Скрыть
Си́це глаго́летъ Госпо́дь Вседержи́тель: паси́те о́вцы заколе́нiя,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Паси скудное стадо. Сии и последующие слова, во-первых, относятся к Господу нашему, Которого Пророк ниже сего ясно именует пастырем. И сам Господь наш именует Себя пастырем, посланным взыскать овец погибших дому Израилева (Мф. 15:24). А здесь обращена речь к лукавым пастырям, т.е. к нечестивым иереям, которые во времена Маккавеев покупали священническое достоинство у Греков и гнусным примером своим губили народ. Посему-то Пророк, по малочисленности народа и по множеству грехов, именует его скудным стадом, т.е. стадом овец, назначенных на заколение. В смысле же таинственном можно относить сие и к верующим во Христа народам, которых сам Господь наш именует малым стадом (Лк. 12:32).

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 4–5 Сие говорит Господь Бог мой: Паси овец заклания, которых убивали те, которым оне принадлежат, и не жалели, а продавали их, говоря: Благословен Господь, мы стали богаты, и пастухи их не щадили их

Там, где пророчество весьма ясно, и сам перевод восстанавливает надлежащий порядок прошедших событий, толкование в переносном смысле излишне, и нет нужды утверждать, что есть как добрые, так и дурные пастыри, и что это относится как к новозаветному, так и к ветхозаветному народу, т. е. как к священникам и вождям Иудеев, так и к епископам и пресвитерам христианским; пастыри, бывшие нерадивыми и вводившие в соблазн единого от малых, и суть те, которые пасут овец заклания, не страдают над ними нисколько, не скорбят и не могут сказать с Апостолом: Кто соблазняется, а я не пламенею? (2Кор. 11:29); они продают народы, вверенные их попечению, о чем написано: Которые пожирают народ Мой, как хлебную пищу (Пс. 52:5) и обогащаются через смерть других, восхваляя тех, которые приобретают достояние, и благословляют несправедливых. Другие пусть изъясняют это место, как хотят; а мы будем держаться того порядка изъяснения, который уже приняли однажды. Так как Ливан открылся, и кедры, и ели его сожжены пламенем, и вопль пастырей раздался, и рыкание львов, потому что вся красота и гордости Иордана опустошена и уничтожена; то Господь Бог мой и говорит мне: «О пророк Захария, к тебе обращается речь моя! Паси овец заклания, т. е. пусть питается и возрастает тот, который после должен быть убит врагами». Этих овец и эти стада убивали владыки Римлян, овладевшие ими по праву победы над ними; они не выказывали сострадания, или принося в жертву, не чувствовали скорби, т. е. не потерпели никакого бедствия за такую жестокость и продавали то, что сохраняли не из милосердия, а ради выгоды. Будем читать рассказы о прошедших событиях и предания Иудеев, скорбящих о том, что в палатке Авраама, – где ныне ежегодно происходит знаменитое торжище, – после окончательного разгрома во время Адриана, многие тысячи народа были проданы, а те, которые не могли быть проданы, переселены в Египет и погибли то во время кораблекрушения, то от голода, то во время избиения восставших народов. Таким образом Римляне суть именно те победители и мстители Божии, которые убивали, но не печалились, продавали скот и говорили: Благословен Господь, мы стали богаты. В этих словах их заключается такая мысль: «Грехами своими Иудеи оскорбили [Бога]; посему мы угнетаем их и делаемся богатыми, получая плату за них». И неудивительно, – говорит, – когда враги по праву победителей убивали скот и не жалели о нем, продавали его и хвастались своим злодеянием, ибо и сами пастыри их и учители не щадили их, и по вине их стадо было предано волкам.

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 4-5 Сице глаголет Господь Вседержитель: пасите овцы заколения, яже стяжавшии закалаху и не раскаявахуся, и продающии я глаголаху: благословен Господь, и обогатихомся: и пастырие их не печахуся ничимже о них

Слово к самим пастырям, плачущим и наподобие львов рыкающим, которым и дозволяет пока еще пасти овец заклания, хотя и крайне нерадиво делали это, так что даже столь недолго, как мгновение, и то не печалились о продаваемых и заколаемых. Подобно тому, как недобросовестные пастухи, заботящиеся лишь о собственных удовольствиях и совсем мало думающие о владетеле стада, одних (овец) безжалостно заколают, подражая нападению зверей, других же продают, нисколько, как говорил я, не печалясь, но радуясь самым непристойным наживам, будучи порабощаемы столь позорным корыстолюбием: равным образом и начальники колен иудейских могут быть уличены, думаю, в том, что они не щадили своих пасомых, умножали свое богатство и как бы ненасытною рукою расширяли свои кошельки. Посему и Спаситель говорил, обличая таковых: «горе вам книжницы и фарисее лицемери, яко одесятствуете мятву, и копр, и кимин, и остависте вящщая закона, суд и милость и веру» (Мф.23:23). Да, столь мелочно заботливы были они, что не приносящих десятин по закону, даже с самых незначительных предметов, осуждали, а более важным или более необходимым и весьма полезным постановлениям не придавали совсем никакого значения. А что они были пастыри не добрые, а напротив – заботившиеся об одних только приобретениях, о сем ясно говорит и устами Иезекииля. «Оле, пастыри израилевы, еда пасут пастыри самих себе, не овец ли пасут пастыри? се млеко ядите и волною одеваетеся и тучное закалаете, а овец моих не пасете» (Иез.34:3). Итак, «пасите, говорит, овцы заколения», то есть: или тех, кои имеют вскоре погибнуть от руки Римлян, или тех, которых вы сами заколаете, хотя и состоя в должности пастырей.

Нет другого времени, в которое они должны были подвергнуться закланию, ибо после пришествия Спасителя множество Иудеев пало от мечей Римлян, при всем к ним долготерпении Божием. А что для пастырей подчиненные народы были достоянием, это показывал в словах: «яже стяжавшии закалаху и не раскаявахуся». Как сделали они собственным достоянием Владыке принадлежащий духовный виноградник, новосажденный, возлюбленный, разумею Израиля или человека Иудина (Ис.5:7), так и стадами едва не завладели они, сбирая для самих себя плоды, всегда преумножая свое достояние, а желающим позволяя хищение. Так стяжавшие заколали, а продающие говорили: «благословен Господь, и обогатихомся». Можно разуметь и этих судей, торгующих правдой в судах и как бы распростившихся с законом Моисея, хотя и ясно изрекающим: «да не познаеши лица в суде, яко суд Божий есть» (Втор.7:17). Да, приятно и любезно было им продавать суд в каждом деле тем, кто желал купить. И это опять известно нам чрез уста святых. Так один из святых пророков говорил об Иерусалиме: «старейшины его на дарех суждаху» (Мих.3:11). И божественный Аввакум едва не вопиял на Бога, говоря: «доколе, Господи, воззову, и не услышиши? возопию к тебе обидим, и не избавиши? Вскую мне показал еси труды и болезни, смотрити страсть и нечестие? противу мне бысть суд, и судия вземлет. Сего ради разорися закон и не производится в совершение суд: яко нечестивый преобидит праведнаго, сего ради изыдет суд развращен» (Авв.1:1–4). Итак, несправедливыми поборами собирающие богатство, извращающие правду и продающие приговоры почти в каждом деле – эти судьи и могут быть теми, которые, как я сейчас сказал, говорят: «благословен Господь, и обогатихомся». Говорящие это могут быть справедливо обличены в безумии и дерзости, ибо они решаются благословлять Бога, как будто бы Он помогает собирать путем неправды и богатеть чрез кровопролитие. Но лучше было, право решив суд, говорить это: «благословен Господь», ибо вынося в каждом деле справедливый приговор, мы являемся чистыми и законными хранителями божественных велений. Итак, обманом и позором оказывается благословение, если нами не совершается того, что угодно Богу.

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

4. Так говорит Господь Бог мой: паси овец, обреченных на заклание

Кто же упас их, как не Владыка Христос, Который в священном Евангелии взывает: "Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец." (Ин.10:11)? Но никто да не дерзнет уничижать Его, как именующегося пастырем; потому что нашего ради спасения именовался Он, не только пастырем, но и агнцем и овцею; и что говорю: овцею и агнцем? наречен даже клятвою и грехом, чтобы разрешить грех и клятву людей. Ему, восхотевшему принять на себя зрак раба, чтобы естество человеческое освободить от рабства, глаголет Отец: «паси овец, обреченных на заклание». И как человек, а не как Бог, приемлет Он заповеди сии; потому что, как Бог, равночестен Родшему; а как человек, взывает: о "говорю не от Себя" (Ин.14:10), заповедь приял, "что сказать и что говорить" (Ин.12:49). Так и здесь заповедуется Ему: "паси овец, обреченных на заклание". 

Толкование на пророка Захарию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 Так говорит Господь Бог мой: паси овец, обреченных на заклание, которых купившие убивают ненаказанно, а продавшие говорят: «благословен Господь; я разбогател!» и пастухи их не жалеют о них

Символическое изображение деятельности доброго Пастыря и неблагодарности овец

Избранный народ, наказываемый Богом за свои грехи и свою непокорность, уподобляется стаду овец, обреченных на заклание. Никто не чувствует к ним никакой жалости; всякий о том только и думает, чтобы извлечь себе от них как можно более выгоды. Купившие убивают овец, когда захотят, не опасаясь за это никакой ответственности; продавцы радуются полученной прибыли, а пастухи совершенно равнодушны в участи овец своих (Иерон. 132; Кир. 153-155).

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 4-6 Так говорит Господь Бог мой: паси овец, обреченных на заклание, которых купившие убивают ненаказанно, а продавшие говорят: «благословен Господь; я разбогател!» и пастухи их не жалеют о них. Ибо Я не буду более миловать жителей земли сей, говорит Господь; и вот, Я предам людей, каждого в руки ближнего его и в руки царя его, и они будут поражать землю, и Я не избавлю от рук их. 

Изобразив столь мрачными чертами грозно стоявшее впереди несчастие, долженствовавшее обрушиться на землю и народ Израилев через римскую всемирную власть, пророк признает нужным после этого еще раз остановиться на тех предшевствоваших ей всемирных монархиях, погибель которых он возвещал в первой части своего судного слова, остановиться затем, чтобы ближе и точнее определить род и способ этой погибели, возвещенной в первой части, более или менее в общих чертах, и затем, покончивши, так сказать, с этими монархиями, показать причину того опустошения, какому подвергнется народ Божий со стороны Римской монархии, а в лице ее, конечно, и всей языческой власти. Он говорит, что прежде чем наступит эта катастрофа, опустошение Израиля римлянами, Господь обратит Свое грозное око на тех пастырей, на которых воспылал гнев Его (Зах.10:3), на те языческие народы, во власть которых Господь уже отдал свой народ, свое стадо, но которые вместо того, чтобы через свое господство над сим стадом вразумить его, дать ему почувствовать в этом преобладании наказание Божие и через то привести его к сознанию своей виновности перед Богом и искреннему обращению к Нему, злоупотребили своей властью, имея под руками стадо Господне, расхищали его, пользовались им для своих корыстных выгод и с этой целью мало-помалу истребляли его, стремясь совсем даже уничтожить его. Господь не может долее терпеливо сносить такого злодейства языческих народов, этих пастырей-убийц. В символическом действии, отображающем собою заботливость Божию о своем народе, Он приказывает пророку, занимающему в этом действии место самого Бога и потому совершающему в сем действии то, что в действительности внешней свершил Сам Господь или Ангел завета, Его Мессия, приказывает взять от злых пастырей, от языческих народов стадо свое – народ Израилев и пасти это стадо. «Так говорит, – описывает пророк это действие, происходившее во внутреннем созерцании пророка, – Господь Бог мой: паси овец, обреченных на заклание» или, точнее, на удушение, паси Израиля, которого жестоко угнетают, которого душат, которого давят настоящие его владетели, господствующие над ним языческие народы, «которых купившие убивают ненаказанно» и никакого до сих пор наказания не терпят, которых продавцы имеют в виду только свою выгоду. Они говорят: благодарение Богу Иегове, (теперь) «я разбогател», конечно, вследствие продажи овец «не жалеют о них». Такому самовольному образу действий языческих народов в отношении их к отданному им во власть Израилю должен быть положен конец. Все жестокие притеснители должны быть наказаны и наказаны жестоко, «ибо Я,  – говорит Бог, – не буду более миловать жителей земли сей», не буду щадить более языческую власть, злодействующую над стадом Господним. «И вот, Я предам людей, каждого в руки ближнего его и в руки царя его», в руки царя, которому каждый народ подчинен и который будет тиранствовать над покоренными ему народами, «и они будут поражать землю, и Я не избавлю от рук их». Через междоусобные войны и через тиранство царей народы будут опустошать земли, и Господь не спасет их, Он предаст их полному самоистреблению и мщению, что вполне и исполнилось. Достаточно только припомнить историю возникновения, существования и погибели древних монархий: Вавилонской, Мидо-Персидской, Греко-Македонской и возникших из последней менее значительных царств, каковы например царство Сирийское и Египетское, чтобы убедиться в буквальном исполнении пророчества.

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible