Скрыть
Ибо вот, Я поставлю на этой земле пастуха, который о погибающих не позаботится, потерявшихся не будет искать и больных не будет лечить, здоровых не будет кормить, а мясо тучных будет есть и копыта их оторвет.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 15-16 Приими себе сосуды пастыря неискусна. Разумеется Лисимах, происходивший не от славного Ааронова семени. Он сделает все то, чего можно ожидать от неискусного пастыря: ибо неискусен тот пастырь, который расточеннаго не имать взыскати, сокрушеннаго не имать укрепить, больного не исцелит, здравого не напитает.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 15–17 И сказал мне Господь: Возьми себе сосуды неразумного пастыря; ибо вот Я воздвигну на земле пастыря, который не будет посещать оставленного, не будет искать рассеянного, и не будет исцелять сокрушенного, и того, что стоит, он не будет кормить, и поест плоть тучных и оторвет их копыта. О пастырь! о идол, покидающий стадо! меч на руку его и на правый глаз его, и правый глаз его, тускнея, потемнеет

Когда говорит: Еще возьми себе сосуды пастыря неразумного, то показывает, что прежде Он взял уже две розги Себе одну, называвшуюся благопристойность, другую – землемерный канат. И так как отверг их вследствие их порока и греха, а мы, – после разрыва родственных уз между Иудой и Израилем, – привились к корню доброй маслины, и слепота отчасти поразила дом Израиля, пока не войдет полнота язычников (Рим. 11:25); то теперь пророку говорится, чтобы он возвестил важнейшее пророчество о пастыре неразумном или неискусном. Несомненно, что пастырь неразумный или неискусный есть Антихрист; о нем говорится, что он придет в конце мира, и показывается, каковым он имеет придти. А под сосудами пастыря мы должны понимать отличительные знаки его и его одеяние: суму, посох, трубу и свисток. И как некогда Исаия, чтобы предуказать пленение народа, ходит обнаженным (Ис.20:2–4), а Иеремия, идет в дом горшечника, чтобы кусками глины разбившегося сосуда, бывшего на кружале и снова обделываемого руками горшечника, показать и погибель Израиля, и могущество Божие (Иер. 18:2–9); и как Иезекииль, чтобы показать разрушение Иерусалима и бегство Седекии, и угнетение, ожидающее пленников, не только словами, но и поведением своим, пробивает в стене отверстие и вытаскивает [обломки] на своих плечах (Иез. 12:5–7); так ныне Захария принимает вид неразумного, неискусного пастыря, чтобы провозвестить того, кто имеет придти. Этот пастырь восстанет во Израиле, потому что истинный Пастырь сказал: Я не буду пасти вас. Об этом же пастыре пророчествуется под другими именами и у пророка Даниила (Дан. 9:27) и в Евангелии (Мк. 13:14) и в послании Павла к Фессалоникийцам (2Фес. 2), – [пророчествуется под именем] мерзость запустения о том, что он имеет сесть в доме Божием, объявить себя Богом; он же и у пророка Исаии называется высокомерие (sensus magnus). И пришел он не для того, чтобы исцелить, но чтобы погубить стадо Израиля. Действительно, пастырь добрый посещает овец больных, разыскивает рассеявшихся, приносит отставших, поддерживает утомленных. Наоборот, дурной пастырь делает все наоборот, и пожирает плоть тучных, отрывает и разбивает копыта овец и агнцев, чтобы они не ходили правильно. Иудеи приняли этого пастыря, – которого Господь убьет духом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего, – так что те, которые не веровали истине, не спасутся, поверят лжи и будут судимы, так как приникли к неправде. – После описания нечестивого, неразумного, неискусного пастыря пророческая речь обращается к самому пастырю: «О пастырь, о идол!» Пастырь так преступен, что называется не чтителем идолов, а сам получает имя идола, когда называет себя Богом и хочет себе поклонения от всех. Он оставил на растерзание зверей то стадо, которое хранил столь долгое время. Меч на руку его и крепость, и на правый глаз его, которым он будто бы столь ясно проник в тайны Божии, что видел более всех прежних пророков, так что называл себя Сыном Божиим. А меч здесь разумеется тот, о котором мы уже и выше сказали, и теперь скажем отчасти; о нем говорит и Исаия: Упился меч Мой на небе (Ис. 34:5). И будет меч Господа на руку его и на правый глаз его для того, чтобы сила его и вся дерзость его мощи окончательно истощилась, и знание, которым он лживо хвастался, покрылось вечным мраком.

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 15-16 И рече Господь ко мне: еще приими себе сосуды пастырски, пастыря неискусна. Зане се аз воздвигну пастыря на землю: погибающаго не посетит, и расточеннаго не имать взыскати, и сокрушеннаго не имать исцелити, и здраваго не имать направити, и мяса избранных пояст, и глезны их избиет

Когда пастырь добрый, мудрый и опытный, то есть Христос, отверг два жезла и рассеял по странам Хананейским прежде объясненным уже образом, то некоторые познали, что Он есть Слово Господне: ибо уверовали, как я сказал, что Бог сый, из Бога Отца неизреченно рожденное Слово, после того как стало подобно нам и явилось пастыреначальником всех (1Пет.5:4), предложило им в тайноводство и в точное познание тайны о Себе Самом евангельское наставление и световодство, и при том также и законное. Таковы именно суть два жезла, которыми, как говорили мы, пасет нас Христос «на пажити блазе и на месте тучне», как написано (Иез.34:14). Но не поняв тайны, не познав и жезла доброго, то есть проповеди евангельской, и сверх того обесславив этим второй жезл, имя которому уже, то есть закон Моисеев, Иудеи не пришли к вере, не познали законом и пророками Предреченного. И это ясно говорил им Сам Спаситель: «не мните, яко Аз реку на вы ко Отцу: есть, иже на вы глаголет, Моисей, наньже вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисею, веровали бо бысте и Мне, о Мне бо той писа. Аще ли того писанием не веруете, како Моим глаголом веру имете?» (Ин.5:45–47) Итак, нет никакого сомнения в том, что они не верили ни Писаниям Моисея, ни речам Спасителя. Так как они не приняли познания истины, «сего ради, говорит мудрейший Павел, «послет им Бог действо лсти, во еже веровати им лжи» (2Фес.2:11). Действием льсти называет антихриста, присоединившись к которому Иудеи будут осуждены, и верен будет Спаситель, говорящий им, впавшим в неверие: «Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете» (Ин.5:43). Что Иудеи немедля примут имеющего явиться в свое время сына беззакония, «противника и превозносящагося паче всякаго глаголемаго Бога или чтилища, якоже ему сести в церкви Божией аки богу, показующу себе, яко бог есть» (2Фес.2:4), не умеющего пасти хорошо и с опытностью, Бог повелевает пророку типически предсказать это, говоря так: «еще приими себе сосуды пастырски, пастыря неискусна». Ведь достойнейшие и опытные в своем деле пастыри имеют тонкие жезлы, чтобы, если и представится случай ударить, не сокрушить ударяемое. Невежественный же в этом деле и весьма неопытный в пастырском искусстве толстыми палками сокрушает их. Вот это, думаю, и означают сосуды пастырские пастыря неискусного. Так как некогда сын беззакония, облеченный царскою честью, имеет открыться живущим на земле, кажется, в образе пастыря, не дающего никакой пощады ни народам под его властью, ни народам вне его власти, то посему и говорит: «се аз воздвигну пастыря на землю: погибающаго не посетит». Это подобно тому, как если бы сказал: впадшее в маловерие не утвердит тайноводствами. «И расточеннаго не имать взыскати». Заблудившееся, говорит, с прямого пути и обыкновенно отделяющееся от стада не будет искать, то есть не изменит в лучшее и правое. «И сокрушеннаго не имать исцелити». Сокрушается же кто-нибудь или порабощаемый порочным удовольствием и как бы не сносящий тяжести сладострастия, или увлекаемый заблуждениями нечестивых еретиков и не имеющий здравого ума к следованию правой вере. Этого опять исцеляет добрый пастырь. А неискусный «и здраваго не имать направити и мяса избранных пояст и глезны их избиет»: ибо сын беззакония будет воинствовать с святыми, и устремляя на них необузданный гнев, будет как бы разделять мясо и поядать наподобие дикого зверя. «И глезны избиет», чтобы никто не мог идти прямо, – будет принуждать поклониться ему, поражая чудесами, ибо пришествие его будет по действию сатаны, и силою веельзевула сотворит знамения, чтобы, если возможно, прельстить и избранных (2Фес.2 и Мф.24:24), – и как говорит Спаситель: «не бы спаслася всяка плоть» (Мф.24:22), при неистовствующем против всех его жестоковластии. «Избранных же ради прекратятся дние оны» (Мф.24:22); ибо убиет его Господь Духом «и упразднит явлением пришествия своего» (2Фес.2:8).

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

15-16. И Господь сказал мне: еще возьми себе снаряд одного из глупых пастухов. Ибо вот, Я поставлю на этой земле пастуха, который о погибающих не позаботится, потерявшихся не будет искать и больных не будет лечить, здоровых не будет кормить, а мясо тучных будет есть и копыта их оторвет.

Сии бедственные и тяжкие события предсказывает и Владыка в священном Еевангелии, ибо говорит: "будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни" (Мф.24:21-22). Сие говорит и Пророк: "мясо тучных будет есть и копыта их оторвет", означая сим чрезмерность бедствий. Пастыря же их именует неискусным, или, по другим толковникам, безумным, как обманутого диавольским наваждением и не знающего определенной им гибели. По божественному Писанию обычно называют безумным и злочестивого. Сказано: "Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»" (Пс.13:1). Так Пророк, показав зверский нрав пастыря, изображает и будущую его гибель.

Толкование на пророка Захарию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-16 И Господь сказал мне: еще возьми себе снаряд одного из глупых пастухов. Ибо вот, Я поставлю на этой земле пастуха, который о погибающих не позаботится, потерявшихся не будет искать и больных не будет лечить, здоровых не будет кормить, а мясо тучных будет есть и копыта их оторвет

Небрежность и своекорыстие негодного пастуха и предрекаемое ему строгое наказание

Но стадо не может совсем оставаться без пастыря; отвергнув Пастыря доброго, оно снова подпадает власти и водительству пастыря неразумного и жестокого. Пророк, согласно повелению Божию, должен взять снаряд одного из глупых пастухов. Этот снаряд обозначает, конечно, неразумную распорядительность и небрежение о стаде со стороны пастуха.

«Раздробление копыт по Келеру, указывает на употребление в пищу жира из копыт» (Marti 442). - Св. Кирилл и блаж. Иероним, под неразумным, своекорыстным и жестоким пастырем разумеют антихриста (Кир 169, Иерон 142. Ср. Luth. S. 329). Новейшие толковники под злым пастырем разумеют Римскую Империю, жестокой власти которой евреи подпали около времени пришествия Спасителя и от которой, по отвержению Его, потерпели конечный разгром (Keil 631, Haupt 284).

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 15-17 И Господь сказал мне: еще возьми себе снаряд одного из глупых пастухов. Ибо вот, Я поставлю на этой земле пастуха, который о погибающих не позаботится, потерявшихся не будет искать и больных не будет лечить, здоровых не будет кормить, а мясо тучных будет есть и копыта их оторвет. Горе негодному пастуху, оставляющему стадо! меч на руку его и на правый глаз его! рука его совершенно иссохнет, и правый глаз его совершенно потускнет. 

Но мало этого, Господь не только оставляет упорный и ожесточенный против Него народ без своего покровительства, не только предоставляет его злосчастной судьбе, но делает еще более. Взамен доброго Пастыря, которого народ так неблагодарно отверг, Сам Бог предаст некогда избранный Им народ иному пастырю, пастырю злому, пастырю нечестивому, который не только не заботится о благе овец, но еще с жадностью пожирает его: вместо отверженного Мессии Господь предаст народ во власть римскому всемирному владычеству, действительно страшно губившему народ иудейский и всецело разорившему Иерусалим. На пророка, доселе в символическом действии изображавшего собою лицо доброго Пастыря, Самого Бога или Ангела Иеговы – Мессии, Бог возлагает обязанность представить в дальнейшем символическом действии деятельность пастыря глупого или нечестивого, во власть которого Он определил отдать народ, отвергнувший Пастыря доброго. «И Господь сказал мне, – говорит пророк, – еще возьми себе снаряд одного из глупых пастухов», кроме предшествующего символического действия, соверши еще действие также символическое, изобрази в своем лице пасение глупого, безбожного нечестивого пастыря и возьми для этого в руки пастырский жезл его. «Ибо вот, Я поставлю на этой земле пастуха, который о погибающих (о гибнущих овцах) не позаботится», не будет принимать их под свое покровительство, «потерявшихся не будет искать и больных», лишившихся какой либо части тела «не будет лечить, здоровых», [стоящих] еще на ногах, таким образом, еще сильных «не будет кормить». Вместо этого, он будет жадно пожирать свое стадо (ср.Иез.34:3-4; Иер.23:12). Он не только будет есть мясо тучной, но и копыта ее будет разрывать, будет стараться схватить через разорвание копыт и костей и проглотить и последние волокна жира и мяса. Такому-то пастырю Господь предаст свой народ, но предавая, Господь не оставит в то же время ненаказанными всех злодеяний  этого пастыря, какие он, в своем самозабвении, дозволит себе относительно преданного в его власть народа. «Горе, – грозит Бог, – негодному пастуху», пастырю делающему совершенно противное тому, что пастырь должен делать, – пастырю, «оставляющему стадо!», [который] не пасет его, а только губит его. «Меч», вообще страшное наказание, «на руку его», которая не защищала вверенного ей попечению стада, «и на правый глаз его», который не бодрствовал над своим стадом. Как рука, так и глаз должны быть погублены: «рука его совершенно иссохнет, и правый глаз его совершенно потускнет».Таким образом, грозное пророчество о мирской языческой власти, начавшееся угрозою суда этой власти, округляясь, и оканчивается такою же угрозою суда Божия той же власти, и суд Божий над Израилем вводится здесь только потому, что этот суд влек за собою суд Божий над язычниками за их жестокое отношение к народу Божию, когда этот народ, судимый Богом, предавался их власти для наказания.
 

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible