Скрыть
Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 25-26 любяй душу свою погубит ю, и ненавидяй души своея в мире сем в живот вечный сохранит ю: аще кто Мне служит, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет: и аще кто Мне служит, почтит его Отец (Мой)

Любяй душу свою погубит ю, и ненавидяй души своея в мире сем в живот вечный сохранит ю. Аще кто Мне служит, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (ст. 25–26). Слова эти походят по видимому на загадку; но они – не загадка, в них заключается великая мудрость. Каким же образом любяй душу свою погубит ее? Когда кто исполняет ее неуместные пожелания, когда кто угождает ей больше, чем должно. Потому-то некто и дает такое наставление: вслед похотей души твоей не ходи (Сир. 18, 30). Чрез это ты погубишь ее, потому что (похоть) отдаляет от пути, ведущего к добродетели. Точно так же и наоборот: ненавидяй душу свою в мире сем, спасет ее. Что значит: ненавидяй душу свою? Это означает того, кто не слушает ее, когда она внушает что-нибудь вредное. Но не сказал: кто не слушает ее, а: ненавидяй ее. Как мы не можем ни слышать голоса ненавидимых нами, ни видеть лица их равнодушно, так точно мы должны крайне отвращаться и от души, когда она внушает нам что-нибудь неугодное Богу. Так как (Христос) намеревался уже беседовать с учениками о смерти, и именно о Своей смерти, и предвидел их скорбь и уныние, то и употребляет усиленную речь, говоря: что сказать о том, что вы не можете перенести с твердостию Моей смерти? Ведь если и сами вы не умрете, – для вас не будет никакой пользы. Но смотри, как Он и смягчает Свою речь. Человеку, любящему свою душу, очень тяжело и прискорбно было услышать, что он должен умереть. И нужно ли говорить о временах древних, когда и ныне мы найдем много людей, которые, несмотря на то что убеждены в будущем, охотно решаются все перенести, лишь бы насладиться настоящей жизнию, которые, смотря на здания, на изобретения и произведения искусств, со слезами приговаривают: как много замышляет человек, и между тем – обращается в прах! До такой степени сильна привязанность к настоящей жизни! Итак, чтобы разрешить эти узы, Христос говорит: ненавидяй души своея в мире сем в живот вечный сохранит ю. А что он сказал это ученикам с тем, чтобы ободрить их и удалить от них страх, это видно из дальнейших слов: аще кто Мне служит, Мне да последствует. Здесь Он говорит о смерти и требует последования самим делом. Слуга непременно должен следовать за тем, кому служит. И заметь, в какое время Он беседует с ними об этом: не тогда, когда они были гонимы, но когда были совершенно спокойны, когда, пользуясь от многих почетом и услугами, почитали себя в совершенной безопасности, когда могли быть бодры духом и услышать: и возмет крест свой и по Мне грядет (Мф. 16, 24), то есть [каждый] должен быть всегда готов на опасности, на смерть, на переселение из этой жизни. Вслед за тем, так как Он сказал прискорбные слова, предлагает и награду. В чем же эта награда? В том, что будут следовать за Ним и будут там, где Он. Этим Он показал, что за смертью последует воскресение. Идеже есмь Аз, говорит Он, ту и слуга Мой будет. Где же Христос? На небесах. Итак, переселимся туда душою и умом еще и прежде воскресения. Аще кто Мне служит возлюбит его Отец (Ин. 12, 26). Почему Он не сказал: Я возлюблю? Потому, что ученики еще не имели о Нем надлежащего понятия, а думали более великое об Отце. Ведь они не знали и того, что Ему надлежало воскреснуть: как же могли помышлять о Нем что-нибудь великое? Потому-то и сынам Зеведеевым Он говорит: несть Мое дати, но имже уготовася от Отца Моего (Мф. 20, 23), – хотя Он и Сам Судия. А здесь Он представляет и Свое истинное сыновство, потому что Отец примет слуг Его, как слуг Своего истинного Сына.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой

«И иде же есмь Аз, ту и слуга Мой будет». И как Начальник спасения не во славе и роскоши жил (на земле), но в поношении и трудах, так должно и нам быть беззаботными (к земной славе), чтобы нам оказаться в том же самом месте и стать причастниками Божественной славы. Иначе какой славы будем достойны мы, не удостоивающие страдать одинаковое с Владыкою? Может быть, в словах «где (есмь) Я, там и слуга Мой будет» говорит не о месте, но об образе добродетели, ибо в какой славе явился Христос, в такой же должны быть Его последователи, не в свойственной Божеству и вышечеловеческой, ибо невозможно человеку подражать истинному и по природе Богу, но какою допускает блистать человеческая природа, – не в обуздании (например) моря и подобных делах, но в смирении, кротости и перенесении обид.

«Аще кто Мне служит, почтит его Отец». В этом именно, говорит, состоит мздовоздаяние, то есть в почтении от Отца, ибо Христовы ученики суть участники Христова царства и славы, в подобающей людям мере. Говорит, что почести даются от Отца: хотя Сам Он есть податель благ, но Божественной природе усвояет воздаяние каждому по делу его и показывает, что Отец желает, чтобы мы служили постановлениям Сына, ибо Он не противное Отцу узаконивает.

Итак, должно заметить, что совершающий угодное Богу служит Христу. А кто следует своим пожеланиям, тот, напротив, следует себе самому, а не Христу.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VIII

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 25-26 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой

Так как Господь был близок к страданиям и знал, что ученики исполнятся печали, посему говорит: вы нисколько не должны печалиться о смерти Моей. Ибо если и сами вы не умрете, то для вас не будет никакой пользы. Да и всякий вообще человек, который любит настоящую жизнь и любит свою душу, то есть исполняет ее неуместные пожелания, когда угождает ей больше, чем должно, и не презирает смерти, - погубит ее. А кто ненавидит ее, то есть не служит ей и не преклоняется пред нею, тот сохранит ее в жизнь вечную. Желая показать, сколь строгое отвращение должно иметь к похотениям души, сказал: кто ненавидит. Мы не можем ни видеть лица, ни слышать голоса ненавидимых нами: так же должны относиться и к неразумным пожеланиям души, то есть ненавидеть их совершенною ненавистью. Словами: кто ненавидит душу свою «в мире сем» - показывает временность дела. Заповедь сия казалась убийственною и несообразною с любовью к жизни. Он смягчил ее прибавлением: «в мире сем». Я, говорит, не всегда повелеваю ненавидеть душу; но «в этом мире» неверном отвращайся ее, когда она предписывает тебе «творить неподобное» (Рим. 1, 28). Прибавляет и пользу: «сохранит ее в жизнь вечную»; возненавидишь на время, а сохранишь живой навеки для жизни божественной. Желая еще более убедить их презирать настоящую жизнь и ободрить против смерти, говорит: «кто Мне служит, Мне да последует», пусть будет готов к смерти так же, как Я. Ибо говорит здесь, о последовании Себе на самом деле. Потом предлагает и утешение: «где Я, там и слуга Мой будет». Где же Христос? На небесах. Ибо небесное и земное противоположны между собой. Кто любит быть на земле, тот не будет на небе, а кто избегает земного и мира сего, тот будет высоко и на небесах. «Кто Мне служит, того почтит Отец Мой». Не сказал: Я почту его, но: «Отец». Сим показывает Свое сродство с Ним. Ибо истинный Отец удостоит его чести, как слугу Своего истинного Сына. Сим вместе показывает и то, что Он не противник Богу. Ибо Бог и Отец не почтил бы того слугу, который противится Ему. Итак, не будем поставлять любовь к душе своей в том, чтобы хранить ее от опасностей за истину и не желать терпеть зла за добро; но, если мы слуги Христовы, отдадим ее в опасности за истину и, без сомнения, будем в том же состоянии, в каком ныне Христос; не говорю в божеском достоинстве, ибо Он по Природе Бог, но в том, чем может украситься природа человеческая; ибо Он - Бог по Естеству, а мы боги - по усыновлению и по благодати.

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Кто мне служит, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет: И аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой

Где находился Господь, когда Он произнес эти слова? Человечеством, соединенным с Божеством, Он находился посреди человеков, на земле, в юдоли их изгнания и страданий, пребывая Божеством и там, где находился от безначального начала. Слово 6е у Бога (Иоанн. I, 1) и в Боге. Это Слово возвестило о себе: во мне Отец, и Аз в Нем (Иоанн. X, 38). Туда достигает и последователь Христов: иже исповесть устами, сердцем и делами, яко Иисус есть Сын Божий, Бог в Нем пребывает, а Той в Бозе (1Иоанн. IV, 15).

Аскетические опыты. Том 1. О последовании Господу нашему Иисусу Христу

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой

Блажен, несказанно блажен тот человек, которого почтит Отец Небесный за ревностное служение Сыну Его.

Дневник. Том II. 1857–1858

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

И кто мне служит, того почтит Отец Мой

Здесь у нас основание для почитания угодников Божиих, святых. А святыми мы считаем тех, кого прославил Господь чудесами от мощей их. Если Господь почтил своих угодников, то и мы должны почитать их. Мы не воздаем святыни Божиих почестей. Напротив, исповедуем, что угодники Божии достигли именно при помощи Божией благодати, и прославляем всегда в памяти святых Бога, дивного во святых Своих. Почитать святого угодника Божия с нашей стороны – есть вместе и преклонение пред его идеалами: что он отмечает – то и мы отмечаем.

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание)

Евфимий Зигабен (†1118)

Аще кто Мне служит, Мне да последствует

пусть последует за Мной путем подражания, т.е. кто хочет быть Моим учеником, тот пусть подражает Мне. Как слуге необходимо следовать за господином, так и ученику за учителем.

И идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет

Этими словами Иисус Христос или сильнее высказывает ту же самую мысль, что и предыдущими словами, или же сказав прежде о страданиях настоящей жизни, Он указал на будущее блаженство, именно – что последующий за Ним взойдет на небо.

И аще кто Мне служит, почтит его Отец (Мой)

прославит, как слугу истинного Сына Своего. Это сказал Иисус Христос потому, что думали еще, что Отец больше Его. А чтобы кто-нибудь не сказал, что легко рассуждать о смерти тому, кто стоит выше человеческой слабости, Иисус Христос показывает, что и Он, как человек, носит на Себе слабое человеческое естество. Поэтому Он сначала позволяет Своей человеческой природе испытать то, что ей свойственно, а затем ободряет Себя к терпению тем, что страдание Его необходимо и плодотворно. Смотри, что Он говорит: см. Ин.12:27

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 25-26. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой

– Любящий душу свою и пр.: для уяснения той же необходимости прославления Господа именно путём смерти и страданий, чтобы восприять Царство над всем миром, Он вновь повторяет пред учениками Своими не раз прежде высказанный Им непреложный закон нравственной жизни, что самоотвержение до смерти дарует вечную жизнь, а самолюбие, сохраняя жизнь лишь на время, губит душу вечно (ср. Мф.10:39,16:25; Мк.8:35; Лк.9:24; Лк.17 и прим.).
– Любящий жизнь свою настолько, что не готов отдать её за истину, потеряет её для жизни вечной, а ненавидящий жизнь свою настолько, что способен к самопожертвованию до смерти ради истины, лишившись её в мире сем, сохранит её для жизни вечной в Царстве Христовом – в Царстве любви до самопожертвования (Ин.15:13). Это общий нравственный закон, имеющий приложение ко всем. Судя по связи Ин.12.23,24,25, кажется, не может быть сомнения, что этот нравственный общий закон Господь прилагает и к Себе, как человеку. Как совершеннейший из людей, как Богочеловек, Он должен предать жизнь Свою, явить самоотвержение до смерти ради такой высочайшей цели, как искупление мира (6 и парал.). В частном применении к настоящему случаю: если бы можно было представить, что Он, желая сохранить жизнь Свою в мире сем, пошёл бы к еллинам учить их и был бы принят ими как великий мудрец и законодатель, чрез это Он, по-видимому, сохранил бы жизнь свою в мире сем, но на самом деле потерял бы её, Он не был бы Христом – искупителем человечества. А поскольку Он предал Себя на смерть во искупление всех, Он, паки прияв душу Свою (Ин.10:18), совершил тем великое дело Мессии. Так и всякий должен быть готов к самоотвержению до смерти за истину.
– Кто Мне служит, – исполняет волю Мою и, следовательно, служит делу Моему – тот должен следовать Мне, идти тем же путём самоотверженной до смерти любви, каким иду и Я. За сие награда будет – прославление его, как и прославление Меня: где Я, там и слуга Мой будет, будет участником славы Моей Небесной (ср. Ин.17:24; Рим.8:172Тим.2 и далее).
– Почтит того Отец Мой: та же мысль, что и в предшествующих словах о прославлении слуги Господня. Как Сына Своего прославит Отец Небесный славою божественною, так и слугу Сына почтит Он, воздаст подобающую ему за труды честь и славу во Царствии Своём Небесном (Рим.2:10).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 25-26 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.
 

Господь, указав в прикровенных словах на приносимую Им великую жертву, раскрывает для всех верующих, чего от них требует Он, чтобы они могли быть соучастниками вечной жизни с Ним, приносящим Себя в жертву. Господь требует не придавать сей земной жизни особой цены и помнить, что настоящая жизнь человека за гробом. Господь указует человеку, что вечная жизнь его зависит от того, насколько он понял в земной жизни, что любовь в Богу и к ближним, доходящия до самопожертвования, составляют путь к вечному счастию. Христианин должен иметь постоянно перед умственными очами своими Крест Господень, и взяв посему свой крест, следовать за Господом, не сберегая души, т. е. жизни своей. Ненавидеть душу свою значит не исполнять ее похотений и преступных желаний, поучает Златоуст. Это и называется в Евангелии «отвергнуться себя» (Мф.16:24) и не спуская глаз с Господа, пострадавшего за нас, идти за Ним. «Кто Мне служит, Мне да последует». Сему идущему за Господом и служащему Ему Господь обещает: «и где Я, там и слуга Мой будет», и еще: «И кто Мне служит, того почтит Отец Мой».

«Почтит Отец»; какая великая награда обещана человеку, идущему за Господом! Господь во плоти, отдающий жизнь Свою за человека, обещает ему пребывание с Собою и честь от Бога, вечную, неизменяемую. Для сего Он требует только отдать свою человеческую волю в распоряжение воли Божественной: может ли человек хоть одно мгновение колебаться в сей требуемой от него жертве? Что значит твоя маленькая воля и твой ограниченный, хотя кичливый ум в виду Божией воли и Божией премудрости? Ты на земле «не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» (Мф.5:36), ты не можешь предвидеть своей судьбы на минуту вперед: и тебе ли бороться с Богом, призывающим тебя с любовию и милосердием? Отдай же все твои помыслы Ему и ты будешь, если пойдешь за Господом, там, где Господь твой; и Отец, прославленный в Сыне, почтит тебя как верного слугу Бога вышняго. Но только «последуй» Господу Иисусу, не теряй Его из виду; не смотри по сторонам на прельщения временных радостей; все оне ложны и мимолетны. Не выпускай из глаз кроткую, милостивую личность Иисуса, Бога и человека, и, на конце земного пути, утомленный, но радостный, ты упадешь к ногам Его и отдохнешь на вечно – там, где и Он будет».

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой

См. Толкование на Ин. 12:25

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Об искуплении.

Мф.20:28. Господь предал Себя для искупления всех: 1Тим.2:6, Рим.5:18; но воспользоваться этим искуплением могут только те, кто служит Господу: Ин.12:26;17:24, и кто потеряет душу свою ради Иисуса Христа: Мф.16:25, и Евангелия: Мк.8:35.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О служении Богу.
 

Лк.1:74-75. Служение Богу разумеется в обширном смысле, жизнь по Богу в правде и преподобии истины: Евр.9:14; святость, без сомнения, разумеется здесь истинная: Еф.4:22-24; а не внешняя только, которая не спасла фарисеев: Мф.23:28. Служение Богу должно быть истинное: Ин.12:26;17:24-26; отпавшие от истинного вероучения Богу не служат: Евр.6:4-6.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible