Мученик Варипса́в
Дни памяти
Житие
Варипсав [греч. Βαριψαββᾶς, Βαρυψαββᾶς, Βαρυψαβᾶς или Βαρυζαβᾶς] (I–II вв.?), мученик (пам. 10 сент.), пустынник, хранитель Крови Христовой. По преданию, некий праведник, по имени Иаков, присутствовавший при распятии Спасителя, собрал в сосуд, сделанный из тыквы, Кровь и воду, которые истекли из ребра Господа. Чтобы скрыть святыню от нечестивых, Иаков сверху наполнил сосуд маслом; от его содержимого происходили исцеления и чудеса. После смерти Иакова сосуд перешел к двум отшельникам. Один из них перед своей кончиной передал святыню Варипсаву, возможно сирийцу, позже подвизавшемуся в местности Каттара Сухрейская (греч. Σουχρεῶν), предположительно расположенной в Персии. Перед смертью Варипсав вручил сосуд своему ученику. Автор жития Варипсава, опубликованного в Acta Sanctorum (BHG, N 238), неизвестен.
Сказание о хранителях Крови Спасителя помещено в Минологий Василия II (X в.), где рассказывается также о мученичестве Варипсава. Некие злодеи, наслышанные о чудесах и исцелениях, происходящих от скрытой в сосуде Крови Христовой, решили завладеть святыней, чтобы использовать ее в корыстных целях. Напав ночью на Варипсава, они убили его, однако не нашли в сосуде то, что искали.
Согласно Никодиму Святогорцу, в сосуде, хранителем которого был Варипсав, содержались кровь и вода, которые истекли из иконы Спасителя, находившейся в Берите (совр. Бейрут), когда иудеи пронзили на ней Его ребро. Сказание о «Чуде в Берите» (BHG, N 780) приписывается Афанасию I Великому, патриарху Александрийскому, однако, согласно Римскому Мартирологу, это чудо произошло в 765 г.; кровь от иконы Спасителя в Берите была перенесена в Константинополь в X в. византийским императором Иоанном I Цимисхием.
Церковь, посвященная Варипсаву и построенная в VIII или XII в., находилась в западной части Константинополя недалеко от Ксиролофа.
Источник: pravenc.ru
Жития и книги в библиотеке
- Память святого мученика Варипсава свт. Димитрий Ростовский
- Память святого мученика Варипсава иером. Макарий Симонопетрский
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11