Скрыть
я́же стяжа́в­шiи закала́ху и не раскаява́хуся, и продаю́щiи я́ глаго́лаху: благослове́нъ Госпо́дь, и обогати́хомся: и па́стырiе и́хъ не печа́хуся ни чи́мже о ни́хъ.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Яже стяжавшия закалаху, и не вменялось им в вину, и продающии я глаголаху: Благословен Господь, и обогатихомся, т.е. покупавшие их у греко-сирийских царей левиты требованием от них даров жестоко мучили и умерщвляли их, а продававшие их греческие цари не винили и не наказывали за сие левитов, но благословляли, потому что обогащались дарами священников.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 4–5 Сие говорит Господь Бог мой: Паси овец заклания, которых убивали те, которым оне принадлежат, и не жалели, а продавали их, говоря: Благословен Господь, мы стали богаты, и пастухи их не щадили их

Там, где пророчество весьма ясно, и сам перевод восстанавливает надлежащий порядок прошедших событий, толкование в переносном смысле излишне, и нет нужды утверждать, что есть как добрые, так и дурные пастыри, и что это относится как к новозаветному, так и к ветхозаветному народу, т. е. как к священникам и вождям Иудеев, так и к епископам и пресвитерам христианским; пастыри, бывшие нерадивыми и вводившие в соблазн единого от малых, и суть те, которые пасут овец заклания, не страдают над ними нисколько, не скорбят и не могут сказать с Апостолом: Кто соблазняется, а я не пламенею? (2Кор. 11:29); они продают народы, вверенные их попечению, о чем написано: Которые пожирают народ Мой, как хлебную пищу (Пс. 52:5) и обогащаются через смерть других, восхваляя тех, которые приобретают достояние, и благословляют несправедливых. Другие пусть изъясняют это место, как хотят; а мы будем держаться того порядка изъяснения, который уже приняли однажды. Так как Ливан открылся, и кедры, и ели его сожжены пламенем, и вопль пастырей раздался, и рыкание львов, потому что вся красота и гордости Иордана опустошена и уничтожена; то Господь Бог мой и говорит мне: «О пророк Захария, к тебе обращается речь моя! Паси овец заклания, т. е. пусть питается и возрастает тот, который после должен быть убит врагами». Этих овец и эти стада убивали владыки Римлян, овладевшие ими по праву победы над ними; они не выказывали сострадания, или принося в жертву, не чувствовали скорби, т. е. не потерпели никакого бедствия за такую жестокость и продавали то, что сохраняли не из милосердия, а ради выгоды. Будем читать рассказы о прошедших событиях и предания Иудеев, скорбящих о том, что в палатке Авраама, – где ныне ежегодно происходит знаменитое торжище, – после окончательного разгрома во время Адриана, многие тысячи народа были проданы, а те, которые не могли быть проданы, переселены в Египет и погибли то во время кораблекрушения, то от голода, то во время избиения восставших народов. Таким образом Римляне суть именно те победители и мстители Божии, которые убивали, но не печалились, продавали скот и говорили: Благословен Господь, мы стали богаты. В этих словах их заключается такая мысль: «Грехами своими Иудеи оскорбили [Бога]; посему мы угнетаем их и делаемся богатыми, получая плату за них». И неудивительно, – говорит, – когда враги по праву победителей убивали скот и не жалели о нем, продавали его и хвастались своим злодеянием, ибо и сами пастыри их и учители не щадили их, и по вине их стадо было предано волкам.

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

5. которых купившие убивают ненаказанно, а продавшие говорят: «благословен Господь; я разбогател!» и пастухи их не жалеют о них.

Управляемые злочестивыми царями и беззаконными иереями, терпели от них тысячи зол. Сими повествованиями о них наполнены и история Маккавеев и писания Иосифовы; потому что, заразившись недугом честолюбия и любостяжания, соделали священство продажным, и покупали сан нимало им не принадлежащий. От сего тысячи бедствий постигли Иудеев. Посему-то Бог пастырям угрожает наказанием, об овцах же прилагает всякое попечение.
 

Толкование на пророка Захарию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 Так говорит Господь Бог мой: паси овец, обреченных на заклание, которых купившие убивают ненаказанно, а продавшие говорят: «благословен Господь; я разбогател!» и пастухи их не жалеют о них

Символическое изображение деятельности доброго Пастыря и неблагодарности овец

Избранный народ, наказываемый Богом за свои грехи и свою непокорность, уподобляется стаду овец, обреченных на заклание. Никто не чувствует к ним никакой жалости; всякий о том только и думает, чтобы извлечь себе от них как можно более выгоды. Купившие убивают овец, когда захотят, не опасаясь за это никакой ответственности; продавцы радуются полученной прибыли, а пастухи совершенно равнодушны в участи овец своих (Иерон. 132; Кир. 153-155).

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 4-6 Так говорит Господь Бог мой: паси овец, обреченных на заклание, которых купившие убивают ненаказанно, а продавшие говорят: «благословен Господь; я разбогател!» и пастухи их не жалеют о них. Ибо Я не буду более миловать жителей земли сей, говорит Господь; и вот, Я предам людей, каждого в руки ближнего его и в руки царя его, и они будут поражать землю, и Я не избавлю от рук их. 

Изобразив столь мрачными чертами грозно стоявшее впереди несчастие, долженствовавшее обрушиться на землю и народ Израилев через римскую всемирную власть, пророк признает нужным после этого еще раз остановиться на тех предшевствоваших ей всемирных монархиях, погибель которых он возвещал в первой части своего судного слова, остановиться затем, чтобы ближе и точнее определить род и способ этой погибели, возвещенной в первой части, более или менее в общих чертах, и затем, покончивши, так сказать, с этими монархиями, показать причину того опустошения, какому подвергнется народ Божий со стороны Римской монархии, а в лице ее, конечно, и всей языческой власти. Он говорит, что прежде чем наступит эта катастрофа, опустошение Израиля римлянами, Господь обратит Свое грозное око на тех пастырей, на которых воспылал гнев Его (Зах.10:3), на те языческие народы, во власть которых Господь уже отдал свой народ, свое стадо, но которые вместо того, чтобы через свое господство над сим стадом вразумить его, дать ему почувствовать в этом преобладании наказание Божие и через то привести его к сознанию своей виновности перед Богом и искреннему обращению к Нему, злоупотребили своей властью, имея под руками стадо Господне, расхищали его, пользовались им для своих корыстных выгод и с этой целью мало-помалу истребляли его, стремясь совсем даже уничтожить его. Господь не может долее терпеливо сносить такого злодейства языческих народов, этих пастырей-убийц. В символическом действии, отображающем собою заботливость Божию о своем народе, Он приказывает пророку, занимающему в этом действии место самого Бога и потому совершающему в сем действии то, что в действительности внешней свершил Сам Господь или Ангел завета, Его Мессия, приказывает взять от злых пастырей, от языческих народов стадо свое – народ Израилев и пасти это стадо. «Так говорит, – описывает пророк это действие, происходившее во внутреннем созерцании пророка, – Господь Бог мой: паси овец, обреченных на заклание» или, точнее, на удушение, паси Израиля, которого жестоко угнетают, которого душат, которого давят настоящие его владетели, господствующие над ним языческие народы, «которых купившие убивают ненаказанно» и никакого до сих пор наказания не терпят, которых продавцы имеют в виду только свою выгоду. Они говорят: благодарение Богу Иегове, (теперь) «я разбогател», конечно, вследствие продажи овец «не жалеют о них». Такому самовольному образу действий языческих народов в отношении их к отданному им во власть Израилю должен быть положен конец. Все жестокие притеснители должны быть наказаны и наказаны жестоко, «ибо Я,  – говорит Бог, – не буду более миловать жителей земли сей», не буду щадить более языческую власть, злодействующую над стадом Господним. «И вот, Я предам людей, каждого в руки ближнего его и в руки царя его», в руки царя, которому каждый народ подчинен и который будет тиранствовать над покоренными ему народами, «и они будут поражать землю, и Я не избавлю от рук их». Через междоусобные войны и через тиранство царей народы будут опустошать земли, и Господь не спасет их, Он предаст их полному самоистреблению и мщению, что вполне и исполнилось. Достаточно только припомнить историю возникновения, существования и погибели древних монархий: Вавилонской, Мидо-Персидской, Греко-Македонской и возникших из последней менее значительных царств, каковы например царство Сирийское и Египетское, чтобы убедиться в буквальном исполнении пророчества.

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible