Скрыть
спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 22-23 Спаси Мя от уст львовых, и от рог единорож смирение Мое. Повем имя Твое братии Моей, посреде Церкве воспою Тя

Ибо научил нас ведению Того, Кто по естеству и по самой истине есть Бог, и единосущного Ему Отца. И опять, как человек, вступает в единение посредством Церкви.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Спаси Мя от уст львовых, и от рог единорожь смирение Мое

Поелику, говорит, нет у Меня никакой человеческой помощи, то да будет у Меня Твое заступление, и да избавлюсь, как от них, так и от того, кто действует чрез них, и наступает на Меня подобно псу и льву. Ибо львом, псом и единорогом называет «имущаго», по апостольскому слову, «державу смерти, сиречь, диавола» (Евр.2:14), который и во время страдания наступал на Него подобно зверю, нанося смерть. Сие и Господь сказал в Божественном Евангелии: «ныне суд есть миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин.12:31); и еще: «грядет сего мира князь, и во Мне» не обретет «ничесоже» (Ин.14:30). Однако же, и не обретши ничего такого, чего искал (а искал укоризн греха), безстыдно и крайне несправедливо предал смерти. Потерпел же Он несправедливость, устроя то, чтобы разрушить общую смерть.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 21-22 Избави от оружия душу мою и из руки песии единородную мою. Спаси мя от уст львовых и от рог единорожь смирениe мое

Господь называет оружием римских воинов, поелику они, как вооруженные, носили мечи; тех же воинов называет и псами, поелику они были нечисты, как язычники, как мы сказали выше; а львами называет иудеев, по причине жестокости и немилосердия, потому что они жаждали смерти Его, и делали против Господа заседание и подсматривание, подобно тому, как и лев подстерегает животных, которых ловит и съедает. Так он назвал их и прежде в 13-м стихе. Тех же иудеев он называет и единорогами. А единорог есть животное дикое и называется так потому, что имеет на лбу один рог ; назвал их псом и львом в единственном числе, потому что разумел один род римлян и один иудеев, под которым мы разумеем порознь римлян и иудеев, так как те и другие в единственном числе называются римлянином, или иудеем (собирательно). Единородною Господь называет свою душу, как единственную: ибо одна душа Христа из всех других человеческих душ была безгрешная и она одна была в личном соединении с Сыном Божиим. О смирении же Христовом Он Сам сказал в Евангелии: научитесь от Меня; ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11,29). А по какой причине Господь молился и какого избавления Он просил, о том мы сказали выше.

Василий Великий: Под рогами единорогов мы понимаем гордость. Ибо говорит, что единорог, имея острый рог, гордо выступает против всякого животного: таковы были и фарисеи, нападавшие на смирение Христово. Итак, Господь, укоряя сих противоборствующих Ему людей и во время страдания восставших на Него, называет их единорогами. Феодорит: Львом и псом и единорогом называет, по словам Апостола, имевшего власть смерти диавола, который во время страдания Его напал на Него, на подобие зверя, желая умертвить Его.

Другой говорит: Господь называет душу единородною, вместо: честною и возлюбленною. Ибо единородные у отцев весьма любимы; а рукою пса—власть сатаны.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Спаси мя от уст львовых, и от рог единорожь смирение мое.

Сими словами показывает Давид редкий пример веры своея. Ибо молитвы сии, возсылаемыя из глубины сердца, ясно доказывают, что он крепко надеялся на Бога, и терпеливно ожидал конца бедствиям своим. В сем чаянии паки обращается к молитве, которую начал в первом стихе псалма, и паки повторил в десятом и первомнадесять стихе. Таким образом, описав страдание свое, просит Бога о помощи и о скорейшем избавлении от врагов. Под именем оружия, песии руки, уст львовых, и рогов единорожиих, разумеет очевидную, и притом многоразличную опасность смерти. Отсюду видим, что Давид будучи в самых челюстях смерти, не отчаялся, но укрепился о Господе, и тако жизнь свою сохранил. Под именем души единородныя разумеет душу одиночествующую, то есть, лишенную всех человеческих пособий, дабы показать, что он находяся посреде толикаго множества смертей, во всем мире не находил себе помощи, в каком разуме сказано и во Пс. 34:17: устрой душу мою от злодейства их, от лев единородную мою: и во Пс. 24:16, где Давид, нарицая себя единородным и нищим, жалуется, что он оставлен не токмо от друзей,но и от всего мира.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.22   Спаси Мя от уст львовых, и от рог единорожь смирение Мое.

Ст.22   Спаси меня от пасти льва, и от рогов единорогов, услышав, избавь меня
 

Под львом, единорогом – разумеются распинатели, враги Христовы, столько же свирепые, как и эти звери. Попасть в уста львовы и под рог единорога значит – подвергнуться смерти. Смирение означает здесь уничижение. Т.е. спаси Меня уничиженного, страждущего от смерти, какую готовят Мне злые враги Мои.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-23 Ты же, Господи, не удали помощь твою от мене: на заступление мое вонми. Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою, спаси мя от уст львовых, и от рог единорожь смирение мое. Повем имя твое братии моей, посреде Церкве воспою тя

Ввиду неизбежности такой судьбы, если бы враги захватили Давида, последний молит Бога о спасении: «спаси» «от псов одинокую мою» душу, т. е., меня, одинокого, избавь от врагов; «от рогов единорогов» - от рогов единорога, носорога, чем Давид образно рисует силу и жестокость врагов. За свое спасение Давид обещает воспеть Бога «посреди собрания», т. е., всенародно, в поэтических песнях, будет восхвалять Бога, как единственного защитника всякого страждущего праведника.

С 24 ст. содержание псалма изменяется: ранее оно было скорбно-просительное, теперь же - благодарственно-хвалебное. Можно думать, что вторая часть псалма была написана Давидом по окончании гонений.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 20-22 Ты же, Господи, не удали помощь Твою от мене: на заступление мое вонми. Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою. спаси мя от уст львовых, и от рог единорожь смирение мое

В таких муках, и оставленный всякою человеческою помощию, страдалец собирает свои внутренние, готовые разлиться, силы, молится, чтобы по крайней мере (Ты же) Бог не оставил Его. Человеческое естество Спасителя, по-видимому, страдало на кресте от страшной мысли, что Бог может попустить смерти, и с тем вместе врагам Его преодолеть Его; потому Спаситель молится не о том, чтобы Бог избавил Его от смерти (оружие – опасность смерти), но только чтобы Бог не оставил Его в смерти, дал бы Ему, теперь так глубоко уничиженному (смирение), победить Своим воскресением всех злобных Его врагов.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 20–22 Ты же, Господи, не удали помощь Твою от Мене: на заступление мое вонми. Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою. Спаси мя от уст львовых, и от рог единорожь смирение мое

Предызобразив различные бедствия и злострадания Спасителя, пророк из глубины скорбного сердца обращается опять с молитвенным воззванием к Господу Богу, в котором выражается его сильная вера и крепкая надежда на помощь Божию. В этой молитве он снова просит Бога о заступлении и скорейшем избавлении от врагов. Он говорит: хотя и удалил я себя от Тебя, Господи, моими грехопадениями, но Ты, Щедрый и Милостивый, не удаляйся от меня Своею помощью, обрати Свое внимание на мою беспомощность и защити меня. Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою. Под оружием пророк разумеет здесь римских воинов, которые носили на себе мечи и были всегда вооружены; их же называет и псами, или рукою песией, потому что они были нечисты, как вообще все язычники, которых иудеи потому всегда называли псами. Словом: единородную мою пророк наименовал душу Господа Иисуса Христа, как бы одинокую, без помощи Божией и оставленную во время страданий учениками Его. Подобные сему наименования души Христа имеются и в других псалмах (Пс. 24:16, 34:17). «Душу Свою, – говорит св. Афанасий, – называет Господь единородною потому, что она отделена, отлучена от прочих душ (ибо все души познали грех, а она не познала греха), а еще и потому, что она одна вместе с плотью всегда имеет ипостасное единение с Богом Словом» [3, с. 96]. Под устами львов, равно как и под рогами единорогов псалмопевец изображает свирепость и жестокость врагов Христа, распинателей Его и вообще иудеев, которые жаждали смерти Его и делали против Господа заседание и подсматривание, подобно тому как и лев подстерегает животных, которых ловит и съедает. Единорогом, или, что то же, носорогом, называется то свирепое животное, которое имеет на носу рог. Под словом смирение разумеет уничижение Христа. Таким образом, смысл изречения стиха 22 будет следующий: спаси меня, Господи, уничиженного, страждущего от пасти льва и от рогов носорога, т.е. от кровожадности и свирепости лютых врагов моих.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible