Скрыть
Он создал сердца всех их и вникает во все дела их.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их

Создавый на едине сердца их. Один Бог знает сердца человеческие. Потому и Спаситель сказал иудеям: вскую вы мыслите лукавая в сердцах своих (Мф. 9,4)?

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 13-15 С небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия: от готоваго жилища своего призре на вся живущыя на земли: создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их

На пребывающих в свойственном себе чине и на исполняющих обязанности природы человеческой Господь призирает свыше, а над теми, которые дошли до крайнего повреждения, надзирает иначе - снисходя к ним Сам. Ибо сказано: «Вопль Содомский и Гоморрский умножися… и греси их велицы зело. Сошед убо узрю, аще по воплю их грядущему ко Мне совершаются» (Быт. 18:20-21). И еще: «Сниде Господь видети град и столп, егоже созидаша сынове человечестии» (Быт. 11:5). А здесь говорится: «С небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия». Не теряй из вида сего высокого Зрителя, не теряй из вида Приникающего свыше на дела человеческие. Куда ты ни идешь, что ни делаешь, во тьме ли, или среди дня, надзирает над тобою Божие Око.

«От готоваго жилища Своего». Не отверзаются двери, не собираются завесы, готово к видению Божие жилище. Бог видит всех сынов человеческих. Ни один не избегает Его зрения, не закрывают ни тьма, ни стены; нет никакого препятствия очам Божиим. Он не только видит каждого, но видит и сердца, которые создал Сам, не примешав к ним ничего худого. Зиждитель человека Бог создал его простым по образу Своему, который спасает сердца, но впоследствии, опутав его плотскими страстями, мы сделали из него сердце многовидное и многоличное, растлив его боговидность, простоту и единообразность.

Поскольку же Он Создатель сердец, то посему «разумевает на вся дела» наши. А делами называем и слова, и мысли, и вообще всякое движение человеческое. Ибо с каким расположением и с каким намерением делаем мы что-либо, в угождение ли людям или в исполнение заповедей, данных нам от Бога, сие знает один «Разумеваяй на вся дела» наши. Посему и во всяком праздном слове дадим отчет (см.: Мф. 12:36) и даже за чашу студеной воды «не погубим мзды» (ср.: Мф. 10:42), потому что Господь «разумевает на вся дела» наши.

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 32-й

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 13-15 С небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия: от готоваго жилища своего призре на вся живущыя на земли: создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их

Потому что «с небесе призре Господь» видеть «вся сыны человеческия: от готоваго жилища». А готовым жилищем наименовал присносущного Отца, Которому принадлежит вечное бытие, как ни от кого не происшедшему, но всегда готовому. И не почтем странным, что из оного готового жилища к сынам человеческим присоединяется Соделавшийся сыном человеческим, так как мы уверены, что Он есть «создавый на едине сердца их». Ибо, если естество человеческое – Его создание, что нового познаем из таинства? То, что Владыка естества «во Своя прииде», но евреи Его не «прияша» (Ин. 1:11). Потому-то и нет у них надписания, как у того, кто не видит, нет солнца.

О надписании псалмов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их

«Создавый наедине сердца их, разумеваяй на вся дела их», то есть, сказал я о Боге всяческих, что Он «призре», но «призре», не как незнающий и желаюший дознать, а как судия изрекаюший приговор; потому что Сотворившему душу возможно ли не знать движений ея? Пророк употребил слово: «сердца» вместо: «разум».

Петр Дамаскин, прп. (†XIIв.)

создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их

Создавый наедине сердца человеческая, как сказал Псалмопевец. И из этого ясно, что наедине создается сердце, то есть ум, — терпением того, что нас постигает.

Творения. Книга вторая

Евфимий Зигабен (†1118)

создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их

Создавши на едине, (отдельно) сердца их

Не только, говорит, Бог смотрит на людей и на дела их, но что еще страшнее, Он смотрит и вникает в сердца людей, как пишет Феодорит. Потому что если Бог создал сердца людей, то, без сомнения, Он знает и движение сердец их. Посему мы должны бояться не только по причине невозможности скрыться от Бога, когда сделаем зло, но и когда мыслим об оном. Сказав—отдельно, вместо того, чтобы сказать—создал сердца наши отделенными от зла и от примеси страстей. Или отдельно вместо того, чтобы сказать, как говорит великий Василий,—отделенными от прочих животных, как свойственно разумным.

Разумеваяй на вся дела их

И это должно быть великим побуждением к страху и удивлении в отношении к Богу, что Он, говорит, не имеет нужды в глазах и ушах и других чувствах для узнания чрез них дел, или слов, или помышлений человеческих; нет, Он просто знает и понимает все.

Великий Василий говорит: А под делами мы понимаем и размышления, и мысли, и вообще всякое движение человеческое. Божеств. Кирилл из сего выводит такое заключение: Итак, по истине Бог был сей Сын, тот кто знал и сердца наши, как создавший их отдельно и разумеющий все дела живущих на земле не потому, что кто либо свидетельствует, или возвещает ему, но потому что Он сам наблюдает помышления и смотрит в сердца и знает сокрытое. Ибо свет пред ним, как написано (Дан. 2,22), или лучше— он Сам свет. И Иов: Знающий ум человечий (Иов. 7,19—у Никиты). И Евсевий: Сказано—на едине— вместо—отлученно и отдельно от прочих животных, каждый человек имеет в себе разум на подобие заключенного сокровища, почему никто не может понимать помышления другого (в издан. Своде).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их.

Пророк объясняет, что Бог не так зрит с небеси на сынов человеческих, как зрим мы на вещи в далеком разстоянии от нас находящияся, то есть, безпорядочно и грубым образом: но зрит ясно и весьма тонко все дела их, то есть, кто что делает, или делать намеревает, как телом, так и мыслию. Таким образом видит все помышления, все желания, все слова, все дела, прошедшия, настоящия, и будущия всех и каждаго человека. Притом доказывает, что Бог может все сие видеть потому, что Сам создал сердца всех и каждаго человека особенно, то есть, создал души всех людей порознь, а потому создал и мысли и воли, от которых все дела человеческия происходят. Следовательно, кто мог создать сердца, тот без сомнения может и испытывать их. Оное слово – наедине, не то означает, что души человеческия все были созданы в одно и то же время, как мнил Ориген и другие заблуждшие, но относятся к одному и тому же Творцу, аки бы сказал Пророк: Бог создал все сердца, не исключая ни единаго, однако не так, аки бы одно Сам создал, а другия иным создать оставил, но Сам един создал все и притом раздельно или порознь. Ибо Церковь наша верует, что души прежде тел не созидаются:

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 13–15 С небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия: от готоваго жилища Своего призре на вся живущыя на земли: создавши на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их

В сих стихах псалмопевец изображает всеведение Божие, по которому от Господа никто укрыться не может, и Он неутомимо зрит с небесе, как бы с высочайшей башни, не только на Свой народ, но и на всех сынов человеческих, на всех живущих на земле, и видит, кто что делает, знает даже помышления и желания сердца человеческого. Согласно с Словом Божиим, преимущественным жилищем Бога мы обыкновенно называем небеса, как высшую часть вселенной, и представляем себе, что Господь на небеси утвердил (уготова) престол Свой и оттуда царствует миром (Пс. 102:19). В этом смысле употреблено и псаломское изречение: от готового жилища Своего призре, т.е. от места «уготованного, украшенного» на небесах смотрит Господь на всех людей. Словами: создавый на едине сердца их – псалмопевец выразил ту мысль что Господь Бог создал сердца, или, что то же, души всех людей порознь, отдельно, особенно, – не так, как прочих животных, а потому Он создал и мысли, и воли (как силы душевные), от которых происходят все дела человеческие. И Он видит поэтому всех людей, где бы они ни жили на земле, и как Создатель самых душ человеческих прозревает в самые тайные мысли и намерения их (Пс. 138:1–3, 9:11), со всею точностью знает и по достоинству оценивает (разумевши) все дела их.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible