Скрыть
Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 27-28 ныне душа Моя возмутися: и что реку; Отче, спаси Мя от часа сего: но сего ради приидох на час сей: Отче, прослави имя Твое. Прииде же глас с небесе: и прославих, и паки прославлю

Ныне душа Моя возмутися: и что реку? Отче, спаси Мя от часа сего (Ин. 12, 27). Так говорить, по-видимому, не следовало бы тому, кто убеждает идти на смерть; но на самом деле эти слова особенно приличны такому человеку. Чтобы не сказали, что Ему легко любомудрствовать о смерти, когда Он Сам недоступен для человеческих страданий, легко убеждать нас, когда Он Сам вне опасности, – Он показывает, что и Он страшится смерти, и, однако же, для пользы (других) не отказывается умереть. Впрочем, это относится к воспринятому Им человечеству, а не к Божеству. Поэтому Он говорит: ныне душа Моя возмутися. (А если не так, то какая будет последовательность между этими словами и следующими: Отче, спаси Мя от часа сего?) И (душа Его) до того была возмущена, что Он даже искал бы избавления (от смерти), если бы только можно было ее избежать.

Это – немощи человеческой природы. Но Я, говорит Он, не могу ничего сказать, прося избавления, потому что сего ради приидох на час сей (ст. 27). Как бы так говорил Он: хотя смерть и приводит нас в трепет и смущение, но все же мы не должны избегать ее. Ведь и Я возмущен ныне, но не говорю об избавлении от смерти, потому что надобно переносить то, чему следует быть. Не говорю: избавь Меня от часа сего, но – что? Отче, прослави имя Твое (ст. 28). Хотя смущение и заставляет Меня говорить те слова, но Я говорю противное: прослави имя Твое, то есть возведи уже (Меня) на крест. В этом ясно обнаруживаются свойства человеческие и природа, которая не хочет смерти, но привязана к настоящей жизни. Это показывает, что (Христос) был не чужд человеческих ощущений. Как голод и сон не составляет преступления, так точно и привязанность к настоящей жизни. Иисус Христос имел тело, только чистое от грехов, но не лишенное естественных потребностей; иначе оно не было бы и телом. Этим же самым Он внушает нам и нечто другое. Что же именно? Чтобы мы даже и тогда, как случится нам быть в страхе и томлении, не уклонялись от того, что нам назначено. Отче, прослави имя Твое. Этим показывает, что умирает за истину; смерть Свою называет славою Божиею. Это и сбылось после креста: тогда вся вселенная должна была обратиться, познать имя Божие и служить Богу; и имя не только Отца, но и Сына, хотя (Христос) об этом умалчивает. Прииде же глас с небесе: и прославих, и паки прославлю (ст. 28). Когда прославил? В предшествовавших событиях. И паки прославлю – после креста.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 27-28 Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю

Что это Он говорит? Кажется, Он противоречит Сам Себе. Выше Он, кажется, приготовлял других к смерти и убеждал ненавидеть душу, а теперь Он же, вблизи смерти, возмущается. Это прилично не увещевающему к смерти, а отвращающему от нее. Но если внимательно рассмотришь, то найдешь, что самое возмущение Его есть увещание к презрению смерти. Дабы кто-нибудь не вздумал сказать, что Ему легко так любомудрствовать о смерти и других убеждать к терпению бедствий, когда Он Сам вне человеческих страданий и вне опасности, - Он показывает, что и Сам Он испытал свойственное людям и причастен нашего естества, хотя и без греха. Посему, хотя Он как Человек, по природе любящий жизнь, не желает смерти и возмущается, однако же не отказывается от нее, поколику она нужна для спасения мира. Для сего-то, говорит, на сей час Я и пришел, чтобы воспринять смерть за всех. Сим ясно научает нас, чтобы и мы, хотя бы возмущались, хотя бы печалились, однако же смерти за истину не избегали бы. И Я, говорит, возмущаюсь, ибо Я поистине человек и попущаю природе Человеческой обнаруживать свойственное ей, однако же не говорю Отцу, чтобы Он избавил Меня от часа сего; но что говорю? «Отче! прославь имя Твое», то есть благоволи Мне воспринять крест и смерть за спасение всех. Смотри: смерть за истину Он назвал славою Божией. Посему и Отец говорит: «и прославил, и еще прославлю»; прославил теми чудесами, которые Ты до Креста совершал во имя Мое; «и еще прославлю», совершив чрез Тебя чудеса на самом Кресте; а после погребения сделаю еще более славным и Мое имя, и Тебя, воскресив Тебя и ниспослав Дух.

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)

Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел

Обращая внимание на душевное состояние при этом случае Иисуса, тотчас видишь, что оно было самым необыкновенным. И можно ли было без особенно глубокого и сильного чувства окончить такое поприще служения, каково было поприще Сына Человеческого?.. Но это чувство могло быть различно, в зависимости от результата. Как бы оно было радостно, если бы дщерь Сионя, наставляемая столько времени и с таким усердием, уразумела наконец день посещения своего (Лк. 19,42)! Но она не уразумела его! Не уразумела до того, что в ослеплении готовится вознести на крест возлюбленного Жениха своего! Ужасная участь, которая постигнет ее за это преступление, вызвала уже, как мы видели, слезы на очах Господа во время входа Его во Иерусалим. Столь же естественно представление этой участи теперь приводит душу Его в горестное смущение. Рассматриваемый с этой стороны крест, Его ожидающий, сам по себе тяжелый, представляется Ему еще тяжелее и ужаснее: ибо вместо того, чтобы на нем пригвоздить одно раздранное и изглажденное рукописание общих грехов всего мира (Колос. 2, 14), теперь на нем же надо будет пригвоздить и новое рукописание тяжкого греха и осуждения возлюбленной дщери Сионовой. Можно ли было не пожелать противного, не сказать от полноты чувства: «Отче, спаси Мя от часа сего!» Впрочем, мы бы уклонились от всех правил исторического толкования слов Спасителя, если бы отважились утверждать, что это горестное восклицание, как бы невольно вырвавшееся из стесненного чувствами сердца, нисколько не было в Богочеловеке следствием самой природы человеческой, естественно и необходимо отвращающейся страданий и смерти. Напротив, борьба со страхом смерти была не чужда Ему, даже как Искупителю рода человеческого, как Вождю всех искушаемых и спасающихся: итак, если бы кто почему-либо выпустил бы из вида эту черту, то тем самым, дерзнем сказать, не украсил бы, а исказил черты Искупителя в Его Божественном лице. Ибо этот самый страх, по глубокому замечанию апостола (Евр. 5, 7), служил к последнему величайшему искушению для второго Адама, победив которое, Он явил в Себе всю полноту совершенства, в которой ничего не оставалось желать более (Евр. 2,10). В самом деле, как бы Божественный Начало-вождь спасения нашего мог всем искушаемым помогать, даже знать их состояние, если бы Сам, говоря словами апостола, не был «искушен по всяческим» (Евр. 4, 15), не испытал на Себе всего, кроме греха? И как бы можно было сказать, что Он испытал все, если бы Он не испытал страха мучений и смерти, этого последнего и величайшего искушения для слабого естества нашего? К счастью нашему, Он испытал его, испытал теперь; еще более испытает после, в саду Гефсиманском, где искушение это достигнет самой высшей степени и потребует для побеждения троекратной молитвы и – ангела укрепляющего!

Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа

Евфимий Зигабен (†1118)

Ныне душа Моя возмутися

Ужаснулась, как душа человека, испугавшись близкой смерти.

И что реку

Недоумевает Богочеловек от сильного ужаса.

Отче, спаси Мя от часа сего

Избавь Меня от этого страшного, смертоносного времени. Сказав это, как человек, объятый человеческой робостью, Иисус Христос затем ободряет Себя и укрепляет, говоря:

Но сего ради приидох на час сей

для того Я и был сохраняем даже до этого времени, чтобы именно теперь умереть, и потому нужно перенести все мужественно. Показав, таким образом, нам меру естественного страха и образец мужества, Иисус Христос опять говорит:см. Ин.12:28

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 27-28. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю 

Душа Моя теперь возмутилась: высказав ещё раз этот неизбежный закон, по которому Он должен умереть и умереть как жертва, по насилию со стороны других, Господь почувствовал возмущение в Своей человеческой природе (ср. Злат., и Феофил.), являя человеческое, и борьбу, которая тотчас же и оканчивается победою. «До того возмущена была (душа Его), что Он даже искал бы избавления от смерти, если бы только можно было избежать её. В этом выразилась немощь человеческой природы» (Злат.). Чистая, безгрешная природа Богочеловека отвращается от смерти; так как смерть есть следствие греха, а Он безгрешен и не должен бы Сам по Себе подлежать закону смерти; но это отвращение тотчас же побеждается преданностью до самоотвержения воле Божией. Душевное возмущение Господа при созерцании креста и смерти выразилось теперь так же, как и в саду Гефсиманском, в той же молитве об избавлении от смерти (Мф.26 и далее), только в менее сильной степени, чем там; эта меньшая степень душевного напряжения видна из колебания и как бы недоумения: что Мне сказать? Возмущение души влечёт Его к молитве для успокоения, как всесильному средству такого успокоения; предмет молитвы – избавление от часа смертного (ср. Мк.14 и прим.), но молитва о сем предваряется как бы недоумением и тотчас сопровождается решительною преданностью воле Божией: но на сей час Я и пришёл. Это – то же, что в молитве Гефсиманской: да будет воля Твоя (Мф.26:42) и: не чего Я хочу, а чего Ты (Мк.14:36). В этом выражалась уже победа над душевным возмущением и борением. Ещё решительнее, полнее и торжественнее выразилась эта победа в перемене самого предмета молитвы: вместо сейчас сказанного – избавь Меня от часа сего, Господь торжественно победно молится – прославь имя Твоё, т. е. чрез Мои страдания и смерть яви славу имени Твоего (ср. Злат., и Феофил.). Так заставляет понимать эти слова весь ход этой речи Христовой; речь идёт исключительно о смерти и страданиях Мессии и о шествии этим путём в небесную славу Его, а в этом прославлении Его – и слава Бога Отца, слава Его имени (Флп.2:11).
– И прославил и ещё прославлю, загремел голос с неба в ответ на молитву возмутившейся было, но победившей это возмущение преданностью воле Божией души Богочеловека. В саду Гефсиманском явился Ему ангел, укрепляя Его (Лк.22:43), теперь же Сам Отец Небесный гласом Своим укрепляет Его. Из сего видно величие настоящего часа и события в жизни Господа. Три раза был голос с неба к Господу: при крещении, когда Он вступал в дело общественного служения, при преображении – для уверения учеников в Его мессианском достоинстве, и теперь, при конце Его общественного служения – для народа (ст. Ин.12:30). 
– Прославил относится к доселешней многотрудной и многоболезненной деятельности Господа в качестве Мессии среди народа израильского со времени вступления Его в дело общественного служения; ещё прославлю относится к прославлению имени Божия чрез страдания, смерть, воскресение и вознесение Спасителя, с какового времени начинается Его мессианская деятельность (чрез апостолов) не среди народа еврейского только, но и среди мира языческого, во всём мире. Между этими – прославил и прославлю стоит пред взором Господа этот страшный час, возмутивший душу Его, как бы переход от одной славы к другой, от славы среди народа еврейского к славе во всём мире. Вот небесное укрепление возмущённой души Господа против этого страшного часа: до него – прославление имени Божия среди Израиля, после него – прославление имени Божия во всём мире; страшный час есть час славы Божией!

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 27 Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. 
 

Душа (ψυχὴ) моя возмутися, говорит Господь. Возмутилась и восскорбела человеческая часть бытия в виду приближающейся страшной смерти. «Христос, говорит св. Афанасий Великий, именуется совершенным Богом и совершенным человеком... по полноте бытия, да то и другое будет единый, по всему совершенный вместе Бог и человек. Когда Господь сказал: ныне душа Моя возмутися... показал, что то было действительно».

Господь восприял полный человеческий образ, и нравственные, как телесные, страдания Его были истинными страданиями, – такими, какие и мы испытываем по человеческой природе своей: посему, когда Господь глаголет «Душа Моя теперь возмутилась», Он чувствует и выражает человеческий ужас смерти. Но выше сего ужаса Господь вслед за сим являет покорность воле Божией, как человек, а как Бог Божественное знание необходимости великой жертвы со всеми ее страданиями, без коих она не была бы жертвой. Великое и непостижимое таинство милосердия! Хотя слабым разумом нашим, но мы можем достичь, что только истинный Бог, соделавшись истинным человеком «искупил нас от клятвы закона» (Гал.3:13).

«Душа Моя скорбит смертельно» (Мф.26:38), говорил Божественный Страдалец о человеческой душе Своей, испытывая человеческий ужас приближающейся мучительной смерти: и засим прибавляет: «впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39). Дух же Господень глаголал: «что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел». Сначала вопиял человек: «Душа Моя теперь возмутилась»; потом вещает Бог, в премудрости Своей устрояющий мир нравственный душе человеческой великою любовию Божией, ценою Своих страданий, и сему подчиняется душа человеческая Иисуса, покорная воле Божией.



 

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел

По замечанию архиепископа Иннокентия, все это, как показывает само свойство мыслей и слов, было произнесено с выражением величия, подобающего Сыну Божию. «Но вдруг светлый взор Его покрылся как бы неким сумраком печали. По божественному лицу Его видно было, что в душе Его одно чувство быстро сменяется другим и происходит как бы некое сильное внутреннее движение и борьба». От мысли о славном будущем Господь внезапно переходит к мысли о настоящем, и вот «душа», которая должна быть возненавидена, отзывается на эту мысль страшно болезненным ощущением. В самом деле, Христос был безгрешен, а смерть, между тем, есть последствие греха. Ясно, что она была особенно ненавистна, противна «душе» Христа, Его святейшей природе. Kроме того, та именно смерть, которую потерпел Христос, была ужасна и потому, что она являлась наказанием за грехи всего человечества. Христос в этой Своей смерти должен был вкусить всю горечь той чаши, которую правосудие Божие уготовало грешному человечеству.

«И что Мне сказать?» Господь так потрясен мыслью о смерти, предвкушением ее горечи, что не находит соответственных слов для выражения Своих чувств. Но это состояние продолжается только несколько мгновений.

«Отче! избавь Меня от часа сего!» Это не просьба, а вопрос. Господь как бы размышляет Сам с Собою: «Скажу ли Отцу, чтобы Он избавил Меня? Но на сей час Я и пришел. Нет, Я должен идти на эту смертную борьбу, должен совершить дело, для которого Я и пришел. Пусть совершится все, что судил Мне праведный суд Божий». Христос поборол невольный страх смерти.

Очень вероятно, что Иоанн, сообщая об этом кратковременном «борении» Христа со страхом смерти, говорит этим то же, что синоптики хотели сказать своим рассказом о Гефсиманском «борении» Христа (Мф.26:36–46 и параллельные места).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible