Источник

Псалом 9

Пс.9:1. В конец, о тайных сына, псалом Давиду.

НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

Сию надпись нынешние Евреи читают так: Победителю о смерти сына, разумея чрез сие смерть или погибель Авессалома, сына Давидова. Иные переводят: о смерти неразумнаго, разумея чрез то смерть Голиафа, безумнаго Филистимскаго исполина, что в смысле повествовательном и справедливо. Но понеже псалом сей заключает песнь торжественную и радостную, Давид же не радостию, но печалию объят был, когда услышал о смерти сына: сего ради мним, что в смысле буквальном, Давид благодарит здесь Бога за одержанную над врагами победу, и за поражение главнейшаго неприятеля Голиафа, или кого-либо инаго: в смысле же таинственном, беседует о единородном Божием Сыне, Иже утаив Свое Божество в человечестей плоти, победил диавола, и все воинство его. Мы, оставя первое знаменование, яко всем известное, протолкуем псалом по второму, тем паче, что в надписи положено слово: о тайных Сына, что и Апостол Павел в послании к Колоссаем нарицает тайною от век сокровенною (Кол. 1:26). С сим разумом можно согласить и Еврейскую надпись – о смерти Сына, когда чрез сие разуметь будем смерть Христа Сына Божия, Иже смертию Своею преславно победил князя тьмы, сиречь диавола.

Пс.9:2. Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса твоя.

Предлагает содержание псалма, котораго предметом имеет быть хваление Бога ради чудесных дел Его. Оныя слова: всем сердцем, означают, что вещь, которую хвалить имеет, есть из всех величайшая, и потому достойна всеми силами и всем сердцем хвалима быть. Подобне и оныя слова: повем вся чудеса, являют, что вещь которую хвалить хощет, толико обширна, что все чудныя дела Божия собою объемлет. В самом деле, таково было искупление человеческаго рода, в немже возглавляются всяческая, яже на небесех и яже на земли, по изречению Апостола Павла, Еф. 1:10.

Пс.9:3. Возвеселюся и возрадуюся о тебе, пою имени твоему, вышний.

То же самое изъясняет иными словами, аки бы рекл: исповемся Тебе веселяся и радуяся, яко да будет веселие в сердце, а радость во внешнем движении тела, и таки всем сердцем и всеми душевными и телесными чувствы повем чудеса Твоя, и воспою имени Твоему, о Всеблагий и Всевышний Боже! Таково есть свойство благодарного духа. Он воспевает песни Благодетелю, и хотя не видит Его, но песнопением изъявляет Ему признательность свою. Тако и пророк творит. Поскольку Бога лицем к лицу видеть не могл, творит песни Ему, посредством песнопений сопребывая Тому, и мняся видети Его. И якоже любящие возглашают похвалы любимым, и имена их всюду возвещают: тако и сей: пою, глаголет, имени Твоему, Вышний, нарицая Вышним, возвышает свое земное вещество к оному превыспреннему Существу, и сего ради непрестанно и повсюду произносит Его имя.

Пс.9:4. Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица твоего.

Отсюду начинает повествовать о победе Христовой над диаволом, и над всеми сообщниками его, присовокупляя первую причину, чего ради исповедуется Богу всем сердцем, повествует чудеса Его, веселится и радуется, воспевая песни имени Всевышняго. Понеже де Господь силою креста Своего обратил врага моего диавола в бегство, низвергнул его во ад, откуду он вышел, а за сим и скверные сообщники его, познав бегство вождя своего, изнемогли, разсыпалися, исчезли и погибли. О котором бегстве диавола тако глаголет Сам Господь во Евангелии: ныне суд есть миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин. 12:31). Примечай же, како проповедует Божию силу. Изнемогут, глаголет, и погибнут, но от чего? От лица Твоего. Слыша лице, ничтоже да возмниши телесное; Пророк показывает здесь действие и явление силы Его, и якоже инде глаголет: призираяй на землю, и творяй ю трястися (Пс. 103:32): тако и здесь то же вещает, един бо взор Божий довлеет погубить нечестивых. И ежели присутствие Святых творит силу бесов немощною, кольми паче Божие (Деян. 16). Ежели блистающая Его молния поражает всех ужасом: помыслы об оной вседействующей силе, како поражает, како злых погубляет1.

Пс.9:5. Яко сотворил еси суд мой и прю мою: сел еси на престоле, судяй правду.

Присовокупляет вторую причину благодарения своего, сказуя, чего ради диавол обратился в бегство и все воинство его разсыпалося: понеже де Господь правосудием Своим разрешил древнюю оную прю, или состязание, которое имел Он, паче же весь человеческий род, с диаволом. Ибо сей древний враг как бы препирался с человеческим родом пред Богом, обвиняя его, и представляя во извет, что он праведно содержит нас в плене. Но Христос на кресте разрешил сию прю, удовлетворив за человека, а диавола, аки врага и человекоубийцу, осудив на вечныя муки. И сии-то суть оныя высочайшия тайны Сына Божия, о которых в заглавии псалма сказано. Ибо Тот, Который пред очами человеческими казался быть повинным смерти, Тот, глаголю, в самое сие время сидел на престоле, судяй правду, и человека убо свобождаяй, диавола же от власти и мучительства совлекаяй, по оному: совлек начала и власти, изведе в позор дерзновением, победив их на нем (Кол. 2:15). Сие убо: сел еси на престоле, знаменует: суд совершил еси, наказал, отмстил; оное же: судяй правду, показывает обыкновенное Богу и наипаче принадлежащее существу Его правосудие.

Пс.9:6. Запретил еси языком, и погибе нечестивый: имя его потребил еси в век и в век века.

Христос, яко Бог, не имеет нужды ни в оружии, ни в мече, ни в луке, ни в стрелах, но Ему довлеет запретить словом, и вся бывают. Убо и языкам, сиречь, не знавшим Его народам, запретил словом, сиречь, проповедию изобличив их о гресе идолослужения, о правде и о суде, как Сам предсказал у Иоанна (Ин. 16:8). Языки приняли сие, познали Христа и уверовали. И сим образом погибе нечестивый, сиречь диавол, дотоле почитаемый во идолах, древах и камениях: а с ним купно погибло и нечестие идолобесия, чрез долгое время царствовавшее. Ныне бо Христос истребил и самое имя его в век, и в век века, да ктому не воспоминается, ниже является, аки тень исчезшая, или аки древо, из корене исторженное. Сие пророчество видим совершенно ныне собывшееся. Ибо и самые жиды, бывшие прежде ревностные рачители идолопоклонства, ныне уже не кланяются идолам.

Пс.9:7. Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси: погибе память его с шумом.

Пророк повествует, каким образом стало быть испровержено нечестие идолослужения: понеже де врагу диаволу оскудели оружия, коими он доселе действовал, и грады, в которых жительствовал, погибли совершенно: понеже Господь силою Своею разорил их, а оружие диавольское притупил, дабы не мог он ни иных вредить, ни себя защищать. Под именем оружий врага диавола должно разуметь различныя коварства его, ухищрения и козни, которыми он действует аки оружием, или аки стрелами разжженными, как святый Апостол Павел нарицает их (Еф. 6:16). Ныне сия оружия врагу оскудеша, понеже людем, вооруженным верою во Иисуса Христа, вредить не могут. В котором разуме привел сие пророческое место святый Антоний в житии преподобнаго Афанасия, желая доказать, что искушения диавольская весьма удобно прогоняются знамением креста Христова. Под именем же градов диавольских должно разуметь людей неверных, в которых диавол свободно царствует. Разрушил Христос грады сии, когда истребил в них идолов: и сие-то назнаменуя, во Евангелии глаголет: егда крепкий вооружився хранит свой двор, во смирении суть имения его: егда же креплий его нашед победит его, все оружие его возмет (Лк. 11:21–22). Когда диавол хранил свой двор, тогда во смирении (в мире) было все имение его. То есть: когда обладал неверными, тогда как бы имением некиим ему принадлежащим пользовался (донележе бо человек пребывает в неверии, дотоле во власти диавола обретается); но разорену бывшу двору, сиречь царству диавольскому чрез Христа, и возсиявшу свету истиннаго Богопознания, неверие исчезло, и диавол вся своя погубил. Ибо не токмо сатанинское царство его стало быть разрушено, но и самая память онаго погибла, – и не просто погибла, но с шумом, каковый бывает, когда великий камень с высокия стремнины обрушится в безмерную глубину вод. Сие же являет, что Бог не тайно то сотворил, но объявил пред всем светом его погибель. Хотя бо весь мир, и самые величайшие цари много наделали шуму, защищая идолов, в которых жил диавол: однако ничего не успели, но чем больше неистовствовали и ярилися, тем больше идолослужение упадало и память его заглаждалася, донележе совершенно исчезла и погибла.

Пс.9:8. И Господь во век пребывает, уготова на суд престол свой:

Господь Иисус Христос, по окончании подвига с диаволом и по воскресении Своем из мертвых, сказал ученикам, а в лице их и всем верным: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли (Мф. 28:18). Пророк, предвидя сие духом, присвояет здесь Христу неограниченную власть Судии, имеющаго судить не токмо диавола и врагов Своих, но и всех людей сущих во вселенней, праведно воздая комуждо по делом его. Зри здесь премудрость Пророка, како глаголет и о настоящих и о будущих. О настоящих: запретил еси языком, и погибе нечестивый; о будущих: уготова на суд престол Свой, и Той судити имать вселенней в правду. Сие же глаголет того ради, дабы неверующие будущим взяли доказательство от настоящих, и тако не были бы неверни, но верни. Чего же ради глаголет: судити имать вселенней в правду, когда многие находятся цари и судии в мире, хотя и неверные, но судящие в правду, то есть, любящие правосудие? Вина есть сия, что они не по всему судят в правду, – хотя бы в прочем и справедливы были, – ово по незнанию, ово по нерадению, ово по общей всем смертным слабости. Господь же чужд всего сего, яко и хотяй и ведый праведно судити всех.

Пс.9:10. И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех.

Из того, что Господь во век пребывает, и имать судити людем в правду, выводит Пророк великое утешение как для себя, так и для всех убогих, сиречь безпомощных, претерпевающих утеснение от сильных, аки бы рекл: да не боится кому убозии, яко Господь седяй на небеси, бысть прибежище убогому. И паки то же самое иными повторяя словами, присовокупляет: бысть помощник во благовремениих в скорбех. Что сие: во благовремениих? То же, что «во время благопотребное», то есть когда нужда того требует, а именно, в скорбех. Тогда бо благовременне Божественная подается помощь, когда одержими бываем скорбию и лишаемся человеческаго утешения. А понеже сие обетование исполняется наипаче на тех, которые знают Бога и прилежно ищут Его, сего ради присовокупляет:

Пс.9:11. И да уповают на тя знающии имя твое, яко не оставил еси взыскающих тя, Господи.

Пременение лиц часто употребляется во псалмах, и раждается от новаго чувствования, вдыхаемаго свыше Давиду, когда пел он хвалы Божия. Убо и здесь, пременя третие лице на второе обращает слово к Богу, аки бы тако глаголя: достойно и праведно должни суть уповати на Тя в скорбех вси знающия имя Твое, то есть, все те, которые не токмо гласом провещавают имя Твое, но в добре разумеют коль оно чудно и велико; понеже не оставил еси, то есть, никогдаже презрел еси взыскающих Тя, сиречь с верою и упованием прибегающих к милосердию Твоему. Ибо взыскающими Бога нарицает тех, которые ищут милости Его и всем сердцем уповают на Него, а притом всем же сердцем и угождати тщатся ему.

Пс.9:12. Пойте Господеви, живущему в Сионе, возвестите во языцех начинания его:

После обращения к Богу, тем же движимый духом, делает иное обращение ко убогим, увещевая их, дабы и сами хвалили Бога, и иных к хвалению возбуждали. Нарицает же Бога живущим в Сионе или потому, что тамо был ковчег завета и место молитвы, или для того, дабы отличить истиннаго Бога от богов ложных, живущих в капищах, или в кумирницах языческих. Оныя слова: возвестите во языцех начинания Его означают то же, что «поведите дивная дела, намерения, советы и предприятия Божия, явленная во избавлении человеческаго рода от мучительства вражия». Ибо то же самое слово, которое здесь преложено чрез начинания, во псалме 104 переведено чрез дела. Разум убо слов есть сей: пойте Богу псалом, хвалите Его, и возвестите людем чудная дела Его, да и язы́цы, слышащии сия, восхвалят.

Пс.9:13. яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих.

Пророк доказывает вышереченныя слова: и бысть Господь прибежище убогому, помощник в скорбех, и как бы ответствуя на возражение некиих глаголющих, что нередко видим убогих благочестивых не токмо утесняемых от сильных, но и неповинно убиваемых, защищает славу Бога, и глаголет, что хотя Он, по-видимому, и кажется иногда забывающим убогих, но в самом деле бывает не так. Ибо Господь, испытуяй сердца и утробы, или, как пророк выражает, взыскуяй, сиречь, истязуяй дела и жизнь человеков, – не оставляет без отмщения крове неповинных, ниже забывает звания, сиречь вопля убогих, но присно памятует. А что Бог помнит кровь рабов Своих, неправедно пролиянную, сие явно будет, когда и утесняющих казнь, и утесняемых слава откроется. И как не забыл Он крове Авелевы: кровь бо, рече, брата твоего вопиет ко Мне (Быт. 4:5), так не забудет и всякаго убийства, но непременно отмстит, еже и Моисей в книге Бытия показует, глаголя: крове вашея взыщу, и самый опыт доказывает: ибо никакое убийство не проходит без наказания, но всегда сопровождается отмщением. И сие есть доказательство безпредельнаго Его промысла и крайняго попечения о убогих. Если же не тотчас взыскует, не дивися: дает бо убийцам время к покаянию, звания же убогих не забывает.

Пс.9:14. Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных:

Доселе Пророк хвалил Бога, вообще от лица всех убогих, за Его правосудие, являемое им; а здесь особенно просит помощи и избавления себе самому от настоящих и будущих напастей, от врагов наносимых. Помилуй мя, глаголет, Господи, виждь смирение мое, сиречь: молю, милостивне воззри на кротость мою, с каковою сношу озлобления от врагов моих. Ибо не все еще опасности мои прошли: много есть врагов видимых и невидимых. Ты убо, Который доселе избавлял меня от многоразличных бед, и от самых опасностей смертельных, аки от врат адовых, исхищал, и ныне такожде избави.

Пс.9:15. яко да возвещу вся хвалы твоя во вратех дщере Сиони: возрадуемся о спасении твоем.

Зело прилично противоположил врата дщере Сиони, сиречь, врата Иерусалима, вратам смертным: понеже врата смертная, или врата адова, находятся в месте преисподнем, врата же Иерусалима на горе высокой. Во вратах смертных стекаются люди, осужденные во ад: во вратах же Иерусалима собираются избраннии Божии. Врата смертная изводят мятеж и брани, ведущия к смерти: врата же Иерусалима основана в мире (Иерусалим бо положи пределы своя, мир, и имя его толкуется «видение мира»). Сего ради не рекл: «избави мя», но: вознеси мя от врат смертных, моля, да будет удален от них. Ибо не о смерти телесней глаголет, но о смерти душевней, бывающей чрез грех. Таким образом возносится и церковь от врат смертных, сиречь, освобождается от искушений, да не впадет в смерть вечную, да познает милость Искупителя, и да восхвалит Его пред Ангелы Божиими во вратех небеснаго Иерусалима.

Пс.9:16. Углебоша язы́цы в пагубе, юже сотвориша: в сети сей, юже скрыша, увязе нога их.

Под именем «языков», в смысле историческом, разумеются иноплеменные народы, воевавшие противу Давида, в смысле же нравственном – сонмы людей нечестивых, пагубою же порок нарицает. Ничто бо толико не погубляет, как порок. Человек порочный уловляется и низлагается собственными своими злодеяниями, и якоже от ржи железо и от моли руно, тако и порочный погибает от порока. Посему и прежде еще наказания Божия, самый порок подвергает своего делателя наказанию, якоже и Павел вещает: и возмездие, еже подобаше прелести их, в себе восприемлюще (Рим. 1:27). И зри, коль свойственныя и приличныя употребил Пророк речения: углебоша, глаголет, в пагубе, то есть погрязли в пороке, аки в некоей вязкой тине, откуда выдти не могут. И паки: в сети сей, юже скрыша, увязе нога их. То есть, узами неразрешимыми связуются порочные; и как дела их исполнены студа, того ради скрывают и утаити тщатся их. Сие же и о гонителях разуметь можно, каковы были: Нерон, Диоклитиан, Максимиан, богоотступник Иулиан, и премногие другие величайшие враги церкве, погрязшие в пагубе.

Пс.9:17. Знаемь есть Господь судьбы творяй: в делех руку своею увязе грешник.

Понеже много беседовал Пророк то о праведном суде, то о милости Божией к убогим: сего ради выводят отсюда преполезное учение, заключая, что тогда наипаче познается Бог истинным и великим, когда чудныя судьбы творит, обращая оружия и коварства людей нечестивых в погибель их самих. Его бо промыслом увязает грешник в делех руку своею, когда падает в пагубу, которую иным устрояет, и в сеть, юже ближним уготовляет. Подобная сим видели мы во псалме 7:15–16, где в том же разуме сказано: се боле неправдою, зачат болезнь, и роди беззаконие. Ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела.

Пс.9:18. Да возвратятся грешницы во ад, вси язы́цы забывающии Бога.

Не клятва, но пророчество, которым предвозвещает, что порок имеет наказание неизбежное, и что нечестивые непременно снидут во ад. Глагол, да возвратятся, положен вместо возвратятся. Чего же ради грешники возвращаются во ад? Понеже оттуду вышли, так как и самый грех выходит оттуду же. Бог сотворил человека праведным, но диавол превратил его в грешника, по оному: вы отца вашего диавола есте (Ин. 8:44). Следующия слова, вси язы́цы забывающии Бога, означают, кто суть оные грешники, возвращающиеся во ад, а именно, вси забывающии Бога. Забвение бо Бога корень есть всех грехов, зане всяк согрешаяй отвращается Бога и обращается к диаволу.

Пс.9:19. Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца.

Дает причину, чего ради грешники, утесняющие убогих, низвержены будут во ад: понеже де Бог сотворит некогда отмщение за утеснение убогих Своих. Хотя бо и является иногда, как будто не помнит о них, однако не вовсе забывает, но некогда воспомянет: и потому терпение или чаяние убогих не погибнет до конца, сиречь вечно. Добре рекл, до конца, показуя, что не всегда дает им покой. Где бо явится терпение, ежели всегда покоем наслаждаться будут? Впрочем не всегда же и терпети будет Бог, дабы обидимые до конца жизни подвергалися наветам и козням, но терпение их непременно свой плод получит. И сие подает не малое утешение, быть всегда оконце благонадежну.

Пс.9:20. Воскресни, Господи, да не крепится человек, да судятся язы́цы пред тобою.

Рекши о пороках, обладающих многочисленнейшими человеками, и поведав о злобе и безчеловечии сильных, молит Бога о низпослании помощи обижаемым. Что же есть, воскресни Господи? То же, что востани, заступи, помози, накажи обидящих. Чего ради? да не крепится человек, сиречь, да не превозмогает сильный безсильнаго, будучи прах и пепел противу Бога Творца своего. Да судятся язы́цы пред Тобою. То есть, да будут наказаны за грехи сонмы всех нечестивых и злых человеков. Они не исправилися по причине Твоего долготерпения: убо востребуй ответа за их дерзновение.

Пс.9:21. Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют язы́цы, яко человецы суть.

Понеже, глаголет, вся творят, аки бы сами себе закон были, и наказания не приемлют: то накажи их, и да будет им наказание вместо увещателя и законоположника, и не токмо им, но и иным. Да разумеют язы́цы, яко человецы суть: ибо многие и сие потеряли, позабыли естество, в неистовство вринулися, себя не познали. Не знать же себя самих есть знак крайняго безумия, и горше самаго сумасшествия. Сей бо недуг есть от Божия попущения, оное же происходит от развращенныя воли. Вместо законоположителя, в Еврейском тексте читается, учителя, а по переводу Иеронима, страх. Наложи, Господи, страх на них. Но понеже Пророк глаголет здесь о некоем учителе странном, который со властию повелевает и учит, того ради седмьдесят толковников нарекли его законоположителем. Некоторые под сим разумеют антихриста, иные Константина Великаго, Иовиниана, Валентиниана, Феодосиа и иных: мы же мним быти Самаго Христа, яко верховнаго Законоположника и Судию всех. Ибо Он произвел суд на языки, гонившие церковь, и усмирил нечестивых царей жезлом железным, дабы познали, яко человецы суть, от земли созданные, немощные, и Христа превозмощи не могущие.

Пс.9:22. Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех?

Отсюду начинается вторая часть псалма, в которой содержится молитва против усилия злых людей. Нынешние Евреи начинают отсюду псалом десятый, разделяя един псалом на два. Но толковники читали псалом сей без разделения, и потому вероятно, что нынешнее разделение вымышлено после, того ради, понеже содержание сея части кажется различно от содержания первыя. Ибо в первой части представляется церковь радующаяся о победе над врагами своими, а в сей вводится плачущая о счастливых успехах их. Но не так различно содержание, как различны времена, которыя Давид пророчески описует. Ибо в начале псалма радовался духом о тайных Сына Божия, Который смертию своею испроверг диавола, разрушил идолослужение и идолов; а здесь предвозвещает различныя гонения, от язычников и от иных злых людей произойти имущия. И понеже не много выше глаголал: бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих в скорбех: сего ради ныне взирая ко иному времени, в которое по Божию попущению убогие утесняются от сильных, (понеже Бог не всегда благоволит Своим быть в покое) и приемля на себя лице просителя, за обидимых молится, и глаголет: вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих в скорбех? Аки бы рекл: почто тако попускаеши нечестивым угнетати праведных, аки бы Ты не был присущ им, но негде далече стоял от них? Почто презираеши убогих Твоих во благовремениих, сиречь, в такое время, когда бы наипаче благоприятна была помощь Твоя им в толиких скорбех сущим? Сия глаголет Пророк, не порицая Бога, ниже негодуя на Него, (не буди!) но в лице оскорбляемых человечески моля и прося, подобно больным, от несносныя болезни вопли испускающим, и на врача не от ума, но от чувствия боли негодующим, когда сечет и режет огневицею зараженные члены.

Пс.9:23. Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий: увязают в советех, яже помышляют.

Пророк за обидимых моляся, глаголет и о страстях, бывающих в них, яко в людех, немощи человеческой подверженных, аки бы рекл: когда нечестивый благоденствует, гордится, и является быти славен, тогда нищий презренный возгарается ревностию, мир грешников зря; инии же и вовсе увязают в советех, яже помышляют, сиречь, аки в сети некоей заплетаются в сомнительных о промысле помышлениях. Ибо зря нечестиваго благоденствующа, себе же в нищете и утеснении сущих, и не проницая бездны судеб Божиих, неравенством состояний соблазняются, и тем паче и паче в помыслах своих смущаются.

Пс.9:24. Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть.

Дает причину, а потом присовокупляет многия другия, чего ради нечестивый благоденствием своим гордится, а нищий возгарается ревностию: понеже де богат и силен, а потому уважаем бывает от всех, и хотя препровождает жизнь порочную и беззаконную, однако желания его исполняются, а дела от всех похваляются, так что и тогда, когда обижает других, грабит и разоряет, благословляем бывает от ласкателей и притрапезников, хотя впрочем достоин проклятия.

Пс.9:25. Раздражи Господа грешный: по множеству гнева своего не взыщет: несть Бога пред ним.

Продолжает описывать характер или свойство гордаго, показывая, что он не токмо не благодарит и не хвалит Бога за свое благоденствие, но еще и хулит Его. Ибо препровождая жизнь беззаконную и порочную, не токмо не мыслит о исправлении и не ищет примирения с Богом, но и говорит: по множеству гнева своего не взыщет, то есть, грехов моих строго истязывать не будет. Ибо гордость и злоба так ослепляет ум, что грешник не помышляет, коль велико есть зло раздражить Бога. Чего же ради не помышляет о сем? Несть Бога пред ним, или, как в Еврейском тексте изображено, несть Бога во всех помышлениях его: то есть, хотя и о многом помышляет, однако Бог никогда на мысль его не приходит. Так-то забыл он Бога!

Пс.9:26. Оскверняются путие его на всяко время: отъемлются судьбы твоя от лица его: всеми враги своими обладает.

Сие следует из вышереченнаго. Понеже бо никогда не помышляет о Боге, и никогда путей своих ни управляет к Нему, но токмо помышляет о исполнении плотских вожделений: сего ради вси путие его оскверняются, то есть, вся жизнь его протекает в мерзких делах, а наипаче в скверной похоти. За сим присовокупляя причину, чего ради оскверняются пути нечестиваго на всякое время, глаголет: отъемлются судьбы твоя от лица его: всеми враги своими обладает.

То есть, то, что могло бы его обратить от злаго пути к добродетели и заставить помыслить о страшных судьбах Твоих, далече отстоит от сердца его: и сего ради не любит обличающих и исправляющих, но всех таковых почитает за врагов. Он их презирает, и дуновением от себя прогоняет.

Пс.9:27. Рече бо в сердцы своем: не подвижуся от рода в род без зла:

Человек, забывший страх Божий, и себя уже забывает, и тако от собственнаго безумия умножает похвал нечестие. Виждь бо, что помышляет и глаголет: не подвижуся от рода в род без зла. То есть, никто не возможет поколебать мене, и низринуть от сего моего состояния, в котором пребуду от рода в род, без всякаго зла. Не ясно ли изображается здесь тщетная надежда нечестиваго?

Пс.9:28. егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти: под языком его труд и болезнь.

Описав, каково есть сердце нечестиваго, и показав, что оно не помышляет о Бозе, и о судьбах Его, теперь описует, каковы суть уста его, по сих же покажет, каковы суть дела его: глаголет убо: егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти. К клятве относится хула на Бога, и ропот на судьбы или на промысл Его: к горести – отъятие имения и чести, гнев и вражда на брата, и прочие пороки, яд ненависти и злобы изрыгающие; к лести – ласкательство, ложь, клевета, клятвопреступление и прочая. Следующия словапод языком его труд и болезнь, означает пагубное действие вышереченных пороков. К тому бо клонятся все намерения нечестиваго, како бы причинить труд и болезнь, то есть, вред и пагубу другому. И не глаголет «на языце», но под языком, дабы показать, что злоба нечестиваго не извне токмо является, но и внутрь, сиречь в самом сердце гнездится, на подобие змиев, кои яд под языком скрывают.

Пс.9:29. Приседит в ловительстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго: очи его на нищаго призираете.

Пророк описывает здесь злыя дела нечестиваго, то есть, обиды и притеснения, чинимыя от него убогим. И употребляет речь преносную, взяв подобие от разбойников или наветников, укрывающихся в тайных местах, и назирающих, дабы учинить нападение на путника, идущаго неосторожно, и убить его2.

Пс.9:30. Ловит в тайне яко лев во ограде своей, ловит еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей.

Пс.9:31. Смирит его: преклонится и падет, внегда ему обладати убогими.

Что сказал в стихе предыдущем, то же самое изъясняет и в сих последующих двух стихах, различныя употребляя подобия и преносныя речи. Тамо бо сравнивал гонителя с разбойником, наветующим мимо идущему путнику; а здесь сравнивает его с лютым зверем, каков есть лев, и с ловцем разстилающим сети для уловления безсильных зверей. Сии два стиха в Еврейском тексте яснее читаются так: приседит в тайне месте, яко лев во ограде своей; приседит, да восхитит нищаго; восхитив же нищаго, влечет в сеть свою: прегибает себе, слячется, и падает в крепости его сонм убогих. Перевод же седмидесяти толковников можно изъяснить так: ищет яко лев уловить и восхитить нищаго, уловивши же влечет его в сеть свою, яко ловец зверя: привлеченнаго же смиряет, то есть, удавляет и предает смерти. Оное слово, и падет, означает то же, что нападет, и повторяется для объяснения вещи. Прилично же относится к падению и самаго нападателя или злодея. Хотя бо и превозможет, и возобладает убогими, однако и сам непременно погибнет.

Пс.9:32. Рече бо в сердцы своем: забы Бог, отврати лице свое, да не видит до конца.

Показывает причину вышереченныя лютости, сказуя, что нечестивый того ради гонит праведнаго, понеже мнит в себе, что Бог не имеет внимания к делам человеческим и никогда не зрит, что творится на земле. Ты же смотри, в коликую пропасть погибели нечестивый снизходит, и какия мысли в себе питает: ибо чего явно произвести не смеет, о том в самом себе размышляет, ополчаяся противу истины, и то, что светлее солнца, помрачая в себе по причине лишения ума своего.

Пс.9:33. Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука твоя, не забуди убогих твоих до конца.

Просит Бога, дабы усмирил ярость нечестивых, и прекратил неистовство их. Воскресни, глаголет, сиречь востани, и простри руку Твою на поражение. Глаголет же человечески, представляя Бога аки спяща, и не действующа руками, дабы показать долготерпение Его, аки бы сказал: доколе ожидаеши, доколе терпиши? Отложи терпение, простри руку и накажи. Ибо от долготерпения Твоего никаковыя не приобретают пользы.

Пс.9:34. Чесо ради прогнева нечестивый Бога? рече бо в сердцы своем: не взыщет.

Паки повторяет причину, чего ради нечестивый прогневляет Бога: понеже де помышляет, что Бог грехов его не взыщет: и тем как бы убеждает Пророк Бога к скорейшему отмщению. Хотя бо и нелепо есть убеждать Бога побудительными причинами: но Он позволяет нам в молитвах наших свободнее с Ним разглагольствовать, как поступают отцы с сынами. Сие творит и Давид, представляя различныя причины, коль безместно Богу презираему быть от нечестивых, и терпеть их без наказания.

Пс.9:35. Видиши, яко ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце твои: тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник.

Аки бы сказал: нельзя тому статься, чтоб Ты оставил злодея без наказания. Нет, Ты видишь злодеяния и дерзость его, видишь также и злострадание гонимых. Убо да предан будет в руце Твои, когда исполнится мера злодеяний его. Зане Тебе, Отцу всех, принадлежит пещися о нищих, особенне же о тех, кои лишены всякия иныя помощи, каковы суть сироты. Убо Ты буди помощник сироте.

Пс.9:36. Сокруши мышцу грешному и лукавому: взыщется грех его и не обрящется.

То есть, сокруши силу и кичливость нечестиваго и коварнаго, да тако смирившися, или покается и ктому согрешати не будет; или аще не покается, да изыщется нечестие его, и он да не обрящется между живущими на земле.

Пс.9:37. Господь Царь во век и в век века: погибнете, язы́цы, от земли его.

Предвозвещает будущее событие того, о чем доселе молился. Господь, глаголет, Царь во век и в век века, то есть, Господь царствует присно, и царствию Его не будет конца. Вы же, врази Его, погибнете и потребитеся от земли: Господня бо земля и исполнение ея (Пс. 23:1). Утешает же и смущающихся по причине той, что не скоро грешники приемлют наказание. Почто, глаголет, боишися? почто устрашаешися? Господь временный ли Судия есть? Конец ли иметь будет царствие Его? Хотя бо грешник и не приемлет ныне наказания, но непременно приимет: пребывает бо судяй праведно, и царствует во век и в век века.

Пс.9:38. Желание убогих услышал еси, Господи, уготованию сердца их внят ухо твое.

Пророк, как бы уже получивши просимое от Бога, восхищается радостию, возсылает благодарственная Вседержителю и, будучи в восторге, прошедшее полагает за будущее, аки бы рекл: верую, яко услышиши молитву убогих, и уже оком веры вижу, яко услышал еси. И не глаголет: «услышал еси молитву», но желание убогих, показуя вскоре имеющее быть услышание, аки бы сказал: Бог, испытуяй сердца и утробы, не будет ожидать от убогих молитвы, но вскоре желание их исполнит. За сим, повторяя то же иными словами, присовокупляет: уготованию сердца их внят ухо Твое. Ибо желание и уготование сердца одно и то же есть: обоя бо являют усердное расположение к молитве.

Пс.9:39. Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли.

Понеже рекл, что Господь услышит желание убогих, а желание их в том состоит, дабы защитил их от гонителей: сего ради, заключая псалом, молит о сем Бога, аки бы тако глаголя: понеже Ты, Господи, к бедным и утесненным яко Отец милосердый являешися, подая им помощь и молитвы их приемля, и желания исполняя, – суди убо сиру и смирену, сиречь: сотвори правосудие всем бедным и смиренным рабам Твоим. Защити их от гонящих, отмсти обиды, наносимыя им от злодеев, да не приложит к тому бренный человек, сущий на земли, величатися пред Тобою, Богом, сущим на небеси, и да не дерзает превозноситися брение противу скудельника.

* * *

1

Святый Златоуст в толковании на сие место.

2

В Еврейском тексте взято сие подобие от стрельца, метящаго в цель в половину закрытыми глазами, дабы прямее нанести удар.) Оное же слово, с богатыми, означает, что нечестивые имея сообщество с подобными себе злодеями, и притом сильными и богатыми, различными ухищрениями уловляют убогих, и приводят их в конечное разорение.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle