Псалом 10
В конец, псалом Давиду. С Евр.: «Начальнику хора. Псалом Давида». «Сей псалом, – говорит бл. Феодорит, – бож. Давид, гонимый Саулом, изрек советовавшим ему искать спасения в бегстве. Но приличествует он и всякому, претерпевающему обиды и возлагающему упование на Бога. Надписан же: в конец, потому что содержит предречение о праведном суде Божием и наказании, коему подвергнутся беззаконные». По мнению св. Афанасия, сей псалом воспевает Давид по преодолении врагов. Некоторые из толковников (Иерон., Август. и др.) в сем псалме видят Церковь, гонимую еретиками.
1. На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам яко птица68. Нужно думать, что так Давид отвечал своим приближенным, которые советовали ему спасаться бегством от Саула, переселиться на горы. «Зачем, говорит Давид, спасаться бегством, кружиться по горам подобно напуганному воробью, туда и сюда переносить кущу, когда имею твердое упование на Бога, и при оном не боюсь врагов»? (Бл. Феод.). Словам: превитай по горам св. Афан. дает такой смысл: переселись, уходи, беги в горы, т.е. в горы добродетели».
2. Яко се грешници налякоша лук, уготоваша стрелы в туле – вот грешники уже натянули лук, приготовили стрелы в колчане состреляти во мраце69 правыя сердцем – чтобы во тьме или в темную, безлунную ночь стрелять в правых сердцем. С Евр.: «Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем». Здесь под грешниками разумеются, по бл. Феод., нечестивые враги Давида, под стрелами и луком – козни и их враждебные действия, под мраком – неизвестность и скрытность умысла, «а под правым сердцем пророк наименовал себя не с намерением приписать себе высокую добродетель, но по сознанию, что никогда ничего не делал во вред Саулу; напротив же того оказывал ему великое благорасположение» (Бл. Феод.). Св. Афанасий разумеет мысленных врагов, которые обыкновенно действуют во мраке, – тайно.
3. 4. Зане яже Ты совершил еси, они разрушиша. С Евр.: «Когда разрушены основания, что сделает праведник?» Т.е. Ты, Господи, определил быть мне царем Израиля, а враги мои стараются это разрушить, или подумают, что разрушили. «Не я восхитил царство, говорит Давид, но по Твоей благодати приял помазание; они покушаются сокрушить меня, вооружаясь противу Твоего определения» (Бл. Феод. и св. Афанасий). «Они нападают и ведут войну, нарушая Твой закон и Твои повеления; ибо они усиливаются разрушить Твои заповеди, и притом утвержденные» (Злат.). Праведник же что сотвори? Здесь, как и в других местах, Давид называет себя праведником или невинным по отношению к Саулу, пред которым был прав. Т.е. что же я, неповинный, сделал такого, за чтобы можно и следовало гнать меня? Впрочем, Господь видит мою невинность и мои дела, ибо он обитает во святом храме, ст. 4: царствует на небе, Он во всей вселенной, Он печется о людях, особенно гонимых невинно, ибо очи Его устремлены на нищего – на бедного, гонимого, лишенного человеческой помощи, Ему и единых веждь у очей достаточно, чтобы в точности знать людей и все дела их. «Очами, – говорит св. Афан., – называет благодетельное назирание, а веждями – Божий промысл». Св. Златоуст дает вопросу: праведник же что сотвори? – такой смысл: «Ты спрашиваешь, что сделал праведник? Прибег к Богу, живущему на небе, существующему везде... Которому особенно свойственно промышлять и пещись – препятствовать обижающим, помогать обижаемым». С Евр.: «Господь во святом храме Своем, Господь, – престол Его на небесах, очи Его зрят (на нищего); вежди Его испытывают сынов человеческих».
5. Любяй неправду, ненавидит свою душу. Кто любит неправду, грех, порок, тот расстраивает свою душу, давая силам превратное направление, унижает ее, оскорбляя ее достоинство; наклекает на нее гнев Божий, устрояет ей погибель; следовательно, ненавидит свою душу; «прежде наказания, – говорит св. Злат., – уже испытывает наказание»; следовательно, Бог все видит, всем воздает должное – праведникам чрез добродетель, и нечестивым чрез самый грех, порок. С Евр.: «Господь испытывает праведного; а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его».
6. Одождит на грешники сети70, огнь и жупел (сера), и дух бурен, часть чаши их. С Евр.: «Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер – их доля из чаши». «Желая, – говорит св. Злат., – представить неизбежность отмщения нечестивым, высшую степень мучения, скорость и разрушительную силу наказания, св. Давид говорит: дождем прольются на нечестивых молнии (эти огненные сети), огонь, сера, бурный ветер и горящие угли»: вот их доля, их неизбежная участь (Злат., бл. Феод.). Часть чаши. Образ выражения здесь взят с обычая Евреев в праздники наливать за столом, в особые чаши, каждому часть вина (Пс. 15:5, 74:9). Отселе часть чаши – участь, удел, доля.
7. Яко праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его. Причина, почему Господь накажет нечестивых, – потому что Он праведен, любит единую правду, лице Его видит, т.е. любит одну прямоту или справедливость. С Евр.: «Ибо Господь праведен, любит правду: лице Его видит праведника».
* * *
Птица στρουδίον – ος – всякая малая пташка, воробей и др. Vulg. passer – воробей. С Евр: «улетай на гору, как птица».
Во мраце ἐν σκοτομηνῆ – η – безлунная, темная ночь.
Одождит сети ἐπίβρεξει πάγιδας. Так и в Вульгате: pluet laqueos – одождит сети или петли. В Еврейском: сети: пахим, что значит и саrbomes – угли и laqueos – петли, арканы, сети. По свидетельству Розенмюллера Арабы огненными петлями или веревками называли молнии – fulmina-igneos funes. Розенм. Дух бурен πνεύμα καταιγίδος – дух бури, т. е. сильный палящий ветер – (самум).