Скрыть
И увѣ́сте, я́ко а́зъ Госпо́дь Бо́гъ ва́шъ, вселя́яся въ Сiо́нѣ въ горѣ́ мо­е́й святѣ́й: и бу́детъ Иерусали́мъ свя́тъ, и иноплеме́н­ницы не про́йдутъ сквоз­ѣ́ его́ ктому́.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И будет Иерусалим свят, и иноплеменницы не пройдут сквозе его. Языческие народы не придут на брань с ним.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Иоиля

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 16–17 И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свои из Иерусилима, и содрогнутся небеса и земля, и [будет] Господь надеждою народа Своего и силою сынов Израилевых, и узнаеше, что Я Господь Бог ваш, обитающий, ни Сионе, на святой горе Моей, и будет Иерусалим святым, и не будут уже чужие проходит чрез него

Когда свет солнца, луны и всех звезд померкнет, Господь возгремит с Сиона, подобно рыкающему льву, или возгласит, и голос Его будет столь громким и страшным, что придут в сотрясение края неба и основания земли. Но будучи столь строгим в отношении к тем, кои должны быть наказаны, Он будет благим к народу Своему, и даст силу тем, кои называются сынами Израиля, означающего ум, видящий Бога, или εὐθύτητος Θεοῦ, что́ мы можем перевести чрез правоту Божию, то есть тем, кои не ходили по неправым путям, но, шествуя по пути Христову, во всем поступали право. Тогда и те, кои будут наказаны, и те, которые будут приняты в славу, узнают, что Господь обитает на сторожевой башне Своей, Сионе, и во Христе, Святой горе Своей, или в том, кто сделал себя достойным обитания Божия. Тогда будет святым Иерусалим, видение мира, от которого и Соломон получил имя, и чужие уже не будут проходит чрез него. Под чужими разумей или демонов, которые чужды Богу, или все злые помышления и грехи, о которых пророк говорить: от чуждих пощади раба Твоего (Пс. 18, 14) и которые не будут более находить доступа к нам, если мы будем иметь мир Божий, и сердце наше не будет открыто для врагов. Это иудеи и наши иудействующие, как мы сказали, относит к измышлению о тысячелетии, когда, как они полагают, Христос будет обитать на Сионе и когда в украшенном золотом и драгоценными камнями Иерусалиме соберется народ святых, так что те, кои в этот век были угнетаемы всеми народами, будут господствовать над всеми народами.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него

См. Толкование на Иол. 3:16

Феодорит Кирский, блж. (†457)

17. Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею,

После сих событий Иерусалим будет славен, как пользующийся Моим о нем попечением; нападет страх на всех иноплеменных, так что и путник иноплеменный не пройдет чрез него, боясь того же, что было с теми народами. Ибо сие выразил, сказав:

и не будут уже иноплеменники проходить через него

Но Божиим предречениям придти в исполнение не попускают совершенные ими беззакония; потому что Бог всяческих, при законоположении и при обетовании благ, изрекает слово Свое с ограничением: «аще сохраниши заповеди Господа Бога твоего» (Втор.8:6); и: «аще ходити будете в путех Его» (Втор.28:9), «и аще хощете, и послушаете Мене, благая земли снесте: аще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст» (Ис.1:19,20); а потому, если и не везде находим подобные ограничения, однако же и сказанное неопределенно понимаем таким же образом.

Толкование на пророка Иоиля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него

Обитающий на Сионе: по изображению пророка Иезекииля пред завоеванием Иерусалима слава Божия покинула город, и этим он представлен в добычу врагам (ср. Иез VIII:4, 12; XXVII и др.). В приведенных словах Иоиль дает мысль, что торжество врагов над Иерусалимом будет уже невозможно, так как Господь будет жить на Сионе. Не будут уже иноплеменники проходить через него, т. е. проходить с целью нападения или завоевания.

См. также Толкование на Иол. 3:16

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

III. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоил. 3:12–21). В сей паримии содержится пророчество о дне Страшного суда.

И увесте, яко Аз Господь Бог ваш, вселяяся в Сионе, в горе Моей святей. И будет Иерусалим свят, иноплеменницы не пройдут сквозе его ктому

В пророческих видениях, содержащихся в Апокалипсисе, подобными чертами изображается небесный Иерусалим, царство славы, после последнего суда. Словам Иоилева пророчества: Аз Господь Бог ваш, вселяяся в Сионе, соответствуют слова Апокалипсиса: се, скиния Божия с человеки, и вселится с ними. И тии людие Его будут, и Сам Бог будет с ними Бог их (Апок. 21:3). Название у пророка Иоиля Сиона, Церкви небесной, горою и Иерусалима городом святым, усвояется в Апокалипсисе Иерусалиму небесному. И введе мя духом, говорит тот же тайнозритель, на гору велику и высоку, и показа ми град великий, святый Иерусалим (Апок. 21:10). В обоих пророчествах небесный Иерусалим именуется святым потому, что в нем будет обитать одна святость и праведность. В нем не будет места нечестивым, его неприкосновенности не нарушат враги Церкви. Церковь земная принуждена бороться с многоразличными врагами – язычниками, еретиками, раскольниками, и потому называется воинствующею. В Церкви небесной не будет нужды в этой борьбе; враги ее будут побеждены, и потому она называется торжествующею. Это состояние небесной Церкви, ее недоступность врагам одинаково изображается в ветхозаветном и новозаветном пророчествах. У Иоиля об Иерусалиме сказано: иноплеменницы не пройдут сквозе его ктому. В Апокалипсисе о небесном Иерусалиме сказано: не имать в него внити всяко скверно, и творяй мерзость и лжу, но токмо написанные в книгах животных Агнца (Апок. 21:27). В земной Иерусалим до плена и после плена Вавилонского не раз вторгались иноплеменники (Халдеи, Сирийцы, Идумеи), и оскверняли его всякими мерзостями, самый храм превращали в идольское капище, пока наконец Римляне не разрушили город и храм. Церковь христианская также подвергалась поруганию от язычников, еретиков и магометан. Враги ее не раз оскверняли храмы ее вторжением в них и бесчиниями, обращением их на мирское употребление. Ничего подобного не будет в небесном Иерусалиме. Ничто нечистое не проникнет в него; мир и блаженство его обитателей не будет нарушено вторжением врагов (иноплеменницы не пройдут сквозе его).

Толкование паремии из книги пророка Иоиля

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 15-17 Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых. Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него. 

Он так даже близок, что уже как бы наступает совсем. Уже проявились те необычайные знамения, которые служат предвестниками наступления его: «Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой (см. Иоил.2:10,31). И возгремит Господь с Сиона», места своего обитания, «и даст глас Свой из Иерусалима». Громовой голос Иеговы так страшен, что от него «содрогнутся небо и земля». Но Иегова со своим громовым голосом страшен только для врагов своих, напротив, для народа своего, для истинного Израиля Он совершенно не таков: «но Господь, – говорит пророк, – будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых». И в том, что Иегова только врагов уничтожит, погубит, а своих истинных чтителей и поклонников защитит и спасет, эти спасаемые и защищаемые сыны Израиля узнают, что Иегова есть их Бог, живущий на Сионе в своем святилище. «Тогда узнаете, – говорит им Господь, – что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей», т. е. на Сионе созидающий царство свое, приводящий его к окончательному, полному, всесовершенному устроению. С этою целью Господь чрез свой суд очистит Иерусалим от всех врагов его, очистит его от всякого безбожия и нечестия. «И будет», когда Господь совершит свой очистительный суд, «Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него», не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи – будь то язычник или Израиль, а войдут только люди праведные (Ис.60:21; Зах.14:21), только те, которые написаны у Агнца в книге жизни (Откр.21:27).

Пророк Иоиль

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible