Скрыть
и при­­косну́ся устна́мъ мо­и́мъ и рече́: се́, при­­косну́ся сiе́ устна́мъ тво­и́мъ, и отъ­и́метъ беззако́нiя твоя́ и грѣхи́ твоя́ очи́ститъ.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 5-7 О, окаянный аз… яко человек сый и нечисты устне имый. Не сердцем я осквернен, но нечист только устами. Посреде людей нечистыя устне имущих аз живу, принужден жить среди людей, у которых уста так же нечисты, как и у меня. И Царя Господа Саваофа видех очима моима, хотя и недостоин этого. С железными клещами приблизился Ангел, взял угль и прикоснуся устном моим и рече: се, прикоснуся сие устном твоим, и отымет беззакония твоя. Ангел приблизился к алтарю с железными клещами, обличая дерзость Озии и показывая, что кроме алтаря нигде нет более очищения. В таинственном же смысле угль изображает собой Еммануила, Который, соединившись с восприятой от нас плотью, вземлется ею, как клещами. Прикоснувшись к устам пророка, изображавшего собой всех нас, угль очистил его от греха и нечистоты.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

И рече: се, прикоснуся сие устнам твоим, и отымет беззакония твоя и грехи твоя очистит

Должно думать, что сие сказано не одному Исаии, но всем, к кому прикасается разжженное и истинное Слово, истребляющее совершаемое не по Божию закону и очищающее от дел греховных. Примем и мы пришествие Божия Слова, чтобы Оно, как бы восседая на устах наших и не давая никакого места лжи, очистило устне наши и отъяло грехи наши! И нимало не странно, что горящий угль толкуется об естестве Слова, по свидетельству псалма, в котором говорится: Разжжено слово Твое зело, и раб Твой возлюби е (Пс. 118:140).

См. также Толкование на Ис. 6:1

Толкование на книгу пророка Исаии

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен

Итак, кто бы ты ни был, отрицающий божество Святого Духа, скажи, разве ангел прощает грехи, разве архангел? Конечно нет, но лишь Отец, лишь Сын, лишь Дух Святой. Любой же в состоянии не совершать то, что может прощать. Но, пожалуй, кто-нибудь скажет, что и серафим изрек Исайе: Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалит от тебя, и грех твой очистит. Но пророк говорит: Удалит и очистит, а не «очищу», подразумевая упомянутый выше огонь с жертвенника Божьего, то есть духовную благодать. Ибо что иное мы можем благоговейно помыслить на жертвеннике Божьем, кроме благодати Духа? Разумеется, ни лесные поленья, ни сажу, ни уголь. Или что будет столь же благочестивым, как наше предположение, высказанное сообразно с таинственностью данного места, что устами Исаии было открыто, что все люди подлежат очищению Христовым страданием? Словно уголь плоть, Он выжег наши грехи, как сказано у Захарии: Не головня ли он, исторгнутая из огня? Иисус же одет был в запятнанные одежды (Зах. 3:2-3).

О Святом Духе. Книга 1

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 6-7 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен

Некоторые говорят, что это – прообразы будущих таинств: и этот алтарь, и разложенный огонь, и служебная сила, и прикосновение к устам, и очищение грехов; но мы пока будем держаться истории и скажем, для чего это происходило. Пророк имеет быть послан к народу иудейскому – возвестить нечто страшное и невыносимое. Потому посылаются серафимы, чтобы исполнить его страха и дерзновения. И чтобы он не ссылался, – подобно тому, как Моисей ссылался на свою гугнивость и Иеремия на свою молодость, – на то, что он имеет нечистые уста и не может служить проповеди, приступают серафимы, очищающие грехи его не собственной силой – ведь это принадлежит только Отцу и Сыну и Святому Духу, – но повелением Божьим и прикосновением угля. Потому он и не сказал: вот я очищу, но: «и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен», по повелению Пославшего. Но почему серафимы взяли уголь клещами? Бестелесная сила, конечно, не должна была обжечься углями. Почему же так было? По великому снисхождению. Потому и взял он это с жертвенника, где приносились жертвы и совершались очищения грехов. Если же ты спросишь: почему уста пророка не были обожжены, то, главным образом, потому, что в этом явлении не было огня чувственного; а с другой стороны, когда что делает Бог, то не исследуй и не любопытствуй.

Впрочем, иногда и действительный и чувственный огонь, касаясь тел, не обнаруживал действий огня. Если там, где были хворост и смола, пламень забывал собственную природу, то удивительно ли, что в настоящем чудном событии этот огонь очищал, но не жег?

Толкование на пророка Исайю


Почему к устам? Потому, что они преддверие для таинств. Что мы, верующие, говорим? Это таинство отпус­кает грехи. И херувим говорит: вот я отъял грехи твои. Видишь образ? Видишь, как сияет истина? Не престанем же и мы святить Сидящего на престоле высоком и превозне­сенном.

Беседа о втором дне творения

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 6-7 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен

Один из серафимов, который значит: воспламеняющий, прилетел, или послан был, очистить нечистые уста пророка и выжечь их нечистоту горящим углем или камушком, принесенным с жертвенника. Многие думают, что было два серафима, потому что взывал один к другому; но и более многочисленные могут взывать один к другому, и издание LXX, которые перевели: серафимы стояли окрест Его, скорее разумеет очень многих, а если бы говорилось о двух, то они сказали бы не окрест, а по обе стороны. Это соответствует и множеству ангелов, предназначенному на служение Богу, и seraphim есть множественное число, а единственное — seraph, как cherubim и cherub.

Что жертвенник, под которым находятся души мучеников, видится на небе, об этом и Иоанн говорит в Апокалипсисе (Откр. 6:9); камушек же, который одними LXX переведен: ἀνθρaξ то есть, карбункул, может означать не уголь, угасший или горящий, как очень многие думают, а ἄνθραχα, то есть, камень карбункул, называемый огненным по сходству его цвета с пламенем. Из этого уразумеваем, что жертвенник Божий полон карбункулов, то есть, раскаленных камушков и угольев, очищающих грехи.

Посему мы читаем написанное о Боге: углие возгореся от Него (Пс. 17:9), и о самом Господе говорится, что Он есть огнь поядающий (Втор. 4:24, Евр. 12:29), и Спаситель в Евангелии говорит: огня приидох воврещи на землю (Лк. 12:49), чтобы крестить Духом Святым и огнем (Мф. 3:11).

Ибо когождо дело, яковоже есть, огнь искусит (1Кор. 3:13), и имеющий спастись спасется так, как бы он прошел чрез огонь (1Кор. 3:15).

И то должно заметить, что к Иеремии, которому сказано: прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя, и прежде неже изыти тебе из ложем, освятих тя (Иер. 1:5), поелику он не имел нечистых уст, но только сказал: не вем глаголати, яко отрок аз есмь (ст. 6), сам Господь простер руку Свою, и коснулся уст его, и сказал: се дах словеса Моя во уста твоя (Иер. 1:9); а к Исаии, который сказал: я муж нечистый устами, и среди народа, имеющего нечистые уста, я живу (Ис. 6:5), не рука Божия простирается, а посылается от Бога, или летит по собственной воле, серафим, так как он приставлен к этому служению, — и в руке своей он держит камушек, взятый им, по LXX и Феодотиону, клещем, а по Акиле и Симмаху, следовавшими еврейскому тексту, клещами, то есть, mаlсаіm, чтобы коснуться оным уст его и очистить прежние грехи.

Простирается же и от Бога и от серафима рука, — для того, чтобы пророк, видя член своего тела, не страшился постороннего прикосновения. Некоторые из наших думают, что клещи, которыми берется камушек, суть два завета, соединяющиеся между собою единством Духа Святого Поелику же Господь представляется сидящим и сидящим в храме, и дом наполнился дымом, как Иудеи думают, фимиама; то в соответствии с этим упоминаются и клещи, составляющие, как читаем, принадлежность священнического служения (Исх. 37).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника

Итак, да будет в устах наших Божественный уголь, сжигающий греховный кал и истребляющий нечистоту беззакония и делающий нас духом пламенеющими (Рим. 12:11). Если же говорится, что он клещами взят, то ты превосходно уразумеешь это, когда будешь понимать так, что веру в Него, а также и познание о Нем мы принимаем как бы с помощью некоторых клещей, посредством заключающихся в законе и пророках наставлений и предсказаний. Ими и слово святых апостолов повсюду запечатлевается в своей истинности, ибо, пользуясь свидетельствами из закона и пророков, они убеждают слушателей и как бы и сами подносят угль к устам их, уготовляя их к исповеданию веры во Христа.

Толкование на пророка Исаию

Петр Хрисолог, свт. (†450)

и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен

Раскаемся же мы ныне обо всех страстях сердца и отдадим себе отчет в том, что мы жалки в этом бедствии плоти. Также оплачем благочестивыми стенаниями то, что уста наши нечисты, чтобы некий из числа серафимов щипцами закона благодарности доставил нам пламенные дары таинства веры, полученные с небесного алтаря, и так направил бы нас прикосновением к кромке наших уст, чтобы наступило избавление от беззаконий, грехов очищение, - и уста наши так воспламенил бы в пламени полноты исповедания, чтобы были они горением здравия, а не болезни. Просили бы мы также, чтобы вплоть до сердец наших поступил этот жар угля, чтобы приняли мы не только устами вкус всей сладости таинства, но самими чувствами и разумом - полный достаток…

Собрание проповедей

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

Ст. 6-7. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен.

Ст. 6-7. И послан бысть ко мне един от­ Серафимов, и в руце сво­ей имяше угль горящь, егоже клещами взятъ от­ олтаря,
и при­­коснуся устнам моим и рече: се, при­­коснуся сие устнам тво­им, и отъ­имет беззакония твоя и грехи твоя очиститъ.


Алтарь, с которого был взят горячий уголь, был в небесном храме Божием подобием того алтаря кадильного, который во святилище земного дома Божия стоял пред самой завесой, отделявшей от святилища святое святых (Исх.30:6 и сл.). Горячий уголь силой заключающегося в нем огня, отделяющего от расплавленного металла минеральные примеси, означал, в переносном смысле, действие милосердия Божия, покрывающего грехи человека. Прикасаясь углём к устам Исаии, серафим объясняет, что он тем самым удалил от него ту нечистоту, которая, обнаруживаясь на устах, т. е. во внешней жизни пророка, имела своим источником движения его души. Господь чрез Ангела очистил Исаию от греха.

Толкование на книгу св. пророка Исаии (главы 1–12). Часть 1

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен

Очистительное действие должен был оказать горящий уголь, как уголь, взятый с алтаря Божия. Здесь в переносном смысле указывалось на очистительную силу благодати Божией; которая попаляет, как огонь, все нечистое в человеке.

Беззаконие и грех - твои грехи.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 6:5

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. 

Когда Исаия глубоко проникся чувством своего недостоинства и исповедал с сердечным сокрушением нечистоту своих уст; то это самое исповедание было святым словом души и уст его: вместе с тем он сделался достойным и благодатного очищения. Уста пророка, имеющего сообщать чистейшую истину, должны быть очищены: потребность такого очищения сознавал и сам пророк, и убежден был, что только Бог может его совершенно очистить, а не люди, сами имеющие нечистые уста. Тогда Господь посылает ему средство очищения. Чистейший дух – Серафим берет чистейшее вещество уголь, горящий священным огнем с жертвенника, где воскурялся фимиам, касается уст пророка и дает ему видеть осязательно, как прикасается его уст образ очищающей силы Божией, и – заметить сам момент таинственного очищения. Так верховное из существ небесных является на служение воли Божией и предуготовляет человека к совершеннейшей деятельности – чистыми устами прославить святость Божию между людьми, имеющими нечистые уста, совершающими греховные дела. Уголь горящий, взятый клещами с жертвенника, коснувшийся уст и очистивший от грехов Исаию, прообразовал бескровную жертву Евхаристии – пресвятое Тело и Кровь Христа-Спасителя, которые, попаляя грехи, очищают и освящают человека в таинстве Причащения. По сему предстоятель церкви Христовой и служитель тайнодейственной благодати – священник, преподав ложицею часть Святых Даров верующему, по прикосновении уст его к святой Чаше, повторяет слова Серафима: се прикоснуся устнам твоим, и отымет беззакония твоя, и грехи твоя очистит.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible