Скрыть
Изба́ви от­ ору́жiя ду́шу мою́, и изъ руки́ пе́сiи единоро́дную мою́.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою

Избави от оружия душу Мою. Этим, т. е. оружием, рукою песиею, устами львовыми и рогами единорожими изображает злобу и безумие иудеев. Оружием можно назвать и диавола, который всегда старается уязвить. Душу же Свою называет единородною, потому что она отделена и отлучена от прочих душ (ибо все души познали грех, а она не познала греха), а еще и потому, что она одна вместе с плотию всегда имеет ипостасное единение с Богом Словом. Ибо един есть Христос из двух противоположных, совершенный Бог и совершенный человек. Но будучи далек от тех (грешных) душ, Он приходит к ним.

Но может быть, что единородною называет и предстоящую Ему Церковь, потому что она не имеет скверны, или порока (Еф. 5,27), восполняется из неукоризненных по преспеянию, из шестидесяти цариц и семидесяти наложниц (Песн. 6,7). И из руки neсии единородную Мою. Рукою песиею называет и что сделано этим псом, и самого пса. Ибо сказано: несть добро отъяти хлеба чадом, и поврещи псом (Мф. 15,26).

Толкование на псалмы

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 21-22 Избави от оружия душу мою и из руки песии единородную мою. Спаси мя от уст львовых и от рог единорожь смирениe мое

Господь называет оружием римских воинов, поелику они, как вооруженные, носили мечи; тех же воинов называет и псами, поелику они были нечисты, как язычники, как мы сказали выше; а львами называет иудеев, по причине жестокости и немилосердия, потому что они жаждали смерти Его, и делали против Господа заседание и подсматривание, подобно тому, как и лев подстерегает животных, которых ловит и съедает. Так он назвал их и прежде в 13-м стихе. Тех же иудеев он называет и единорогами. А единорог есть животное дикое и называется так потому, что имеет на лбу один рог ; назвал их псом и львом в единственном числе, потому что разумел один род римлян и один иудеев, под которым мы разумеем порознь римлян и иудеев, так как те и другие в единственном числе называются римлянином, или иудеем (собирательно). Единородною Господь называет свою душу, как единственную: ибо одна душа Христа из всех других человеческих душ была безгрешная и она одна была в личном соединении с Сыном Божиим. О смирении же Христовом Он Сам сказал в Евангелии: научитесь от Меня; ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11,29). А по какой причине Господь молился и какого избавления Он просил, о том мы сказали выше.

Василий Великий: Под рогами единорогов мы понимаем гордость. Ибо говорит, что единорог, имея острый рог, гордо выступает против всякого животного: таковы были и фарисеи, нападавшие на смирение Христово. Итак, Господь, укоряя сих противоборствующих Ему людей и во время страдания восставших на Него, называет их единорогами. Феодорит: Львом и псом и единорогом называет, по словам Апостола, имевшего власть смерти диавола, который во время страдания Его напал на Него, на подобие зверя, желая умертвить Его.

Другой говорит: Господь называет душу единородною, вместо: честною и возлюбленною. Ибо единородные у отцев весьма любимы; а рукою пса—власть сатаны.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.21   Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою

Ст.21   Избавь от меча душу Мою, и от псов одинокую мою
 

Оружием, – говорит св. Афан., – рукою песиею, устами львовыми и рогами единорожими – изображает (т.е. Господь) злобу и безумие Иудеев. Оружием можно назвать и диавола, который всегда старается уязвить». 

И из руки песии единородную Мою, т.е. спаси Мою одинокую, учениками оставленную душу, спаси от врагов, кои, как злые псы, напали на Меня (Под. Пс. 24:16, 34:17). «Душу же Свою, – говорит св. Афан., – называет единородною; потому что она отделена, отлучена от прочих душ (ибо все души познали грех, а она не познала греха), а еще и потому, что она одна вместе с плотию всегда имеет ипостасное единение с Богом Словом... Но, может быть, единородною называет и предстоящую Ему Церковь, потому что она не имеет скверны или порока» (Св. Афан.)

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-23 Ты же, Господи, не удали помощь твою от мене: на заступление мое вонми. Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою, спаси мя от уст львовых, и от рог единорожь смирение мое. Повем имя твое братии моей, посреде Церкве воспою тя

Ввиду неизбежности такой судьбы, если бы враги захватили Давида, последний молит Бога о спасении: «спаси» «от псов одинокую мою» душу, т. е., меня, одинокого, избавь от врагов; «от рогов единорогов» - от рогов единорога, носорога, чем Давид образно рисует силу и жестокость врагов. За свое спасение Давид обещает воспеть Бога «посреди собрания», т. е., всенародно, в поэтических песнях, будет восхвалять Бога, как единственного защитника всякого страждущего праведника.

С 24 ст. содержание псалма изменяется: ранее оно было скорбно-просительное, теперь же - благодарственно-хвалебное. Можно думать, что вторая часть псалма была написана Давидом по окончании гонений.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 20-22 Ты же, Господи, не удали помощь Твою от мене: на заступление мое вонми. Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою. спаси мя от уст львовых, и от рог единорожь смирение мое

В таких муках, и оставленный всякою человеческою помощию, страдалец собирает свои внутренние, готовые разлиться, силы, молится, чтобы по крайней мере (Ты же) Бог не оставил Его. Человеческое естество Спасителя, по-видимому, страдало на кресте от страшной мысли, что Бог может попустить смерти, и с тем вместе врагам Его преодолеть Его; потому Спаситель молится не о том, чтобы Бог избавил Его от смерти (оружие – опасность смерти), но только чтобы Бог не оставил Его в смерти, дал бы Ему, теперь так глубоко уничиженному (смирение), победить Своим воскресением всех злобных Его врагов.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 20–22 Ты же, Господи, не удали помощь Твою от Мене: на заступление мое вонми. Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою. Спаси мя от уст львовых, и от рог единорожь смирение мое

Предызобразив различные бедствия и злострадания Спасителя, пророк из глубины скорбного сердца обращается опять с молитвенным воззванием к Господу Богу, в котором выражается его сильная вера и крепкая надежда на помощь Божию. В этой молитве он снова просит Бога о заступлении и скорейшем избавлении от врагов. Он говорит: хотя и удалил я себя от Тебя, Господи, моими грехопадениями, но Ты, Щедрый и Милостивый, не удаляйся от меня Своею помощью, обрати Свое внимание на мою беспомощность и защити меня. Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою. Под оружием пророк разумеет здесь римских воинов, которые носили на себе мечи и были всегда вооружены; их же называет и псами, или рукою песией, потому что они были нечисты, как вообще все язычники, которых иудеи потому всегда называли псами. Словом: единородную мою пророк наименовал душу Господа Иисуса Христа, как бы одинокую, без помощи Божией и оставленную во время страданий учениками Его. Подобные сему наименования души Христа имеются и в других псалмах (Пс. 24:16, 34:17). «Душу Свою, – говорит св. Афанасий, – называет Господь единородною потому, что она отделена, отлучена от прочих душ (ибо все души познали грех, а она не познала греха), а еще и потому, что она одна вместе с плотью всегда имеет ипостасное единение с Богом Словом» [3, с. 96]. Под устами львов, равно как и под рогами единорогов псалмопевец изображает свирепость и жестокость врагов Христа, распинателей Его и вообще иудеев, которые жаждали смерти Его и делали против Господа заседание и подсматривание, подобно тому как и лев подстерегает животных, которых ловит и съедает. Единорогом, или, что то же, носорогом, называется то свирепое животное, которое имеет на носу рог. Под словом смирение разумеет уничижение Христа. Таким образом, смысл изречения стиха 22 будет следующий: спаси меня, Господи, уничиженного, страждущего от пасти льва и от рогов носорога, т.е. от кровожадности и свирепости лютых врагов моих.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible