Кни̑ги Но́вагѡ Завѣ́та: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Числа 5:5
И҆ речѐ гдⷭ҇ь къ мѡѷсе́ю, гл҃ѧ:
Прочие
Георгий Константинович Властов (†1899)
5:6 скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та,
5:7 то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили;
5:8 если же у него нет наследника, которому следовало бы возвратить за вину: то посвятить это Господу; пусть будет это священнику, сверх овна очищения, которым он очистит его;
(Ст. 5–8), В книге Левитов (Лев.5:15, 6:2-6) указаны случаи, когда кто либо «согрешит против посвященного Господу» или «согрешит.... запрется пред ближним в том, что ему поручено или..... обманет.... или найдет потерянное и запрется в том».... Во всех этих случаях, желающий войти в общение с Господом и очистить сердце свое покаянием, должен возвратить утаенное или незаконно присвоенное сполна; приложить пятую часть, и за грех свой принести в жертву повинности «из стада овец овна без порока» (Лев. вышеуказ. стихи).
Здесь повторение и дополнение высказанного уже закона, но при том в весьма знаменательной связи с очищением всего стана Израилева от всяких осквернений, при чем естественно, в умы народа проводится мысль, что для сохранения себя в полной чистоте пред Господом недостаточно плотской чистоты, но что и обида, нанесенная брату сквернит обидчика, который очищается возвращением неправильно приобретенного с добавлением пятой части, и жертвоприношением. Отсылая для более подробного разъяснения этих законов к Гл. 5 и 6 Левита, мы заметим, что при возврате святилищу неправильно от него удержанного, овен, по мнению О. Герлаха, зачитался по оценке в счет следуемой с виновного платы. В законах же о возврате неправильно приобретенного от частного лица нет этого зачета и овен представляется для жертвы сверх возврата утаенного обиженному с пеней пятой части: вот почему и здесь в стихе 8 уплата святилищу, за отсутствием наследников производится сполна (сверх овна очищения).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 5-8 И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили; если же у него нет наследника, которому следовало бы возвратить за вину: то посвятить это Господу; пусть будет это священнику, сверх овна очищения, которым он очистит его
Незаконно присвоивший вещь должен возвратить ее собственнику или его наследнику (за неимением последнего в скинию), с приплатой одной пятой части стоимости похищенного. Являясь наказанием за похищение, приплата пятой части служила вместе предостережением на будущее время. Кроме возвращения собственности потерпевшему виновный обязывался еще принести жертву повинности (Лев V:15; VI:2–6).