Скрыть
И҆ є҆щѐ на не́й є҆́сть десѧти́на, и҆ па́ки бꙋ́детъ въ расхище́нїе ꙗ҆́коже тереві́нѳъ и҆ ꙗ҆́кѡ же́лꙋдь, є҆гда̀ и҆спаде́тъ и҆з̾ плю́ски своеѧ̀: сѣ́мѧ ст҃о стоѧ́нїе є҆гѡ̀.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Семя свято стояние его. Семя пророк называет святым в отношении или к Аврааму, или к праведникам Евреев, или к Сыну, Который тогда был не явлен, но имел произойти от рода их праведников.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 11-13 И рекох: доколе, Господи? И рече: дондеже опустеют гради, от еже ненаселеным быти, и домы, от еже не быти человеком, и земля останется пуста. И посем продолжит Бог человеки, и умножатся оставльшиися на земли. И еще на ней есть десятина, и паки будет в расхищение якоже теревинф и яко желудь, егда испадет из плюски своея: семя свято стояние его

Поскольку возвещенное Господом было горестно, то Пророк, признавая суд сей неотвратимым, желает, по крайней мере, узнать, на сколько времени наложено будет на них сие наказание. Это явным образом относится уже ко временам римского владычества. Ибо после того, как не послушали словес Господа и не захотели благодарными очами смотреть на Его чудеса, превышавшие силы человека, опустели гради, от еже ненаселеным быти, и домы, от еже не быти человеком, и земля осталась пуста, оттого что жители умерли от голода, бегства и плена. А присовокупленное: И посем продолжит Бог человеки, как мне кажется, относится к отчуждению от Бога иудеев, которым ослепление от части бысть, да исполнение языков внидет (ср.: Рим. 11:25). Но сказано: и умножатся оставльшиися. Кто же сии оставльшиися? Не те ли, о которых Апостол сказал: останок по избранию благодати бысть (Рим. 11:5)? Не они ли умножатся на земли, чтобы по всей уже земле были научаемые Евангелию Христову? Ибо если и не получи, егоже искаше весь Израиль, то избрание получи (ср.: Рим. 11:7),- получили те, о которых сказано Илии: Оставих Себе седмь тысящ мужей, иже не преклониша колена пред Ваалом (Рим. 11:4). Посему это те, о которых сказано: И еще на ней есть десятина. А слова: и паки будет в расхищение якоже теревинф и яко желудь, егда испадет из плюски своея, по моему мнению, указывают на постепенное изменение иудейских нравов в образ евангельской жизни. Они опять будут собраны для расхищения, как собирается плод с теревинфа и как желудь, созревший уже для сбора. Ибо тогда желудь, приведенный уже временем в зрелость и полноту, разрешается от связей своего влагалища. А может быть, и потому еще уподобляются они желудю, выпадающему из своего влагалища, что изринуты из земли Иудейской и рассеяны. Слова же семя свято стояние его прибавлены из Феодотиона и их нет у Семидесяти,- впрочем, они заключают в себе достойную внимания мысль в связи со словами, уже объясненными. Ибо они собираются, как теревинф и как желудь, когда чрез свое постоянство и твердость делаются семенем святым. А сообразно с многими местами Писания, и здесь открывается полезный конец для наказываемых благодетельно. Ибо сказано: поражу и Аз исцелю (Втор. 32:39). И Той болети творит и паки возставляет (Иов. 5:18). Посему те, которые прежде слухом слышали и не разумели и делали все прочее, пока не перестали населять города и не впали в рассеяние, так что едва спаслась десятая часть народа, опять умножатся и опять принесут плод, подобно теревинфу и желудю, нося в себе семя святое, потому что стоят тверды, непоколебимы и вкоренени в любви (ср.: Еф. 3:17).

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-13 И рекох: доколе, Господи? И рече: дондеже опустеют гради, от еже ненаселеным быти, и домы, от еже не быти человеком, и земля останется пуста. И посем продолжит Бог человеки, и умножатся оставльшиися на земли. И еще на ней есть десятина, и паки будет в расхищение якоже теревинф и яко желудь, егда испадет из плюски своея: семя свято стояние его

«И сказал я: надолго ли, Господи?». Видишь ли, что мы привели не ложную и неосновательную догадку о послушании пророка, оказанном с великой готовностью? Услышав противное тому, чего он ожидал, именно о запустении, погибели, он просит теперь узнать меру наказания; он уже не смел просить о совершенном избавлении их от гнева, так как Бог предварительно показал, что они грешат непростительно. Их дерзкие поступки были следствием не соучастия и не дерзостного настроения, но души, делающей непослушание своим занятием, задорного ума, как бы нарочито и усиленно противящегося делам Божьим. На это указывает Бог в словах: «да не узрят очами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Они, говорит, как бы боясь, чтобы не узнать чего-нибудь должного, с великим старанием ослепляли свой ум. Потому, так как и обвинение было весьма тяжко, и наказание неизбежно, пророк желает узнать то, что оставалось: впрочем, под видом желания узнать он высказывает просьбу. Но так как и об этом он не смел просить прямо, то свое желание узнать предлагает в виде вопроса.

Окончив пророчество, он опять обращает речи к истории, предсказывая как пленение десяти колен, так ради этого пленения и долготерпение Божье в отношении к двум коленам; далее предсказывает отведение в плен и этих последних за то, что они не воспользовались долготерпением, как должно; а потом опять – благоденствие, которое даровано будет остатку их. Так, когда он говорит: «доколе не опустеют города, и останутся без жителей», то указывает на пленение десяти колен; действительно, они все были совершенно расстроены, взяты с великим насилием и все отведены в чужую страну, так что и города их все стояли без людей, и земля лишилась своих возделывателей к пользе имеющих остаться. Таким образом, когда он говорит: «доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей», то разумеет плен. А когда говорит: «И посем продолжит Бог человеки», то указывает или на полное благосостояние всех, или на благоденствие, которое будет дано двум коленам по отведении десяти колен. И действительно, освободившись от Сеннахирима и войска иноплеменников и воспользовавшись неожиданной победой, они опять размножились и долго жили, потому что никакая война не беспокоила их. Когда Он говорит: «продолжит», то разумеет или многочисленность людей, или продолжительность лет. А чтобы ты узнал, что это говорится о двух коленах, Он прибавляет: «останется десятая часть на ней», называя десятиною то, что свыше десяти, остающееся после десяти, чем и были два колена. Такое же выражение употребляет и Павел, когда говорит: «более нежели пятистам братий», т.е. свыше пяти сот (1Кор. 15:6).

«И паки будет в расхищение якоже теревиноф, – т.е. два колена, – и яко желудь, егда испадет из плюски своея». Как этот плод неприятен, когда выпадает из скорлупы своей, так и они будут осмеиваемы и презираемы, когда будут изгнаны из города и все лишатся своей славы.

«Семя свято стояние его». Впрочем, бедствия их, говорит, будут не неисцельны и не бесконечны, но «семя» их будет «свято» и «стояние», т.е. твердо, крепко, неподвижно, в ожидании перемены обстоятельств. Они лишатся благоденствия, но сами не подвергнутся совершенной погибели, но останутся и будут «стоять», доколе опять не получат прежнего образа жизни и не возвратятся к прежней святости.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 11-13 И сказал я: доколе Господи? и Он сказал: доколе не опустеют города, оставаясь без жителей, и дома без людей, и доколе земля эта не останется пустою. И Господь удалит людей, и оставшееся размножится среди земли. И если еще останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее

Когда Господь сказал: пойди, и скажи этому народу: пусть он слушает и не слышит, и пусть он смотрит и не видит, а потому пусть не слышит и не видит, потому что он не уразумеет слов Господа, и не познает дел Его, и что он отолстел, и разширел, и забыл Творца своего (Втор. 32:15): то пророк, в ответ на это беспокоясь о своем народе, вопрошает: доколе, Господи, будет продолжаться этот приговор, чтобы народ слушая не слышал, и смотря не видел? Господь ответил ему: дотоле он не услышит, и не увидит, и будет иметь ослепленное сердце, доколе города Иудейские, во время войны Веспасиана и Тита, не будут совершенно разрушены, так что даже не сохранится их прежнее имя, и дома, если какие либо и останутся, не будут без жителя, и земля эта не обратится в пустыню, и народ Иудейский посредством или бегства или плена не рассеется по всему земному шару, и не размножится, но не в Иудее, как прежде, а среди всех народов. Касательно же того, что я говорю: размножится, то таково несчастие уцелевшего народа, что сравнительно с прежнею его многочисленностию едва останется десятая часть. И тогда как и в самой земле Иудейской будет малолюдство, (ибо это место можно понимать двояко: что и на всем земном шаре едва останется десятая часть этого народа, и в самой Иудее едва сохранится малая часть его), этот остаток опять будет разорен, когда, спустя около пятидесяти лет, придет Адриан и совершенно опустошит землю Иудейскую, так что она уподобится теревинфу и дубу, лишившемуся желудей.

Наконец, после последнего опустошения, даже публично были вывешены законы, которыми запрещено было Иудеям входить в землю, из которой они были изгнаны. Когда же некоторые из Иудеев уверуют во Христа, и исполнится то, что мы выше читали: аще не бы Господь Саваоф не оставил нам семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом (Ис. 1:9): то, когда, по Апостолу, остаток спасется (Рим. 9:27), это будет семенем святым, и от ростка апостолов размножатся все церкви. Сказанного нами: семя святое будет то, что устоит в ней, или по Акиле: семя святое будет росток ея, у LXX толковников нет, но это прибавлено Оригеном из еврейского текста и издания Феодотиона. В церковных списках говорится, что когда войдет полное число язычников, тогда весь Израиль спасется (Рим. 11:25-26), и исполнится даже в этом слово Господа, говорящего: Аз убию, и жити сотворю: поражу, и Аз исцелю (Втор. 32:39).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И еще на ней есть десятина, и паки будет в расхищение якоже теревинф и яко желудь, егда испадет из плюски своея: семя свято стояние его

Пророческое слово и теперь напоминает историю, о которой, как кажется, необходимо сказать; потому что так ясно будет излагаемое. Когда завоевывали страну Иудейскую, как я уже сказал выше, Веспасиан и Тит, то страна Иудейская была опустошена, при чем в ней сожжены были города и самые дома: зрелище было ужасное и всякого сожаления достойное для видящих. При этом народ Иудейский дошел, наконец, до такого малолюдства, что не отступил бы от истины, кто бы сказал, что едва осталась между ними десятина (десятая часть) всего народа. Затем, они провели некоторое время наслаждаясь миром, впрочем не без страха за то, что и опять потерпят опустошение, как это и случилось. Адриан, занявший по времени престол царства Римского, и Антиох, по прозванию Епифан, совершали нападение на страну Иудейскую, и бедствия от сего были не меньше прежних, так как и остатки были опустошены, а захваченные отсылаемы были в плен, – тогда имело место и мученичество Маккавеев. Напоминание о таких повестях делает нам, опять в предсказании, Бог всяческих и говорит: еще на ней есть десятина, и паки будет в расхищение. Ибо не без попечения будет, говорит, народ Иудейский, хотя бы он был и в остатках, при том малых: однако будет опять в расхищение. И тогда опять страна их будет якоже теревинф, и сами они, яко желудь, егда испадет из плюски своея. Теревинф есть дерево, и когда теряет листья свои, то представляет весьма неприятное зрелище, имея ветви весьма сухие. Таким же образом, думаю, и страна, потерпевшая опустошение населяющих ее, совершенно одинакова будет с сухими деревьями, не имеющими на себе не только цвета, но потерпевшими лишение и самых листьев. Подобно сему желудь есть плод дуба; и когда он выпадет из своей плюски (чашечки), тогда станет пищей тех из животных, которые им обыкновенно питаются. Итак, страна Иудейская уподобляется теревинфу, потерявшему листья: отпавшие же от нее чрез удаление в плен, будут лежать как желуди, выпавшие из своей плюски, которая вмещала их. Таковое же нечто говорит и Соломон: якоже птица егда выпадает от гнезда своего: тако и человек егда устранится от своих мест (Притч. 27:8). Ибо что может быть несчастнее находящихся в плену? Что может быть так жалко и презренно, как не то, чтобы люди подпали власти победителей?

Толкование на пророка Исаию

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

И если еще останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее

Семя свято стояние его. Мир стоит потому, что в нем есть избранники Божии, люди добродетельные.

Дневник. Том I. 1856

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

Ст.13. И если ещё останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остаётся корень их, так святое семя будет корнем её.

Ст.13. И еще на ней есть десятина, и паки будет в расхищение якоже теревинф и яко желудь, егда испадет из плюски сво­ея: семя свято стояние его.

Десятая часть, имеющая остаться в стране после опустошения последней, может быть всего лучше отожествлена с тем, что другой пророк называет «остатком Израиля» (Иер.6:9), т. е. с Иудеей после того, как эта Иудея испытала нашествие сириян и израильтян (при Ахазе), а израильское царство и совсем перестало существовать (в 6-й год Езекии, царя иудейского). Имея в виду одну Иудею, потери, ею понесённые при Ахазе, едва ли мог сказать пророк Исаия, что после того в ней останется только десятая часть бывшего дотоле числа жителей. Феглаффелласар заставил сириян и израильтян поспешно оставить Иудею, и, в частности, пленники, уведённые из Иудеи в израильское царство, были скоро возвращены оттуда (2Пар.28:15 и сл.). И паки будет в расхищение: этим новым расхищением или точнее истреблением земли иудейской не может быть то разорение, о котором говорится в 4Цар.18:13 (пошёл Сеннахерим, царь Ассирийский, против всех укреплённых городов Иуды, и взял их). Тогда не было взято пленников ассирийским царём, и – вообще – конец нашествия Сеннахерима на Иудею представляется у пророка же Исаии (Ис.30:29-31;31:5,8:9) делом защиты и спасения, поданных Иудее Господом, и поражения, нанесённого Ассуру не человеческим мечем. Поражение или истребление, о котором здесь речь, нужно относить к ещё позднейшему времени. И притом, это не есть то поражение, которое испытала Иудея при Манассии, который был уводим в плен Ассаргаддоном; потому что это бедствие, сколько о нём можно судить по свящ. книгам В. З., имело значение только для Манассии лично, между тем как страна Иудейская представляется ещё только ожидающей возмездия за грех Манассии не только в царствование Иосии (4Цар.23:26), но ещё и в царствование Иоакима (Иер.15:4 ср. толк. стр. 267). По свящ. книгам В. З., истребление земли иудейской после царствования Езекии относится уже прямо ко времени халдейского преобладания в Передней Азии. Только разрушение Иерусалима и выселение иудеев в Вавилон Навуходоносором мог пророк Исаия разуметь, говоря о новом «расхищении», имеющем последовать за опустошением царства иудейского Рецином и Факеем и израильского Салманассаром и Саргоном. Якоже теревинф ( = терпентинное дерево или его плод) и яко желудь, егда испадет из плюски сво­ея ( = из своей чашечки, в которой он созревает): эти слова, если соединять их с предыдущими, будут пояснять мысль о расхищении страны, которая сделается добычей неприятеля, так же как жёлудь или терпентинный плод подбираются и уносятся, коль скоро свалились со стеблей, на которых выросли. Но эти же слова можно, отделив их от предыдущих знаком препинания (как делает Тишендорф), соединить с последними словами стиха, и в таком случае слав.-греч. перевод выражал бы мысль сходную со значением соответствующего евр. чтения. Якоже теревинф и яко желудь, егда испадет из плюски своея, (тако) семя свято стояние его»: такое сочетание слов значило бы, что «святое семя» народа, т. е. вразумившиеся бедствиями остатки его, послужат к продолжению существования народа, как плод древесный, падая на землю, служит к возрождению того же древесного рода.

Толкование на книгу св. пророка Исаии (главы 1–12). Часть 1

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И если еще останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее

Этот стих указывает на такое страшное опустошение Иудеи, после которого в ней останется не более десятой части жителей. Это могло относиться только к времени взятия Иерусалима халдеями при Навуходоносоре.

И возвратится - это выражение следует заменить словами: в свою очередь (будет уничтожена).

Но как от теревинфа... в переводе с еврейского: «как дуб или теревинф (пропадает), у которого срублен ствол». Во всем стихе таким образом одна мысль, что народ еврейский, как политическое целое, со временем совершенно прекратит свое существование и лишится своей земли. Только тогда - так можно выразить основную мысль всей беседы Бога с Исаией - только тогда ожесточение народа станет смягчаться и возможно станет его обращение к Богу.

При этом пророк указывает на Святое Семя (т. е. на Мессию) как на опору (по слав, стояние) дальнейшего существования народа израильского. Мессия еще не пришел, след., и народ, из среди коего Он должен произойти, должен сохранить свое бытие.

Шестая глава критиками вообще признается подлинной. Если Marti указывает на то, что в 12 и 13 стихах Господь говорит о Себе в третьем лице, то подобный оборот речи не представляет собою чего-либо необычного в книге Исаии (срав. Ис. 13:13).

Reuss видит в этой главе прозаическое произведение, но другие находят здесь и поэтические отделы, именно, во-первых, в словословии серафимов, а затем в стихах 7 и следующих (исключая вставные замечания: я услышал, я сказал и т. п.)

Шестую главу положено читать как паремию на праздник Сретения Господня, потому что, как видно из церковных песнопений (5 ирмос канона на Сретение, 1-й тропарь 5 песня канона, 3 тропарь и 2-й той же песни), Церковь видит здесь предсказание на воплощение Сына Божия и на принесение Его во храм (клещи - руки Пресвятой Девы, державшие Богомладенца).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 6:8

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле. И если еще останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее. 

Теревинф и дуб глубоко коренятся в почве, а потому и когда срубают их, то жизненная сила соков не исчезает в их корнях, как она исчезает в корнях других растений, не глубоко коренящихся в почве. И потому от корня, а если не от корня, то от плода желудя, упавшего в почву, снова вырастает крепкое, высокое и ветвистое дерево. Так и племя благословенного патриарха Иакова, как многоветвистое, глубоко коренастое, мощное, вековое дерево, прочно, засело в земле Обетованной и в его корне всегда оставался жизненный сок, именно в нескольких, хотя иногда и немногих, благочестивых семействах и отдельных лицах всегда хранилась живая вера в Бога и Его обетования и сердечная преданность Его закону. Это и есть «Святое семя». Оно, находясь в основе существования народа Божия, вечно пребудет благословенным и при всех переменах будущего, не смотря на крайнее умаление населения в земле Ханаанской, это «Святое семя» послужит незыблемой основой существования царства Божия на земле – церкви иудейской, а потом христианской.

Образ очищения самого Исаии был знаменательным образом очищения всего народа, как некогда пламенеющая купина, виденная Моисеем, была образом Израиля, страдавшего в рабстве Египетском. Израиль мог приблизиться к Богу уже не иначе, как очистившись посредством огня бедственных событий. Но Господь открыл пророку, что народ, наконец, отвергнет всякое средство спасения и сам будет отвержен Богом совершенно, навсегда.

Ряд последовавших событий Еврейской истории показал действительное и точное исполнение определений Божиих по пророчеству Исаии, в ближайшем и отдаленном будущем. По свидетельству книги пророка Иеремии, в девятый год Седекии, царя Иудейского, в десятый месяц, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском своим к Иерусалиму, и обложили его. А в одиннадцатый год Седекии, в четвертый месяц, в девятый день месяца город был взят (Иер.39:1-2). Детей царя Седекии и всех вельмож иудейских заколол царь Вавилонский; самому Седекии выколол глаза. А остаток народа, оставшийся в городе, и перебежчиков которые перешли к нему, и прочий оставшийся народ Навузардан, начальник телохранителей, переселил в Вавилон (Иер.39:1-2; ср. Иер.6-7,9) После того все еще оставался народ в разных городах иудейских под начальством Годолии. Возвратились и все иудеи из всех мест, куда были изгнаны, и пришли в землю иудейскую к Годолии в Массифу (Иер.40:5-7,12). Но вскоре некто Исмаил, из царского племени, поразил мечем Годолию и десять бывших с ним иудеев, весь остаток народа, бывшего в Массифи, бывший под начальством Годолии, захватил с собой и отправился к аммонитянам. Иоанан, сын Карея, и бывшие с ним военачальники, услышав о злодеяниях Исмаила, взяли весь народ, погнались за Исмаилом, настигли его, возвратили всех взятых Исмаилом. Этот народ, возвратившийся с Иоананом, не остался в земле Иудейской, сам Иоанан, страшась мести Навуходоносора, за убийство поставленного им Годолии, признал необходимыми, удалиться и удалился в Египет (Иер.41:1-2,10-14; ср. Иер.16-18). Иоанан, сын Карея, и все военачальники, взяли весь остаток иудеев, которые возвратились из всех народов, куда они были изгнаны, чтобы жить в земле Иудейской, и пошли в землю Египетскую (Иер.43:5,7). Так Иерусалим и все города иудейские остались пусты, сделались развалинами и пустынею (Иер.44:2,6). Но «малое число» должно было возвратиться и впоследствии действительно возвратилось в землю Иудейскую из земли Египетской и Халдейской (Иер.44:28; 50:4,5,19 и др.).

Оправдалось и таинственное предвозвестие пророка Исаии о последней судьбе народа Божия. После целого сонма пророков явился к Израилю Сам Сын Божий, Ясно открыл Свое божество в высочайшей премудрости и многочисленных чудесных знамениях; но народ остается глух и слеп и не принял всех средств спасения во имя Его (Мф.13:14-15; ср. Иоан.12:39-41). Тогда над несчастным народом совершилась уже последняя «судьба» Божия, и земля Обетованная «опустела совсем»...

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible