Источник

Псалом 10

Пс.10:1. В конец, псалом Давиду. На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица?

НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

О сем надписании сказано выше. Настоящий псалом разделяется на две части, из коих в первой Пророк утешает себя и своих, бывших с ним в гонении от Саула, упованием на Бога. Во второй благодарит Бога о спасении своем и проповедует Божию правду, проявляемую во управлении мира. Сложен образом разговора. Приличен и всякому праведному, сиречь, неповинно гонимому человеку. Вси бо, хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут (2Тим. 3:12).

Глас праведнаго Давида, ответствующаго на советы малодушных друзей, представлявших ему, дабы оставил отечество и град ради множества ненавистников, гонителей и клеветников.

На Господа, глаголет, Вездесущаго, Всеблагаго и Всемогущаго, уповах, и уповаю: како убо речете души моей, сиречь: почто советуете, глаголюще: превитай по горам яко птица, – оставь отечество, друзей, дом, сообщество людей, и беги в горы, где нет опасностей, завистников и клеветников, улетай как птица, боящаяся ловцев, и гнездящаяся на верхах гор, куда они взойти не могут. – Таковыя горы часто представляются воображению людей малодушных, смущаемых и малым некоторым огорчением: они мнят, что переменою мест возможно избежать досад и оскорблений, а надежды на Бога не возлагают, и потому приходят во отчаяние, в котором иногда и самую произвольную смерть избирают, прибегая к ней аки к некоей горе. Праведный же, сиречь, невинный, постоянен есть, великодушен, и места своего не оставляет, ведая, что всюду встретиться могут огорчения, и что помощь Божия против нападений сатаны везде готова. Итак, оныя слова: како речете души моей, в смысле духовном можно противополагать и демонским искушениям, и внутренним помыслам, от врага влагаемым.

Пс.10:2. Яко се, грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем.

Пс.10:3. Зане яже ты совершил еси, они разрушиша: праведник же что сотвори?

Слова боязливых друзей Давидовых, представляющих причины, чего ради, по мнению их, должно спасаться бегством и оставить все: понеже де много есть врагов, явных и тайных и опасность предстоит близко. Уже бо и луки напрягли, и стрелы наложили на тетивы, и се, уже готовы стрелять, дабы или явно или тайно поразить тебя, а с тобою и нас невинных. Сверх сего, и иная есть причина, чего ради надлежит скорее бежать. Какая же? Зане, яже Ты совершил еси, они разрушиша, то есть: все твои знаменитыя дела и подвиги, какие ты совершил, с опасностию потеряния собственныя твоея жизни, для спасения отечества и поддержания царства Саулова, и самыя благия намерения, какия имел ты впредь произвести в действо, они испровергли и разрушили. При таких обстоятельствах, что сотворит человек праведный, неповинный, великодушный, но безоружный и безпомощный?

Пс.10:4. Господь во храме святем своем. Господь, на небеси престол его: очи его на нищаго призираете, вежди его испытаете сыны человеческия.

Пророк отражает советы друзей, и дает свои причины, чего ради не боится наветов вражиих, и не распространяяся много в словах, к Богу прибегнул, и на небеси и везде сущему. Не лук напряже, не тул уготова, якоже они, ниже во мраце состреляти ополчился: но вся сия оставив, укрепил себя надеждою на Бога, и сего всем оружиям предпочел, яко не имеющаго в них никакия нужды, но вся единым манием совершающаго. Господь, глаголет, во храме святем Своем, подразумевай: живет или пребывает. Нарицает же святым Божиим храмом небо, еже есть храм нерукотворенный. За сим, то же самое повторяя иными словами, глаголет: Господь, на небеси престол Его, то есть, как Сам на небеси пребывает, так и престол Свой тамо же имеет, аще и повсюду с Ним есть.

Пс.10:5. Господь испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду ненавидит свою душу.

От онаго де превыспренняго престола, пред которым ничто укрыться не может, призирает Бог на всех, а паче на нищих духом и смиренных сердцем. Никое убо зло коснутися может людей таковых, не ведущу или не попускающу Богу. Следующия слова: вежди Его испытаете сыны человеческия, изъявляют особенное внимание Божие к человекам: и следовательно, большее подают утешение. Не просто бо с небеси зрит Бог на людей, сущих на земли, но и купно испытует сердца их, помышления их, советы их, намерения и предприятия их. И потому совершенно знает, кто праведен, и кто нечестив, и праведный убо восприемлет праведную награду, нечестивый же наказание. Любяй бо неправду ненавидит свою душу и чрез то наказуется. Чудно сие изречение, и купно истинно. Любяй бо неправду, хотя, по-видимому, и любит свою душу, ибо для того и грешит, чтоб удовольствовать оную: но в самом деле ненавидит ее, понеже любя неправду, погубляет душу. В каковом разуме и Господь глаголет у Иоанна: любяй душу свою погубит ю (Ин. 12:25), то есть, кто зле себя любит, тот себя ненавидит.

Пс.10:6. Одождит на грешники сети: огнь и жупел, и дух бурен часть чаши их.

Рекши о правосудии Божии, возвещает грешникам казни, ниспосылаемыя свыше, употребляя выразительное слово и страшныя имена предлагая, дабы сильнее поразить сердца врагов. Одождит на грешники сети. То есть, пошлет на них различныя казни, и притом в толиком множестве, в коликом капли дождевныя падают с неба. Или попустит им непрестанно увязать во грехах, яко в некиих сетях, поражая их душевною слепотою, и предавая в неискусен ум творити неподобная, которое наказание есть самое ужасное (Рим. 1:28). И сие в настоящей жизни, в будущей же – огнь неугасимый и жупел серный, соединенный с смрадом несносным, каковым истреблен был Содом и Гоморр, и дух бурен, сиречь, ветр смертоносный и жгущий, каковый бывает в странах Африканских, будет частию чаши их, то есть, наградою или возмездием, достойным их. Сия чаша уже готова в руце Господни, исполнь растворения вина нерастворенна: испиют сию вси грешнии земли (Пс. 74:9).

Пс.10:7. Яко праведен Господь и правды возлюби: правоты виде лице его.

Сия есть вина, чего ради Бог тако накажет нечестивых: понеже праведен есть, и любит правду, как в Самом Себе, так и во всех человеках, которых сотворил по образу Своему, в преподобии и правде. За сим, то же самое повторяя иными словами, придает: правоты виде лице Его.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle