Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Исход 21:5
но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, –
Святые отцы
Прочие
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
Ст. 5-6 но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю
Кто поистине свободен, кто есть истинный еврей, тот целиком принадлежит Богу, и все, что он имеет, – достояние свободы. Ничего не имеет тот, кто отказывается от свободы, говоря: Люблю господина моего [и жену, и детей], не пойду на волю. Не только к господину, но и к слабости его привязывается тот, кто подчиняет себя миру, потому что любит мир или свой ум, двигатель своей воли. И не только к жене, но и к наслаждению привязывается тот, кто принимает на себя заботы домашние, а не только ту вечную заботу. Вот ему-то у двери и косяка господин проколет ухо, чтобы он помнил свои слова, что сам выбрал рабство.
Послания
Георгий Константинович Властов (†1899)
Но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих; не пойду на волю:
То пусть господин его приведет его пред судьей, и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.
Предполагают, что этот обычай имеет начало в высокой древности и только узаконен «книгой завета». По сличении этого места эти рабы освобождались с женой и детьми в следующий юбилейный год, после пропуска первого семилетнего срока (так и Кук). Приведение пред судьей, по Еврейски, выражено словами: «привести пред Елогим», т. е. пред Богом, представители которого суть судьи (О. Герлах; Кук, со ссылкой на Гезениуса, де-Ветте, Кнобеля, и др.).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 5-6 но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, – то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно
Еврей, женившийся в состоянии рабства на рабыне своего господина и потому не имеющий права освободиться в седьмой год со всей своей семьей, из-за любви к жене и детям может остаться рабом навеки, т. е. до пятидесятого юбилейного года (Лев 25:39-41). Другое действие, также устраняющее возможность разных злоупотреблений, состояло в прокалывании уха раба шилом у косяка или дверей того дома, в котором он пожелал служить (Втор 15:16-17). Раб как бы прикреплялся к дому своего господина.