Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Исход 21:13
но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать ;
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 7-8, 12-13, 22, 25 В сей-то день постановил Бог законы судебные об обязанностях человека к ближнему. Аще кто продаст свою дщерь в рабыню; и она не угодит пред очима господина своего, и не возьмет ее в жену, как обещался, когда возжелал купить; языку чуждему да не продаст ея, потому что солгал ей после того, как взял ее. Аще кого кто ударит и умрет, смертию да умрет. Впрочем, если кто не злоумышлял, но Бог предаде его в руце его; то есть, настал день смерти его, и когда убивший не имел намерения убить, исполнилась над ним воля Божия; то для такого убийцы избери места убежища. Ибо умерший не по намерению убившего умер не без воли Божией. Бог предал убившему убитого, чтобы не преступал он пределов, положенных волею Божиею, и кончил жизнь как человек смертный. Аще биются два мужа, и поразят жену непраздну, и смерти не произойдет, то есть, младенец еще не получил полного образования, и члены его не пришли в надлежащей вид; то виновный должен внести пеню. Если же младенец имел полное образование; да даст душу за душу.
Афанасий Великий, свт. (†373)
но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце
В Законе было предписание отдавать города для убежищ тем, кого разыскивают с целью убийства, чтобы они хоть как-то могли спастись. В конце же времен пришедшее Само Слово Отчее, говорившее с Моисеем, снова дает эту же заповедь, говоря: Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой (Мф 10:23).
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце
Да не окажется тот, кто совершил убийство неумышленно, вне помощи, раз уж Закон говорит о нем, что Бог предал [жертву] в руки его. Следовательно, руки его послужили орудием Божественного возмездия. Стало быть, левит – служитель отпущения, а убийца, который совершил убийство не из злобы, но против воли, есть служитель Божественного возмездия.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Вопрос 47. Почему совершившему невольное убийство повелевается спасаться бегством?
Врачует сердце их, склонное к убийству, и научает, что если ненамеренное убийство делает человека подлежащим наказанию, то тем паче достойно наказания убийство намеренное. Сверх сего, и тех, которые рубят дрова и бросают камни, делает более предусмотрительными, а также и тем, которые занимаются чем-либо иным сему подобным, внушает бояться и трепетать, чтобы кому из находящихся близко или далеко не причинить ненамеренно вреда. А бегством совершившего убийство обуздывает раздражительность сродников убитого.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 13 Случайное убийство не спасало убийцу от преследования родственников кровомщение, но ограничивало его возможностью для убийцы прибегнуть к святости назначенного убежища впредь до рассмотрения его проступка судом. Здесь говорится о назначении мест убежища в будущем, ибо не только Палестина не была еще занята, но и самая скиния не была еще воздвигнута. Во всяком случае, из Исх. 21:14 мы узнаем, чго прежде жертвенник Господа считался убежищем. (В языческих обществах алтари считались также убежищами; так, даже теперь некоторые освященные обычаем места существуют в Персии, где даже власть шаха не может взять преступника).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце
Применяемое в случае сознательного убийства, право кровавой мести не имеет места при убийстве ненамеренном, заранее необдуманном (Чис 35:22-23; Втор 19:4-5; 1Цар 24:18). Невольный убийца не подлежит суждению на смерть (Втор 19:6), и само общество должно спасти его от руки мстителя за кровь (Чис 35:25), предоставив право убежать в место, «назначенное Богом», в один из городов убежища (Чис 35:11 и д.). Закон о невольных убийцах, ограничивая право кровавой мести, смягчал грубость нравов.
См. также Толкование на Исх 21:12