Скрыть
Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

Святые отцы

Прочие

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет

«Сие же глаголаше, знаменуя, коею смертию хотяше умрети». Этим показал Евангелист, что Господь пострадал не без ведома об этом, но добровольно и зная не только о том, что умирал, но и каким образом (какою смертью). Крест назвал смертью.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VIII

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 29-33 Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром. А другие говорили: Ангел говорил Ему. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какой смертью Он умрет

Так как очень многие были грубы и невежественны, то они сочли голос за гром, хотя голос этот был членораздельный и весьма ясный. Ибо они скоро забыли слова голоса, удержавши только его отголосок. Иные помнили и самые слова голоса: «и прославил, и еще прославлю», однако же, не понимая, какой смысл сих слов думали, что ангел проговорил Ему, а потому слова сии, как сказанные ангелом, и непонятны для них. Но Иисус говорит: голос сей был не для Меня, но для вас. Я не имел нужды в научении, что Отец прославил и еще прославит имя Свое. А вас нужно было научить, что Я не противник Богу, а действую во славу имени Божия. Ибо, если чрез Меня прославится имя Божие, как же Я противник Богу? Итак, голос сей был для вас, чтобы вы узнали, что Я действую во славу Божию, и если не можете сами узнать, то чрез расспросы узнали бы, чего не знаете. Слова: «ныне суд миру сему», по-видимому, не имеют связи с предыдущим. Ибо какое отношение их к словам: «и прославил, и еще прославлю»? Но связь, без сомнения, есть. Так как Отец свыше сказал: «прославлю», то Господь показывает нам способ прославления. Какой же именно? Тот, что князь мира сего будет изгнан вон и побежден, а за мир будет суд, то есть отмщение. Слова сии имеют такой смысл: ныне совершается суд и отмщение за мир сей. Так как диавол подверг этот мир смерти, сделав всех людей повинными греху, но напав на Меня и не нашед во Мне греха, подвел под смерть и Меня наравне с прочими, то он будет осужден Мною, и таким образом Я отмщу за мир. Пусть прочим нанес он смерть за грех; но что такое он нашел во Мне подобного прочим, чтобы умертвить и Меня? Итак, ныне Мною совершается суд мира сего, то есть отмщение за него. Ибо, умертвив умертвившего всех, потом напавшего и на Меня, невинного, Я буду отмстителем за всех умерщвленных им, и жестокий властитель (тиран), осужденный Моей смертью, будет изгнан вон. Выражение: «изгнан вон» употреблено по сравнению с тем, как в судебных местах выталкивают осужденных из судилища. «Будет изгнан вон» - можно понимать и так, что изгнан будет во тьму внешнюю. Он лишится владычества над людьми и не будет, как прежде, царствовать в них, и в душах, и в смертном теле их, - но Я всех привлеку к Самому Себе, когда вознесен буду на крест. Ибо все, и из числа язычников, будут привлечены к вере в Меня. Так как они сами не могут прийти ко Мне, удерживаемые властителем сим, то Я, победив его, выслав вон и пресекши нити владычества его над людьми, привлеку их и против его воли. Это в ином месте Он назвал похищением: «никто, - говорит, - не может расхитить вещей сильного, если прежде не свяжет сильного» (Мк. 3, 27). Когда «вознесен буду», - сказал это, давая разуметь, какой смертью Он умрет, то есть будет распят, ибо этим означается высота Креста.

Евфимий Зигабен (†1118)

Сие же глаголаше, назнаменуя, коею смертию хотяше умрети

Сие, т.е.: аще вознесен буду… так как Иисус Христос разумел здесь вознесение на крест.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 30-33. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет

 На это сказал: точнее – отвечал, т. е. на говор народа, что это гром, и других – что это речь ангела. Отвечает Он на этот говор не опровержением его и не объяснением изречённого с неба, а опровержением того, что в этом говоре было гибельного для самого народа, а потом – разъяснением важности самого этого события. Взор Господа видел в этом говоре то опасное заблуждение, что народ не поставлял этого голоса ни в какое отношение к себе, как будто он был вовсе не для него. Господь прямо и решительно объявляет народу, что этот небесный голос был собственно для народа, а не для Него Самого. Это, впрочем, не значит, что при душевном возмущении Своём Господь Сам не нуждался в укреплении свыше в эти важные минуты, а значит только, что Он Сам мог получить иным образом помощь и подкрепление, голос же был собственно для народа, чтобы неверие его победить и веру укрепить (ср. Ин.11:42). В таком чрезвычайном доказательстве, что молитва Его услышана, Он не нуждался (ср. Злат., и Феофил.), но это небесное свидетельство нужно было для народа, чтобы он вразумился, если может, относительно величайшего значения настоящего часа, решительной важности его для мира вообще (Ин.12.31 и далее) и в особенности для Израиля (Ин.12.35 и далее). Для мира этот час – время глубочайшего духовного переворота: это – час суда над ним (31–1), час низвержения его доселешнего обладателя (Ин.12.31), наконец – час воцарения над ним нового царя вместо низвергнутого (Ин.12.32). Таково значение для народа этого часа и этого гласа. 
Ныне – ныне: ближайшее будущее – смерть и прославление Господа – представляется уже как наступившее и выражается с торжественною уверенностью в победе; ныне – крестом и смертью, воскресением и вознесением – совершается суд над миром и над князем мира – дьяволом. Суд над миром и дьяволом – это обозначение величайшего нравственного переворота в человечестве, перелома в духовной жизни его. Ныне совершается суд, по связи речи – осуждение, над миром сим – над неверующим и противохристианским человечеством века сего, или общее – над всем человечеством. Крест Христов послужит для всего человечества – во спасение верою одним, в осуждение за неверие другим и – в этом суд над миром, суд фактический – в нравственном сознании человечества (ср.Ин.3:18-19); победою дела Мессии над всем Ему враждебным, победою, одержанною чрез смерть, обличится весь неверующий во Христа мир во всем бессилии его вражды против Христа, и – в этом осуждение мира, фактическое, в его нравственном самосознании (ср. Ин.16:33). Эту победу Христа над миром чрез смерть Его должен испытать на Себе особенно князь мира сего, власти которого над миром полагается конец смертью Христа и следующею за нею славою Его, потому что смертью Его совершилось искупление мира, примирение грешного человечества с праведным Богом, в силу которого все верующие в искупление освобождаются от власти дьявола и поставляются в общение с Христом (ср. Ин.12.32,Рим.5:1 и далее). Князем мира сего называется дьявол, как обладающий всем неверующим и враждебным Христу человечеством (ср. 2Кор.4:14;Еф.2:2,6:12). Эта победа Христа над дьяволом выражается словами: князь мира сего изгнан будет вон, т. е. вон из мира, из его доселешнего царства. Выражение указывает на уничтожение его власти властью Христовою, и притом лишь в сущности, а не в проявлениях, в идеальном обществе или Царстве Христовом. Общением с Христом верующие освобождаются от власти дьявола, но это только при совершеннейшей вере; а как совершенство не для всех доступно, то власть дьявола в мире продолжается над несовершенными по мере их несовершенства и над неверующими во Христа; верующим, таким образом, дарована лишь возможность освобождения от власти дьявола общением со Христом; возможность эта осуществляется по мере и степени веры и нравственного самоусовершенствования человека. Вот почему возвещённая здесь победа Христа над миром и князем мира, хотя смертью и прославлением Христа фактически совершилась и настала, но Церковь Христова во временном и постепенном её развитии в мире – ещё Церковь воинствующая и будет таковою до кончины мира и последнего суда. Потому места Нового Завета, в которых говорится о продолжающейся силе и деятельности в мире князя мира сего (2Кор.4:4; Еф.2:2,6:12;1Пет.5 и мн. др.) не стоят в противоречии с рассматриваемым изречением Христовым (ср. Кол.2:14 и далее; 2Кор.5:14-17). – На месте этого падшего и изгнанного из мира князя мира воцарится Христос и восприимет Царство над всем миром и по человечеству Своему (как Он был всегда царём его по божеству), когда вознесётся от земли и войдёт в славу Свою. Эта мысль выражается в словах: когда Я вознесён буду и пр. В словах вознесён буду заключается и здесь, как и в других местах бесед Христовых (Ин.3:14,8:28), двоякий смысл – вознесения на крест и чрез крест вознесения на небеса в славу Свою к Отцу Своему Небесному (ср. Ин.7:33; Деян.2:33,5:31).
 Всех привлеку к Себе: не только иудеев, но и язычников, так что Царство Христово будет простираться на весь мир, как прежде царство князя мира сего.
 Всех – разумеется тех, которые захотят веровать в Него, так что неверующие останутся под господством князя мира сего. 
 К Себе, т. е. в общение с Собою, в Царство Своё.
– Привлеку: см. прим. к Ин.6:44. Господь умер за всех и всех желает привлечь в общение с Собою, ибо всем хощет спастися и в разум истины приити (1Тим.2:4); но не все воспользуются сим и по неверию своему не все могут быть привлечены к Нему.
– Сие же говорил Он и пр.: объяснение евангелистом слов Спасителя – вознесён буду от земли. Евангелист относит это изречение к образу смерти Богочеловека – смерти крестной (ср. Ин.21:19), так как смертью крестной принесена искупительная жертва, вера в которую даёт доступ к общению со Христом, или которою человек привлекается в общение со Христом; но толкованием евангелиста не исключается и понятие вознесения Господа путём креста и смерти на небеса – в славу Свою, ибо в первом понятии вознесения – на крест содержится и второе понятие вознесения Его – на небо, и это второе понятие особенно ясно обозначается словом – от земли (вознесён буду), от земли т. е. на небо, ибо вознесение на крест не есть совершенное вознесение от земли, но только вознесение на крест, утверждённый на земле. Все эти величественные изречения Господа поясняются и раскрываются в величественном же изложении учения о сем св. Ап. Павла Кол.2 и далее.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 31-33 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. 


Глас с небеси указывал на прославление во плоти Богочеловека; Господь раскрывает и другие тайны, имеющие совершиться на земле ради славы Божией и ради поднятия человека из бездны греха к Богу и святости и чистоте. «Наступает суд миру сему и князь мира сего изгнан будет вон». Суд миру, т. е. отвращение от дел злобы и скверны, совершается в душе человеческой, освященной и омытой пречестною кровию Господа Иисуса и просветленной Духом Божиим. Князь мира сего будет изгнан, или, как читает св. Иоанн Златоуст, повержен долу: ибо, говорит Златоуст, козни врага против безгрешного Христа сделались причиною изгнания его из мира, где он царствовал посредством греха.

О том же князе мира сего говорит Апостол Павел в послании в Ефесянам (Еф.2:2): «вы жили некогда по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа действующего ныне в сынах противления».

«Наша брань, говорит еще Апостол (Еф.6:12), не против крови и плоти... но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». Этот же враг человечества назван Апостолом Павлом во 2Кор.4:4 "богом века сего». Этот бог века сего есть тот, который предстоит всем дурным делам и помыслам и страстям и приверженности к земным благам и удовольствиям. «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21), глаголал Господь и прежде всего из души человеческой изгнан диавол Господом, а с расширением царства Божия на сотни миллионов душ изгонялся и диавол из мира, по мере того, как христианство овладевало миром. Диавол выкидывается вон из души членов общины Христовой, которая создает новое общество, ничем не подобное древним обществам и которое зиждется на началах любви, неизвестных не только обществам языческим, но и обществу Иудейскому.

Изгнание или извержение князя мира сего связуется с таинственными еще (во время произнесения их) словами Господа: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». Как глубоко трогательны для нас теперь эти слова всеобъемлющей любви, знаменующие: «какою смертью Он умрет» (33 ст.). «Вознесен буду от земли», глаголет Божественный Страдалец, зная какие муки и терзания нравственные и физическия заключались в этих словах; но за сим Он прибавляет: «да всех привлеку к Себе».

Божественная мысль любви к человеку и спасения человечества стоит выше всего: она есть мысль Божия и ей подчиняет Господь Иисус Свое человечество, зная по Божеству, какие ужасающие страдания как человек перенесет Он.

Но заметим, что слова Господа «вознесен буду от земли» имеют двойственное значение и каждое из них есть прославление Бога, как указывал глас с небеси и Господь Иисус. Первое значение есть вознесение Господа на кресте (cp. Ин.3:14;8:28); но второе значение есть вознесение Господа от и из земли к славе и победа Его над смертию. Посему в словах Господа, во-первых, знамение, «какою смертью Он умрет» и, во-вторых, радостное воскресение, коим Господь обещал «всех привлеку к Себе». И любовь и крест и смерть и воскресение, все в этих дышащих лобовию словах Богочеловека, зовущего к людям: «гряди ко Мне», «не изжену», «иди за Мною», «верующий в Мя не будет осужден», «иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть» (Ин.7:37; Ин.6:37; Мф.8:23; Ин.3:18; Мф.11:30.)

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет

Сам евангелист понимает слова Господа ближе всего, как предуказание на сам образ Его смерти – распятие, при котором Господь, действительно, был вознесен или приподнят над землей и, простирая на кресте Свои руки, как бы хотел привлечь к Себе весь Мир.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible