Скрыть
И прiиму́ же́злъ мо́й до́брый и от­ве́ргу его́ е́же разори́ти завѣ́тъ мо́й, его́же завѣща́хъ ко всѣ́мъ лю́демъ:

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И взял я жезл Мой добрый, и сокрушил его. Жезл добрый означает кроткое правление князей и весьма выгодные для евреев договоры, заключенные в их правление. Еже разорити завет Мой, егоже завещах ко всем людем, т.е. завет о возвеличении царства их пред всеми царствами, заключенный Богом чрез Моисея, когда сказал: быти тебе вышше всех язык земли (Втор. 26:19), и исполненный во дни Соломона, который, по написанному, возвеличился паче всех царей земных (3Цар. 10:23).

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 10–11 И взял Я розгу Мою, называвшуюся благопристойность, и обрезал ее, чтобы сделать недействительным союз Мой, заключенный со всеми народами, и он сделан недействительным в день тот и таким образом бедные из стада, которые бодрствуют предо Мною, познали, что это есть слово Господне

После призвания Израиля и взятия другой розги, называемой землемерный канат, взял Господь розгу первую, – [т. е.] все народы земли, – розгу, которая называлась прекрасная, и отрезал их от служения Себе, так как они почитали идолов и все вместе уклонились и сделались непотребными (Пс. 13:3). И показывая яснее, что такое эта розга, Он прибавил: Чтобы сделать недействительным союз Мой, который Я заключил со всеми народами. Действительно, как только Израиль был принят, множество язычников было отвергнуто, и как только родилась дочь начальника синагоги, – о которой потом говорится в Евангелии, что будучи двенадцати лет заболела и умерла, – кровоточивая (αἱμοῤῥοοῦσα) начала истекать кровью и страдать непрерывной болезнью (Мк. 5:25–42; Мф. 9:18–25). И обращен, – говорит, – в ничто союз Мой, в который Я вступил со всеми народами. И бедные из стада, т. е. народ Израильский, сохранивший повеления Мои, поняли, что это – слово Господне, т. е. что, по воле Господа отвергаются народы, отвергающие Его, и принимается в лице Авраама верующий Израиль. Вместо переведенного нами: И бедные из стада таким образом познали, Семьдесят перевели: И познают Хананеи, – овцы, соблюдаемые Мне, как и некоторые другие перевели: Познает народ Иудейский, которому сказано: Семя Ханаана, а не Иуды (Дан. 13:56), соблюдаемое для Моих великих священнодействий; с другой стороны, так как слово Хананеи значит: готовые к уничижению, то это значит, что познают Господа те, которые некогда были приготовлены [Богом] к уничижению и оставлены Им. А почему Семьдесят вместо переведенного нами: Таким образом бедные из стада перевели Хананеи, причина вполне понятна: у Евреев chen (כן) значит таким образом, и anie (עניי) – бедные; Семьдесят, связывая два слова в одно, вместо таким образом бедные (chen anie – כן עניי) прочитали имя Ханаанского племени.

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 10-11 И прииму жезл Мой добрый, и отвергу его, яже разорити завет Мой, егоже завещах ко всем людем земли. И разорится в день оный, и уразумеют Хананеи овцы хранимыя Мне, зане слово Господне есть

Жезлом добрым называет воспитание чрез евангельское тайноводство, отличающееся красотой, разумеется духовной. А говоря, что отвергнет и разорит его, указывает, конечно, не на то, что отбросит и рассеет, разрушив его или уничтожив как бесполезный, – отнюдь нет. Напротив, я скажу, как следует понимать это. Пастыри, когда замечают какую-нибудь из овец отбившеюся от стада и далеко ушедшею от прочих, то всячески бросая в них жезл, тотчас пригоняют их пастись вместе с прочими. Итак, взяв образ от обычаев пастушеских, пророческое слово говорит, что отвержен будет жезл, – очевидно для язычников, ибо они были «сущими далече» (Еф.2:13), однако стали близкими чрез веру. Отвержен будет, говорит, жезл так, что по всей земле «разорится», то есть, как думаю, распространится и рассеется повсюду слово о Христе, или проповедь евангельская. Разорится (рассеется), говорит, «в день оный», то есть в то именно время, когда оживет поправший державу смерти Христос и скажет апостолам: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19). Тогда-то слово Спасителя нашего и прошло по всей поднебесной, и неложно можно сказать о святых апостолах: «во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Пс.18:5). А что не бесполезно для язычников отвержение и рассеяние по земле, или распространение и в их странах жезла доброго, или завета, который завещан не для одного уже Израиля, но для всех народов, – это мы и без особенного труда можем усмотреть, вникая в слово пророчества. «Разумеют, говорит, Хананеи (овцы) хранимыя (Мне), зане слово Господне есть». Хананеями называет язычников. Они же разумеются под овцами, хранимыми Христу, так как они соблюдены Ему и так как Сам Он есть «чаяние языков» (Быт.49:10). После того, как и в их странах распространился для всех данный завет, они уверовали, что «слово Господне есть»; ибо мы, призванные из язычников чрез веру, знаем, что в божественных и евангельских словах с нами беседует Сам Господь и рожденное от Бога по естеству и Единородное Слово Божие. Посему-то мы и поклоняемся Ему и Ему служим, оставив то древнее и бесславное заблуждение и отучившись от многобожия. И это было воспето к Нему устами Давида: «елика сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи» (Пс.85:9), «о имени Иисусове всяко колено поклонится, небесных, и земных, и преисподних: и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп.2:10–11).

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

10. И возьму жезл Мойблаговоления и переломлю его, чтобы уничтожить завет, который заключил Я со всеми народами.

Потому что, когда приявшие проповедь Боговедения отделены будут божественною лопатою, и, как некая пшеница, очищены от плевел: тогда совершенно необходимо, по слову великого Иоанна, чтобы «плевы сожжены» были «огнем негасаемым» (Мф.3:12).

Толкование на пророка Захарию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И возьму жезл Мой - благоволения и переломлю его, чтобы уничтожить завет, который заключил Я со всеми народами

В знак этого Он ломает жезл, именуемый «благоволением» или «благодатью», и завет, заключенный Им со всеми народами, разрушается в тот же день (ст. 11). Этот завет был благодетелен для охраняемого Пастырем стада, потому что в значительной мере парализовал то зло, которое могли бы языческие народы причинить народу избранному (Keil 622).

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 8-11 И истреблю трех из пастырей в один месяц; и отвратится душа Моя от них, как и их душа отвращается от Меня. Тогда скажу: не буду пасти вас: умирающая – пусть умирает, и гибнущая – пусть гибнет, а остающиеся пусть едят плоть одна другой. И возьму жезл Мой – благоволения и переломлю его, чтобы уничтожить завет, который заключил Я со всеми народами. И он уничтожен будет в тот день, и тогда узнают бедные из овец, ожидающие Меня, что это слово Господа

Первое действие, какое пастырь совершает для блага стада своего – это уничтожение в продолжении одного месяца трех пастырей, которые душили овец Господних, душили Израиля и которые, ради освобождения из их власти угнетенного ими народа, определены Богом на погибель. «И истреблю, – говорит пастырь, – трех из пастырей в один месяц», уничтожу трех всемирных владетелей, уничтожу три всемирные монархии: Вавилонскую, Македоно-Персидскую, Греко-Македонскую, во власти которых пребывал Израиль. Уничтожение долженствовало воспоследствовать в один месяц. Месяц заключает в себе тридцать дней. Разделяя тридцать на три по числу погубляемых пастырей, для погубления каждого из них получается равное число 10 дней. Число 10 есть число полноты или приведения в окончательное исполнение какого-либо дела на земле. Если теперь в каждые десять дней уничтожаем был один пастырь, и уничтожение всех свершилось в один месяц или в три периода, следующие один за другим и заключающие в себе по десяти дней, то этим, с одной стороны, обозначалось то, что уничтожение одного из пастырей долженствовало следовать вслед за уничтожением другого, а с другой – то, что уничтожение каждого из пастырей долженствовало совершится не иначе как по истечении полного, определенного ему времени владычества. Что пророк употребляет для определения времени поражения пастырей выражение "в один месяц", а не три раза десять или тридцать дней, то это объясняется тем, что пророк при определении времени имел своею целью обозначить это время, как время краткое и вместе с тем обозначить и неустанную деятельность пастыря, которая сильнее выражается через краткое обозначение: уничтожил в один месяц, чем чрез обозначение: уничтожил в тридцать дней. Но неблагодарно относится паства к деятельности своего пастыря, она недобрая паства, непослушная, негодная. «И отвратится душа Моя от них, – говорит Пастырь, – как и их душа отвращается от Меня», чувствует пресыщение Мною, отвращение ко Мне. Вследствие этого «скажу: не буду пасти вас», не буду заботиться о вас и представлю вас судьбе вашей: «умирающая – пусть умирает, и гибнущая – пусть гибнет, а остающиеся пусть едят плоть одна другой». В подтверждение моих слов «возьму, – Пастырь, – жезл Мой – благоволения и переломлю его», уничтожая через это дарованное моему народу благо вместе с этим жезлом, а именно «завет, который заключил Я со всеми народами», который подобно завету со зверями и камнями дикими (ср. Иов.5:23; Иез.34:25) состоял в обязательстве народов земли, чтобы они не вредили Израилю и не губили его (что и было в краткие, но славные времена первых Маккавеев, помощью Божьею победивших всех врагов Иуды и чрез то доставивших ему вместе мир и спокойствие) и который был проявлением благодати Господа к своему народу. Чрез прекращение этого завета народ снова будет предан во власть народам на умерщвление и погубление. Из печальных для всего стада Иеговы последствий, происшедших отсюда, из этого предания народа Израилева во власть язычников «бедные из овец», благочестивые сыны Израилевы, «ожидающие Меня», – говорит Пастырь – Иегова, обращающие внимание на слова Иеговы, Бога своего и Пастыря вместе, узнали, «что это слово Господа», узнали, что все символическое действие пророка, как пасение стада жезлами, так равно и преломление одного из них было воплощенным словом Иеговы к своему народу.
 

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible