Скрыть
И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 16-17 Тогда убо предаде Его им, да распнется. Поемше же Иисуса и ведоша: и нося крест Свой, изыде на глаголемое Лобное место, еже глаголется еврейски Голгофа

Иудеи еще в начале, пользуясь покровительством Божиим, домогались закона, по которому управляются царства языческие, и в пустыне после манны вспоминали о луке. Так точно и теперь, отказываясь от Царства Христова, они провозглашают над собою царство кесарево. Потому-то (Господь) и поставил над ними царя, согласно с их приговором. А что Пилат, услышав это, предаде Его им, да распнется, – крайне несправедливо! Ему следовало бы допросить, действительно ли Христос домогался присвоить Себе царскую власть, а он произнес приговор единственно по страху. Чтобы он не подвергся ему, Христос наперед уже сказал: Царство Мое несть от мира сего; но он, всецело предав себя настоящему, не хотел любомудрствовать ни о чем великом. Равным образом, и сон жены его должен был поразить его; но он ни от чего этого не образумился и не воззрел на небо, но предал Христа. Тогда (иудеи) возложили на Него крест, уже как на осужденного: они так гнушались этим древом, что не позволяли себе даже прикоснуться к нему. Так было и в прообразе: и Исаак нес дрова. Только тогда все дело ограничилось намерением отца, так как то было прообразование; а теперь все исполнилось самим делом, потому что это была истина. И изыде на лобное место. Некоторые говорят, что здесь умер и погребен Адам и что Иисус водрузил знамение победы на том самом месте, где царствовала смерть. Действительно, Он вышел, неся крест как знак победы над державою смерти, и, подобно победителям, нес знамение победы на Своих раменах. Что за важность, если иудеи и с другим намерением определили Ему нести крест? Они распинают Его даже вместе с разбойниками, но и в этом случае против воли исполняют пророчество: так все, что они делали в поношение, служило к подтверждению истины, чтобы ты познал, как велика ее сила. Ведь и об этом издревле предсказал Пророк: яко со беззаконными вменися (Ис. 53, 12). Итак, диавол хотел помрачить это событие, но не мог: распяты были трое, но просиял один Иисус, чтобы ты познал, что все совершилось Его силою. И хотя чудеса совершались в то время, когда трое пригвождены были к крестам, однако ж никто и ни одного из них не приписал никому другому, кроме одного Иисуса. Так бессильны оказались козни диавола, и все обратилось на главу его! Ведь даже из тех двух (разбойников) один спасся. Таким образом, диавол не только не повредил славе креста, но и немало содействовал ей, потому что обратить разбойника на кресте и ввести его в рай – не меньше значит, чем потрясти камни.

Исихий Иерусалимский, прп. (†433)

Недоумение XLV. Почему Иоанн пишет, что Господь нёс Свой Крест, прочие же – что Симон Киринеянин (Ин. 19:17; Мф. 27:32; Мк. 15:21; Лк. 23:26)?

Разъяснение. Сначала Господь нёс Крест, потому что не желали воины нести его, считая это для себя позорным, но в начале пути, встретив идущего с поля Симона, заставили его [нести Крест]. Так что никакого разногласия в этом у евангелистов не замечено. Цитаты из Св. Писания, если это особо не оговорено, приводятся по переводу еп. Кассиана (Безобразова) и П.А. Юнгерова. Слова в квадратных скобках отсутствуют в оригинале и добавлены для связности речи.Перевод: иерей Роман Романов.

«Собрание недоумений и разъяснений»

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа

Вот великое зрелище, — восклицает бл. Августин (Tract. 117. in loan.), — зрелище, которое нечестивый может обратить в предмет смеха, но которое, тем не менее, достойно удивления Ангелов и человеков! Иисус несёт древо Своей казни, — это знак бесславия, но Он изменяет это позорное древо в Царский скипетр, пред которым преклонятся некогда Владыки мира — это несравненная слава! Забудем на время бесчисленные обиды, горькие посмеяния, удары, мучения, которым подвергнут был Божественный Спаситель, от времени предания Его беззаконным Иудою в руки жестоких врагов даже до последнего издыхания, — остановимся на сем достойном удивления зрелище, которое представляет нам Сын Божий, благоизволивший умереть за тех самых людей, которые бесчеловечно влекут Его на смерть. Он, по словам Иеремии, яко ягня незлобивое, ведомое на заколение. Иерусалим, град неблагодарный! Ты с бесславием изгоняешь из недр своих своего Искупителя после всех благодеяний, которыми Он исполнил тебя! Его невинность, Его кротость не могут смягчить тебя, и, по-видимому, только раздражают ярость горделивых и кровожадных правителей твоих, но их ужасное торжество ускоряет их и твою погибель! Что до нас, то здесь уместно нам припомнить достойные памяти сии слова нашего Господа: если кто хочет быть Моим учеником, пусть возьмёт крест свой так же охотно, как Я несу Свой, и последует Мне; ибо сии скорбные обстоятельства страданий нашего Божественного Учителя сильнее всего могут пробудить в нас благочестивые чувствования. При виде Иисуса, несущего крест Свой, мы почувствуем в себе искреннее сокрушение о том, что мы оскорбили Бога, поелику наши грехи делают, крест Спасителя столь трудным и тягостным; у срамимся нашего нерадения о служении нашему Владыке, столь много за нас претерпевшему; смиримся при мысли о нашей слабости, отступающей пред крестом; победим в себе отвращение от него, и, примером нашего Божественного Первообраза ободримся, чтобы вступить на святой путь крестный, и убедимся в необходимой потребности последовать Спасителю, неся крест свой, чтобы некогда иметь участие и в Его славе. Сколько преимуществ, сколько сокровищ заключено в кресте! Можно ли после сего изумляться тому, что древние опытнейшие подвижники единодушно советуют душам, желающим возвыситься до их совершенств, непрестанно размышлять о таинствах креста? Есть люди, отвергающие крест; есть другие, которые несут его с ропотом; наконец, иные несут его с леностью и едва поднимают его от земли. Но также есть люди, несущие его мужественно и высоко. Нужно наблюдать, к какому классу принадлежим мы, впрочем, должно уверить себя, что все люди носят крест, не исключая и тех, которые даже отрицаются нести его; носят его люди добрые; носят и порочные, и для сих последних он гораздо тяжелее, нежели для первых, потому что не пользуются они подкреплениями Божественной благодати, изображаемой для нас в лице доброго Киринеянина, помогающего Иисусу нести Его тяжкое бремя.

Избранные места из Священной Истории

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О святом Кресте Христовом
 

Сектанты говорят: Крест Христов, почитаемый христианами – духовный Христов Крест, а не вещественный.

Православный ответ: Кол.1:20: «умиротворив чрез Него (Христа) Кровию Креста Его»... Неужели и Кровь Христа духовная! Нет! (Ин.19:34). Значит, и Крест Христов вещественный (Ин.19:17-25; Мф.27:32).

Оружие правды


О святом Кресте Христовом
 

Сектанты говорят: Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира: здесь не какой-нибудь вещественный Крест, ибо, как известно, апостол на вещественном Кресте не распинался. Значит, здесь о Кресте духовном («Бапт.», №12, стр. 18).

Православный ответ: Апостол хвалится Крестом Христовым, а Крест Христов – вещественный (Ин.19:17,19,25; Мф.27:32), на нем Господь страдал и этим привлек к себе весь мир (Ин.12:34) и все должны сораспинаться Христу (Гал.2:19), страдая от борьбы со страстями и от греховного мира.

Оружие правды

Евфимий Зигабен (†1118)

И нося крест Свой, изыде на глаголемое Лобное место, еже глаголется еврейски Голгофа, идеже пропяша Его

Ст. 17-18: Все это объяснено при толковании двадцать седьмой главы Евангелия от Матфея. Нес крест Свой Иисус Христос на плечах, как неустрашимый воин копье, которым имел поразить врага.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. (Ин.19:17-18)

– Неся крест: сначала Сам нёс, а потом Симон Киринеянин (ср. Мф.27 и парал.).
– Голгофа: см. прим. к Мф.27:33.
– Распяли Его: см. прим. к Мф.27:35.
– По ту и по другую сторону: см. прим. к Мф.27:38.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
Ст. 17 И нося крест свой, изыд на глаголемое лобное место, еже глаголется еврейски Голгофа.

Голгофа означает место черепа (не черепов во множ. числе). У Лк. 23:33 место названо Кранион, без упоминания Еврейского имени, так как Евангелие его написано для Феофила Грека и для других преимущественно обращенных из язычников. Кранион есть верхняя часть головы, – череп, и некоторые видят в названии Голгофа указание на форму холма, на котором распят был Господь, а другие намек на предание или легенду, о которой мы скажем сейчас ниже. В лат. языке Голгофа переводится словом Calvarium, происходящим также от слова calva, обнаженный череп. Предание, которое мы находим записанным у Василия Великого и у Иоанна Златоуста и у многих других отцов церкви, гласит что здесь умер Адам, изгнанный из рая, и что Господь приял страдание на так называемом лобном месте, «чтобы там, где тление людей получило начало, началась жизнь царствия, и чтобы смерть, как стала сильною в Адаме, так обессилела в смерти Христовой» (Вас. В.). По этому же преданию капли кровь Христовой упали с креста на голову Адама и оживили ее, и к этому преданию относили и слова Павла к Ефес. 5:14: «востани спяй, и воскресни от мертвых и осветит тя Христос».

Положение Голгофы и несомненность ныне чтимой местности гроба Господня на основании совокупности различных свидетельств и, по-видимому, несомненных данных, совершенно прочно установлено, как то прекрасно указал Норов на тех самых местах, где ныне чтут священные воспоминания. Мы потому останавливаемся на этом предмете, что тысячелетние, никем никогда в первых веках не оспариваемые, предания подверглись в нашем веке разным суждениям, предположениям и гипотезам, которые, не уясняя нисколько дела, между тем колеблют установившийся прочно взгляд на топографию Иерусалима и местность великих событий там совершившихся. Но мы должны помнить, что все эти новейшие фантазии ничего не доказали, и против них восстает главнейше Предание, которое в продолжение девятнадцати веков неизменно указывало те места священных воспоминаний, которые мы чтим ныне. Вспомним еще, что святые равноапостольные Константин и Елена, отделенные только тремя веками от священных событий, чтили те же священные места и покланялись Гробу Господню на том же месте, где мы ему покланяемся и чтили место страдания и крестной смерти Господа на той же Голгофе, где и мы припадаем к Господу, воспоминая Его великую жертву.

«И нося крест свой, изыде (Иисус) на глаголемое лобное место, еже глаголется еврейски Голгофа. Но прежде чем повели Господа под бременем креста, Господь был снова отдан на поругание воинам, которые в это время собрали уже «всю спиру» (Мф. 27:27; Мк. 15:16); снова надевают на Него Иродову багряницу и повторяют те же мучения и ругания, как и в первый раз. Потом снимают с Него багряницу и одевают Его в собственные одежды и тогда уже избитого выводят на распятие (Мф. 27:27-31 и парал.)

Господь наш Иисус Христос исходит из претории, находившейся в Антониевой цитадели близ храма, неся на Себе тяжелый крест. Измученный, окровавленный влачится Он посреди римских воинов по скорбному пути через весь Иерусалим, к западным вратам города, где находилось лобное место, и где находился и тот сад и пещера, в которой положили пречистое тело Его, когда Он, как человек, испустил дух Свой. Что эта страшная тяжесть крест был возложен на плечи Божественного Страдальца, – мы читаем у Евангелиста Иоанна, и только в его Евангелии; у других же Евангелистов не говорится прямо о несении Господом креста, но за то все они упоминают о случайной встрече, шедшего с поля Симона Киринейского, которого и заставляют нести крест. Соединяя эти указания, мы замечаем, что они дополняют одно другое. Из всех Евангелий мы видим ясно, что осужденный должен был сам нести свой крест, и что никто из окружавших Господа не хочет коснуться орудия казни, что встреча бедного человека, идущего с поля, была случайною, а потому ясно, что до этой встречи крест был влачим Самим Господом – Страдальцем. Но кроме сего и предание указывает, что Господь в истомлении два раза падал под тяжестью креста, и даже указывает на скорбном пути самые места падения. Указание Евангелиста Иоанна совокупно с преданием служит самым верным объяснением почему Римляне схватили случайно проходившего человека в одежде поселянина (или быть может в рубище) и силою заставили его нести крест, который Господь уже не имел сил влачить. Заставить же кого-либо из городских жителей, иудеев, нести крест римские воины конечно не смели.

Но мы встречаем у Евангелиста Мк. 15:22 очень замечательное выражение, после того, что крест возложили на Симона: «приведоша» Господа на Голгофу. В 20 стихе Евангелист Марк говорит о Господе, когда Он исходил на скорбный путь, изведоша Его. Перемена глагола весьма знаменательна и указывает, если не ошибаемся, на то, что Господа необходимо было поддерживать, ибо истощение сил человеческих Его было доведено до крайности.

Мы думаем, что не лишнее сказать несколько слов о том бедном дотоле неизвестном человеке, которого имя отныне и на вечно связано со священным повествованием о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Подробнее всего о Симоне говорит Евангелист Марк в следующих выражениях (Мк. 15:21): «и заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его».

Когда из Кирены Симон переселился в Палестину, остается неизвестным; в Кирене было довольно значительное население Иудейское, занимавшееся торговлей, но если Симон Киринеянин возвратился в Палестину и занимался полевыми работами («грядуща с села»), то по всей вероятности он был разорившийся купец, принужденный бедностью возвратиться на родину и прокармливать себя и семью свою земледелием. Он и мог быть охвачен Римлянами для унизительной работы потому, что он был не в городской одежде, и вероятнее всего в рубище. Весьма знаменательно указание Ев. Марка, что он «отец Александра и Руфа» людей, по-видимому, очень известных в среде образовавшегося христианского общества, когда Марк писал свое Евангелие. Надо думать, что Симон удостоился благодати Господней, призванный потрудиться несением креста, и позже освещен верою и крещением и дарами Духа Святого. Что же касается детей его, то имя Александра мы встречаем несколько раз в разных посланиях, но так как оно очень обыкновенно, то мы не смеем указать на то, что один из носивших это имя был непременно сын Симона, хотя это очень вероятно. Но имя Руфа – имя весьма редкое и мы думаем, что Руф, упомянутый с особым чувством апостолом Павлом в послании к Рим. 16:13 вместе с его матерью, есть несомненно сын Симона Киринейского; а мать его, которую Павел чествует названием и своей матери, есть вдова умершего уже Симона, носителя креста Господня. Ориген предполагал, что Симон Киринейский и семья его и обращены в христианство св. Евангелистом Марком, а св. Поликарп Смирнский в послании своем к Филиппийцам (IX), писанном около 160 года, упоминает о некоем мученике Руфе, пострадавшем за Христа в первом веке.

Итак, дополняя Евангелие от Иоанна синоптическими Евангелиями, мы видим, что «Господь изыде нося крест Свой»; но что вследствие изнеможения Его Симон Киринейский нес часть скорбного пути крест Господень до Голгофы.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-18 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса

(См. комментарии к Мф.27:24–38 и параллельные места).

Почему Иоанн не упоминает о Симоне Kиринеянине? Очень вероятно, что он хотел этим лишить опоры существовавшее у древних гностиков-василидиан мнение, будто бы вместо Христа на кресте был распят по ошибке Симон (Ириней Лионский. «Против ересей», I, 24, 4).

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О кресте.

Мф.10:38. Если здесь слово «крест» употреблено в переносном смысле, то отсюда не следует, что и в других местах оно употребляется также, а не в собственном: Ин.19:17-19; Мф.27:32; Евр.13:13.
 

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О кресте.

Мк.8:34. Действительно, здесь слово «крест» употреблено в смысле страданий, но из других мест Писания: Ин.19:16-19; Мф.27:32 – можно видеть, что Симон Киринеянин и Сам Иисус Христос несли на себе древо креста, да и враги Христа об этом свидетельствуют: Мф.27:40. Это древо послужило орудием нашего спасения: 1Пет.2:24; и пренебрегать им могут только «погибающие»: 1Кор.1:18, и враги креста: Фил.3:18.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О кресте.

Мк.10:21. Всякий должен следовать за Христом, неся крест свой, но не всякий непременно должен отречься от всего имущества своего, – можно служить Господу и именем своим: Лк.8:3; Закхей только половину обещал раздать: Лк.19:8-9. Крест Христов не везде разумеется в переносном смысле: Ин.3:14-15, Ин.19:16-19.


Лк.9:23. Если бы крест подлежал презрению, то Господь не стал бы означать именем креста благодетельные для нас скорби и страдания. Апостол Павел ничем другим не желал хвалиться, как только крестом: Гал.6:14; слово крест не везде обозначается в переносном смысле, но и в собственном: Мк.15:21; Евр.13:13; Ин.3:14-15.


Лк.14:27. Здесь разумеется крест духовный – терпение и страдание, но из этого не следует, чтобы слово крест и в других местах употреблялось в том же переносном смысле, а не в собственном. Мф.27:40; Ин.19:17; Лк.23:26. Одно воззрение на крест с верою избавляет от погибели: Ин.3:14-15.

 

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible