Источник

Псалом 8

В конец, о точилах, псалом Давиду.

Что именно значит выражение «в конец», об этом было уже говорено в прежних наших рассуждениях. Затем «точилами» пророк называет здесь храмы Божии, повсюду рассеянные по вселенной. Ибо Господь Иисус Христос есть виноградная лоза, как сам Он называет себя в Евангелии (Иоан.15:5), Его апостолы суть ветви на этой лозе, вера же христианская – виноградная кисть, которая, будучи раздавливаема в церквах, как бы в точилах, дает из себя вино христианского учения, веселящее сердца в верующих. Итак пророк воспел настоящий псалом от лица этих духовных точил, то есть от лица церквей христианских. В древности, во времена ветхозаветные, построен был только один храм Богу истинному, находившийся в одном только Иерусалиме; так как только одному народу в целом дано было от Бога в удел то, о чем говорит пророк Исаия в следующих выражениях: «И создах столп и предточилие ископах в нем» (Ис.5:2). Под «столпом» называет он именно храм Иерусалимский, а «предточилием» – устроенный в этом храме жертвенник. Но в конце времен, и также при конце самого богослужения храм этот был разрушен, а вместо него воздвиглись по всему лицу земному в несчетном множестве церкви Христовы, потому что все народы снова получили в то время утраченное никогда ими истинное познание о Боге.

Пс.8:2. Господи Господь наш, яко (как) чудно имя Твое по (на) всей земли!

Иисус Христос есть Господь не одних верующих, но и неверующих; только Господом неверующих Он может быть назван единственно как их творец; для в верующих же он Господь вдвойне, и как творец их, и как Бог: потому то и имя Господа в приведенном выше месте повторено два раза. Это восклицают церкви верующих, обращаясь с своими словами к Иисусу Христу: о Господи, как бы так говорят они, Творец наш! О Господи наш, Ты, который еще так недавно познан нами, как Господь! – Весьма «чудно имя Твое по всей земли!» Одно призывание этого имени отгоняет демонов, воскрешает мертвых, удаляет болезни, изменяет стихии и имеет власть над всем. Здесь имя Господне названо чудным или дивным; но в другом месте пророк называет имя Господне также страшным. Таким образом чудно или дивно имя Господне по тем сверх естественным действиям, которыми сопровождается его призывание; страшно же потому неизглаголанному могуществу, которое проявляется в этих действиях. Обратите внимание на то, как пророк Давид, в этом названии Господа – Господом «нашим», сопричислил к нам и самого себя, провидя без сомнения тайну будущего и ту спасительную веру в распятого, которая впоследствии охватила все концы мира. Но чем оправдаются сами иудеи против того, что имя Бога Вседержителя в прежнее время было в пренебрежении у большей части народов, и притом в пренебрежении по той собственно причине, как говорит сам Бог чрез пророка Исаию, что «имя» Его «ради их» (или то есть ими иудеями) «хулилось во языцех» (Ис.52:5)! Отсюда между прочим становится очевидным то, что сказанные выше слова, – где, говорится, что имя Господне чудно «по всей земли», – без всякого сомнения относятся ко времени христианскому.

Пс.8:2. Яко (ибо) взятся (вознеслось) великолепие Твое превыше небес

Великолепием пророк называет здесь вочеловечение Божие, которое и в самом деле полно величия, превосходящего всякий ум. Это самое великолепие возвысилось, говорит он, над самыми силами небесными, как непостижимое для них и изумительное. И изумляются такому таинству Божию не только люди, но и самые ангелы небесные. Или иначе: пророк, желая показать нам беспредельное могущество божественной природы, говорит: вознеслось великолепие Твое превыше небес, так как земля не могла вместить этого великолепия. О чем другой пророк говорит в следующих выражениях: «Покры небеса добродетель Его и хвалены Его исполнь земля» (Аввак.3:3).

Пс.8:3. Из уст младенец (детей) и ссущих (сосущих молоко) совершил (устроил) еси хвалу

Пророк предсказывает здесь хвалебную песнь детей, воспетую некогда ими в честь Господа. Из всех чудес и знамений, которые совершил Иисус Христос на земли, он указывает только на изумление детей при виде воплотившегося Бога, выражавшееся в хвалебной песни, указывает на это одно, как на особенно поразительное чудо. И в самом деле, ведь случаи воскрешения, например, мертвых бывали и до Христа, бывали также и случаи исцеления прокаженных и изгнания бесов; но хор грудных детей громко и внятно воспевающих славу Божию, только впервые раздался в то время на земле. Притом поющие были не просто дети, но, как говорит пророк, дети сосущие еще молоко, то есть грудные, а это – явление в высшей степени необычайное. «Совершил» же, иначе говоря: устроил так, что эта хвалебная песнь собственно раздавалась из уст ангелов; так как речи самих детей были еще не совсем внятны.

Пс.8:3. Враг твоих ради, еже разрушити (дабы уничтожить) врага и местника (отмстителя)

Пророк объясняет даже и самую причину этого чуда. Это было, говорит, сделано, Господи, ради злобных врагов Твоих, то есть иудеев, которые подозрительно смотрели на другие Твои чудеса, думая – не «обманываешь» ли быть может Ты каким-нибудь образом их глаза; в воспетой же Тебе песни младенцев, – которые были собственными детьми Твоих врагов, которые при них же все время росли, – всякое подобное подозрение вовсе не могло иметь здесь для себя места. Таким образом, это чудо направлено было к тому, чтобы уничтожить подозрительность в народи иудейском относительно Христа, то есть посрамить этот народ – врага и вместе отмстителя Божия. Врагом назван здесь народ иудейский, как враждующий против Сына Божия; отмстителем же назван он, как прикрывающий эти свои враждебные побуждения и действия именем Бога – Отца. Но под врагом и отмстителем можно разуметь здесь также и диавола. Он то же – враг Божий, так как противится заповедям Божиим и враждует против друзей Божиих: он вместе с тем есть и отмститель Божий, потому что по отпадению кого-либо от Бога, он старается удерживать отпадшего в таком состоянии и кроме того, направляя к преступлению заповедей Божиих, подвергает его наказанию или отмщению со стороны Бога. В то время и этот враг и местник Божий также был посрамлен и уничтожен хвалебною песнью младенцев. Должно заметить, что пророк описывает упоминаемое здесь событие не как имеющее совершиться, но как совершившееся уже, потому что он созерцал своими пророческими очами отдаленное от него будущее ясно, как бы случившееся. Быть может также, что и эти слова произнесены пророком, как и приведенный выше, то же от лица церквей; это как бы слова, которые они некогда имели произносить.

Пс.8:4. Яко узрю (как посмотрю) небеса дела перст Твоих

В древности язычники думали, что мир сотворен их ложными богами; но вот истина озарила этот темный язычески мир ярким своим светом, и Церковь верующих так восклицает теперь: Боже, я познаю небеса, как «дела перстов твоих! Небесами» пророк называет здесь небо, сотворенное в начале и при самом творении еще не имевшее на себе светил, и твердь небесную с ее бесчисленными светилами, являющимися в истории творения с четвертого дня. Или быть может здесь употреблено только множественное число вместо единственного, то есть сказано – небеса вместо небо, – по свойству еврейского языка. Говоря о небе, которое как бы обнимает собою весь видимый нами мир, пророк хотел указать этим самым как на небо, так вместе с тем и на все сотворенное, окружаемое со всех сторон небесным сводом. «Дела перст Твоих». Это, по мнению некоторых толкователей, сказано для того, дабы показать, что даже такие важные и величественные части творения, как например небо, не требовали от Творца их каких --либо особенных усилий, но представляют собою проявление самого обыкновенного творческого Его всемогущества; это суть только дела Его перстов, – не более. По моему впрочем мнению, пророк употребил здесь слова эти безразлично, то есть, не придавая им какого-либо особенного значения, подобного выше приведенному; потому что в другом например месте говорит он: «И дела руку» (рук, а не перстов, как в настоящем псалме) «твоею суть небеса» (Псал.101:26) – «Луну и звезды, яже» (которые) «ты основал еси». Упомянув о небе, пророк присоединяет несколько слов и об украшении неба. Я познаю, как бы так говорит он, Тебя, как Творца не одного неба, но также и звезд небесных. Упоминая же о луне, пророк, как можно думать, имел при этом в виду также и солнце, и говоря о первой, указывает тем самым и на второе; так как известно, что луна сама получает свой свет от солнца и становится таким образом видимою для нас, вследствие чего оба эти светила в сознании людей являются всегда в связи одно с другим. Известно, что эти два великие светила такие при том, что если вспоминает об одном, то непременно в вашем сознании тотчас же воспроизводится представление и о другом. Так, напротив, в другом месте пророк упоминает только о солнце, говоря: «ты совершил еси зарю и солнце» (Псал.73:16), как равно и луну, конечно; так как оба эти великие светила взаимно одно другое предполагают. – Далее: «яже» (которые), то есть звезды, или же вообще дела. – «Основал еси», иначе сказать: утвердил, прикрепил твердо, так что они никогда не могут оставить своих мест, хотя они и не имеют под собою какого-либо твердого основания и представляются как бы висящими в воздушном пространстве.

Пс.8:5. Что есть человек, яко помниши его, или сын человеч, яко (что) посещаеши его?

Это также по причине вочеловечения Бога сказал пророк, предузнавший тайну сего события. Что такое есть человек, – как бы так говорит он, – что Ты взыскиваешь его, Боже, своим милосердием, это непокорное создание Твое, забывающее о Твоем над ним владычестве? Здесь речь не собственная, метафорическая, а заимствовал пророк эту метафору у тех людей, которые постаравшись забыть о ком-нибудь, потом, спустя некоторое время, движимые состраданием к забытому ими лицу, снова воскрешают в себе воспоминание о нем; этого мало: они даже стараются помочь ему в чем нужно, и защитить его. Вот это самое и означает то посещение, о котором говорится выше, в слове – «посещаеши». Ибо не ангел, и не ходатай, но сам Господь пришел, чтобы спасти нас. Но что же такое в самом деле человек, что это ради него должно было совершиться? Почему, когда пали ангелы, Ты, Боже, ничего подобного не сделал для них, но вот падает человек, и Ты Сам вдруг приходишь на помощь к нашей немощи. Слова: человек и сын человеч, соответствующие одно другому выражению, которые означают одно и то же. Подобный способ выражения свойствен Ветхому Завету. Сын человеч здесь собственно кажется перифраз слова человек.

Пс.8:6. Умалил еси его малым чим от ангел (пред ангелами)

Пророк вспомнил о древних благодеяниях Божиих, которые дарованы были Богом первому человеку на земли при его творении. Ибо вышедши на свет из рук Творца первый человек обладал такими совершенствами природы, что только незначительным чем умален он был пред ангелами Божиими, по причин дарования ему тела, и с ним всего того, что относится к телу. А это было сделано конечно не без особенного смотрения Божия о нем, дабы, когда он возгордится своим умом, в то же время мог смиряться своею земною природою. Потому что если, даже отягчаемые телом, мы кичимся своим умом; то что бы с нами было, когда бы мы не имели тела?

Пс.8:6. Славою и честию венчал (увенчал)

Ты увенчал, говорит пророк, славою человека, сотворил его по своему образу и подобию; увенчал далее честию, даровав ему власть над всеми животными.

Пс.8:7. И поставили еси его над делы руку Твоею

Наконец Ты поставил, говорит, его царем над всеми тварями, сказав прародителям нашим: «Раститеся и множитеся, и наполните землю и господствуйте ею» (Быт.1:28).

Пс.8:7–8. Вся покорили еси под нози его: овцы и волы вел, еще же и скоты польския (скот полевой), птицы небесныя, и рыбы морския, преходящия (ходящих) стези морския (по стезям морским)

Эти слова также как и предшествующие, заимствованы из книги Бытия. «И обладайте рыбами морскими», говорится там, «и птицами небесными и всеми скотами, и всею землею» (Быт. 1:28). Сказавши что, вся покорил Творец под ноги человека, пророк начинает перечислять затем по частям это покоренное, упоминает первее всего о более прирученных человеком животных – овцах. Скотами польскими называются обыкновенно все те четвероногие, которые пасутся на полях; скот же есть всякое четвероногое, имеющее вперед и книзу наклоненную голову. Под скотами (скоты сказано, а не скот) пророк разумел без сомнения всех вообще животных, живущих на суше, как ручных, так и диких; потому что все они были отданы Творцем в услужение человеку, и он имел бы власть над всеми и доселе, если бы сохранил прежнее достоинство души. Птицы небесные, – иначе говоря птицы воздушные; пророк употребил здесь название неба в не собственном смысле, вместо воздуха, что встречается нередко и у нас, так как воздух представляется нам разлитым над нашими головами подобно небесному своду. Обратив потом свое внимание на все множество рыб, пророк все это бесконечное разнообразие хочет обнять несколькими словами, сказав: «преходящия стези морския», употребляя вместо мужского рода средний, без сомнения он имел в виду тем самым указать на различные роды рыб. Мы толкуем так настоящей псалом относительно простого обыкновенного человека. Между тем по наведении можно изъяснять его и в отношении к человечеству Иисуса Христа, как понимает апостол Павел в своем послании к Евреям. Что такое, как бы так говорить пророк, человечество, воспринятое на себя Богом – Словом, чтобы воспоминать о нем, говоря: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Матф.3:17)? Сыном же человеческим (сын человеч) пророк назвал Иисуса Христа для того, чтобы опровергнуть учение тех, которые думают, что Христос вместе с Собою свыше принес свою плоть на землю. По той же конечно причине и Сам Господь нередко в Евангелиях называет Себя сыном человеческим, давая этим понять, что Он приготовил себе храм, то есть телесный состав из девственных и чистых кровей Богородицы. Кто же родился от жены, тот по справедливости и называется сыном человеческим, ибо и жена есть человек. Посетил же его, потому что «предзрех», говорит, «Господа предо мною выну, яко одесную мене есть» (Псал. 15:8). – «Умалил еси его малым чим от Ангел» сказано потому, что Иисус Христос испытывал и жажду и голод, и подвергался действительным страданиям телесным. «Венчал его», то есть украсил: славою же, то есть божеством, «честию», иначе сказать превосходством пред ангелами, почему они нередко Ему служили; или также «честию» указываете на то наименование Иисуса Христа Богом, которое усвояют Ему верующие и на то богопочитание, которое они Ему воздают. «Вся покорил», как новому Адаму, сохранившему неповрежденными в себе образ и подобие Божие. Далее «овцы». – Это по наведению суть уверовавшие во Христа язычники, которых Он разыскал блуждавших до Него на разных горах и на пригорках и собрал их в свой овчий двор. Волы же, это иудеи, несшие на себе тяжелое иго закона Моисеева. «А скоты польския», это те, которые, не приняв ни закона Моисеева, ни закона благодати, но служа идолам и блуждая по равнинам и низменностям нисхождения настоящей жизни, не могут подняться на высоту созерцания. «Птицы небесныя» суть ангелы: «рыбы же морския» – демоны суть, которые, подобно рыбе, прыгают над волнами настоящей жизни и питаются горечью и соленостию наших нечистых деяний. Все покорятся наконец Иисусу Христу, потому что Ему некогда поклонится всякое колено небесных, и земных, и преисподних. Не излишнее также, думаем, будет предложить и еще одно объяснение слов: «умалил мы» и проч. То есть, что умалил разумеется – не пред ангелами, но пред славою Бога – Отца. И таким образом место это должно понимать так: Ты, Боже, Отец Господа нашего Иисуса Христа по божеству, «умалил Его малым чим» пред Твоим достоинством, по причине плотской Его природы. Дальнейшие за сим слова в таком случае должно уже читать так: над ангелами «славою и честию венчал еси Его», то есть больше всякого ангела. Ибо никто из ангелов не получил как имени Божия, так равно и таких служителей, как Христос.

Пс.8:10. Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли!

Так как настоящий псалом пророчествует о тайне воплощения Иисуса Христа, и Сам Христос далее сошел на землю с неба и потом снова восшел на небо, совершил некоторое кругосветное путешествие, возвратился к прежней своей отчей славе; потому то и самый псалом этот есть как бы ничто вращающееся вокруг одной мысли. Так чем он начат и закончен, как начинает, так и оканчиваете его пророк именно выражением удивления о величии имени Божия.


Источник: Толковая псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха) изъясненная по святоотеческим толкованиям (пер. с греч.), Изд. 3-е. – Киев: тип. Киево-Печерской Лавры, 1907. – 1162 с.

Комментарии для сайта Cackle