Скрыть
что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

избавити от смерти душы их, и препитати я в глад

И препитати я в глад, то есть, во время гонения, когда не будет духовной пищи, сам Господь препитает их Духом Святым.

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 18-19 Се, очи Господни на боящыяся его, уповающыя на милость его: избавити от смерти душы их, и препитати я в глад

«Се очи Господни на боящияся Его». В другом месте сказано: «Очи Господни на праведныя» (Пс. 33,16), а здесь – «на боящияся Его». Когда мы взираем на Господа и очи наши устремлены к Нему, так что можем сказать: «Се яко очи раб в руку господий своих… тако очи наши ко Господу Богу нашему» (Пс. 122,2), тогда как бы привлекаем Око Господне к воззрению на нас.

«Уповающия на милость Его». Пророк показывает смирение служащих Господу и то, сколько уповают они на милость Его. Кто не уповает на свои доблестные заслуги и не надеется оправдаться делами, тот единственную надежду спасения имеет в милосердии Божием. Ибо когда приводит на мысль слова: «се, Господь и мзда Его» (ср.: Ис. 40,10), чтобы воздать каждому, чего стоит дело его, и когда исчисляет свои злые дела, тогда начинает бояться наказания и трепетать угроз. А чтобы не поглотила его скорбь, взирает на Божие милосердие и человеколюбие и делается благонадежен. Надеется же, что Бог «избавит душу его от смерти, и препитает в глад».

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 32-й

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 18-19 Се, очи Господни на боящияся Его, уповающия на милость Его: Избавити от смерти души их, и препитати я в глад

Всеми благами, говорит Пророк, снабдевает благочестие: оно привлекает Божественное промышление, полагает преграду наступаюшей смерти и нищете, дарует же множество благ. Вероятно же, что, во время осады при Езекии, заключенные в городе имели недостаток в необходимом, а потом с гибелию неприятеля избавились и от сего бедствия.

Евфимий Зигабен (†1118)

избавити от смерти душы их, и препитати я в глад

Избавити от смерти души их

Здесь Давид излагает конечную причину, по которой Бог призирает на боящихся Его: это то, чтобы избавить души их (то есть, их самых—по описанию) от смерти, которой ожидали ежедневно от ассириан, как было сказано при изъяснении слов: вечер водворится плач,— в 29-м псалме).

И препитати я в глад

Сию-то, говорит, цель имел Господь в виду в отношении к приверженцам Езекии,—чтоб их прокормить во время голода, который они испытывали по причине осады ассириан, как повествует 4-я кн. Царств.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

избавити от смерти душы их, и препитати я в глад.

Пророк заключает разсуждение свое, которым, как сказали мы выше, доказывал блаженство того народа, емуже есть Господь Бог его. Ибо Бог хотя и на всех людей призирает, и знает, коль мало могут они без помощи Его: однако особенно обращает очи Свои на праведных людей, подавая им с небеси помощь Свою, свобождая их от опасностей смерти, и доставляя средства, нужныя к безбедному содержанию жизни. Се, очи Господни на боящияся Его и уповающия на милость Его. Под именем боящихся и уповающих разумеются здесь люди праведные и друзи Божии. Ибо боязнь без упования есть боязнь рабская, а упование без боязни есть высокомерие; боязнь же со упованием истинную любовь являет, то есть, любовь свободную, которою любим Бога яко друга, яко отца, яко жениха. Ибо кто такою любовию горит, тот и зело боится, дабы любимаго не прогневать, и благонадежно уповает, что милости любимаго никогда не лишится. Избавити от смерти души их, и препитати я в глад. Сия есть причина, чего ради Господь призирает отеческим оком на боящихся и уповающих на Него, а именно, дабы сугубым образом облагодетельствовать их, то есть, и от страха смерти свободить, и нужное пропитание в жизни подать. Понеже бо праведные боятся оскорбить Бога: для того и Бог избавляет их от боязни, дабы не оскорбилися, или бы не претерпели страха, наипаче в разсуждении жизни, которая есть основание всех благ. А понеже уповают на милость Его, для того и Он содержит их в непрестанной милости, питая во время глада. Сии два благодеяния можно разуметь как о спасении телесном и временном, так и о духовном и вечном.

Спасает Господь от смерти души боящихся Его, когда особливым промыслом Своим избавляет жизнь их от различных опасностей смерти, от которых они собственною силою своею избавиться не могли бы. Потом избавя таким образом от смерти, содержит в жизни, промышляя им все потребное к содержанию жизни, а наипаче во время глада, в которое многие другие претерпевают во всех вещах недостаток. Духовным же образом избавляет их от смерти, когда или не попускает падать во грех, который не что иное есть, как смерть души; или, ежели по случаю и согрешат, вскоре обращает к спасительному покаянию, и призывает к благодати, яже есть жизнь души, и сим сугубым образом избавляет души их от вечныя смерти. Живущих же Богови чрез живущаго в них Духа Святаго питает во время глада, одождяя в пустыни сей, чрез которую шествуем во обетованную оную землю, манну с небесе, и напаяя водою, из камене духовнаго текущею, то есть прохлаждая и подкрепляя небесными утешениями.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-19 Се, очи Господни на боящыяся его, уповающыя на милость его: избавити от смерти душы их, и препитати я в глад

Господь покровительствует боящимся Его и спасет их от бедствий. Да будет Его милость над нами

Бог же любит («око Господне») только боящихся Его, и таким Он окажет верную защиту при всяких тяжелых положениях их; «душу их спасет от смерти» и накормит во время голода.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 18–19 Се, очи Господни на боящыяся Его, уповающыя на милость Его: избавити от смерти души их, и препитати я в глад

Здесь псалмопевец опять обращает речь свою к тому языку, к тем людям, которых Господь избрал в наследие Себе (ст. 12), и говорит, что всевидящее око Господне, или, что то же, Промысл Божественный с отеческою любовью и заботливостью обращен на людей богобоязненных, уповающих на милость Его, чтобы охранять их от всех бед и опасностей (Пс. 120:7), окружать их Своими милостями и во всем устроять их счастье и благоденствие. Выражения: избавити от смерти и препитати я в глад указывают, без сомнения, на те страшные бедствия общественные, какие испытал на себе еврейский народ в царствование Давида от моровой трехдневной язвы и голода. Но, уповая на Господа, он не был истреблен теми бедствиями и скоро, по милости Божией, получил избавление от них (1Пар. 21:14–27; 2Цар. 21:1–14). Нужно думать, согласно с отцами Церкви, что пророк-псалмопевец разумел в словах стиха 19 не телесную только смерть, а и смерть души, и не вещественный только глад, а духовный – лишение благодати Божией и питания Словом Божиим, а потому и мы, христиане, должны помнить, что очи Господни, обращенные на боящихся Его, т.е. на всех верующих и уповающих на милость Его, направлены наипаче к тому, чтобы спасать души верующих от смерти, предохраняя их от тяжких грехопадений и обращая к покаянию, и не дать им погибнуть от «духовного глада слышания Слова Божия» (Ам. 8:11) и «лишения благодати Божией» (Евр. 12:15), но питать и «насыщать алчущих и жаждущих правды» (Мф. 5:6; Ин. 6:27, 33–35).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible