Скрыть
Ты́ же во Святѣ́мъ живе́ши, хвало́ Изра́илева.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ты же во святем живеши, хвало Израилева

То есть Ты – или Тот, Кого восхваляет Израиль, или Тот, Кто сам в Себе – хвала.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ты же во святем живеши, хвало Израилева

Всего же необычайнее то, что совершается страдание, тогда как Ты обитаешь в святом теле сем. Хвалою же Израилевою именует Его Пророк, как восхваляемаго и песнословимаго собственными Своими служителями. Ибо вместо слова: «хвало» другие переводчики употребили слово: песнопение.

Толкование на сто пятьдесят псалмов

Евфимий Зигабен (†1118)

Ты же во святем живеши, хвало Израилева

Святым называет соединенного с Отцем, по существу, Бога-Слово, который опять был соединен лично с восприятым Им человечеством. И сам Он в Евангелии говорил: Я в Отце и Отец во Мне (Ин. 14, 10). Хвала для Израиля есть Отец, потому что иудеи тогда хвалились, что они одни имели Богопознание, не смотря на то, что суждение их было неправое и неверное и что они не имели добродетели. Оказав, что Ты обитаешь в Сыне, сим Он показал, что и Сын желает спасения людей и не убегает смерти человечества, имея одну волю с волею Отца.

В Катенах Никиты замечено, что слова сии должно читать вопросительно так: Боже мой! Я воззову днем, и Ты неужели не услышишь? и ночью, и не в безумие ли Мне? то есть не может ли кто поставить Мне в безумие, если Я буду думать, что буду взывать днем и ночью к Тебе и Ты не услышишь? Ибо кто может сомневаться в том, что Ты преклоняешься охотно к ищущему у Тебя помощи? разумея, что Ты живешь во святых? Если же Ты исполняешь прошение святых, обитая и почивая в них, то не тем более ли твоего Сына?

Толковая Псалтирь

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ты же во святем живеши, хвало Израилева.

Здесь не о том говорит Давид, каков есть Бог на небеси, но каков являлся к Израильскому народу. Почему не столько жалуется на то, что Бог, Который всегда милосердно поступал с народом Своим, а ныне, как бы забыв существо Свое, лишает беднаго человека всякия помощи и утешения, – сколько вооружается терпением, приемля щит веры, дабы отразить огненныя стрелы лукаваго сатаны. Бога нарицает Святым, понеже всегда пребывает Сам Себе подобен; а хвалою Израилевою потому, что будучи благотворителен и щедр к избранному народу, заставляет непрестанно хвалить Себя. (Ибо ежели бы Бог не давал нам вкушать благости Своея, то надлежало бы нам умолкнуть). А как Давид был один из членов онаго народа, то не смотря на все препятствия, надеется паки принят быть в сообщество тела для прославления имени Божия.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.4   Ты же во святем живеши, хвало Израилево

Ст.4   Но Ты, Святой, живешь среди славословий Израиля
 

«Т.е. – во святом теле. Всего же необычайнее то, что совершается страдание, тогда как Ты обитаешь во святом теле сем. Хвалою же Израилевою именует Его пророк, как восхваляемого и песнословимого собственными Своими служителями» (Бл. Феод.). «Обитая во святых, которых ум к Тебе устремлен, соделываешься их похвалою и славою» (Св. Афан.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-6 Боже мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне. Ты же во святем живеши, хвало Израилева. На тя уповаша отцы наши: уповаша, и избавил еси я: к тебе воззваша, и спасошася: на тя уповаша, и не постыдешася

Но такое состояние недостатка веры, как мы сказали, было выражением временного упадка духа от тяжелых условий, в которые был поставлен Давид. Он осуждает себя за это малодушие и вслед за тем молится Богу: я буду взывать к тебе днем и ночью, т. е. постоянно; я это делаю, хотя и не вижу тотчас Твоей помощи («Ты не внемлешь мне») и не считаю такой постоянной и, по-видимому, бесплодной, молитвы – излишней, неразумной. В этом меня убеждает во-первых то, что «Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля», т. е., Ты – свят, а потому являешься покровителем и защитником святости, праведности, невинности, вообще, за что Тебе постоянно воздаются от Израиля славословия. Как Святый, Ты не оставишь без защиты и меня невинного. Смысл этих слов тот, что Давид оправдывает неусыпность своей молитвы к Богу и веру в Его защиту незаслуженностью настоящих бедствий и Его правосудием, которое не допустит гибели праведного; во-вторых – историческими фактами из жизни евр. народа: когда последние в бедствиях взывали к Богу, Он оказывал им свою защиту. Такими фактами история евреев переполнена. Слова 2 ст., выражающие в Давиде чувство богооставленности, были буквально впоследствии повторены Иисусом Христом на кресте (Мф XXVII:46; Мк XV:34). Как и Давидом дальше выражена полная вера в Бога и, следовательно, преданность Его воле, так и Иисус Христос обнаружил ту же покорность на кресте воле Отца, когда Он сказал: Отче, в руки твои предаю дух Мой (Лк XXIII:46).

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 4–6 Ты же во святем живеши, хвало Израилева. На Тя уповаша отцы наши: уповаша, и избавил еси я: к Тебе воззваша, и спасошася: на Тя уповаша, и не постыдешася

И в этих, как и в следующих за ними стихах продолжается вдохновенная речь пророка, влагаемая в уста страждущего Богочеловека, Который, как бы желая сопоставить уничиженное в человеческой природе Его естество человеческое с величием и святостью Бога, Творца и Промыслителя всего сущего, говорит: кто я, и кто Ты, Господи Боже мой? Ты, Святейший святых, Ты, окруженный святостью, величием и всемогуществом, «живешь среди славословий Израиля» (пер. с евр.). Тебя по достоинству славословит весь народ израильский, но за то и сам этот народ удостоен от Тебя чести быть избранным Твоим народом, и Ты Сам составляешь славу этого народа (Лк. 2:32). Хотя Ты, по-видимому, и оставил меня, хотя грехи мои и удалили меня от Твоего спасения, и Ты как бы не слышишь молитвенного вопля моего; но я принадлежу к тому избранному Тобою народу, отцы которого уповали на Тебя, с верою надеялись получить милость Твою и получали: на Тя уповаша, и избавил ecи я. Вся история избранного народа Божия свидетельствует о неусыпном попечении Промысла Божия о том народе, в особенности о тех ближайших потомках патриарха Авраама, которых вера в Бога и надежда на Него была тверда и искренна, детски проста и нелицемерна, и к которым по преимуществу относятся эти изречения: на Тя уповаша отцы наши, к Тебе воззваша, и спасошася: на Тя уповаша, и не постыдешася.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible