Скрыть
Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 35-36 И видевый свидетелствова, и истинно есть свидетелство его, и той весть, яко истину глаголет, да вы веру имете: быша бо сия, да сбудется Писание: кость не сокрушится от Него

И видевый это свидетельствова, и истинно есть свидетельство его (ст. 35), то есть: я не от других слышал, но сам был при том и видел, и свидетельство истинно. И это справедливо, потому что он повествует о поношении, какому подвергся Христос, а не о чем-нибудь великом и чудном, из-за чего бы ты мог заподозрить его слово. Он подробно рассказывает о случившемся, чтобы заградить уста еретикам и предвозвестить будущие таинства, – созерцая заключающееся в них сокровище. При этом исполняется и другое пророчество, именно: кость не сокрушится от Него (ст. 36). Хотя это сказано было об агнце иудейском, но в прообразе так было наперед ради истины, и совершеннее это исполнилось в настоящем случае. Потому-то евангелист и представил на вид слова Пророка. Так как, непрестанно указывая на собственное свое свидетельство, он мог показаться недостойным веры, то он представляет во свидетели Моисея, говоря, что и это совершилось не случайно, но уже издревле было преднаписано. Вот это именно и значат слова: кость не сокрушится от Него. С другой стороны, своим свидетельством он подтверждает слова Пророка. Я, говорит, сказал об этом для того, чтобы вы узнали, что между прообразом и истиною находится большое сходство. Видишь, сколько он употребляет старания, чтобы уверить в том, что кажется позорным и по видимому наносит бесчестие? Подлинно, то обстоятельство, что воин поругался даже над мертвым телом, было гораздо хуже самого распятия; однако ж я, говорит, и об этом сказал, и сказал с великим тщанием, да вы веру имете (ст. 35). Итак, пусть никто не отказывается веровать, пусть никто не стыдится и не причиняет чрез то вреда нашим делам. То, что кажется особенно позорным, то именно и составляет наше драгоценнейшее благо.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 35-37 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится (Исх. 12, 46). Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили

(Зах. 12, 10). Не от других, говорит, я слышал, но сам тут был и видел, «и истинно свидетельство» мое. Справедливо замечает это. Он повествует о поругании, а не о чем-нибудь великом и досточестном, чтобы тебе заподазривать это сказание. Для того, говорит, я подробно описываю это и не скрываю, по-видимому, бесчестное, чтобы вы верили, что все это, несомненно, истинно, а не составлено в чью-нибудь пользу. Ибо кто говорит в чью-нибудь пользу, тот выставляет более славное. А как Моисея считали достовернее его, то он и его приводит в свидетели. Что Моисей сказал об агнце, закалаемом в Пасху, «кость не сокрушится» (Исх. 12, 10), то, по объяснению евангелиста, исполнилось на Христе. Ибо тот агнец был образом Его, и много сходного между им и Истиною. Исполнится и другое пророчество, говорящее: «воззрят на Того, Кого пронзили» (Зах. 12, 10), Ибо, когда Он придет судить, тогда увидят Его в лучшем и боговиднейшем теле, и пронзившие узнают Его и восплачут. Сверх сего, это дерзкое дело врагов Иисусовых для неверующих будет дверью веры и доказательством, как, например, для Фомы. Ибо он удостоверился в воскресении чрез осязание ребра. Итак, «кость не сокрушится» у Иисуса; а ребро Его проливает нам источники бытия и жизни. Вода-источник бытия, ибо мы чрез нее становимся христианами, а Кровь - жизни, ибо мы ею питаемся. И Слово Божие есть Агнец. Вкушая Его от головы до ног (голова божества, ибо оно - глава, и ног - плоти, ибо она - самая низшая часть), еще и внутренности Его, то есть тайное и сокровенное, с благоговением принимая в пищу, мы не сокрушаем костей, то есть трудных для понимания и возвышенных мыслей. Ибо, чего не можем понять, того мы не сокрушаем, то есть не стараемся понять худо и с извращением. Итак, когда здраво понимаем, тогда не сокрушаем, ибо божественное сохраняем в целости. А когда будем усиливаться понять и принимаем еретическое понимание, тогда сокрушаем и ломаем твердые и недоступные мысли. Такие предметы, то есть неудобопонятные, надобно жечь огнем, то есть предавать Духу, и Он обделает и утончит их, потому что Он постигает все, и глубины Божии (2Кор. 2, 10).

Евфимий Зигабен (†1118)

Быша бо сия, да сбудется Писание

которое написано в законе Моисеевом, и говорит:

Кость не сокрушится от Него

Хотя, по-видимому, это было написано о прообразовательном агнце, однако, в действительности, оно написано было об Агнце истинном, предсказывая то, что исполнилось теперь.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 36-37. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили
 

 Сие произошло и пр.: сие относится не только к прободению ребра Господа, но и к тому, что у него не были перебиты голени. Оба эти события – перебитие голеней и прободение копием были предуказаны ещё в Ветхом Завете и исполнились теперь на распятом Христе, чем и показывается, между прочим, что он есть истинный Мессия, несмотря на крайнее Его уничижение. Первое место Писания взято из книги Исход (Исх.12:46). По закону пасхальному у агнца пасхального не должны быть сокрушаемы кости, а всё оставшееся от снедения его должно быть предано огню. Иоанн указывает причину сего, непонятную в отношении к агнцу пасхальному самому по себе, в том, что он прообразовал истинного пасхального Агнца – Христа, у которого не должно быть сокрушено кости в пречистом теле Его. «В прообразе было так наперёд ради истины» (Злат.). Второе пророческое место Писания, исполнившееся теперь на Христе, находится в книге пророка Захарии (Зах.12:10). В этом месте Иегова в лице Мессии представляется как пронзённый народом Своим, и этот самый народ при взгляде на пронзённого представляется приносящим пред Ним покаяние с плачем и рыданием. В общем это пророчество исполнилось в распятии Господа, частнее же – именно в пронзении копием ребр Его. Конечно, пронзил не народ, а воин римский, но воин был только внешним орудием; народ в лице своих представителей довёл Господа до распятия, частным случаем которого было пронзение ребр. На Господе пророчество это исполнилось в самом распятии и прободении ребр, на иудеях же, которые по пророчеству воззрят на пронзённого, восплачут и возрыдают, оно начало исполняться с самого времени распятия Господа (Лк.23:48), исполнялось и исполняется постоянно в обращении их к вере в распятого Мессию своего, при чём необходимо покаяние, и исполнится окончательно при всеобщем обращении народа ко Христу, которое предвидел и предрёк св. Ап. Павел (Рим.11 и далее).

 

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 36-37 Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.
Ст. 36-37 Быша бо сия, да сбудется писание: кость не сокрушится от него. И паки другое писание глаголет: воззрят нань, его же прободоша.

Первое из сих речений относится к пасхальному агнцу. В книге Исход при учреждении пасхи, названной «ночью бдения Господу» (Исх. 12:42) повелено о пасхальном агнце: «костей не сокрушайте» (cм. то же повеление повторенное в Числ. 9:12). Мы говорили во вступлении в XIII главу Иоанна, что заклание священного Агнца, Господа нашего Иисуса Христа совершалось накануне дня опресноков приходившегося в этот год в субботу, т. е. великая Жертва совершилась в тот самый день, в который ночью по закате солнца должен был вкушаться агнец пасхальный Моисеева закона, который был «тень будущих благ» (Евр. 10:1).

И к священному Агнцу вполне должны быть применены те законы, которые были установлены для прообразовавшего Его и образно предрекавшего Его пасхального агнца. На это именно и указывает Иоанн в ст. 36, как указывает на это и Апостол Павел говоря: «Пасха наша Христос заклан за нас» (1Кор. 5:7).

Другое речение, приводимое в 37 стихе Иоанном, находится у пророка Захарии, который с великою пророческой ясностью, движимый Духом Божиим говорил:

 «На дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления и они воззрят на Него, которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12:10 и далее). «В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима, для омытия греха и нечистоты» (Зах. 13:1).

Мы выше видели пророчество о страданиях Господа, изображенные в псалме 21. В сем же псалме указует, что: «Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли и поклонятся пред Тобою все племена язычников» (Пс. 21:28).

Посему в сем заключается и ответ на вопрос: к кому именно относится речение пророка Захарии «воззрят нань Егоже прободоша».

Взирали на Господа и Иудеи предавшие Господа и воины распявшие Его и сотник стерегший Его и те благочестивые мужи и жены, которые благоговейно погребали Его. Другими словами представители как Иудеев, так и язычников, или лучше сказать в лице их весь мир человеческих существ взирал и будет взирать на пронзенного, и верою получал и будет получать исцеление от язв греха по слову и уподоблению Самого Господа: «как Моисей вознес змия в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому: дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14-15).

Таким образом исполнялись обетования Божия, начиная с слова Его о семени жены, которое имело поразить змия. «От уязвления в пяту не исключается также оное победоносное Семя жены или Глава и Избавитель верующих»... говорит Митрополит Филарет (Быт. 3:15), по поводу проклятия, произнесенного Богом на змия, как представителя диавола. Сие ужаление змием в пяту, есть то уязвление о котором говорит пророк Исаия: «раною Его мы исцелехом» (Ис. 53:5). От этого первого откровения до воплощения Бога Слова во всем Ветхом Завете все яснее и яснее выступает в прообразованиях и в псалмах и в пророчествах грядущее таинство, а связь всех сих пророческих указаний с воплощением Бога Слова на земле в пришествии и учении и страдании Господа нашего Иисуса Христа, окончательно раскрыта верующим дарами Духа Святого Утешителя, который послан был Господом Иисусом от Отца (cм. Ин. 15:26,16:7-14,20:22; Деян. 1:5; и сравни первую главу Еванг. от Ин. 1:1-18.).

Все изучение Ветхого и Нового Заветов в совокупности раскрывает весь план Божественной премудрости, спасающей человечество: «Само Божие Слово, неизменный образ Отчий... вмещается в Свой образ иже в человеке (Быт. 1:26) и плоть носит за плоть, и смешивается с умною душою за мою душу, подобным подобная очищая». Душою человеческою Бога разрушена держава смерти и благовествовано душам воскресение из ада; а телом Христовым в бездействие приведено тление и явлено из гроба нетление.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 36-37 Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Kоторого пронзили

Евангелист только что сказал, что его побуждает свидетельствовать о необычайном исхождении из бока Христа крови и воды желание утвердить веру в читателях в Иисуса Христа. Теперь он для большего укрепления их веры указывает на то, что в означенном событии, а равно и в неперебитии голеней Христу (в греческом тексте сказано: ἐγένετο ταῦτα – сии события произошли, а не «сие произошло») исполнились два предсказания Ветхого Завета: прообразное установление относительно пасхального агнца (Исх.12:46) и пророческое слово Захарии (Зах.12:10).

Kак у пасхального агнца было запрещено сокрушать кости, так и у Христа кости остались совершенно целыми, хотя можно было ожидать, что они непременно будут сокрушены, как и у распятых со Христом разбойников. В этом – хочет сказать евангелист – и оказалось, что Христос был истинным пасхальным Агнцем, благодаря Kоторому люди спасаются от вечной смерти, как некогда первенцы еврейские были спасены от временной смерти кровью простого пасхального агнца.

Что касается пророчества Захарии, который говорил о том, как избранный народ Божий со временем будет с раскаянием взирать на Иегову, Kоторого он же пронзил, то евангелист, не входя в подробные объяснения, отмечает только, что пророчество это, непонятное для читающего книгу Захарии, стало понятно для того, кто смотрел на пронзенного копьем Христа: отныне будут теперь взирать с верою на Того, Kого пронзили, т. е. будут (иудеи, а отчасти и язычники, представителями которых были римские воины) с благоговением признавать во Христе своего Искупителя, Kоторый источает возрождающую людей благодать.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible