во благовремениих» Акила перевел: «во время», а Симмах: «при времени». Показывает же слово сие, что Господь совершил наше спасение в благопотребное время. Ибо «убогим» Пророк называет человеческое естество, по великой нищете беззакония. Благопотребность же сего времени указывает блаженный Павел, ибо говорит: «егда бехом млади, под стихиями бехом мира порабощени: егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего, раждаемаго от жены, бываема под законом, да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем» (Гал. 4, 3–5).
Пс.9:11. И будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
«И да уповают на Тя знающии имя Твое: яко не оставил еси взыскающих Тя, Господи. Да уповают» Акила и Симмах перевели: «будут уверены», вместо повелительнаго употребив определенный образ речи. По соделании Тобою сего спасения, говорит Пророк, познавшие Тебя, Творца и Бога, на Тебя будут возлагать надежды Свои.
Пс.9:12. Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его.
«Пойте Господеви, живущему в Сионе». Пророк сказал это, сообразно с древним мнением Иудеев. Впрочем из апостольскаго учения дознали мы, что есть и небесный Сион. Ибо сказано: «приступисте к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному» (Евр. 12, 22).
«Возвестите во языцех начинания Его». Речение: «начинания» Симмах выразил: «искусныя меры», Акила же: «изменения». И действительно великое совершилось изменение. Древние враги сделались друзьями, далекие – близкими, рабы – сынами, бывшие в неведении приобрели ведение, бывшие во тьме теперь во свете, мертвые имеют упование жизни, нищие стали наследниками небеснаго царства. Иудеи соделались далекими, а язычники близкими, сыны – псами, а псы – сынами. Но и меры, употребленныя Спасителем, Боголепны; потому что даровано смертным безсмертие, смертию – жизнь, безчестием – честь, проклятием – благословение, крестом – спасение. Таковы искусныя меры, таковы «начинания» Бога нашего.
Пс.9:13. Ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных.
«Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих». Тот, говорит Пророк, Кто над всем надзирает, и в точности разыскивает происходящее, видел, что диавол усиливается чрез обольщение умерщвлять людей, и потому пришел на помощь терпящим обиду. Сие и означают слова: «не забы звания убогих». Ибо званием называет здесь Пророк, не молитву и не прошение, но то жалкое состояние, навлеченное грехом, в котором постигают и безвременная смерть, и плач, и бедствия.
Пс.9:14. Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, – Ты, Который возносишь меня от врат смерти.
Пс.9:15. Чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоем.
«Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих». Таково, говорит Пророк, было взывание сетований и воплей, заключавшее в себе как бы некое прошение об избавлении от обдержащих зол.
«Возносяй мя от врат смертных: яко да возвещу вся хвалы Твоя». Вот, говорит Пророк, конец всех благ – избавление от тления и сокрушение смерти. Насладившись сим, всегда будем песнословить благодеяния Твои.
«Во вратех дщере Сиони: возрадуемся о спасении Твоем». Сионом называет Пророк небесный град, как научил нас блаженный Павел (Евр 12, 22). Вратами же града именует церкви, сущия по всей земле, чрез которыя верующие вошли в оный град. В них-то, говорит Пророк, радуясь и ликовствуя в надежде воскресения, будем песнословить Виновника сих благ. И поскольку упомянул о сокрушении смерти; то кстати присовокупил:
Пс.9:16. Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
Пс.9:17. Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих.
«Углебоша язы́цы в пагубе, юже сотвориша: в сети сей, юже скрыша, увязе нога их».
«Знаемь есть Господь судьбы творяй: в делех руку своею увязе грешник». Словом «языцы» Пророк и здесь означает полчище демонов, потому что, соорудив спасительный крест, чрез него лишились власти мучительствовать. «И в сети, юже скрыша, увязе нога их, и в делех руку своею увязе грешник». Но если рассматриваемое изречение разуметь о народах неуверовавших, предавших смерти добропобедных Апостолов и мучеников, то и в таком случае найдем истинность пророчества. Ибо чрез умерщвление их утверждена проповедь благочестия, и более, нежели сколько уловили они при жизни, пленено ими по смерти. «И в делех руку своею увязе грешник, и познан Господь, творяй суд», то есть, премудро и праведно домостроительствующий.
Пс.9:18. Да обратятся нечестивые в ад, – все народы, забывающие Бога.
Пс.9:19. Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.
«Да возвратятся грешницы во ад, вси язы́цы забывающии Бога».
«Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет в век». Те, говорит Пророк, которые не уверовали по божественной проповеди, весьма скоро будут преданы смерти, и низойдут во ад, не причинив ни малаго вреда гонимым ими; потому что «терпение убогих не погибнет во век». Ибо «претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф.10:22). И «блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное» (Мф.5:3). Потом, издали прозрев пророческими очами, как проповедники благочестия расхищаются злочестивыми, Давид молитвенно изрекает:
Пс.9:20. Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицем Твоим.
Пс.9:21. Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.
«Воскресни, Господи, да не крепится человек, да судятся язы́цы пред Тобою».
«Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют язы́цы, яко человецы суть». При сем справедливо будет спросить кому-либо Иудеев, какого Законоположителя даровать умоляет здесь Пророк? Ибо великий Моисей, в давнем еще времени бывший служитель Божия законоположения, кончил уже жизнь; другаго же законоположителя после него не восставало (Втор. 34, 10). Если же оказывается, что никто другой не был поставлен законоположителем, ни Иудеям, ни язычникам, то остается уразуметь, что указуется Законоположителем язычников Владыка Христос, который в Священном Евангелии взывает: «речено бысть древним: не убиеши. Аз же глаголю вам: яко всяк гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть суду. Речено бысть древним: не прелюбы сотвориши. Аз же глаголю вам: яко всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем». (Мф.5:21–22, 27–28). А подобно сему и прочее. Поэтому Пророк умоляет Его, чтобы законоположение даровано было язычникам, и чтобы они, оставив жизнь звероподобную, узнали, «яко человецы суть». Ибо «человек, – как говорит Пророк, – в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс.48:13). Почему и здесь сказано: «да разумеют язы́цы, яко человецы суть».
ПСАЛОМ ДЕСЯТЫЙ У ЕВРЕЕВ.
Пс.9:22. Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?
Пс.9:23. По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
«Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех?»
«Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий: увязают в советех, яже помышляют». Поскольку не защищаешь обидимых, то представляется, будто бы Ты, Владыка, далече отстоишь, и не взираешь на дела человеческия. Обидимые же, как бы от некоего огня, истаевают от малодушия, видя высокомерие делающих обиды. И весьма прилично о предающихся малодушию Пророк употребил слово: «возгарается», потому что уподобляются они попаляемым огнем, и как бы некий дым, из уст их исходят воздыхания. Пророк говорит, что от малодушия произойдет для них вред; потому что не помыслами благолепными водятся, но сомневаются в Твоем Промысле. Ибо сие означают слова: «увязают в советех, яже помышляют». И показывая тому причину, Пророк присовокупил:
Пс.9:24. Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.
«Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть». Производя тысячи зол, приобретают себе за это похвалы от льстецов.
Пс.9:25. В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»
«Раздражи Господа грешный: по множеству гнева своего». Здесь должно поставить знак препинания, и потом присовокупить: «не взыщет», в таком значении: «раздражи Господа», говоря: «не взыщет». Предавшись безумию и неистовству, как будто никто не надзирает над ним, устремляется на всякое беззаконие, и не помнит, что Судия взыщет за сделанное. Потом Пророк выражает сие яснее:
«Несть Бога пред ним». Какая же сему причина?
Пс.9:26. Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением.
«Оскверняются путие его на всяко время: отъемлются судьбы Твоя от лица его». Совершенно пренебрегает законы Твои, все время проводит в беззаконии.
«Всеми враги своими обладает». Однако же, и так поступая, благоуспевает. Потом Пророк изображает чрезмерность гордыни.
Пс.9:27. Говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»
«Рече бо в сердце своем: не подвижуся от рода в род без зла». Яснее перевел это Симмах: не совращусь в род и род, не буду терпеть зла. Такой предается он дерзости, и думает, что не подвергнется ничему худому, утопая в пороках всякаго рода.
Пс.9:28. Уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком – его мучение и пагуба.
«Егоже клятвы уста его полна суть, и горести, и льсти: под языком его труд и болезнь»; потому что строит козни, ухищряется на зло, всю жизнь проводит в умыслах против убогих.
Пс.9:29. Сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным.
Пс.9:30. подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои.
Пс.9:31. Сгибается, прилегает, – и бедные падают в сильные когти его.
«Приседит в ловительстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго». Заседая в собраниях и в сонмищах, уготовляет невинным какия-либо сети и уловления.
«Очи его на нищаго презираете».
«Ловит в тайне яко лев во ограде своей: ловит еже восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей».
«Смирит его». Как лев озирается туда и сюда, ища себе добычи; так и он день и ночь придумывает средства к хищению и лихоимству. Однако же «преклонится и падет, внегда ему обладати убогими». Когда над всеми восторжествует, никак не избегнет челюстей смерти, но подобно другим сойдет в могилу.
Пс.9:32. Говорит в сердце своем: «забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда»
«Рече бо в сердце своем: забы Бог, отврати лице Свое, да не видит до конца». Нисколько не помогут ему злочестивыя слова, безбожные помыслы; но на самом деле узнает, что Правитель всяческих назирает за делами человеческими. Злочестивыми словами сими крайне огорчившись, Пророк снова превращает речь свою в молитву, и говорит:
Пс.9:33. Восстань, Господи, Боже [мой], вознеси руку Твою, не забудь угнетенных [Твоих до конца].
«Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца». Поскольку предающиеся злочестию и беззаконию самыми делами как бы говорят: Бог забыл, то научи их опытом, что не забываешь Ты, не отвращаешь лица Своего, но имеешь попечение об обидимых. И еще более оскорбившись хулами злочестивых, Пророк присовокупил:
Пс.9:34. Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?
«Чесо ради прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своем: не взыщет». Но хотя и тысячу раз помышляет об этом, Ты видишь.
Пс.9:35. Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.
«Видиши, яко Ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце Твои». Так разделил слова сии и Симмах: «видишь, потому что призираешь на труд и раздражение», и Акила: «знаешь, потому что обращаешь взор на труд и раздражение». Хотя преданные злочестию, говорит Пророк, тысячу раз будут утверждать, что не взираешь Ты на дела человеческия, но мы знаем, что смотришь и призираешь на их беззакония, и подвергнешь их достойному наказанию. Ибо «Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди помощник». Посему умоляю Тебя:
Пс.9:36. Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.
«Сокруши мышцу грешному и лукавому». А сие будет, если восхощешь только взыскать грех его. Если же будет сие сделано, то немедленно окажется он безсильным, и предан будет конечной погибели. Ибо сие выразил Пророк, сказав: «взыщется грех его и не обрящется», по причине самаго греха. Но яснее сказал это Симмах: «взыщется нечестие его, чтобы не обрестись ему»; потому что, как скоро будет разыскано и объявлено нечестие, нечестивый погибнет.
Пс.9:37. Господь – царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.
«Господь царь во век и в век века». Поскольку злочестивые говорили, что Бог не взыскивает, не смотрит, то пророческое слово кстати научает, что Бог будет царствовать, и не просто царствовать, но «в век века». Царю же свойственно промышлять о подданных. «Погибнете, язы́цы, от земли Его» язы́цы, преданные беззаконию, не приявшие спасительной проповеди.
Пс.9:38. Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое.
«Желание убогих услышал еси, Господи, уготованию сердца их внят ухо Твое». Слово: «уготование» Симмах заменил словом: «намерение». Ты в точности знаешь, говорит Пророк, чего вожделевают нищие, и какое имеют намерение. Потом означает сие яснее.
Пс.9:39. Чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле.
«Суди сиру и смирену». Сего, говорит Пророк, желает каждый из обидимых.
«Да не приложит ктому величатися человек на земли». Когда будут наказаны живущие нечестиво и беззаконно; будет от того великая польза для других людей, потому что, взирая на них, не осмелятся и сами поступать подобно им. Пророк же не просто присоединил сие к настоящему псалму, но, во-первых, с намерением показать, в каком состоянии был древле человеческий род, и как Единородное Божие Слово, вочеловечившись, благовременно приложило к язвам потребныя врачевства; а сверх сего Пророк учит, что не восхотевших сколько-либо воспользоваться сим благодеянием Бог всяческих предаст тягчайшим казням в день втораго пришествия.
* * *
"Ὑπὲρ των κρυφ ίων«, о сокровенных.