Скрыть
После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

По сих же моли Пилата Иосиф, иже от Аримафеа, сый ученик Иисусов, потаен же страха ради Иудейска, да возмет тело Иисусово: и повеле Пилат. Прииде же и взят тело Иисусово

По сих пришед Иосиф, иже от Аримафеа, сый ученик (ст. 38), не из числа двенадцати, но, может быть, из числа семидесяти. Полагая, что наконец крест укротил неистовство (иудеев), последователи Христовы безбоязненно приходят и заботятся о погребении. Иосиф, представ пред Пилата, просит у него позволения – и тот позволяет. Да и почему бы он мог не позволить? В деле Иосифа принимает участие и Никодим, и они совершают великолепное погребение, потому что все еще думали о Христе, как о простом человеке. Они приносят такие ароматы, которые преимущественно имели силу надолго сохранять тело и не давать ему скоро предаться тлению. Это показывает, что они не представляли о Христе ничего великого; тем не менее, однако ж, в этом видна их великая любовь к Нему. Но почему не пришел никто из двенадцати ни Иоанн, ни Петр, ни другой кто из значительных? Евангелист не скрывает и этого. Быть может, кто-нибудь скажет: они боялись иудеев; но и те (Иосиф и Никодим) также одержимы были страхом. Об Иосифе именно сказано, что он был потаен страха ради иудейска (ст. 38). Итак, нельзя сказать, что он сделал это потому, что совершенно пренебрегал иудеями; нет, и он боялся, и, однако ж, пришел. А Иоанн, хотя присутствовал при кресте и видел кончину Христову, – не сделал ничего подобного. Что ж это значит? Мне кажется, что Иосиф был из числа людей весьма знаменитых, как это видно и из самого погребения, и что он был известен Пилату. Потому-то он и получил дозволение. И он погребает Его уже не как преступника, но, – по обычаю иудейскому, – великолепно, как человека великого и славного.

Но как у них немного оставалось времени (смерть Христова последовала в девятом часу, и потому, естественно, что, пока они ходили к Пилату и пока снимали тело со креста, наступил уже вечер, когда нельзя было заниматься работою), то они полагают Его в ближайшую гробницу. Устроилось так, что Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему, чтобы ученики, по близости этого места, легко могли прийти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гробе и приставлена стража из воинов, это, действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его имело быть подтверждаемо всем последующим временем; между тем если бы смерть Его в то время была сокрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении. Впрочем, не поэтому только совершилось то, что Христос был близко положен, но и для того, чтобы обнаружилась лживость молвы о похищении Его тела.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 38-42 После сего Иосиф из Аримафеи (ученик Иисуса, но тайный - из страха от Иудеев), просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим (приходивший прежде к Иисусу ночью) и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак, они взяли тело Иисуса и обвили Его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко

Почему не из двенадцати кто-нибудь пришел к Пилату, но осмелился на такое дело Иосиф, быть может, принадлежавший к числу семидесяти? Если кто-нибудь скажет, что ученики (12) скрылись по страху от иудеев, то и он одержим был таким же страхом. Можно сказать, что он (Иосиф) был человек весьма знаменитый и по своей знаменитости известен и Пилату. Подумав, что гнев иудеев укротился, когда ненавистный для них Иисус уже распят, Иосиф безбоязненно приходит и вместе с Никодимом совершает великолепное погребение. Оба они не представляли об Нем ничего Божественного, а расположены к Нему только как к человеку, потому что приносят такие благовония, которые преимущественно имели силу надолго сохранять тело и не давать ему скоро предаться тлению. А это показывало, что они не представляли о Нем ничего великого. Однако же они выказывают к Нему великую любовь, потому что погребают не как преступника, но великолепно, по обычаю иудейскому. Время заставляло их спешить. Ибо смерть Иисуса последовала в девятом часу. Потом, покуда они ходили к Пилату и пока снимали тело, естественно наступил уже вечер, когда нельзя было устроять гробницу. Посему они полагают Его в ближайшую гробницу. Ибо «на том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый». Устрояется так, что гроб близко; посему ученики могут прийти и быть зрителями и свидетелями случившегося, могут быть приставлены воины для охранения и будет неуместна речь о похищении. Всего этого не могло бы быть, если бы Иисус погребен был далеко. «Гроб» был «новый, в котором еще никто не был положен». Так устроилось для того, чтобы нельзя было перетолковать воскресения, будто бы воскрес иной, а не Иисус. И иначе. Гроб новый образно показывал то, что чрез гроб Господень будет обновление от смерти и тления, и в нем мы все обновимся. Заметь, прошу тебя, как много обнищал Господь для нас. При жизни Он не имел дома; по смерти не имеет гроба, но полагается в чуждом; Он наг, и одевает Его Иосиф. Иисус и ныне бывает мертв, когда Его умерщвляют люди, делающие насилие, или страстные до приобретений; Он страдает также от голода; бывает также наг, ибо, что ни терпит бедняк, все то терпит Христос. И ты ныне подражай Иосифу, прилагай добро к добру (ибо Иосиф - значит прибавление), одевай наготу Христа, то есть бедняка. Сделай же это не однажды, но положи во гробе души и всегда помни, всегда размышляй и заботься о таких делах. Примешивай смирну и алой. Ибо должно обносить в уме горькие и строгие судилища тамошнего века и тот Глас, который немилостивых назовет проклятыми и отошлет в огонь (Мф. 25, 41). По моему мнению, нет ничего ужаснее этого Гласа.

Евфимий Зигабен (†1118)

По сих же моли Пилата Иосиф, иже от Аримафеа, сый ученик Иисусов, потаен же страха ради Иудейска, да возмет тело Иисусово

Прочитай объяснение этих слов в толковании того места двадцать седьмой главы Евангелия от Матфея, где сказано: позде же бывшу, прииде человек богат от Аримафеа, именем Иосиф (Мф. 27, 57).

И повеле Пилат. Прииде же и взят тело Иисусово

См. Толкование на Ин. 19:39

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 38-42.  После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко
 

И в повествовании о снятии с креста и погребении Господа Иоанн восполняет сказания первых трёх евангелистов несколькими новыми чертами.
– По сем Иосиф из Аримафеи и пр.: см. прим. к Мф.27:57-60; Мк.15:42-46; Лк.23:50-53.
– Тайный, из страха Иудеев: см. прим. к Ин.9:22;12:42.
– Пришёл также и Никодим: о нём повествует из евангелистов один только Иоанн.
– Приходивший ночью: см. 3 и далее. Этим евангелист, может быть, указывает на противоположность его теперешнего поведения в отношении к Господу с прежним: тогда к чудотворцу, начинавшему входить во славу, Учителю Израилеву, он приходил тайком ночью, теперь к Распятому идёт открыто. Видно, в распятом Иисусе он узнал прообразованного медным змием в пустыне Мессию (Ин.3:14). «Но почему не пришёл никто из 12 учеников, ни Иоанн, ни Пётр, ни другой кто из знаменитых? Евангелист не скрывает и этого (что не пришли). Что же это значит? – Мне кажется, что Иосиф был из числа людей весьма знаменитых, как это видно и из самого погребения, и что он был известен Пилату. Потому-то он и получил дозволение погрести Иисуса, и он погребает Его уже не как преступника, но – по обычаю иудейскому – великолепно, как человека великого и славного» (Злат., ср. Феофил.).
– Состав из смирны, или мирры, и алоя: о составах благовоний или ароматов см. прим. к Мк.16 и парал.
– Литр около ста: литр 12 унц. Такое великое количество благовоний (ср. Ин.12:3) свидетельствует о великом усердии принёсшего к Распятому и о великой почести, какую хотел воздать Ему при погребении. Состав, вероятно, был отчасти в жидком виде, отчасти в порошке; им частью посыпали пелены, частью намащали тело, частью посыпали самый одр, на который полагалось тело в гробе или пещере, частью сжигали в пещере. На всё это принесено было Никодимом благовоний изобильно.
– Как обыкновенно погребают Иудеи: см. прим. к Мф.27:59-60 и парал.
– На том месте: близ того места, недалеко.
– Был сад, и в саду гроб: по сказанию ев. Матфея, гроб принадлежал самому Иосифу (Мф.27:60), вероятно, и сад.
– Новый и пр.: см. прим. к Лк.23:52.
– Ради пятницы и пр.: в эту пятницу вечером надлежало вкушать агнца пасхального (ср. прим. к ст. 14 и парал.), а в субботу нужно было остаться в покое по закону: следовательно, нужно было спешить погребением, и так как гроб, принадлежащий Иосифу, был близко от места распятия, то в нём и положили Господа.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 38 После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса.
Ст. 38 По сих же моли Пилата Иосиф, иже от Аримафеа, сый ученик Иисусов, потаен же страха ради Иудейска, да возмет тело Иисусово: и повеле Пилат. Прииде же и взят тело Иисусово.

В первых трех Евангелиях находим несколько подробностей сего события, которых не повторял Иоанн. Во-первых, весьма важно указание, что сотник, стерегший с отрядом воинов крест и видевший кончину Господа, сопровождаемую многими знамениями, пришел в ужас и исповедал «яко воистину человек сей Сын бе Божий» (Мф. 27:51-54; Мк. 15:38-39; Лк. 23:45-47). Когда же Иосиф из Аримафеи, «знаменитый член совета, который и Сам ожидал царствия Божия», пришел к Пилату и просил тела Иисусова, то «Пилат удивился, что Он уже умер; и узнав от сотника отдал тело Иосифу» (Мк. 15:43-45). Из того, что Иосиф успел быть у Пилата, ранее, чем до него дошло официально известие о том, что Иисус предал дух, мы должны заключить, что Иосиф все время стоял в виду креста, в числе тех, о которых Евангелист Лука (Лк. 23:49) говорит: «стояху же вси знаемии Его издалеча»... При самом кресте, как мы знаем, стояли Матерь Иисусова и ученик Иоанн и жены поименованные у Иоанна и у Матфея и у Марка (Ин. 19:25-27; Мф. 27:55-56; Мк. 15:40-41), а вдали, «знаемии Его и жены» многие, которые и плакали о Господе (Лк. 23:27,49). Иосиф должен был следить за всем происходившим, и вероятно, только что Господь предал дух Свой в руки Отца, Иосиф поспешил к Пилату, чтобы кто либо не предупредил его.

Иосиф родом был из Аримафеи, «знаменитый (εύσχήμων) член совета» (Мк. 15:43), «человек добрый и правдивый» (Лк. 23:50). Он не смел исповедовать Господа открыто при своих озлобленных сотоварищах по совету, но в минуту страдальческой кончины искренно любимого им Господа, он забывает свой страх и спешит к Пилату, чтобы может быть предупредить отдание тела Господа врагам Его. Иосиф был «человек богатый» (Мф. 27:57) и вероятно, что упоминание об этом косвенно указывает, что бедный человек и не посмел бы войти к Пилату и не посмел бы просить чего либо у римского правителя, который без сомнения, как все римские правители, был алчен к деньгам. Богатому и знатному человеку Пилат не мог отказать в просьбе взять тела Иисусова для погребения, но он настолько был осторожен, что послал за сотником стерегшим крест, и только по удостоверению ответственного офицера, засвидетельствовавшего смерть Господа Иисуса, Пилат дает позволение Иосифу взять для погребения тело Господа (Мк. 15:44-45).

Здесь надо заметить, как все обстоятельства, сопровождавшие великое таинство искупления, с человеческой точки зрения сложились так, что представляют, собой, ряд несомненных свидетельств, причем свидетелями являются не одни христиане, как Иоанн, ученики Господа, или жены верные Господу, и не одни Иудеи, а даже вполне индифферентные язычники Римляне.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 38-42 После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко

Сообщая здесь о снятии с креста и погребении Христа, Иоанн к повествованию синоптиков (Мф.27:57–60; Мк.15:42–46; Лк.23:50–53) делает некоторые дополнения. Так, он один упоминает об участии Никодима в погребении Христа (о Никодиме см. Ин.3). Этот тайный последователь Христа принес огромное количество ароматических веществ, именно, состав из мирровой смолы и алойного дерева (ср. Мк.16:1), для того чтобы в изобилии умастить и тело, и погребальные пелены Христа: этим, очевидно, Никодим хотел выразить свое великое благоговение ко Христу. Имеет, впрочем, вероятность и то мнение (высказанное Луази), что Иоанн хотел этим упоминанием о двух выдающихся представителях иудейства показать, что в их лице все иудейство воздало последние почести своему Царю.

Также один Иоанн замечает, что гробница Христова находилась в саду. Не дает ли он намек на то, что этот сад должен явиться новым Эдемом, где восставший из гроба новый Адам - Христос выступит в своей прославленной человеческой природе, как некогда также в саду вступил в жизнь древний Адам?

Наконец, один Иоанн замечает, что Христа погребли в саду, находившемся поблизости от места распятия потому, что была пятница иудейская. Этим он хочет сказать, что Иосиф и Никодим торопились с погребением Христа, чтобы закончить его к наступлению субботы. Если бы они унесли тело Христа куда-нибудь подальше от Голгофы, то им пришлось бы захватить часть субботы и нарушить покой субботнего дня.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible