Священномученик Николай Хвощев, пресвитер
Дни памяти
9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
14 сентября (переходящая) - Собор Нижегородских святых
Житие
Николай Александрович Хвощев (1883 – 1937), священник, священномученик. Родился 3 декабря 1883 года в селе Калапино Лукояновского уезда Нижегородской губернии в многодетной семье священника Александра Хвощева.
Учился в Нижегородской духовной семинарии, но после четвертого года обучения покинул ее.
25 августа 1905 года был определен на должность псаломщика к Богоявленскому собору уездного города Княгинина. В Княгинине Николай познакомился с Александрой Яковлевной Сморчковой, приемной дочерью местного мещанина. Они поженились.
Осенью 1907 года Николай Хвощев успешно выдержал экзамен для рукоположения в сан священника и был назначен на священническое место к Покровскому храму в село Исупово Сергачского уезда (ныне село Гагинского района).
24 октября 1907 года был рукоположен в сан диакона епископом Нижегородским и Арзамасским Назарием (Кирилловым), а 26 октября был рукоположен в сан священника викарным епископом Балахнинским Евфимием (Елиевым).
На своем приходе до революции исполнял обязанности законоучителя как в церковноприходской, так и в земской школе.
Когда в 1937 году начались массовые аресты священников и активных прихожан, сотрудники районного Гагинского НКВД потребовали от местных властей представить характеристики на священнослужителей. Председатель сельсовета об отце Николае сообщил следующие факты:
"В селе Исупово служит попом более 20 лет. В конце 1936 года Хвощев противодействовал радиофикации села, а в конце апреля 1937 года он организовал под своим руководством и участием группу церковников, которая по его поручению заперла комсомольцев на колокольне, которые прикрепляли антенну – в связи с находившимся клубом рядом с церковью, чтобы этим не дать возможность постановки радио. Безусловно имел связь с церковниками соседнего села Покров, они вели вместе работу по развалу колхоза и организовывали денежную помощь выходцам из колхоза".
8 сентября 1937 года сотрудники НКВД арестовали отца Николая по обвинению в контрреволюционной деятельности и заключили в районное отделение милиции. 10 сентября священник был допрошен следователем.
– Вы обвиняетесь в контрреволюционной деятельности, направленной на подрыв мероприятий, проводимых советской властью. Признаете ли вы себя виновным в этом?
– Виновным себя в этом не признаю. Никаких контрреволюционных действий против мероприятий властей я не проводил.
– Как же можно рассматривать, как не контрреволюционную, вашу агитацию, проведенную среди верующих села Покрова, направленную на срыв мероприятий, намеченных местной властью по радиофикации клуба, в результате которой при попытке подвести антенну на церковь работники, проводившие это мероприятие, встретили сопротивление направленной на них толпы.
– Никакой агитации, разжигающей толпу на сопротивление в проведении данного мероприятия, я не проводил, данный инцидент получился стихийно помимо моего в этом участия.
– Кто же, как не вы, требовали от монтера прекращения проводимых им работ по радиофикации?
– Это ложь, я этого не делал.
Несмотря на показания отца Николая, следователь продолжал настаивать на его признаниях.
– Следствию известно, что вы в своем сопротивлении дошли до крайности, допустив запереть монтера, работающего по проводке радио на церковной колокольне.
– Монтера на колокольне заперли без моего в этом участия. Заперли его женщины, сопротивлявшиеся против проводки антенны.
– Признаете ли вы себя виновным в использовании церкви для устройства собраний по вопросу подготовки верующих и оказанию ими сопротивления в части принятого активом села решения о закрытии церкви.
– Мне лично об этих собраниях известно не было.
На следующий день, 11 сентября 1937 года, отца Николая допросили вновь. На этот раз следователя интересовало, почему отец Николай не принимал участия в церковной службе в соседнем селе Покров.
– Кем из села Покров вы приглашались принять участие в церковной службе 16 июля этого года и почему вы это приглашение не приняли?
– Вечером накануне ко мне на квартиру пришел церковный староста и от имени церковного совета села Покрова просил меня принять участие в церковной службе, намеченной ими на 16 июня, и при этом сказал, что в службе примут участие и другие священники. Но на сделанное мне предложение я наотрез отказался, во-первых, потому что я чувствовал себя в этот день не совсем здоровым, и, во-вторых, я хорошо понимал ответственность за организацию коллективных служб, особенно в такой период как уборочная.
По окончании следствия, на основании показаний лжесвидетелей, отца Николая обвинили в том, что он "имел тесную связь с контрреволюционной группой церковников с. Покрова. Спровоцировал жителей на выступление против радиофикации клуба по инициативе комсомольской организации села. Под его же руководством верующие села Исупово Гагинского района оказали активу села сопротивление в деле использования помещения церкви под школу".
17 сентября 1937 года Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу.
Расстрелян 1 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на расстрельном полигоне Горьковского НКВД.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Священномученики иерей Иоанн Ромашкин, иерей Николай Хвощев, иерей Александр Никольский, иерей Петр Лебединский; мученики Василий Ежов, Петр Лонсков, Стефан Митюшин (Митюшкин) и Александр Блохин
8 сентября 1937 года были арестованы священнослужители и православные миряне Гагинского района Нижегородской области, всего десять человек. Никто из арестованных не признал себя виновным. Их обвиняли в том, что они 6 июля организовали торжественную службу, в которой участвовало четыре священника и множество верующих. И хотя после службы проповеди на политическую тему произнесено не было, самой церковной службе было придано значение антигосударственного мероприятия, потому что она отрывала крестьян от работы в колхозе. 17 сентября 1937 года восемь человек были приговорены к расстрелу и расстреляны. Их имена сохранились в следственных делах: священник Иоанн Дмитриевич Ромашкин (родился в 1891 году в крестьянской семье, первый раз арестован в 1928 году и приговорен к трем годам ссылки; служил в селе Субботино); священник села Сорочки Петр Иванович Лебединский (родился в 1881 году в семье священника, в 1935 году за проповеди был приговорен к двум годам ссылки); священник села Юсупово Николай Александрович Хвощев (родился в 1883 году в семье священника); священник села Панова-Осанова Александр Семенович Никольский (родился в 1883 году в семье священника); крестьяне села Покров Александр Иванович Блохин (1879 года рождения, из крестьян), Петр Васильевич Лонсков (крестьянин, родился в 1881 году), Стефан Семенович Митюшин (крестьянин, родился в 1874 году) и Василий Киреевич Ежов (родился в 1867 году в селе Покров Нижегородской губернии и происходил из крестьянской семьи. В 1930 году он был арестован за неуплату налогов и приговорен к 5 годам ИТЛ).
По материалам: Православная энциклопедия Т.7, С.60; Иеромонах Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 1. – Тверь: "Булат", 1992 год, стр. 168–212.
Источник: pstgu.ru
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?