Скрыть
Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 12–13 Пусть воспрянут и поднимутся народы на долину Иосафата, ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отвсюду. Пустите [в дело] серпы. Ибо жатва созрела, приходите и спуститесь; ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что умножилась злоба их

И это, подобно объяснению предшествующего, истолковывается двояко. Ибо одни объясняют в хорошую сторону то, что народы взойдут на долину Иосафата, означающую суд Господень, и что там воссядет Бог, чтобы судить все народы, которые придут отвсюду, и именно в том смысле, что и святые соберутся против врагов Божиих, и пустят [в дело] серпы свои, чтобы пожать созревшую жатву у врагов, и придут и спустятся, и будут топтать точила, потому что настает сбор винограда, и виноградный сок настолько обилен, что точила не могут вместить его. А чтобы мы знали, какой это сбор винограда и это полное точило, то прибавлено: умножилась злоба их, что́ указывает, без сомнения, на тех, кои собрались против Господа. Другие же утверждают, что для того поднимаются народы, и сходятся в долине Иосафата и Господь восседает судить все народы, чтобы они приготовились и взяли всякого рода военное оружие, и чтобы были пожаты в долине Иосафата серпами Господа; потому что пришло на них время суда, и злодеяния их настолько умножились, что превысили долготерпение Божие. Ибо и аморреи тогда были изгнаны, когда грехи их достигли крайней степени. Иудеи относят это место к гогу и могогу, самым жестоким народам, о которых мы выше говорили, и полагают, что в последнее время, когда Иерусалим будет восстановлен, в период тысячелетнего царства, они придут против народа Божия и погибнут в долине Иосафата, находящейся при восточной стороне храма; потому что наступило время избиения их и пролития крови подобно сбору винограда.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 9-12 Проповедите сия во языцех, освятите рать, возставите сечцы, приведите и восходите, вси мужи воинстии. Разсецыте рала ваша на мечи и серпы ваша на копия: немощный да глаголет: яко могу аз. Совокупляйтеся и входите вси языцы окрест, и соберитеся ту: кроткий да будет храбр: да востанут и взыдут вси языцы на юдоль Иосафатову, яко тамо сяду разсудити вся языки яже окрест

Пригрозив языческим народам заслуженными ими бедствиями и возмездием за нечестивые их дела, Он обращает речь уже к собственным Своим поклонникам, которым отнюдь не позволяет быть боязливыми и робкими, напротив, повелевает быть смелыми, и как бы раздавать властные приказания, и собирать народы на битву, и стараться возбуждать их к этому, хотя бы они быть может и предпочитали спокойствие и были расположены к невоинственной жизни. А это было делом Того, Кто являет людей смелыми и внушает им упование на Него в том, что они при Его защите победят врагов. Итак, «сия, – говорит, – проповедите во языцех и освятите рать». Выражение «освятите» опять означает: некоторым образом Мне посвятите: ибо Я буду воителем и совершаемое послужит во славу Мою: умрут воздававшие Мою славу деревам и камням. Все же то, о чем употребляется слово «освящение», всегда приносится во славу Божию. Посему-то говорит: «освятите рать, возставите сечцы»; а также присоединяет и говорит: «приведите… вси мужи воинстии». Пусть земледелец оставит самые дорогие для него заботы и занятия: пусть он раскует плуг в меч, а серп – в копья; ибо теперь время не земледелием заниматься, но воздать отмщение за бесчестье, оказанное Богу. А если кто бессилен, говорит, то и он пусть не отговаривается под предлогом своего бессилия; если угодно, пусть он даже скажет неправду и говорит, что он силен, но да не удаляется от оружия. Итак, говорит, собирайтесь все находящиеся окрест Иудеи, кроткий пусть будет воинственным, то есть, если бы кто и был из негневливых, пусть и такой будет воинственным. И так как никто не оставлен без защиты, то пусть говорит подобное всякий, хотя бы он был земледельцем, хотя бы он был робким и малодушным (ибо это и означает слово «немощный»), хотя бы он был кротким и невойнолюбивым; пусть каждый возбуждает себя к битве: ибо ни от кого не отвращусь; буду судить всех в долине Иосафатовой. Выражение «разсужду» означает, что Я буду могущественным судьей, подвергающим наказаниям и возмездию расхитивших землю Мою и по жребию разделивших Израиля, блудницам отдававших отроков и покупавших отроковиц и как вино пивших. То же самое опять скажет Господь врагам церкви, которые восстают против святых, вооружаясь против них всем множеством и всеми силами. Все они падут, потому что Он защищает их, а тех ниспровергает, своих же поклонников ограждает верой, надеждой и любовью, и дарами своей благости.

Толкование на пророка Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Иоил.3:9-13

ст.9 (церк-сл.) Проповедите сия́ во язы́цех, освяти́те ра́ть, воз­ста́вите сечцы́, при­­веди́те и восходи́те, вси́ му́жие во́инстии,

     От Тира снова обращает Бог пророчество к народам скифским, и повелевает «проповедать во языцех и возставить сечцы»  и отделить на брань (сие назвал он «освящением рати»). Поскольку Святый устраняет Себя от вещей нечистых; то и все на что либо отделяемое называет освящаемым. Так и выше сказал: «освятите пост» (Иоил.1:14), то есть, отделите. И у Исаии о Вавилонянах говорит: «освященни суть: и Аз веду их»(Ис.13:3), то есть на это отделены они.
     Потом повелевает земледельческие орудия переделать в воинские, и немощному, как сильному, уготовляться на брань (Иоил.3:10),

ст.11 (церк-сл.) Совокупля́йтеся и входи́те, вси́ язы́цы о́крест, и собери́теся ту́: кро́ткий да бу́дет хра́бр.

    и кроткому переменившись стать готовым на дела доблестные, собраться же всем «в долину Иосафата, ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду [в церк-сл. - "яже окрест"]» (Иоил.3:12), то есть, народы обитающие около Иерусалима: Идумеев, Аммонитян, Моавитян, Амаликитян, Филистимлян, Тирян, Сидонян; потому что они собрали против Иерусалима и народы скифские.

ст. 13 (церк-сл.) Испусти́те серпы́, я́ко предсто­и́т обыма́ние виногра́да: вни́дите, топчи́те, я́ко испо́лнь точи́ло, излива́ют­ся подточи́лия, я́ко умно́жишася зло́бы и́х.

    Потом иносказательно, выставляя на позор их истребление, называет избиение «обыманием винограда», копья и мечи, которыми умерщвлены, – «серпами»; наполненную кровью их долину – «точилом и подточилием». Сказует же и причину наказания: «потому что злоба их велика» (Иоил.3:13)  Потом изображает смятение во время избиения: (Иоил.3:14)

Толкование на пророка Иоиля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду

Ст. 12–13 представляют ответ Господа на молитву пророка в ст. 11-м: веди Твоих героев.

Толковая Библия

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

III. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоил. 3:12–21). В сей паримии содержится пророчество о дне Страшного суда.

Тако глаголет Господь: да востанут и взыдут вси язы́цы на юдоль Иосафатову, яко тамо сяду рассудити вся языки яже окрест

Ближайшим образом, хотя в слабой степени, в сем стихе, равно как в некоторых из предыдущих и последующих (Иоил. 3:19), идет речь о суде Божием над народами, смежными с Иудеею (яже окрест), которые по возвращении Иудеев из Вавилонского плена (Иоил. 3:1–2) дерзнут нарушать безопасность их, дерзнут подступать к самому Иерусалиму с целью разграбить его и овладеть им. Господь, когда возвратит Иудеев в отечество, не даст их в обиду врагам их. Он есть праведный Судия, и Своих чтителей защитит от враждующих против них народов. Местом, на котором Он произведет Свой строгий суд, будет юдоль Иосафатова (сл. ст. 2). Так доселе называется долина Кедронская на восток от Иерусалима, не в память об Иосафате, царе Иудейском (он погребен на Сионе во граде Давидовом 2Пар. 21:1), а потому, что в этом названии содержится указание на Господень суд, имеющий произойти над народами. Еврейское слово Иосафат значит: «Господь есть судия», или: «Господь судит». И ниже, через стих, слова: юдоль Иосафатова, заменяются словами: поле судебное, юдоль судебная. Если относить пророчество об этом суде к народам, нападающим на Иерусалим, то это надобно понимать в том смысле, что Господь во гневе Своем, как праведный Судия, поразит полчища, которые подступят к Иерусалиму. И действительно, история после Вавилонского плена представляет несколько случаев неудавшегося нападения на землю Иудейскую и на Иерусалим враждебных соседних народов. Но взор пророка не ограничивается этими случаями. Если пророк и имел в виду эти частные случаи, то, без сомнения, смотрел на них, как на слабые предызображения всемирного суда над врагами Царства Божия и вообще нечестивыми. В этом обширном смысле понимать пророчество о суде над народами нужно отчасти потому, что предшествующее сему пророчество об излиянии Духа Святого на всякую плоть и о спасении всякого призывающего имя Господне относится, как мы видели при изъяснении предыдущей паримии, ко всем народам, – отчасти потому, что всемирный суд над народами в новозаветных писаниях, как увидим ниже, изображается одинаковыми чертами, как и в дальнейших словах пророчества Иоилева изображается суд над народами. – На основании пророчества Иоилева издревле сложилось мнение, доселе господствующее не только в христианском мире, но также между Евреями и магометанами, что местом всемирного суда будет долина Иосафатова близ Иерусалима. Это мнение может быть признанно вероятным, если иметь в виду, что всемирный суд будет происходить в воздушном пространстве. Как Сам Судия явится с неба на воздухе и здесь сядет на престоле суда, так и подсудимые народы предстанут пред ним на воздухе. Долина Иосафатова может быть местом всемирного суда в том смысле, что над нею в воздушной среде явится Господь – Судия и вокруг Него на воздухе займут огромное пространство подсудимые. Собрание их на самой долине немыслимо по ее тесноте и их многочисленности; но воздушное пространство, в безмерную широту и высоту над нею и окрест ее, может быть наполнено бесчисленным множеством подсудимых. На суд предстанут и примут праведное воздаяние все народы, не только озлоблявшие Церковь, но и принадлежавшие к ней. Из среды последних осуждены будут на вечную погибель нечестивые и нераскаянные.

Толкование паремии из книги пророка Иоиля

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 12-13 Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика.

В ответ на молитву пророка Господь дает такое повеление: «Пусть воспрянут, – говорит Он, – народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду», ибо там Я совершу над всеми врагами общества Господня последний, окончательный, завершающий собою все отдельные суды всеобщий суд, на каковой суд и указывает, главным образом, дальнейшее повеление Господа, обращенное к славным Его, к ангелам Его. «Пустите в дело серпы, – говорит Он им, – ибо жатва созрела». Созрелость жатвы есть образ созрелости для суда. Как при жатве, и именно при молотьбе и веянии хлеба, зерна от соломы и мякины отделяются, пшеница собирается в житницы, а мякина ветром развевается, и солома огнем сожигается, так и при суде добрые от злых отделяются, первые собираются в царство Божие для вечной жизни, а последние предаются на вечную смерть (ср. Мф.3:12). Жатвенное поле это вся земля (Откр.14:16), жатва на нем – это население земли, человечество. Созрелость жатвы этой началась со времени явления Христа на земле (Ин.4:35; Мф.9:38). С возвещением Евангелия между всеми народами начался суд отделения пшеницы от соломы и плевел, отделения добрых людей от людей злых (Ин.3:18-21), суд этот действует рядом с распространением царства Божия по всему миру, вводя в жизнь вечную верующих проповеди Христа и следующих ей и осуждая на вечную погибель не верующих ей. Свое окончательное исполнение найдет он в последнем суде при конце мира сего, при втором явлении на земле Господа во славе своей. На этот-то суд, не исключая, конечно, и всех предшествующих, подготовляющих его частных судов, указывают, как сказано выше, слова повеления Господня сильным своим: «пустите в дело серпы, ибо жатва созрела». Пророк подробнее не раскрывает этого образа жатвы, а вместо того ставит рядом с ним другой, сродный по значению своему образ – образ топтания или выжимания в точиле, в виноградных тисках собранных туда ягод винограда. Господь, приказавший сильным своим пустить серп, ибо жатва поспела, тотчас же дает еще другое приказание: «идите, – говорит Он им, – спуститесь», [топчите] виноградные ягоды, «ибо точило полно» ими. Ягод так много, что добываемый из них сок [через край] «подточилия переливаются, потому что, – показывает Господь причину великого обилия выжимаемых в точиле ягод, – злоба их велика». (ср. Быт.6:5). Очевидно, речь образная. Выше под образом жатвы Господь возвестил суд отделения добрых и злых, спасения первых и погубления последних, в отношении ко врагам своим возвестил, значит, суд погибели. Тот же суд погибели, уничтожения окончательного врагов своих и своего царства Господь возвещает и под образом топтания в точиле виноградных ягод. Точило или виноградные тиски – это гнев Божий, ягоды в точиле – это предметы гнева Божия, враги Господни. Обилие ягод в точиле означает преизобильное множество людей, имеющих подвергнуться окончательному Божию суду погибели, подвергнутся все они этому суду, потому что они проявили слишком много зла против Бога и Его народа. Оба указанные образы в более подробном виде приводятся в откровении Иоан. Богослова (Откр.14:15-20).

Пророк Иоиль

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible