Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Душа наша уповает на Господа: Он – помощь наша и защита наша;
Святые отцы
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Василий Великий, свт. (†379)
- Нил Синайский, прп. (†430)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть
Душа же наша чает Господа. Представляются в пример, как показавшие уже упование на Господа.
Василий Великий, свт. (†379)
Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть
Слово сие поощряет к терпению, чтобы мы, когда нападает на нас какой-либо оскорбитель, не разлучались «от любве Божия, яже о Христе Иисусе» (Рим. 8,39), но от всей души несли труды, ожидая помощи от Бога.
Нил Синайский, прп. (†430)
Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть
В слове сем заключается увещание к терпению, а именно, к тому чтобы мы, если и бываем когда-либо оставлены кем-либо из оскорбляющих нас, сами не отлучали себя от «любви Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем» (Рим. 8:39), но всею душою претерпевали все трудное, ожидая помощи от Бога.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 20-21 Душа же наша чает Господа, яко помощник и защититель наш есть: Яко о Нем возвеселится сердце наше, и во имя Святое Его уповахом
Поэтому, насладившись столькими благами, имеем твердую надежду на Бога, и всегда от Него ожидать будем помоши; потому что Он даровал нам и настояшую радость. Потом, сказал: «яко во имя святое Его уповахом», испрашивает и милости равномерной надежде. Ибо говорит:
Евфимий Зигабен (†1118)
Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть
Душа же наша чает Господа
Здесь Давид возбуждает и ободряет нас к тому, чтобы мы во время искушений надеялись на Господа, ожидая Его помощи; потому что по причине любви нашей к Нему ненавидят нас неверные иноверцы. Далее высказывает самую причину ожидания.
Яко помощник и защитник наш есть
Потому, говорит, мы должны ожидать Господа и искушений ради Господа, что мы из многого удостоверились, что Он не оставляет до конца беспомощными, но подает нам защиту и помощь.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Душа же наша чает Господа, яко помощник и защититель наш есть:
Доселе Пророк беседовал ко избранным Божиим, и призывал их к духовной радости о Господе и к хвалению Бога, Отца чадолюбиваго и премилосердаго; а здесь вводит самих праведных ответствующих на призывание, и глаголющих: душа наша чает Господа. Разумеют праведные, чего Дух Святый хощет от них, когда призывает их к радости и хвалению Бога: ведают, что намерение Его в том состоит, дабы чрез сие воодушевить их к дальнейшему пребыванию в правде и к теснейшему союзу с Богом, чтоб ни в каких гонениях, коль бы они тяжки ни были, не отступали от Него, и чтоб хвалили Бога делами паче, нежели словами. Ответствуют убо, что они, толико будучи облагодетельствованы, пребудут постоянны в страхе и любви Его. Душа наша чает Господа: то есть, все, что бы ни приключилося нам, не разлучит нас от любви Божией, и мы не будем взирать к иному утешителю, но с терпением пождем утешения свыше; писано бо есть: аще умедлит, потерпи Ему, яко приидый приидет, и не закоснит (Авв. 2:3). Впрочем слова сии: душа наша чает Господа, сказаны Еврейским слогом, по свойству коего душе присвояется то, что приличествует всему человеку, наипаче, когда говорится о вещи духовной. Так сказал Исаия в гл. Ис. 26:8: память, еяже желает душа наша. И паки: от нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже. И Иеремия в Плаче, гл. Плач. 3:26: душе ищущей от Бога благо. В сем смысле рекла и Пресвятая Дева Богородица: величит душа моя Господа (Лк. 1:46). В следующих словах: яко помощник и защититель наш есть, дают праведные причину, чего ради решились постоянно ожидать Господа: понеже ведают, из самаго опыта познали, что Господь в благополучных обстоятельствах помогает им, а в несчастных защищает.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
А здесь вводит псалмопевец самих праведных, ответствующих на призывание псалма и глаголющих: „душа наша чает Господа‟. Разумеют праведные, чего Дух Святой хощет от них, когда призывает их к радости и к хвалению Бога... и чтоб хвалили Его делами паче, нежели словами… И мы не будем взирать к иному утешителю, но с терпением пождем утешения свыше: писано бо есть: „аще умедлит, потерпи ему, яко приидый приидет, и не закоснит‟ (Авв.2:3)... понеже ведают, и из самого опыта познали, что Господь в благополучных обстоятельствах помогает им, а в несчастных – защищает.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 20–22 Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть: яко о Нем возвеселится сердце наше, и во имя святое Его уповахом. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя
В сих заключительных изречениях псалма Давид сам как бы становится на сторону тех праведников, уповающих на милость Божию, к которым обращена была речь его в начале псалма, и от лица их выражает сердечное исповедание пред Богом, в котором высказывает, что они душою своею преданы Господу как своему Помощнику и Заступнику. Душа наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть. То есть: мы понимаем, говорят праведники, и чувствуем, что ничто не разлучит нас от любви Божией, и что бы ни случилось с нами, мы не будем взирать на иного утешителя, но с терпением будем ожидать утешения свыше, в той глубокой уверенности, что Господь никогда не оставляет боящихся Его и в благополучных обстоятельствах помогает им, а в несчастных защищает. А вместе с этим терпеливым ожиданием помощи Божией праведники сознают свой долг радоваться о Господе и прославлять Его (ст. 1) и самым делом исполняют этот долг, так как в уповании на святое имя Его сердце их веселится о Нем. Наконец, они молят Господа, чтобы Он всегда ниспосылал им Свою милость, в которой они всегда имеют нужду и которая обещана всем уповающим на Господа, а они никогда не переставали и не перестанут уповать на Него. Буди, Господи, милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя.