Скрыть
пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Воспойте Ему песнь нову, добре пойте ему со восклицанием

Воспойте Ему песнь нову. Ясно говорит, что закон Моисеев возымел конец.

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

воспойте ему песнь нову, добре пойте ему со восклицанием

«Воспойте» Господу «песнь нову», то есть служите Богу не в ветхости буквы, но в обновлении духа. Кто принимает закон не чувственно, но разумеет духовный его смысл, тот поет песнь новую, потому что ветшающее и стареющее в завете миновало, началась же для нас новая и обновленная песнь учения Господня, которая обновляет «юность» нашу, «яко орлюю» (ср.: Пс. 102,5), когда умерщвляем в себе ветхого человека и обновляемся со дня на день. Но простирающийся «в предняя» (ср.: Флп. 3,13) непрестанно становится новее в отношении к себе самому. Посему кто непрестанно становится новее в отношении к себе самому, тот поет новую песнь Богу, а новым обыкновенно называется или необычайное, или недавно пришедшее в бытие. Посему если поведаешь чудный и всю природу превосходящий образ Господня вочеловечения, то поешь новую и необыкновенную песнь; и если рассуждаешь о возрождении и обновлении мира, состарившегося под грехом, а также возвещаешь тайны воскресения, то и в сем случае поешь новую и недавно сложенную песнь.

«Добре пойте Ему со восклицанием». Слышите заповедь: «добре пойте», с нерассеянною мыслью, с искренним расположением. «Пойте со восклицанием». Как некоторые добрые воины, одержав победу над врагами, возносите хвалебные песни Виновнику победы! «Дерзайте», говорит Он, «Аз победих мир» (Ин. 16,33). Кто из людей в состоянии ратоборствовать с лукавым, если не прибег под кров «Архистратига силы» (ср.: Нав. 5,14) и если не оттуда, не с верою в Него низлагает и поражает стрелами нашего врага? Итак, «добре пойте со восклицанием». Восклицание же есть какой-то нечленораздельный звук, который воины согласно издают во время сражения, сомкнув над собою щиты. Посему пойте в согласии, единодушии и единении любви. Что же должны говорить поющие?

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 32-й

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 2-3 Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте Ему. Воспойте Ему песнь нову, добре пойте Ему со восклицанием

Все же сие совершалось согласно с предписанным в законе богослужением; потому что употреблялись при богослужении и гусли, и кимвалы, и тимпаны, и другия музыкальныя орудия. А восклицание есть победный клик, каким победители сопровождают бегущих врагов. Но и нам приличествует сказанное в духовном смысле: и нам возможно себя самих устроить в благозвучный и всестройный орган, и всеми, и чувственными и умственными, способностями души песнословить Бога.

Евфимий Зигабен (†1118)

Воспойте Ему песнь нову, добре пойте ему со восклицанием

Воспойте Ему песнь нову

В смысле повествовательном Давид побуждает иудеев петь новые песни по причине нового чуда, которое последовало (тогда) при Езекии. В переносном смысле мы должны разуметь песни христиан, которые сочиняют и поют Господу православные в церкви. Все они новы в сравнении с песнями древнего закона.

Тот же Василий: Простирающейся к тому, что впереди, всегда делается новее самого себя; и таковой то поет Богу песнь всякий раз новую.

добре пойте Ему со восклицанием

Восклицание – единогласный крик всего войска, ободряющий воинов в виду неприятелей их. Итак, восклицанием побуждает Давид праведников к дерзновению: пойте, говорит, гласом восклицающим, то есть, смелым и выражающим победу; поелику враги, которые устрашали их прежде, пали и посрамились. Слово – хорошо – поставлено вместо – твердо, от всей души.

По словам того же Василия: Восклицание есть некий неопределенный голос друг друга согласно защищающих и вместе производящих крик. Итак, в согласии и единодушии и единении в любви пойте. И Феодорит: Сказанное, быв понимаемо духовно, прилично и нам: и мы можем явить из себя благозвучное и самое стройное орудие и воспевать Бога всеми чувствами как чувственными, так и умственными (как внешними, так и внутренними).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

воспойте ему песнь нову, добре пойте ему со восклицанием:

Что в двух предыдущих стихах сказал раздельно, то здесь совокупляет во едино, и увещавает, дабы люди хвалили Бога с достодолжным благоговением, и притом хвалили не песнию ветхою, ниже из употребления вышедшею, во вновь сложенною, и настоящей материи приличествующею. Воспойте Ему песнь нову. Сие относится к оным словам: радуйтеся о Господе, и проч. Пойте Ему со восклицанием. Сие соответствует преждереченным словам: исповедайтеся в гуслех. Святый Василий Великий, толкуя сие место, замечает, что песнь новая прилично противополагается ветхой. Ибо песнь ветхую обыкновенно поет человек ветхий: рожденный бо от плоти плоть есть, то есть земная мудрствует и земными услаждается, и хотя хвалит Бога, но токмо тогда, когда приемлет от Него временная благая. Песнь же новую поет человек новый, обновленный духом ума своего, человек мудрствующий небесная, услаждающийся вечными, и хвалящий Бога даже и тогда, когда приемлет раны, ведая, что и оныя споспешествуют во благое (Рим. 8:28).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.3   Воспойте Ему песнь нову, добре пойте ему со восклицанием

Ст.3   Пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием

Воспойте Ему песнь нову
. «Т.е. служите Богу не в ветхости буквы, но в обновлении духа. Кто принимает закон не чувственно, но разумеет духовный смысл его, поет песнь новую... Кто непрестанно становится новее в отношении к самому себе, тот поет новую песнь Богу. Добре пойте, т.е. с нерассеянною мыслию, с искренним расположением. Пойте со восклицанием. Как некоторые добрые воины, одержав победу над врагами, возносите хвалебные песни Виновнику победы» (Вас. В.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Воспойте Ему песнь нову, добре пойте ему со восклицанием

«Пойте Ему новую песнь». Согласно изменившемуся предмету песни должен измениться и самый характер песнопения. Ранее, когда Давид приносил пред Богом выражение своего покаянного чувства по поводу своего греха с Вирсавией и псалмы этого рода отличались грустным характером, теперь же он приглашает восхвалять Бога, как Творца и Законодателя мира, Покровителя всех праведных, а потому и песнь должна быть «новой», торжественно-благодарной.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

3. воспо́йте Ему́ песнь но́ву, до́бре по́йте Ему́ со восклица́нiем:

Псалом ХХХII-й делится на 5 частей по переходам мыслей в них. 1-я часть (ст. Пс. 32:1-5) – призыв к праведным: радоваться о Господе, исповедаться Ему в гуслях и воспеть Ему песнь новую. Ибо „все дела Его – в вере‟, и „милости Его – полна земля‟ (перевод автора).

Св. Василий Великий, толкуя сие место, замечает, что здесь песнь новая прилично противополагается ветхой. Ибо песнь ветхую обыкновенно поет человек ветхий: „рожденный бо от плоти, плоть есть‟ (перевод автора), т. е. земная мудрствует и земными услаждается, и хотя хвалит Бога, но только тогда, когда приемлет от Него временная благая. Песнь же новую поет человек новый, обновленный духом ума своего, – человек, мудрствующия небесная, услаждающийся вечными и хвалящий Бога даже и тогда, когда приемлет раны, ведая, что и оные споспешествуют во благое (Рим. 8:28).
 

Псалтирь протолкованная. Том I


пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием

Св. Василий Великий, толкуя сие место, замечает, что здесь песнь новая прилично противополагается ветхой. Ибо песнь ветхую обыкновенно поет человек ветхий: „рожденный бо от плоти, плоть есть‟, т. е. земная мудрствует и земными услаждается, и хотя хвалит Бога, но только тогда, когда приемлет от Него временная благая. Песнь же новую поет человек новый, обновленный духом ума своего, – человек, мудрствующия небесная, услаждающийся вечными и хвалящий Бога даже и тогда, когда приемлет раны, ведая, что и оные споспешествуют во благое (Рим.8:28).

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 2–3 Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте Ему: воспойте Ему песнь нову, добре пойте Ему со восклицанием

В Церкви ветхозаветной, со времени Давида, по его установлению, принято было при богослужении прославлять Господа пением псалмов с аккомпанементом различных музыкальных инструментов (1Пар.15:16–28, 16:5–6, 25:1–7). Из числа этих инструментов наиболее любимыми самим Давидом и его же руками устроенные (Пс. 151) были – струнные: гусли, или арфа (то же, что ныне цитра и гитара), инструмент, состоящий из пустого внутри и большею частью треугольного ящика, с натянутыми на нем струнами, на котором играли, ударяя по струнам прямо пальцами (1Цар. 18:10) или особою палочкой, – и псалтирь, также род арфы, большею частью с 10 струнами, только натянутыми не на ящик, а на металлический ободок. Посему Давид и призывает верующих прославлять Господа пением псалмов, с игрою на гуслях и десятострунной псалтири. Но Православная Христова Церковь, по примеру Самого Иисуса Христа (Мк. 14:26) и апостолов (Еф. 5:19), славословит Господа только пением священных песней живым голосом, никогда не употребляя при этом никаких инструментов. Поэтому отцы и учители Церкви сказанное здесь о музыкальных инструментах, в применении к православным христианам толковали в духовном смысле. Так, в славословии посредством гуслей и в пении десятострунной псалтирью они усматривают повеление, чтобы мы хвалили Бога не только словами, но и делами, особенно же точным исполнением Десятисловия, дабы люди, «видя добрая дела (наша), прославляли Отца нашего, Иже на небесех» (Мф.5:16). Новая песнь противополагается здесь песни ветхой, которую обыкновенно поет человек ветхий, не обновленный духом ума своего, земная мудрствующий и земными услаждающийся. А «новую песнь» поет человек новый, «созданный по Богу в правде и преподобии истины» (Еф. 4:23–24), «горняя мудрствующий», услаждающийся вечными благами и хвалящий Бога даже тогда, когда терпит мучения, ведал, что «любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим. 8:28). Словом, тот поет новую песнь Богу, кто совершенствуется в духовной жизни, «в предняя простираяся» (Флп .3:13), кто непрестанно делается новее в отношении к самому себе. Добре петь значит прославлять Господа «с нерассеянною мыслью и с искренним расположением». С восклицанием петь значит прославлять Бога в согласии, единодушии и единении любви, подобно тому как добрые воины, одерживающие победу над врагами, согласно издают радостные крики, сливая их в один нечленораздельный звук (Иоанн Златоуст. Толкование на Пс. 46 [5, с. 214–216]).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible