Скрыть
Прiи́де Фили́ппъ и глаго́ла Андре́ови: и па́ки Андре́й и Фили́ппъ глаго́ласта Иису́сови.

Святые отцы

Прочие

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 21-22 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу

«Сии убо приступиша к Филиппу, иже [бе] от Вифсаиды Галилейския, и моляху его глаголюще: Господи, хощем Иисуса видети. Приходит Филипп и глаголет Андрею: приходит Андрей и Филипп и глаголют Иисусу». Даже сами того не зная, фарисеи говорили истину в словах: «вот мир весь за Ним ушел» (Ин. 12:19). Не только иудеи, но и язычники должны были уверовать. Поэтому и случилось тогда, как бы в качестве начатка, пришествие эллинов к Нему, – и, как галилеяне, эллины «приступили к Филиппу», так как и сам он был галилеянин, чтобы показал им «Иисуса», которого желали «видеть», слыша далеко распространившуюся о Нем добрую славу, чтобы поклониться Ему и получить, чего желали. Но Филипп, вспомнив, что Господь говорил им: «На путь язычников не уходите и в город самарянский не входите» (Мф. 10:5), опасался, чтобы не показалось, что Он оскорбляет Христа, приводя к Нему неуверовавших, так как не знал, что Господь благопромыслительно запретил ученикам входить к язычникам, дотоле пока первые иудеи отвергнут данную им благодать. Как более ревностному и способному на это говорит «Андрею». И одобрив это, оба возвещают Господу. Рассудительно поступив так, Филипп научает нас тому, что нехорошо с высшими себя говорить как попало, хотя бы и казалось это чем-либо хорошим, но надо, напротив, советоваться с рассудительными о том, что делать.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VIII

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 20-24 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые еллины; они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, умрет, то принесет много плода

По причине красоты храма и чудес, передаваемых у иудеев, многие и из эллинов пришли поклониться. Они были близки к тому, чтобы стать и пришельцами, то есть принять иудейство. Когда дошла до них молва об Иисусе, они подходят к Филиппу и просят его доставить им возможность видеть Иисуса. Филипп, по смиренномудрию и благочинию, говорит Андрею, как высшему себя. Андрей не берется за доклад, не решает этого сам собой, но, взяв с собой и Филиппа, осмеливается доложить Иисусу (такой добрый порядок и взаимная любовь господствовали между ними). Что же Господь? Так как Он заповедовал ученикам не ходить на путь к язычникам (Мф. 10, 5), а теперь видел, что язычники уже сами приходят к Нему (ибо эллины, желавшие видеть Его, без сомнения, были язычники), а иудеи строят Ему ковы, говорит: время, наконец, идти на страдание, ибо наступило время Креста, чтобы прославился Сын Человеческий. Какая польза не принимать язычников, приходящих к нам, и навязываться иудеям, ненавидящим и гонящим? Итак, поелику язычники приходят к нам, то теперь время уже быть распятым. Итак, Я позволю иудеям докончить их козни и допущу им распять Меня, чтобы они впоследствии были без всякого извинения, так как Я благословно оставлю их как распинателей и убийц и обращусь к язычникам, которые уже начали приходить к Моему учению. Ибо очень несправедливо было бы ничего не давать язычникам, жаждущим слова и спасения, и изобильно давать иудеям, которые попирают даруемое им и умышляют зло Благодетелю. Потом, чтобы ученики не соблазнились тем, что Он умирает тогда, когда начали приходить и язычники, Он говорит: это самое, то есть смерть Моя, еще более увеличит веру язычников. Ибо как пшеничное зерно тогда приносит много плода, когда, быв посеяно, умрет, так и Моя смерть принесет много плода для веры язычников. Итак, пусть никто не соблазняется, потому что Моя смерть не препятствует присоединению язычников, но примером зерна пусть убедится, что падение Мое в смерти Моей приумножит число верующих. Ибо если так бывает с зерном, тем более будет, со Мною. Ибо, умерши и воскресши, Я чрез воскресение еще более явлю силу Свою, и тогда все уверуют в Меня как Бога.

Евфимий Зигабен (†1118)

Прииде Филипп и глагола Андреови: и паки Андрей и Филипп глаголаста Иисусови. Иисус же отвеща има, глаголя: прииде час, да прославится Сын Человеческий

Ст.22-23:Иисусу Христу надлежало умереть тогда, когда иудеи осудят Его на смерть и когда начнут приходить к Нему язычники, а теперь исполнилось и то и другое, так как упомянутые здесь еллины были язычники. И так Иисус Христос сказал: наступило время Мне умереть, – потому что после смерти и Воскресения Он должен прославиться между всеми народами, когда будет проповедано Евангелие во всем мире. Таким образом, когда иудеи думали совершенно затмить славу Иисуса Христа, тогда именно она заблистала на всю вселенную (Так как, с одной стороны, иудеи уже тщательно обдумали смертный приговор, а с другой – искали уже Иисуса Христа язычники, то недостойно было бы Божественного правосудия оставаться Ему у тех, которые оказались совершенно неизлечимыми, и оставить в пренебрежении тех, которые были готовы к исцелению. Но почему же Иисус Христос не пошел тогда к язычникам? Для того, чтобы иудеи не могли иметь никакого оправдания своему неверию. И не только Сам Он не ходил, но и ученикам Своим повелел не ходить на путь язычников, и хотя потерпел много от неблагодарных иудеев, однако не оставляет их, а учит, исцеляет и оказывает другие благодеяния до тех пор, пока не убили Его).

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 21-22. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. 

– Они подошли и пр.: когда и где это случилось, евангелист не говорит. Ев. Лука говорит, что Господь в эти последние дни Своей земной жизни днём учил во храме, а ночи проводил на горе Елеонской, и народ с утра приходил к Нему во храм слушать Его (Лк.21:37-38). Посему вероятно, что еллины приступили к Филиппу с своею просьбою во храме, т. е. в одном из дворов или притворов храма. Когда это случилось – нет точных данных.
– Подошли к Филиппу и пр.: евангелист прибавляет, что Филипп был из Вифсаиды Галилейской: не служит ли это указанием, почему еллины обратились именно к Филиппу, а не к другим? Не были ли эти еллины из пределов десятоградия (см. прим. к Мф.4:25), соседних с пределами Вифсаиды, где некоторые места заселены были греками, и не был ли им известен этот апостол Христов? Примечательно, во всяком случае, что Филипп и Андрей (последний также из Вифсаиды; Ин.1:44), которые являются посредниками между Христом и еллинами в настоящем случае, единственные между учениками Господа, которые носят греческие имена. Может быть, Филипп был в это время в некотором отдалении от Господа, окружённого народом, и еллины решились обратиться к нему.
– Просили его: некоторое усиление желания своего, выражающееся и в почтительном названии – господин, и показывающее, что еллины с особым почтением относились к ученику столь знаменитого учителя.
– Нам хочется видеть Иисуса: выражение указывает не одно простое любопытство, и видеть не значит здесь только посмотреть на Господа, потому что смотреть на Него мог всякий бывший около Него, когда Он ходил по дворам храма и учил. Видеть значит здесь войти в более близкое отношение с Ним, быть представленными Ему, конечно, для того, чтобы говорить с Ним, слушать Его речь об их вопросах и пр., быть более близкими учениками Его. Если эти чужестранцы были свидетелями торжественного входа Господа в Иерусалим, очищения Им храма от осквернявшей святость его торговли, посрамления разных сект иудейских и торжественных речей Его о Себе как Мессии, о судьбе народа иудейского, об участии язычников в Царстве Мессии (о каковых речах Его в это время повествуют первые три евангелиста), то желание их войти в ближайшие отношения с Ним тем понятнее. Если они знали о несправедливой вражде к Нему начальников и руководителей народных, то по речи Господа, говорённой при сем случае, нельзя ли догадываться более определительно, что было в мысли и намерении их? Не хотели ли они предложить Ему, ввиду этого упорного и грубого противодействия Ему и злобы против Него руководителей народной жизни, предложить Ему идти с проповедью к иноплеменникам, которые при своём сравнительно высшем образовании могли лучше оценить такого мудрого учителя? История церковная (Евсевий, 1, 13) повествует нам, что царь Едессы Авгарь отправлял посольство к Иисусу Христу с предложением Ему поселиться у него, обещая Ему царственный приём и почёт. Это сказание имеет сходство с рассматриваемым фактом. Во всяком случае, в нём выразилось стремление со стороны язычников к Царству Христову, и так это понято было Самим Христом.
– Филипп говорит о том Андрею: Филипп чувствует важность этого случая и не решается один исполнить просьбу еллинов; он сообщает о сем одному из довереннейших учеников Господа, имя которого постоянно в перечислениях имён апостольских стоит на одном из первых мест (Мф.10 и парал.) и который, кажется, был более близок к Филиппу (Ин.6:5-8), и уже вместе по совещании сказывают о просьбе еллинов Господу. Вероятно, Андрей передал эту просьбу еллинов, почему имя его и стоит на первом месте. Причина нерешительности одного Филиппа, вероятно, та, что Господь и о Себе говорил, что Он послан к овцам погибшим дома Израилева (Мф.15:24; ср. прим.) и апостолов посылал к ним же только (Мф.10:5-6), и не знал, как поступить с просьбой еллинов – не иудеев (ср. Злат., и Феофил.).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 21-22 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. 
 

Почему, спрашивают некоторые, они обратились к Филиппу? Не лишена основания догадка, что Апостол, носивший чисто греческое имя Филиппа, привлекал особенно греков, во-первых ожидавших в нем встретить полуодноплеменника и может быть, и лицо говорившее по-гречески. И очень может быть, что носивший греческое имя Апостол воспитывался в семье, которой и язык и обычаи греческие не были чужды, и у которой быть может были и родственники греки.

Пришедшие в Иерусалим Эллины не решаются предстать пред лице Господа, не испросив на то предварительно Его позволения. Но и Филипп не осмеливается говорить об этом Господу, не посоветовавшись с первозванным Апостолом Андреем, который может быть был и старший летами среди учеников Господа. Но и оба Апостола вместе не смеют дать грекам позволения приблизиться к Господу, доколе Сам Господь, сего не разрешит. Указывая на это обстоятельство, Иоанн Златоуст в беседе 66 на Иоанна объясняет это тем, что Господь, в начале проповеди посылая учеников Своих, заповедовал им: «на путь к язычникам не ходите» (Мф.10:5); посему они не были уверены, что Господь позволит язычникам предстать пред Себя, и ждут от Него решения сего вопроса. Но уже исполнилось слово: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1:11). Наступило время, когда «Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом Мой» (Лк.14:23), ибо «брачный пир готов, а званые не были достойны»(Мф.22:8).

Посему, хотя это прямо не указано в Евангелии от Иоанна, – но из следующих слов Господа можно уразуметь, что пришедшие Эллины были допущены к Господу и слышали словеса благодати, исходящие изо уст Его.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу

Филипп не решился сам доложить о желании эллинов Христу. Во-первых, его могло смущать воспоминание о заповеди, данной Христом относительно язычников (Мф.10:5), и слово Христа по поводу просьбы хананеянки (Мф.15:24), а во-вторых, Филипп видел, как восторженно Христос был принят иудейским народом, и думал, что беседа Христа, и притом, вероятно, в храме, с эллинами, возбудит к Нему раздражение в иудеях и даст повод выставить против Христа обвинение в том, что Он душой чужд своему народу (ср. Ин.7:35, 8:48). Но Андрей, к которому обратился за советом Филипп, был более решителен и счел возможным сказать о желании эллинов Христу. Андрею могли припомниться и случаи такого рода, как, например, исцеление Христом слуги Kапернаумского сотника, беседа Христа с самарянкой и, наконец, Его слово: «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин.6:37).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible