Скрыть
въ лѣ́то пе́рвое ца́рства є҆гѡ̀, а҆́зъ данїи́лъ разꙋмѣ́хъ въ кни́гахъ число̀ лѣ́тъ, ѡ҆ не́мже бы́сть сло́во гдⷭне ко і҆еремі́и прⷪ҇ро́кꙋ, на сконча́нїе ѡ҆пꙋстѣ́нїѧ і҆ерⷭ҇ли́млѧ се́дмьдесѧтъ лѣ́тъ.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-3 В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским, в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима. И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле

Это Дарий мидянин. Под первым годом пророк ра­зумеет не первый год его царствования, так как не сказал: в первое лето царствования его, но в первый год царствования его, так что можно назвать его и первым годом, в который он, будучи царем, может быть, взял в плен приверженцев Валтасара. я, Даниил, сообразил по книгам число лет, т.е., время убиения Валтасара, и размышлял. Посмотри, как он прежде определенного срока не осмеливался приступать к Господу. Также поступили три отрока в пещи; но во рве он не так поступил. Что же? Те ли поступили худо, или он? Ни те, ни он. Те выразили свою любовь, а он — ра­зумение переживаемого времени. Итак, не с разумением ли читал он пророчества? Я думаю, что он ведет счет не со взятия города, а может быть с пленения Израиля; опустением Иерусалима справедливо можно назвать и войны. Заметь, и здесь седьмеричное число. Как прежде он изменил четыреста тридцать лет (Исх.12:40) в двести пятнадцать, так и те­перь, я думаю, уменьшено. О котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима. И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле. Посмотри на его благо­честие. И обратил я, говорит, лице мое, т.е. прежде, до уничижения, я стыдился, а теперь обратил я лице мое, — иначе сказать: осмелился. Если бы он просил должного, то не сказал бы: обратил я лице мое, как будто дело было соединено с опасностью. Если же он столь заботится о других, если, пользуясь таким благоволе­нием у Бога и у царя, нисколько не услаждается этим, но сокрушается более бедствующих, как бы сам подвергаясь бед­ствиям, то как не удивляться ему по достоинству? Посмотри, как он и после этих бедствий не осмеливается приступить к Богу до тех пор, пока не увидел, что время исполнилось. Что же будет с нами несчастными? Что говоришь ты, Даниил? Ты находишься среди благ, пользуешься честью от Бога и от людей; что же ты заботишься о других? Так поступал и Моисей. И что говорит он? В посте и вретище и пепле просил он о должном. Почему же, если это было должное? Потому, что опасался, как бы иудеи не оказались недостойными и этого. Для Бога нет необходимости; Он выше законов. И обратил я лице мое к Господу Богу, говорит, с молитвою и молением. Прежде всего он испра­шивает этого. Позволит ли мне Бог, говорит он, молиться за них? Потому что он слышал, что Иеремии было сказано: ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения (Иер.7:16). Не смотря на то, что ходатаями за него были и плен, и наступле­ние срока, и собственная его добродетель, и бесчисленные стра­дания, он не чувствует в себе смелости, но посыпается пе­плом и покрывается вретищем, и таким образом молится. Что же сделаем мы, беспечные? Ему мы должны подражать. Чтобы никто не мог сказать, что прочие пророки делали это по бедности, — тот, кто больше всех пользовался великим поче­том, смиряется больше всех. Он происходил от царского рода и наслаждался столь многими благами. Так надобно опла­кивать собственные бедствия; так нужно жалеть о своих ближ­них; таково сострадание пророков. Посмотри, как он особенно отличался этим. Моисей говорил: прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей (Исх.32:32). А Даниил постоянно был в посте и слезах. И Павел был постоянно в слезах и го­тов был идти в самую геенну. Никто из них не услаждался собственными благами; но как глаз в теле, хотя он и кра­сив, не может чувствовать своей красоты, когда ноги повреж­дены и гниют, так было и с ними. Для чего пепел? Он на­поминал ему о собственной его природе. Для чего вретище? Оно смиряет своею грубостью. Для чего пост? И он напоми­нает о том, что было в раю. Таков обычай (благочестивых): они стремятся к тому, что причиняет скорбь. Я не достоин, говорит он, ни земли, ни одежды, ни других даров природы, но заслуживаю тягчайшего наказания, хотя облечен в персид­ские ткани и ношу персидскую тиару.

Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 9

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-2 В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским, в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима

В первый (uno) год царствования его. Это тот Дарий, который вместе с Киром победил халдеев и персов; [говорим это для того], чтобы не считали его за того Дария, во второй год которого был построен храм (как предполагает Порфирий, чтобы расширить годы у Даниила), или за того, который был побежден Александром, царем македонским. Таким образом он присоединяет имя отца и прибавляет [указание на] победу, – так как тот первый из рода мидян разрушил царство халдейское, – чтобы устранить ошибочное чтение вследствие сходства имени.

Иеремия предсказал семьдесят лет запустения храма (Иерем. гл. 25) и ( Иерем. гл. 29), после чего народ снова возвратится в Иудею, и будут построены храм и Иерусалим; но это не делает Даниила небрежным, а более вызывает его к молению, чтобы Бог вследствие его молитв исполнил то, что обещал но Своему милосердию, и чтобы небрежность не породила гордости, а гордость – оскорбления. Поэтому в книге Бытия (гл. 6) мы читаем, что пред потопом было назначено сто двадцать лет для покаяния; но так как в течение такого времени, то есть в сто лет, [люди] не хотели покаяться, то Он не ждет, чтобы истекли другие двадцать лет, но ранее совершает то, чем угрожал, [как имеющим быть] впоследствии. Посему и Иеремии говорится вследствие жестокосердия народа иудейского: не моли о людех сих, яко не услышу тя (Иерем. 7, 16). И Самуилу: доколе ты плачеши о Сауле? Аз же отверг его (1Цар. 16, 1). Поэтому он в пепле и вретище просит, чтобы исполнилось то, что обещал Бог, – не потому, чтобы он не верил в имеющее быть, а потому, чтобы беспечность не породила небрежности, а небрежность – оскорбления.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.1-2 В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским, в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима. 
Ст.1-2 В первое лето Дариа сына Ассуирова, от племене Мидска, иже царствова во царстве Халдейстем, в лето первое царства его, аз Даниил разумех в книгах число лет, о немже бысть слово Господне ко Иеремии пророку, на скончание опустения Иерусалимля седмьдесят лет.

     «В лето первое царства его, аз Даниил разумех в книгах число лет», «о нем же бысть слово Господне ко Иеремии Пророку, на скончание опустения Иерусалимля седмьдесять лет». И отсюда явствует, что иное есть царство Дария сына Ассуирова, а иное – Кира персидского; согласно же с сказанным выше прочтенное теперь. Пророк назвал Дария не просто Мидянином, но «от племене Мидска», чтобы ясно было, что не с обеих сторон, то есть с отцовой и матерней, он Мидянин. Впрочем царствовал он в царстве халдейском, после того как Валтасар за нечестие умер ночью, пораженный Божиею карою: и мне, кажется, что Дарий сей царствовал весьма не долгое время, потому что, видя уже наконец исполнившимся определенное время и высчитав число седмидесяти лет, – какое чрез Пророка Иеремию изрек Бог всяческих, блаженный Даниил начинает приносить Владыке моление свое о народе. А время сие исполнилось при персидском царе Кире, как говорит блаженный Ездра. Ибо в самом начале своего писания, после вступления, кратко упомянув о взятии Иерусалима, о порабощении отечества и о переселении пленных в Вавилон, присовокупил: «и беша раби ему и сыном его, даже до царства Персскаго, во исполнение словес Господних от уст Иеремииных:
Дóндеже благоизволит земля субботы своя, во все время опустения своего, субботствовати будет во исполнение лет, седмидесяти. Царствующу Киру царю персскому перваго
лета, во исполнение слова Господня усты Иеремииными» (2Ездр.1:57,58, 2Ездр.2:1). А божественнейший Иеремия сказует так: «се, аз послю и возму вся племена северска, и Навуходоносора царя вавилонска раба Моего: и приведу его на землю сию и на обители ея, и на вся языки окрест ея, и убию их, и поставлю их во ужас, и в звиздание, и в поношение вечное. И погублю от них глас радости и глас веселия, глас жениха и глас невесты, благоухание мира, и свет светильника. И будет вся земля cuя в запустение, и во ужас, и поработают сии во языцех царю вавилонскому седмьдесять лет. Егда же исполнени будут седмьдесять лет на царя вавилонска и на язык».
     «Оный, рече Господь, беззакония их и на землю халдейскую, и положу тую в запустение вечное» (Иер.25,9 -12). Так блаженный Иеремия дал разуметь, что время пленения исполнится с разрушением халдейского царства, а Ездра привел сие в большую ясность, сделав упоминание о Кире. Впрочем находим, что божественный Захария вычисляет время сие и иначе. Ибо, когда по смерти Кира и сына его Камбиза, Персидскую державу воспринял Дарий, сын Истаслов, Пророк, упомянув о времени (ибо говорит: «в двадесять четвертый перваго надесять месяца, сей есть месяц Сават, во второе лето при Дарии, бысть слово Господне к Захарии Варахинну сыну Аддову, пророку» Зах.1:7), чрез несколько слов присовокупил: и «отвеща Ангел Господень, и рече: Господи Вседержителю, доколе не имаши помиловать Иерусалима и грады Иудовы, яже презрел еси, сие седмьдесятое лето?» (Зах.1:12) Некоторые из недугующих неверием думают, что святые Пророки разногласят; но вскормленные священными словесами, просвещаемые божественною благодатью отыскивают у святых Пророков согласие. Посему, испросив и себе луча оной благодати, постараемся согласие это сделать явным для неведущих. Время пленения определяют согласно все, и божественный Иеремия, и богомудрый Захария, и блаженный Ездра, потому что все выставляют седмидесятилетнее число. Но, не с одного и того же года начиная считать это время, утверждали, что число сие придет к концу, одни – при Кире, а другие – при Дарие.
     Блаженный Иеремия и Ездра, считая от начала первого пленения, справедливо насчитывают седмьдесять лет до персидского царя Кира. А божественный Захария, считая от последней осады, в которую Иудеи подверглись конечной гибели, говорит, что число седмидесяти лет исполнилось при персидском царе Дарии, потому что при нем действительно построен божественный храм. Поскольку народ Божий отводим был в плен три paза – в первый раз при Иоакиме, сына царя иудейского Иосии, – во второй при Иехонии, сыне Иоакимовом, а в третий при Седекии, брате Иоакима, а дяде Иехонии, то необходимо и возвращение было троекратное. Сперва отпускает их Кир персидский, потом Дарий, сын Истаслов, и посели сего Артаксеркс, сын Ксерксов, когда послал он сперва Ездру, а за ним и Неемию воссоздать стены иерусалимские. Посему для тех, которые были первыми пленниками, седмидесятилетнее время исполняется при Кире персидском и таковое же продолжение запустения храма приемлет конец во второй год Дария, сына Истаслова, так что и то и другое пророчество, – и Иеремии и Захарии, равно как и писание Ездры, не лживы и истинны. Сие-то время уразумев, исчислив и нашедши приближающимся к концу, блаженный Даниил говорит: (Дан.9:3)

Толкование на видения Пророка Даниила

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-2 В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским, в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима

Первый год правления Дария Мидянина (538-537 г. до Р. X.) был вместе с тем и годом падения Вавилонской империи (5:30-31). И так как последнее событие поставлено у пророка Иеремии в прямую связь с окончанием семидесятилетнего вавилонского плена (Иер. 25:9-12), то предсказание Иеремии и обратило теперь на себя особенное внимание Даниила (синодальное «сообразил» евр. «биноти» — «обратил внимание»). Он подолгу останавливался на нем своей мыслью. Вавилон пал; 70 лет плена подходят к концу, а между тем народ еврейский находится еще в рабстве. Что же это значит? Как видно из 15-19 ст. Даниил не сомневается ни в истинности предсказания Иеремии, ни в том, что настало время его выполнения. Его мучит и тревожит мысль, не замедляется ли исполнение пророчества греховностью народа. И так как она имела достаточные основания (ст. 16,18), то размышления над пророчеством Иеремии и привели Даниила к молитве о прощении народа и просьбе отвратить тяготеющий над Иерусалимом гнев (ст. 16,20).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible