Скрыть
И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Иди и рцы людем сим: слухом услышште, и не уразумеете: и видяще узрите, и не увидите. Пророк возбуждает здесь Иудеев к покаянию то скорбными слухами и извещениями о близком плене и бедствиях, то тяготеющими уже над ними несчастьями; поэтому нет нужды в прозорливости и мудрости ума, но достаточно видеть и слышать извещения, столь же достоверные, как и видимое нами. Ибо из сказанного пророком превышало ли что их прозорливость, и недостаточно ли было только слышать об этом? Но когда своими очами видели оскудение плодов на полях, они и видя - не видели.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 1 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм

Ст. 5-7 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен

И бысть в лето, в неже умре Озиа царь, видех Господа. И послан бысть ко мне един от Серафимов. От создания и сложения мира всегда к святым посылаются Божественные силы, которые исправляют недостатки естества человеческого. Посему и к Исаии послан Серафим, чтобы отъять и очистить его грехи. Но послан, когда Господь услышал, что Пророк оплакивает собственное свое окаянство и исповедует грех своих помыслов; ибо сказал: О, окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый и нечисты устне имый, посреде людий нечистыя устне имущих аз живу.

Сие говорил и Павел: Окаянен аз человек! кто мя избавит от тела смерти сея? (Рим. 7:24). И потом он же, как получивший Божию помощь, присовокупляет: Благодарю Бога моего Иисус Христом (там же, 25). Пророк же сказал: О, окаянный аз, когда прозорливым умом представил себе Царство Бога, седяща на престоле высоце и превознесенне и исполнившего славы Своей великий мир. Ибо, пока не представил в уме Бога, не говорил он: О, окаянный аз. И об Аврааме написано, что когда явился ему Бог, тогда сказал он: аз же есмь земля и пепел (Быт. 18:27). Так и Моисей, быв наказан всей премудрости Египетстей (ср.: Деян. 7:22), и, как вероятно, превосходя всех египтян дарованиями и смыслом, не сознавал себя худогласным и косноязычным (см.: Исх. 4:10), а когда услышал говорящего с ним Бога, тогда почувствовал свое безгласие и косность языка.

И в руце своей имяше угль горящь, егоже клещами взят от олтаря, и прикоснуся устнам моим. Объясняющий слова сии по-иудейски скажет, что, конечно, в каком-нибудь месте Иерусалима видимы были Господь, сидящий на престоле высоце и превознесенне, и Серафими, стоящие окрест Его, и что взятый с алтаря всесожжений огнь поднесен был Серафимом к устам Пророка для очищения устен его. Но мы, уверенные, что подзаконное есть образ и стень небесных (ср.: Евр. 8:5), как домом называем всю совокупность мысленных и чувственных тварей, так престолом превознесенным - Божие над всеми начальство и владычество, Серафимами же - Премирные Силы. А если, как представляли себе иные, Серафимы суть два полушария неба, попеременно над землей видимые, потому что каждое из них для скорости движения, как бы некоторые крылья, употребляет шесть своих частей, то как было послано одно из них или как отделилось оно от другого, тогда как небо по природе своей неразрывно? Напротив того, это суть, как сказал я, Премирные Силы, по крайней высоте своей святости удостоенные ближайшего предстояния, и одна из таковых Сил приступила к Пророку. Ибо как сый над всеми Бог (Рим. 9: 5) не гнушается призирать с неба для попечения о человеках, так отдельные Силы не отрекаются от служения в благодеяние людям.

Итак, Серафимом угль взят от олтаря клещами. Заключай из сего, какой это олтарь и как он неприступен, когда и Серафим не дерзает прикоснуться к нему рукой, но клещами берет огонь в руку.

И взят угль горящь. Берет огонь в руку. Каков же этот огонь, который очищает грехи? Не однороден ли с тем огнем, о котором сказано: Той вы крестит Духом Святым и огнем (Мф. 3:11)? Поскольку же горящий уголь есть огонь, оставшийся в веществе уже более грубом и землянистом (ибо, когда самый цвет пламени исчезнет, соединение огня с веществом грубым называется горящим углем), то, может быть, он означает пришествие Господне во плоти. Ибо сказано: Слово плоть бысть (Ин. 1:14) - плоть, по принятии на себя озарения Божества, по телесности подлежащая чувствам, а по единению с Богом просветленная и светозарная. Но таковая плоть приняла на себя грехи мира и очистила беззакония наши; и ее-то гадательно представляет нам пророчество. Надав и Авиуд были пожжены, употребив огнь чуждь (ср.: Лев. 10:1-2), а Серафим из святого огня с мысленного алтаря истинных всеплодий берет горящий угль не своей рукой, но клещами. В доказательство же, что небесный огнь не сжигает, а очищает, взяв его в руку, подносит к устам. Однороден с сим огнем был огнь в купине, который, как видел Моисей, покрывал собой растение, но не сожигал купины. А клещи, может быть, означают настроенность, какую каждый, по мере освоения своего с добром, имеет к приятию подаваемых от Бога благ.

Толкование на книгу пророка Исаии


Ст. 9-10 И рече: иди и рцы людем сим: слухом услышите, и не уразумеете, и видяще узрите, и не увидите. Одебеле бо сердце людий сих, и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима и ушима услышат, и сердцем уразумеют и обратятся, и изцелю я

Сии слова, ясно и непререкаемо относя ко временам пришествия Господня, повторил блаженный Павел, беседуя, в Деяниях, с римскими иудеями: добре Дух Святый глагола Исаием пророком ко отцем нашим, глаголя: иди и рцы к людем сим, и прочая (ср.: Деян. 28:25-26). И сии слова особенно доказывают, что Пророк говорил по внушению свыше, ибо народ слышал слово Иисусово, и не разумел, и, видя бывшие от Него чудеса, не увидел. Ибо то, что слова указывали на будущее время, дает разуметь, что и содержание пророчества имело отношение ко временам последующим. И в этом открывается правдивость суда Божия. Ибо когда Исаия сказал: нечисты устне имею и о народе присовокупил: посреде людий нечистыя устне имущих живу, тогда ему даны благодать прощения и очищение чрез одного из Серафимов, а народу не даны, потому что несходные расположения имели Пророк и народ. Пророк видел Господа Саваофа седяща на престоле и веровал тому, что видел; а народ, видя пришедшего Господа, не уверовал. Пророк, слыша Серафимов, разумел их славословие; а народ, слушая слова Спасителя, не принимал их. Умилившееся сердце Пророка сознало собственный свой грех, почему и сказал он: О, окаянный аз, яко умилихся, а их сердце одебеле так, что не имели они никакого понятия о том, в чем согрешили, и не приступили к Могущему отпустить им грехи. Посему Пророк очищен, а они оставлены во грехах, как и Господь сказал им: яко умрете во гресех ваших (Ин. 8:24).

Но, может быть, иной возразит против нашего мнения, на основании сказанного: рцы людем сим не соглашаясь, чтобы здесь было пророчество о временах Спасителя. Ибо если слово сим есть указательное, а из людей, на которых было указано, никто не мог слышать Спасителя или видеть чудеса Его, то как же слова людем сим приличествуют жившим гораздо позднее Пророка? Но на этот вопрос найдем удобное решение в других пророческих словах. Ибо у одного из двенадцати Пророков сказано: Людие Мои, что сотворих вам, или чим оскорбих вас, или чим стужих вам? отвещайте Ми. Зане изведох вас из земли Египетския и из дому работы избавих вас, и послах пред вами Моисеа и Аарона и Мариам (Мих. 6:3-4). Как тогда живший при Пророке народ не видал Египта и не пользовался путеводством помянутых вождей, однако же он укоряется как неблагодарный за сии благодеяния, так и теперь указывается на собрание людей, живших при Пророке; а предреченное ему в пророчестве сбывается над родом, жившим в пришествие Господа. Да и в общем словоупотреблении обыкновенен такой образ речи, который у иных называется заимословным. Например, разумея известный лик, состоящий из известного числа людей, когда один из лика вышел и его место заступил другой, о лике говорим, что он остается тот же. И если из лика выйдет другой, третий и так далее и на место каждого вводим будет кто-нибудь иной, то хотя, с постепенным заменением составляющих лик, все в нем один за другим переменились, однако же наименование у лика сохраняется то же. Так о городе и о войске говорят, что они те же, говорят не потому, чтобы в них все поодиночке оставались те же, но потому что целое собрание удерживает за собой одно и то же наименование. Так ничто не препятствует, чтобы и теперь народ, указательно представляемый Исаии, был тот же и при Господе, не потому чтобы жили те же люди, в отдельности взятые, но по общему наименованию племени.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 9-10 И рече: иди и рцы людем сим: слухом услышите, и не уразумеете, и видяще узрите, и не увидите. Одебеле бо сердце людий сих, и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима и ушима услышат, и сердцем уразумеют и обратятся, и изцелю я

Когда он изъявил согласие идти и уже не смел отказаться, тогда услышал прискорбные слова. Бог поступил с ним премудро. Он не сказал с самого начала: иди и говори; но прежде высказал повеление неопределенно и не открывал образа посольства. Когда же Исайя немедленно изъявил согласие, тогда Бог и высказывает зло, которое постигнет иудеев.

Это, я думаю, не требует объяснения, так как уже давно объяснили совершенно знавшие эти слова – Иоанн сын грома и Павел, который точно знал и древнее и новое. Проповедуя в Риме собравшимся к нему, и потом ушедшим и не верившим сказанному, он говорил: «хорошо Дух Святый сказал… слухом услышите, и не уразумеете» (Деян. 28:25, 26). А сын грома, – так как иудеи видели чудеса Христовы и не верили, слышали учение и не внимали ему (Христос воскресил Лазаря, а они искали убить Его; Он изгонял бесов, а они называли Его беснующимся; Он вел их к Отцу, а они называли Его обманщиком, и держались превратных мнений), упоминает об этом пророчестве, говоря: хорошо сказал Исайя пророк, что вы «слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите» (ср. Мф.13:14).

Так как у них были помрачены внутренние очи ума, то им не было никакой пользы от очей внешних, при повреждении разумного суждения. Потому они видя не видели и слыша не слышали; и причиною этого, прибавляет пророк, было не повреждение внешних чувств, не расстройство природы их, но ослепление сердца. «Огрубело, – говорит, – сердце народа сего». А огрубение ума бывает от грехов и житейских пожеланий. О таком огрубении говорил и Павел в словах: «И я не мог говорить с вами… как с духовными… ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах», – присовокупляя и причину этого в следующем: «Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы?» (1Кор. 3:1–3). Так и те, мучимые великой завистью и ненавистью и осаждаемые другими бесчисленными страстями сделали грубым свое умственное око и уже не могли видеть ясно; а потому принимали другие и превратные мнения о том, что видели. Видя все это в точности, пророк предсказал и причину болезни. Но, заметь, из двух находящихся здесь пророчеств, одно, касающееся Церкви и благ, уготованных вселенной, получили и изрекли серафимы в словах: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»; а другое, касающееся пленения и наказания иудеев, было предоставлено пророку, – для того, чтобы ты и отсюда познал превосходство Церкви.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 9-10 И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их

LXX так перевели это место, как евангелист Лука привел оное в Деяниях Апостольских: несогласны суще друг ко другу, (без сомнения Иудеи), отхождаху, рекшу Павлу глагол един: яко добре Дух Святый глагола Исаием пророком ко Отцем нашим, глаголя: иди к людем сим и рцы: слухом услышите, и не имате разумети, и видяще узрите, и не имате видети: одебеле бо сердце людий сих, и ушима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не како увидят очима, и ушима услышат, и сердцем уразумеют, и обратятся, и исцелю их (Деян. 28:25—27). В какое же время исполнилось это пророчество, об этом сам апостол Павел говорит в дальнейших словах: ведомо убо да будет вам, яко языком послася спасение Божие, сии и услышат (Деян. 28:28). Посему-то в тех же Деяниях Апостольских и читаем мы, что Павел и Варнава сказали Иудеям, не хотевшим веровать: вам бе лепо первее глаголати слово Божие: а понеже отвергосте е и недостойны творите сами себе вечному животу, се обращаемся во языки (Деян. 13:46). Тако бо заповеда нам Господь: положих Тя во свет языком, еже быти Тебе во спасение даже до последних земли (Деян. 13:47, Ис. 49:6).

Таким образом изъяснение этого места по LXX легко, — пророк Исаия, по повелению Господа, предсказывает, что сделает народ. В еврейском тексте есть трудность: каким образом сам Бог повелевает народу, чтобы он слухом слушал, и не разумел, и видя видел, и не узнавал, и каким образом приводится затем говорящим пророк, и умоляя Господа, говорит: ослепи сердце народа сего, и загради уши его, и закрой глаза его, чтобы он как нибудь не увидел глазами своими, и не услышал ушами, и не уразумел сердцем, и не обратился, и не исцелил? И сначала должен быть разрешен следующий вопрос, который может быть предложен нам: почему апостол Павел, состязаясь с Евреями привел это место не по еврейскому тексту, о правильности которого он знал, а по LXX?

Древние церковные исследователи говорят, что евангелист Лука был весьма сведущ в врачебном искусстве, и лучше знал греческую литературу, нежели еврейскую. Посему и речь его как в Евангелии, так и в Деяниях Апостольских, то есть в обеих книгах его, особенно украшена и отзывается светским красноречием, и он более пользуется греческими книгами, чем еврейскими. Матфей же и Иоанн, из которых один на еврейском, а другой на греческом языке написали евангелия, приводят свидетельства с еврейского, как например: от Египта воззвах Сына Моего (Ос. 11:1, Мф. 2:15); и: яко Назорей наречется (Мф. 2:23); и: реки от чрева его истекут воды живы (Ин. 7:38); и: воззрят нань, егоже прободоша (Зах. 12:10, Ин. 19:37), и прочие им подобные.

Подлинность послания Павла к Евреям потому и оспаривают, что он, писав к Евреям, пользуется свидетельствами, которых в еврейских книгах не содержится. Если кто-либо скажет, что еврейские книги потом были искажены Иудеями, то пусть выслушает, что отвечает на этот вопрос Ориген в восьмой книге Толкований на Исаию; — что Господь и апостолы, обличавшие книжников и Фарисеев в прочих преступлениях, никогда не умолчали бы об этом преступлении, которое было наибольшее. Если же кто либо скажет, что еврейские книги искажены были после пришествия Господа и проповеди апостолов, то я не могу удержаться от смеха при мысли, что Спаситель, и евангелисты, и апостолы приводили свидетельства так, как впоследствии имели их исказить Иудеи.

О настоящем же месте должно сказать то, что мы напрасно прибегаем к переводу LXX, чтобы не казалось богохульным стоящее в еврейском тексте: слухом слушайте, и не разумейте, и зрите видение, и не узнавайте, когда подобные свидетельства мы находим и у LXX толковников, как например, известное в Исходе, сказанное Фараону: «Я для того поставил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою» (Исх. 9:16). Если же Он сам поставил, и ожесточил сердце Фараона, чтобы он не веровал, и если о других говорится: даде им Бог дух умиления, очи не видети, и уши не слышати (Рим. 11:8), и в Псалмах: да будет трапеза их пред ними в сеть, и в воздаяние и в соблазн: да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы (Пс. 68:23-24): то виновны не те, которые не видят, а Тот, Кто дал такие глаза, чтобы не видеть.

Следовательно и без того свидетельства, которое мы теперь стараемся изъяснить, этот вопрос остается в церквах, и или вместе с ним будут разрешены и прочие вопросы, или вместе с другими и этот вопрос останется неразрешимым. Это место блаженный апостол Павел полнее изъясняет Римлянам, и мы напрасно трудились бы, если бы то, на что он употребил почти целое послание, захотели обнять кратким словом. Ибо он после многого говорит: затвори Бог всех в противление, да всех помилует, (Рим. 11:32), и удивляясь тайнам Господним, присовокупляет: о глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове Его, и неизследовани пути Его (Рим. 11:33); и опять, рассуждая о неверии Иудеев, говорит: еда согрешиша, да отпадут; да не будет, но тех падением спасение языком, во еже раздражите их (Рим. 11:11).

И немного спустя: аще бо отложение их, примирение миру: что приятие, разве жизнь из мертвых (Рим. 11:15)? И опять: не бо хощу вас не ведети тайны сея, братие, да не будете о себе мудри, яко ослепление от части Исраилеви бысть, дондеже исполнение языков внидет, и тако весь Исраиль спасется (Рим. 11:25-26). И немного спустя: по благовествованию убо врази вас ради, по избранию же возлюблени отец ради: нераскаянна бо дарования и звание Божие. Якоже бо и вы, говорит, тогда противистеся Богови, ныне же помиловати, бысте сих противлением: такожде и сии ныне противишася вашей милости, да и тии помилованы будут. Затвори бо Бог всех в противление, да всех помилует (Рим. 11:28—32).

Следовательно не жестокость, а милосердие Божие в том, что один народ погибает, чтобы все народы были спасены, что часть Иудеев не видит, чтобы весь мир прозрел. Посему и сам Господь в Евангелии тайну слепого от рождения, получившего глаза, возводит к иносказательному смыслу, и говорит: на суд Аз в мир сей приидох, да не видящий видят, и видящий слепы будут (Ин. 9:39), и Симеон в другом месте говорит: се лежит Сей на падение и востание многим (Лк. 2:34).

Итак, при их слепоте, мы видим; при их падении, мы восстаем. Пророк, разумея это, несколько иными словами говорит: О Господи! Ты повелеваешь мне говорить народу Иудейскому, чтобы он слышал и не разумел Спасителя, и видел Его и не узнавал; если Ты желаешь, чтобы повеление Твое исполнилось, и чтобы целый мир был спасен, исполнения чего и я желаю, то Ты ослепи сердце, и загради уши, и закрой глаза народа сего, чтобы он не разумел, чтобы он не слышал, чтобы он не видел. Ибо если они увидят, и обратятся, и уразумеют, и исцелятся; то целый мир не получит исцеления. Из этого усматриваем, что как бы ни был тяжек грех, но если кто либо обращается, то он может быть исцелен. Но вместе с тем и то должно разуметь, что они, по причине великости преступления, признаны недостойными даже покаяния, когда сам Господь говорит Иерусалиму: колькраты восхотех соврати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте (Мф. 23:37).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья

Августин Аврелий, блж. (†430)

И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите

Вот милосердие и суд: милосердие для избранных, которые получили праведность Божию; суд же для остальных, которые были ослеплены. И однако, и эти уверовали, поскольку хотели; и те не уверовали, ибо не желали. Итак, милосердие и суд вершатся в самой человеческой воле. Избрание же имеется в виду то, которое принадлежит благодати, а не то, конечно, которое от заслуг.

О предопределении святых

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 9-10 И рече: иди и рцы людем сим: слухом услышите, и не уразумеете: и видяще узрите, и не увидите: одебеле бо сердце людий сих, и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима и ушима услышат, и сердцем уразумеют и обратятся, и исцелю я

Ослепление от части Израилеви бысть, пишет Божественный Павел (Рим. 11:25), как бы истолковывая, каким образом случилось им впасть в ослепление. Даже бо до днесь, говорит он, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит (2Кор. 3:14-15). Ибо и естественно было то, что дошедшие наконец до такой дикости нравов, чтобы весьма недуговать разнузданностью и не хотеть оказывать покорности ни писаниям Моисея, ни святым пророкам, ни даже, – прибавил бы я, – самому Христу, были объяты тьмой мысленной мглы и мало отличались от бесчувственных камней. Итак, это предвозвещение делает Бог всяческих и поручает пророку предупредит их: слухом услышите, и не уразумеете: и видящие узрите, и неувидите. Ибо они были самослышателями слова Спасителя. Который учил в синагогах, много раз провозвещал в Иерусалиме, но остались одинаковыми с не слышавшими совсем ничего. Они были зрителями дел чудесно совершенных: видели прокаженных избавленными от болезни, хромых – свободно ходящими, слепых – видящими, мертвых – восстающими из гробов; но все это отнюдь не принесло им пользы, и они, несчастные, оставались как бы лишенными самых очей. Поэтому-то они и укоряются устами святых, как бывшие всегда жестоковыйными, непокорными сердцем и убивавшими святых (Деян. 7:31 и далее). Дано же им ослепление, говорит Бог, да не узрят очима, и сердцем уразумеют, и обратятся, и исцелит я. И это весьма ясно было то, о чем сказал Христос не восхотевшим, слушать Его: не ропщите между собою: никтоже может приити ко мне, аще не Отец пославый мя привлечет его (Ин. 6:43-44). И еще: всяк слышавый от Отца и навык, приидет ко Мне (ст. 45). Итак, не призваны они к познанию Сына, чрез откровение Бога и Отца, потому что не были достойны дарованного Им спасения и жизни. А если бы, кто хотел придать иной смысл сказанному, тот пусть понимает это таким образом: предсказывает Бог всяческих, как знающий сокровенное и будущее, и говорит, что несомненно и непременно увидят они и услышат, останутся же как будто не слышавшие и не внимавшие, и это с ними случится от собственного же их злого расположения. И к этому прибавляет, что делая сие, они устрояют козни на свои же головы, так как недугуют непослушанием, не хотят слышать и не могут видеть: да не узрят очима, и ушима услышат, и обратятся, и исцелю я. Таким образом, они сами были виновниками своей собственной погибели, ни предлагая слух свой к слышанию того, что громко говорил Христос, ни открывая очей ума своего. Ибо если бы они это делали, то обратились бы и, получив надлежащее врачевание, целым и здравым сохранили бы ум свой.

Толкование на пророка Исаию

Максим Туринский, свт. (†Vв.)

И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите

Бог явил Себя не столько для глаз людей, сколько для спасения. Поистине, даже если Рожденный от Девы прежде был увиден глазами плоти, но не явил Себя, потому что проницательность веры еще не познала достоинства Его. Поэтому сказано иудеям через пророка: Очами смотреть будете - и не увидите. Он - Спаситель, Которого увидели глазами телесными, оком духовным не разглядели.

Проповеди

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите

И мы часто, весьма часто слыша не слышим, и видя не видим, за то и живем в неправдах своих и в болезнях; Господь не может против нашей воли сделать нас святыми или исцелить болезни наши.

Дневник. Том I. 1856

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

Ст. 9-10. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

Ст. 9-10. И рече: иди и рцы людем сим: слухом услышите, и не уразумеете: и видяще узрите, и не увидите: одебеле бо сердце людий сих, и ушима своима тяжко слышаша, и очи сво­и смежиша, да не когда узрятъ очима и ушима услышат, и сердцем уразумеют и обратят­ся, и исцелю Я.

Тот же народ, который в других случаях Господь устами Исаии называет своим народом (Мой народ» Ис.3:12;10:2), имея в виду особенное благоволение Своё к нему, в настоящем случае называется «этим народом» как и в Ис.8:12;28:11;29:13, где Господь говорит к избранному народу, укоряя его за его грехи. Речь, с которой Исаия, по повелению Божию, имел обратиться к иудеям, открывает тайну отношения правды и долготерпения Божия к грешникам. Буквальный смысл этой речи, по евр. её тексту, таков: слушайте крепче и не стать вам разумнее; смотрите зорче и не сделаться вам внимательнее». Народ не подаёт надежды на исправление; сколько бы ни говорили ему о законе Божием и сколько бы ни наблюдал он примеров наказания грешников, он останется неисправим. Увещания пророка послужат только поводом к обнаружению ожесточённого состояния, в котором закоснел народ. Буквальный перевод масор. текста ст. 10: сделай бесчувственным сердце этого народа, и отягчи уши его, и закрой глаза его», – смысл этих слов можно выразить другими словами так: дай обнаружиться бесчувственности сердца, тяжести слуха их и слепоте глаз их»... Бог долготерпелив, но грешник Его долготерпением пользуется не для исправления своего, а для большего и большего закоснения во зле. Проповедь пророка должна сделать грешников безответными пред Богом и показать праведность Его суда над ними. Да не когда узрят очима и ушима услышат, и сердцем уразумеют и обратят­ся, и исцелю я – этими словами определяется не цель, которую Господь чрез пророка имеет в виду, обращаясь к народу (Господь не хочет смерти грешника, но чтобы он обратился и был жив, Иез.33:11), а то последствие, к которому приведёт пророческая проповедь по вине самого народа.

Толкование на книгу св. пророка Исаии (главы 1–12). Часть 1

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-10 И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их

Миссия пророка Исаии представляется очень тяжелой и безнадежной, если читать 10-й стих, согласно с еврейским мазоретским текстом, так: »ожесточи сердце этого народа, сделай уши их глухими, закрой им глаза, чтобы…« и т. д., и понимать все эти выражения строго буквально. Но если мы примем во внимание семитический способ выражения мыслей, то миссия пророка не представится такой страшной ни для него, ни для народа. Правда, глаголы, употребленные в 10 ст., поставлены в форме hiphil, имеющей вообще значение причинять что-либо. Но с другой стороны несомненно, что эта форма имеет разные оценки смысла. Так глагол оправдывать на евр. языке (форма hiphil) может значить и оправдывать кого-либо в действительности, и объявлять праведным (в глазах людей). Или глагол давать жизнь, оживлять может значить просто: оставлять в живых, когда есть возможность умертвить. Кроме того, hiphil указывает на действие, к которому только дается повод. В последнем смысле, несомненно, эта форма употреблена и здесь. Проповедь Исаии, ввиду дурной настроенности его слушателей, подаст им повод к ожесточению, к противлению воле Божией, которое народ обнаруживал отчасти и прежде. Наш русский синодальный перевод, согласно с LXX и славянским, неправильно понимает это огрубение сердца, как уже достигшее полноты - лучше бы передать глаголы, стоящие в 10-м ст., будущим временем.

Сердце здесь берется как способность уразумения нравственных задач человеческой жизни (ср. Ос. 4:11).

Огрубение - это ожирение сердца, когда оно становится неспособным двигаться и не восприимчивым. Это место дважды приводится в Новом Завете - в двух случаях как место, служащее к объяснению невосприимчивости иудеев к этой проповеди (Мф. 13:15; Деян. 28:27).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 6:8

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. 

Пророк должен возвестить народу огрубелость его души. Под влиянием обстоятельств продолжительного и счастливого царствования Озии, под воздействием языческих нравов, по прихоти злой своей воли народ перестал внимать откровениям Господа полным слухом и видеть Его властную руку открытыми очами, забыл завет и преступал Его закон. Мало-помалу народ уклонился от своего призвания так, что и совершенно забыл своего Бога: подобно тому, как спящий не видит и не слышит ничего, так крепко, глубоко – бесчувственно спал и еврейский народ и спал бы непробудно...

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible