Скрыть
Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Испустите серпы, яко предстоит объимание винограда. Ибо это могущество народов для вас то же, что радостное объимание винограда. Внидите, топчите, яко исполнь точило, изливаются подточилия; потому что вы будете попирать врагов своих и расхищать богатство их.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Иоиля

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика

См Толкование на Иол. 3:12

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 13-16 Испустите серпы, яко предстоит объимание винограда: внидите, топчите, яко исполн точило, изливаются подточилия, яко умножишася злобы их. Гласи прогласишася на поли судебнем, яко близ день Господень на юдоли судебней. Солнце и луна померкнут, и звезды скрыют свет свой. Господь же от Сиона воззовет и от Иерусалима даст глас свой: и потрясется небо и земля

Повелел как бы при помощи трубы собрать на долину Иосафатову соседние с иудейской землей народы, говорю, Арабов и Тирян, Хеттеев и Филистимлян, и Моавитян, и Идумеев, Аммонитян и Гергесеев, как бы тотчас имеющих умереть и подвергнуться строгой ответственности пред судьею. Теперь же возбуждает Израильтян к некоторой неодолимой стремительности и непоколебимому мужеству и как бы поощряет напасть на собранных; и говорит, что это должны сделать и те, которые боятся ужасов войны и совсем не ходят на сражение, напротив, придают большое значение изнеженной жизни, и поставляют ее в веселье, и радуются подобно тем, которые делают обильный сбор винограда. Посему-то и говорит: «испустите серпы, яко предстоит объимание винограда» («испустите» употребил вместо «протяните», как это обыкновенно делают собирающие виноград); ибо они будут вполне готовы к истреблению и посечению; пусть, говорит, будет срезан враг, как кисть винограда; пусть он, находясь во множестве под ногами, будет попираем в точилах; «внидите», говорит, «топчите, яко исполн точило», то есть, множество народов собрано для истребления и нет никакого препятствия – быть им под твоими ногами. «Изливаются подточилия» – это служит указанием на множество собранных для истребления народов; ибо вследствие изобилия винограда вино часто выливается из самых точил. Итак, словами: «изливаются подточилия» указывает, на множество лежащих под ногами. «Гласи прогласишася на поли судебнем». Что это такое? Обыкновенно святые пророки предвозвещают будущее и созерцают самые имеющие некогда совершиться события, так что кажется, что они уже видят события и слышат голоса. Поскольку Навуходоносор, вступивший в битву, имел произвести истребление, и Иеремия как бы перенесен был духом к созерцанию ужасного зрелища войны и видел бесчисленное множество мертвых, то он говорил: «горе мне, яко исчезает душа моя над убиенными» (Иер.4:31). Нечто подобное, как я думаю, испытал и Иоиль и, может быть, слухом своим воспринимал бывающий на войне шум; посему и говорит: «гласи прогласишася на поли судебнем». Полем судебным называет место сражения, потому что народы были собраны на нем ни для чего иного, как для того, чтобы получить жестокое наказание. Говорит, что слышатся голоса и слышатся здесь вопли падающих; ибо во время сражения бывает, что побеждаемые издают стоны, а победители издают крики торжества над побежденными и весьма много величаются над ними. «Солнце и луна, – говорит, – померкнут» и самые звезды лишатся блеска, не потому что тогда стихии подвергнутся этому самому, но потому, что как бы война произведет тьму и как бы наведет мрак на очи побежденных; ибо страх смерти всегда вызывает тьму, и тяжесть неожиданного бедствия ослабляет ум и помрачает душу как бы солнце в тех, которые подвергаются безмерным страданиям. Говорит, что воззовет Господь, как бы тут присутствующий и вместе с ними сражающийся, и наподобие военачальника возбуждающий Израильтян к нападению на врагов. Но в особенности прилично сказать, что во время всеобщего воскресения Господь как бы от Сиона воззовет, потому что, как говорит Павел, «сам Господь в повелении, во гласе архангелове и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе» восстанут нетленными (1Сол.4:16). Это предызображал и закон Моисеев, ибо он повелевал Израильтянам трубить в новомесячие; а в новомесячии можно видеть образ, и весьма ясный, века грядущего и нового, следующего за первым. Труба же есть знак всепроникающего звука трубы архангела и трубы, посланной от Бога, которая возбуждает всех лежащих в земле и звучит необычайно громко. Надобно знать, что и Сам Господь, совершая чудо над Лазарем, вошел в гроб и, как повествует Евангелист, «гласом великим воззва: Лазаре, гряди вон» (Ин.11:43), хотя Он чрез пророка говорит: не воспротивится, «не возопиет,… ниже услышится вне глас его» (Ис.42:2). Итак, то, что Спаситель громким голосом воскресил из мертвых Лазаря, служит, говорю, знамением повсюду слышной трубы и звука от нее, достигающего до пределов земли и исходящего с неба.

Толкование на пророка Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

12. Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду.

13. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика.


то есть, народы обитающие около Иерусалима: Идумеев, Аммонитян, Моавитян, Амаликитян, Филистимлян, Тирян, Сидонян; потому что они собрали против Иерусалима и народы скифские. Потом иносказательно, выставляя на позор их истребление, называет избиение «объиманием винограда», копья и мечи, которыми умерщвлены, – «серпами»; наполненную кровью их долину – «точилом и подточилием». Сказует же и причину наказания: «яко умножишася злобы их» [в русск. «потому что злоба их велика»] Потом изображает смятение во время избиения.

Толкование на пророка Иоиля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика

Пустите в дело серпы и пр.: речь от лица Бога и обращена к героям, т. е. к Ангелам, которых, привел Господь в долину суда. Идите, спуститесь: идите – в долину Иосафатову; вместо спуститесь в слав. «топчите» (πατεῖτε); LXX eвp. redu производили, сообразуясь с контекстом не от jarad спускался (как в рус.), и от radah топтать. Ибо точило полно и подточилия переливаются: точило (евр. gath) – углубление для выжимания винограда и маслин, высеченное в скале или выкопанное в земле и выложенное камнем. Точило состояло из двух частей: собственно точила, куда накладывался виноград, или оливки, и подточилия, или чана, куда стекал выжатый сок (ср. Зах ХIV:10; Ис V:2; Мф ХXI:33; Мк XII:1; Откр XIV:20). Образ жатвы и собрания винограда – образ страшного суда. Образом жатвы дается мысль, что суд настанет в назначенное время, когда созреет жатва, и что на суде последует отделение доброго от злого, подобно тому как после жатвы хлеба, при молотьбе и веянии, отделяются зерна от мякины (ср. Мф XIII:39; Откр XIV:15–18). Образ точила есть образ гнева Божия, воспламеняющегося против грешников и потребляющего их, подобно тому как в точиле давят гроздья винограда. – Вместо слов ибо жатва созрела в слав.: «яко предстоит объимание винограда» (ὁτρυγητός). Греч. τρυγητός означает не только сбор винограда, но и жатву вообще.

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

III. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоил. 3:12–21). В сей паримии содержится пророчество о дне Страшного суда.

Испустите серпы, яко предстоит объимание (обрезание) винограда. Внидите, топчите, яко исполнь точило, изливаются подточилия, яко умножишася злобы их

Суд над народами, враждебными Царству Божию, представляется здесь под образом собирания винограда и топтания его в точиле. Под этим же образом этот суд представляется в Апокалипсисе. Один из Ангелов, говорится в Апокалипсисе: «С великим криком воскликнул к другому Ангелу, имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь грозди винограда на земле, потому что созрели в нем ягоды. И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за городом и потекла кровь из точила» (Апок. 14:18–26). В обоих местах ветхозаветного и новозаветного пророчества под созревшими ягодами винограда разумеются народы, созревшие для наказания. Под точилом, т.е. чаном для выжимания винограда, разумеется, как ясно сказано в Апокалипсисе, гнев Божий. Что точило для выжимания виноградного сока, то гнев Божий для казни нечестивых. Топтание винограда в точиле значит попрание врагов Церкви, как выражение гнева Божия. Наполнение точила виноградом (исполнь точило) знаменует накопление неправд и беззаконий в такой мере, что долее они не могут быть терпимы. Мера грехов и беззаконий, превышающая меру долготерпения Божия, еще сильнее обозначается словами: изливаются подточилия, т.е. сок винограда переполняет не только точило, но через край льется из подточильных чанов. Вот до какой степени умножишася злобы их, – т.е. нечестивых. – К кому обращается Господь, повелевая испустить серпы (закривленные ножи) для срезывания виноградных гроздьев и топтать, или выжимать их3? К Ангелам. Послет Сын человеческий Ангелы Своя и соберут от царствия Его вся соблазны и творящих беззакония, и ввергнут их в пещь огненную (Мф. 13:41–42). Об участии Ангелов во всемирном суде Господь Иисус говорит также в поразительном изображении этого суда в 25-й главе Матфея (Мф. 25:31–32. Сл.  24:31).

Толкование паремии из книги пророка Иоиля

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 12-13 Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика.

В ответ на молитву пророка Господь дает такое повеление: «Пусть воспрянут, – говорит Он, – народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду», ибо там Я совершу над всеми врагами общества Господня последний, окончательный, завершающий собою все отдельные суды всеобщий суд, на каковой суд и указывает, главным образом, дальнейшее повеление Господа, обращенное к славным Его, к ангелам Его. «Пустите в дело серпы, – говорит Он им, – ибо жатва созрела». Созрелость жатвы есть образ созрелости для суда. Как при жатве, и именно при молотьбе и веянии хлеба, зерна от соломы и мякины отделяются, пшеница собирается в житницы, а мякина ветром развевается, и солома огнем сожигается, так и при суде добрые от злых отделяются, первые собираются в царство Божие для вечной жизни, а последние предаются на вечную смерть (ср. Мф.3:12). Жатвенное поле это вся земля (Откр.14:16), жатва на нем – это население земли, человечество. Созрелость жатвы этой началась со времени явления Христа на земле (Ин.4:35; Мф.9:38). С возвещением Евангелия между всеми народами начался суд отделения пшеницы от соломы и плевел, отделения добрых людей от людей злых (Ин.3:18-21), суд этот действует рядом с распространением царства Божия по всему миру, вводя в жизнь вечную верующих проповеди Христа и следующих ей и осуждая на вечную погибель не верующих ей. Свое окончательное исполнение найдет он в последнем суде при конце мира сего, при втором явлении на земле Господа во славе своей. На этот-то суд, не исключая, конечно, и всех предшествующих, подготовляющих его частных судов, указывают, как сказано выше, слова повеления Господня сильным своим: «пустите в дело серпы, ибо жатва созрела». Пророк подробнее не раскрывает этого образа жатвы, а вместо того ставит рядом с ним другой, сродный по значению своему образ – образ топтания или выжимания в точиле, в виноградных тисках собранных туда ягод винограда. Господь, приказавший сильным своим пустить серп, ибо жатва поспела, тотчас же дает еще другое приказание: «идите, – говорит Он им, – спуститесь», [топчите] виноградные ягоды, «ибо точило полно» ими. Ягод так много, что добываемый из них сок [через край] «подточилия переливаются, потому что, – показывает Господь причину великого обилия выжимаемых в точиле ягод, – злоба их велика». (ср. Быт.6:5). Очевидно, речь образная. Выше под образом жатвы Господь возвестил суд отделения добрых и злых, спасения первых и погубления последних, в отношении ко врагам своим возвестил, значит, суд погибели. Тот же суд погибели, уничтожения окончательного врагов своих и своего царства Господь возвещает и под образом топтания в точиле виноградных ягод. Точило или виноградные тиски – это гнев Божий, ягоды в точиле – это предметы гнева Божия, враги Господни. Обилие ягод в точиле означает преизобильное множество людей, имеющих подвергнуться окончательному Божию суду погибели, подвергнутся все они этому суду, потому что они проявили слишком много зла против Бога и Его народа. Оба указанные образы в более подробном виде приводятся в откровении Иоан. Богослова (Откр.14:15-20).

Пророк Иоиль

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible