Мученица Матро́на Конюхова
Дни памяти
17 мая (переходящая) - Собор новомучеников, в Бутове пострадавших
Житие
Краткое житие мученицы Матроны Конюховой
Мученица Матрона родилась в 1848 году в Москве в семье крестьянина Степана Конюхова. До нас не дошли сведения о ее жизни до наступления гонений на Русскую Православную Церковь, но известно, что в тридцатых годах она уже пользовалась большим авторитетом среди православных, которые ее почитали как подвижницу, обращаясь к ней с просьбой помолиться, как к человеку, угодившему Богу. Матрона Степановна была арестована сотрудниками НКВД 26 августа 1937 года. В это время ей уже исполнилось восемьдесят девять лет. 31 августа следователь допросил ее.
– На какие средства вы существуете, поскольку вы находитесь без определенных занятий?
– Я существую на средства, получаемые от своих многочисленных почитателей.
– Назовите ваших почитателей.
– Меня на квартире посещает большое число почитателей, большей частью я их знаю только по имени, а большей частью они мне неизвестны даже по имени. Меня посещает Анна Ивановна Зерцалова, бывшая учительница, Наташа, работает где-то в детских яслях, Феврония – пенсионерка, Мавра – пенсионерка, Александра – духовная дочь умершего священника Валентина Амфитеатрова, Прасковья – приезжает из деревни, и другие, фамилии и имена которых мне неизвестны.
– Объясните цель посещения вас вашими почитателями.
– Мои почитатели приходят ко мне для того, чтобы оказать мне материальную помощь, посоветоваться о своих делах, у кого кто-нибудь заболеет или арестуют – опять идут ко мне посоветоваться, как им быть. Я им посоветую, чтобы они терпели и молились, направляла их в церкви и на могилу священника Валентина Амфитеатрова. Также ко мне обращались и спрашивали, вступать ли в колхозы? Я в этих случаях давала уклончивые советы, говорила: «Смотрите сами, вам виднее, где народ живет лучше. Если можете потерпеть, конечно, лучше не вступать, потому что если вступишь в колхоз, то придется тебе забыть о церкви». Были случаи, когда ко мне приходили возвратившиеся из ссылки и спрашивали, как им получить документы, прописаться или же возвратить отобранное у них имущество. В этих случаях я им могла посоветовать больше молиться.
– Следствие располагает данными, что вы среди верующих выдавали себя за блаженную и прозорливую. Вы это подтверждаете?
– Да, мои почитатели считают меня блаженной и прозорливой, но я сама этого никому не говорила.
– Следствие располагает данными, что вы на могилу священника Валентина Амфитеатрова организовали паломничество и выдавали его за святого. Вы это подтверждаете?
– Да, я не отрицаю, что умершего священника Валентина Амфитеатрова прославляла как святого и всех своих почитателей направляю на его могилу. Для прославления священника Валентина Амфитеатрова я своим почитателям рассказываю о происшедших исцелениях по его молитвам как при его жизни, так и после смерти на могиле, распространяю его фотокарточки и его жизнеописание. Мы, почитатели священника Валентина Амфитеатрова, подготавливаем открытие его мощей, ведем записи обо всех происшедших исцелениях как при его жизни, так и после его смерти, которые в рукописях распространяются среди его духовных детей и моих почитателей для его прославления. Также для его прославления с могилы священника Валентина Амфитеатрова верующим раздается песок, цветы и другие реликвии как святыни. Все это делается для его прославления и канонизации как святого.
Матрона Степановна была обвинена в том, что, «являлась участницей контрреволюционной церковно-монархической группы, себя среди верующих выдавала за прозорливую, у себя на квартире проводила многочисленные приемы своих почитателей... В контрреволюционных целях прославляла могилу умершего попа Валентина Амфитеатрова, распространяла контрреволюционные провокационные слухи о якобы происходивших исцелениях на его могиле и организовывала паломничества верующих».
7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила Матрону Степановну к расстрелу. 15 декабря фотограф сделал ее фотографию для палача. Матрона Степановна Конюхова была расстреляна 15 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 3». Тверь, 2005 год, стр. 258–261.
Источник: fond.ru
Полное житие мученицы Матроны Конюховой
Родилась в 1848 году в Москве в семье крестьянина Степана Конюхова. Известно, что она проживала с сестрой Натальей в деревянном домике в Дорогомилово, за Бородинским мостом. Поэтому в народе старицу называли блаженной Матроной Дорогомиловской: «Она жила в Москве, за Бородинским мостом, в Дорогомилове. Недалеко от Киевского вокзала. К ее домику, из красноватого цвета досок, вела узенькая улица. В домике были длинные сени, стояло два стола, на них две или три керосинки. Двери дома не запирались. В комнате, где жила Матушка, было два окна. В красном углу – иконы. У окошка стоял стол, слева кровать матушки, два стула, да диванчик для сестры Натальи… Матушка Матрона принимала посетителей, сидя на кровати, в монашеском облачении. В старости она ослепла. Но, имея такую телесную немощь, была велика духом, прозорлива и очень добрая. Сестра Наталья была намного младше матушки. Она встречала людей с добром и лаской. Жили они очень бедно… А родилась Матрона Степановна Конюхова в 1848 году, происходила из русского крестьянского рода. В ранней молодости она была замужем. Супруги посещали церковь святых равноапостольных царей Константина и Елены, что в Тайнинском саду Московского Кремля. В народе ее называли церковью «Нечаянной Радости» в честь находящегося в храме этого чудотворного Образа Царицы Небесной (ныне икона находится в церкви Ильи Обыденного в Обыденском переулке). В храме служил протоиерей Валентин Амфитеатров. Однажды батюшка отозвал мужа Матроны и сказал ему: «Твоя жена через три дня умрет!» Муж, ужасаясь, воскликнул: «Без нее я и трех дней не проживу!». Тогда батюшка Валентин его спросил: «А ты можешь за нее умереть? Мне она будет очень, очень нужна». Муж с радостью согласился. Через три дня он умер, а матушка Матрона стала помощницей батюшки, приняв монашество… » .
До нас дошло немного сведений о жизни блаженной Матроны до наступления гонений на Русскую Православную Церковь, но известно, что в тридцатых годах она уже пользовалась большим авторитетом среди православных, которые ее почитали как подвижницу, обращаясь к ней с просьбой помолиться, как к человеку, угодившему Богу.
26 августа 1937 года была арестована сотрудниками НКВД. В это время ей уже исполнилось восемьдесят девять лет.
31 августа следователь допросил ее.
– На какие средства вы существуете, поскольку вы находитесь без определенных занятий?
– Я существую на средства, получаемые от своих многочисленных почитателей.
– Назовите ваших почитателей.
– Меня на квартире посещает большое число почитателей, большей частью я их знаю только по имени, а большей частью они мне неизвестны даже по имени. Меня посещает Анна Ивановна Зерцалова, бывшая учительница, Наташа, работает где-то в детских яслях, Феврония – пенсионерка, Мавра – пенсионерка, Александра – духовная дочь умершего священника Валентина Амфитеатрова, Прасковья – приезжает из деревни, и другие, фамилии и имена которых мне неизвестны.
– Объясните цель посещения вас вашими почитателями.
– Мои почитатели приходят ко мне для того, чтобы оказать мне материальную помощь, посоветоваться о своих делах, у кого кто-нибудь заболеет или арестуют – опять идут ко мне посоветоваться, как им быть. Я им посоветую, чтобы они терпели и молились, направляла их в церкви и на могилу священника Валентина Амфитеатрова. Также ко мне обращались и спрашивали, вступать ли в колхозы? Я в этих случаях давала уклончивые советы, говорила: «Смотрите сами, вам виднее, где народ живет лучше. Если можете потерпеть, конечно, лучше не вступать, потому что если вступишь в колхоз, то придется тебе забыть о церкви». Были случаи, когда ко мне приходили возвратившиеся из ссылки и спрашивали, как им получить документы, прописаться или же возвратить отобранное у них имущество. В этих случаях я им могла посоветовать больше молиться.
– Следствие располагает данными, что вы среди верующих вы давали себя за блаженную и прозорливую. Вы это подтверждаете?
– Да, мои почитатели считают меня блаженной и прозорливой, но я сама этого никому не говорила.
– Следствие располагает данными, что вы на могилу священника Валентина Амфитеатрова организовали паломничество и выдавали его за святого. Вы это подтверждаете?
– Да, я не отрицаю, что умершего священника Валентина Амфитеатрова прославляла как святого и всех своих почитателей направляю на его могилу. Для прославления священника Валентина Амфитеатрова я своим почитателям рассказываю о происшедших исцелениях по его молитвам, как при его жизни, так и после смерти на могиле, распространяю его фотокарточки и его жизнеописание. Мы, почитатели священника Валентина Амфитеатрова, подготавливаем открытие его мощей, ведем записи обо всех происшедших исцелениях, как при его жизни, так и после его смерти, которые в рукописях распространяются среди его духовных детей и моих почитателей для его прославления. Также для его прославления с могилы священника Валентина Амфитеатрова верующим раздается песок, цветы и другие реликвии как святыни. Все это делается для его прославления и канонизации как святого.
Матрона Степановна была обвинена в том, что, «являлась участницей контрреволюционной церковномонархической группы, себя среди верующих выдавала за прозорливую, у себя на квартире проводила многочисленные приемы своих почитателей... В контрреволюционных целях прославляла могилу умершего попа Валентина Амфитеатрова, распространяла контрреволюционные провокационные слухи о якобы происходивших исцелениях на его могиле и организовывала паломничества верующих».
7 декабря 1937 года тройка НКВД по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила Матрону Степановну к расстрелу.
15 декабря фотограф сделал ее фотографию для палача. Матрона Степановна Конюхова была расстреляна 15 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле.
Причислена к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 мая 2003 года для общецерковного почитания.
Источники:
- Дамаскин (Орловский), игум., Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 3., Тверь, 2005 год, стр. 258-261
- Древо. Открытая православная энциклопедия
- Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. База данных ПСТГУ.
- Е. Бочарова, Колыбель любви // Русский дом // Русская народная линия. Информационно-аналитическая служба
- Е. Бочарова, Венец жизни праведника – его кончина // Радонеж
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11