Источник

Глава 1

Дан.1:1. В лето тpетие царства Иоакима царя Иудина, прииде Навуходоносор, царь вавилонский на Иерусалим, и воевавши нань.

Прежде всего прочего по необходимости упомянул о тогдашнем царе, и означил нам год, чтобы ясно могли мы знать время первого пленения. Ибо в третий год царствования Иоакима, именовавшегося Елиакимом, который царствовал после Иохаза, был же отцом того Иoaxaзa2, который именовался и Иоакимом и Иeхониею, в первый раз взят был Иерусалим. Это же самое – упоминать современных царей и годы, показывает отличительную черту Пророков; ибо можно найти, что и другие Пророки поступают также. Сказано: «видение, еже виде Исаия сын Амосов», во дни «Озии, и Иоафама, и Ахаза», и «Езекии, иже царствоваша во Иудеи» (Ис.1, 1). И: «бысть слово Божие ко Иеремии,во дни Иocии сына Амоса царя Иудина в тpeтиe надесять лето царства его» (Иер. 1, 2). Иезекииль и каждый из прочих Пророков весьма часто также предначинают пророчества. Посему и этого достаточно к тому, чтобы обличить, беззаконие Иудеев, и показать, что Пророк сей действительно Пророк.

Дан.1:2. И даде Господь в руце его Иоакима царя Иудина, и от части сосудов храма Божия.

И сие показует духовную благодать в Пророке; ибо не всякому дано знать Божие домостроительство. Даниил же, сподобившись Божия Духа, ясно познавал, и других научает, что, попущением Бога всяческих, за беззакония народа и царя и за великое нечестие, и город взят, и некоторые из священных сосудов достались во власть врагам. И крайне необходимо было выразиться так Пророку: «и даде Господь во руце его Иоакима царя Иудина» – чтобы не подумал кто, будто бы Навуходоносор собственною своего силою стал обладателем города, посвященного Богу. Пусть все и в точности дознают, что, когда Бог предал, и отъял благодать, издревле охранявшую город; тогда подпал он власти врагов. Ясно показуя сие чрез Пророка Иcaию, Сам Бог всяческих говорит так: «еда прославится секира без секущаго ею? или вознесется пила без влекущего ю» (Ис. 10, 15.)? А сим научает, что Сам Он налагает наказания на людей, в орудия же употребляет пригодных для сего.

И принесе я, говорит Пророк: в землю Сеннаар в дом, бога своего, и сосуды внесе в дом сокровищный бога своего.

Иной скажет, может быть: почему, когда согрешили люди, святые сосуды, принесенные в дар Богу, преданы злочестивым людям? Но говорят это не знающие цели Божественных домостроительств; ибо «душевен человек не приемлет, яже Духа Божия, юродство бо ему есть: духовный же востязует вся», по словам божественного Апостола (1Кор. 2, 14. 15.), и как уверен, что божественным Промыслом, ничто не устрояется напрасно, так просвещаемый Божиим Духом, дознает и причины. Так и сие, о чем теперь вопрос, может дознать, кто возжелал понимать духовно; потому что великая от сего была польза не Иудеям только, но и варварам. Во-первых, Иудеи научены были, что естество Божие ни в чем не имеет нужды; потому что, не как имеет нужду, Бог всяческих приемлет приносимое людьми, но их научает сим благодарности, им дает случаи благоугодить и воздать Ему благодарение. Ибо как иначе могли бы мы за оказанные нам благодеяния, по возможности, вознаградить благодетеля Бога, если бы сих малых и малоценных даров не принимал Он от приносящих? Посему, желая убедить Иудеев, что, не собственной удовлетворяя потребности, но снисходя к их немощи, принимал от них приносимые ими жертвы; когда отвратился от них и предал их пленению, тогда по справедливости отдал с ними в плен и принесенные ими в дар сосуды, которыми думали благоугодить Ему. Ибо, предав наказанию одаренных разумом, для чего бы пощадил вещи неодушевленные? Научает же Бог Иудеев и самыми событиями, что ничем не отличаются они от Вавилонян, злочестивых и варваров, потому что подобно им и сами не чествуют. Те, не прияв закона, не пользуясь руководством Пророков, пребыли в неведении: они же, просвещаемые многими древними и новыми Пророками, и быв самовидцами бесчисленных чудес, пренебрегли Бога всяческих, и продолжали служить неодушевленным идолам. Посему предал сосуды варварам, как бы так вещая в самых событиях: в ничем не отличаетесь от варваров, потому что, как варвары, оскверняете сосуды беззакониями, и совершенно равно, вам ли иметь их, или Вавилонянам. И вами и ими обладает нечестие. И сего достаточно было, чтобы обличить и вразумить Иудеев, и не малую доставить им пользу. Вавилоняне же, пока чтили, по их мнению, сосуды, оставляя их вне человеческого употребления, и посвятив богам, которым покланялись, дотоле не испытывали никаких скорбей. А когда царь Валтасар осмелился употребить их на пиршестве, немедленно был наказан, и наказан достойно, а наказанием всем показал, какова сила оных сосудов, показал, что Бог не против воли лишен сосудов Своих, но добровольно предал их на великое беззаконие народа. Так поступил Он древле и с кивотом. Когда Офин и Финеес, беззаконные и мерзкие сыны священника Илия, взяв кивот, пошли на помощь единоплеменным: тогда Бог обличает их нечестие, не удостоив ни малого промышления, предав же их справедливому избиению, а кивот – иноплеменникам, вразумляя и научал опять Израильтян, что не Ему нужен кивот, но для них устроен он Богом, впрочем и для их потребности стал излишним, потому что небоязненно преступают Божий закон, и предпочитают жить в нечестии. Но чтобы не возмечтали о себе иноплеменники, будто бы превозмогли они Бога (потому что кивот признавали они Богом Иудеев, заключая так по yстроению собственных своих идолов), и чтобы не навлекли сим великого вреда, как взявшие в плен самого Бога Иудеев, и в виде победного памятника принесшие в дар богам своим, Бог устрояет, что Дагон, идол, которому они покланялись, падает и сокрушается пред кивотом, а тем показывает вид поклонения, самым делом признает себя побежденным, и дает видеть рабство живущего в нем демона; делает же сие не один раз, по двукратно и даже многократно. Бог налагает различные язвы и на самих иноплеменников, пока не возвратили они кивота, и не присовокупили даров, означающих постигшее их наказание. Посему, и тогда, и при Навуходоносоре, произошла двоякая польза: не только Иудеям, но и варварам стало полезно кратковременное сие Божие попущение.

Дан.1:3. И рече царь к Асфанезу старейшему евнухов своих ввести от сынов плена сынов Израилевых, и от племени царска, и от форфоммин3:

Дан.1:4. Юноши, на них же несть порока, и добры зраком, и смыслены во всякой премудрости, и ведующии умение и премудрость, и размышляющии разум, и имже есть крепость в них, еже предстояти в дому пред царем, и научити я книгам и языку халдейску.

Так Бог всяческих «избра буяя мира, и немощныя и уничиженныя, да посрамит премудрыя и» сильныя (1Кор. 1, 27); а люди ищут телесной красоты, и роста, и силы, и мудрости, не божественное познающей, но привлекающей доброречием. Посему и из этого можно дознать, какое расстояние между Божественным и человеческим. Показывает же кичливость царя, что пожелал взять в услугу себе не просто пленных, но происходящих от царского рода. А вместе с тем исполняется в этом пророчество Иcaии, произнесенное царю Езекии: «послушай словесе Господа Саваофа, еже глагола ко мне: се дние грядут, и возмут вся, яже в дому твоем, и елико, собраша отцы твои даже до дне сего, в Вавилон прейдут, и ничесоже оставят: рече Господь: яко и от чад твоих, ихже родил еси, поймут, и сотворят каженики в дому царя вавилонска» (Ис. 30, 5–7). О сем-то пророчестве напоминал нам, блаженный Даниил говорит, что царь повелел ввести «от плена» сынов Израилевых, и «от племене царска» и от форфоммин. А словом форфоммин назвал на еврейском языке дев; Симмах же слово: порфмин перевел: избранных.

Дан.1:5. И повеле им царь, по вся дни от трапезы царевы, и от вина пития его, и кормити их лета три, и потом поставити их пред царем,

Дан.1:6. И бысть в них от сынов Иудиных Даниил, и Aнания, и Aзария, и Мисаил».

В этом Пророк показывает нам щедрость царя, потому что снабжал их не малоценною и рабскою пищею, как пленников, но повелел пользоваться им царскою трапезою. Вскоре же за сим показывает свое и товарищей своих воздержание и любомудрие, не любочестием водясь, но предлагая полезное учение желающим пользоваться. Можно видеть в сем и скромный образ мыслей в Пророке: сказав выше, что царь повелел избрать юношей «племене царска», отличающихся красотою и ростом, и перечислив имена избранных, упомянул просто об Иудином колене, но утаил родство с царским домом.

Дан.1:7. И возложи им имена старейшина Евнухов Даниилу Валтасар, и Анании Седрах, и Мисаилу Мисах, Азарии же Авденаго.

И сие у них почитается правом владычества; покупая рабов, переменяют именования, чтобы переменою именования давали знать о своем рабстве. Так и здесь поступил старейшина евнухов, и отняв именования еврейские, дал им имена халдейские; потому что царь повелел обучить юношей и халдейскому языку.

Дан.1:8. И положи Даниил на сердцы своем, еже не осквернитися от трапезы царевы, и от вина пития его: и моли старейшину евнухов, яко да не осквернится.

Боголюбцы не на одном каком месте взыскуют Сущего над всеми Бога, но, куда ни приходят, совершают Ему одно и тоже служение, и находясь в тесных обстоятельствах, также покланяются своему Создателю. Но в этом можно находить нечто чрезвычайно удивительное; воспитанные у Иудеев отроки, научившиеся служить, Богу на известном месте, потом поселившись на чужой стороне, будучи принуждены рабствовать в самом юном возрасте, доведенные до необходимости жить под иными законами, стараются сохранять отеческое благочестие. И поскольку видели, что Вавилоняне оскверняют снеди призыванием идолов, и вино – возлияниями; то, пренебрегши видимое, здравие, возгнушавшись тем, чтобы наслаждаться царскою трапезою, умоляют старейшину евнухов, дозволить им питаться не царскими снедями.

Дан.1:9. И вдаде Бог Данила в милость и в щедроты пред старейшиною евнухов.

С нашим произволением сообразуется Божие о нас попечение. Едва только отроки сии избрали «для» себя Божественное, как изведали Божию помощь. Сие, как находим, было и с Иосифом; ибо сказано: «и бяше Господь со Иосифом, и бяше муж благополучен, и возлия на него милость и благодать пред начальным стражем темничным» (Быт. 39, 2, 21). Посему научаемся из этого, что Бог никого из уверовавших в Него никогда не оставляет без Своего о нем попечения. Потому и другой Пророк взывает: вопросите древние роды, бывшие прежде вас: «кто верова Господеви, и постыдеся» (Сир.2,10.)?

Дан.1:10. И рече старейшина евнухов Даниилу: боюся аз господина моего царя, заповедавшего о пищи вашей, и пития вашем, да не когда увидишь лица ваша уныла, паче отроков сверстников ваших, и осудите главу мою царю.

Опасение старейшины евнухов было не без основания; потому что был он человек, не вкусивший духовной благодати, и на дела человеческие взирая по человечески, думая, что тело может питаться и цвести только от роскошных снедей, убоялся, что, если другие будут питаться роскошно, а они жить воздержно, то в лице у них видно будет некое различи, и он потерпит крайнее наказание за то, что поступил вопреки царскому повелению. Но, когда блаженный Даниил увидел, что он боится, обратился с просьбою к Амелсару, которого старейшина евнухов приставил попечителем к нему и к Анании, Азарии и Мисаилу, и говорит:

Дан.1:12. Искуси отроки твоя до десяти дней, и да дадят нам от семен, да ядим, и воду да пием,

Дан.1:13. И да явятся пред тобою лица наша, и лица отроков ядущих от, трапезы царевы, и якожа узриши, сотвори со отроки твоими.

Всего сильнее вера в Бога; сие можно видеть из многих других мест, но не менее и из слов богомудрого Даниила. Ибо так веровать и твердо надеяться, что сподобишься Божией помощи, и не принимая пищи, окажешься более благообразным, прекрасным и рослым нежели те, которые будут есть, наслаждаться, пользоваться царскою роскошью, – не есть ли это высшая степень благочестия? Но Пророк прекрасно к просьбе своей присоединил убедительность. Ибо говорит: «искуси отроки твоя до десяти дней, и да дадят нам от семен, да ядим, и воду пием», – и после суди по лицам нашим. Если найдешь, что какой-либо вред будет телам нашим от такой пищи, приказывай, что заблагорассудишь, не станем тебе, противоречить. Столько божественный сей муж из детства имел, и попечения о Божиих законах, и веры в Законоположника. Так сказал Даниил, и Амелсар принял просьбу; ибо сказано:

Дан.1:14. И послуша их по глаголу сему, и искуси я до десяти дней.

Дан.1:15. По скончании же десятих дней, явишася лица их блага, и сами крепки плотию паче отроков ядущих от трапезы царевы.

То и произошло, чего желал божественный сей Пророк; кому вверено было попечете о них, тому доказал он, что обещания его истинны, потому что, сподобившись Божией благодати, оказались отроки сии гораздо лучшими тех, которые пользовались царскою трапезой.

Дан.1:16. И бысть Амелсар отъемля яди их, и вино пития их, и даяше им семена.

Для него была двоякая выгода: во-первых, дознал, что и содержащему посте можно приобретать телесную силу и благообразие, а сверх того, получая сам присылаемую им пищу, тем охотнее доставлял им желаемые ими семена. После сего Пророк, поскольку говорил о себе одном, по необходимости вызывает на среду и сообщников в благочестии, и говорит:

Дан.1:17. И четырем отроком сим даде им Бог смысл и мудрость во всякой книжной премудрости.

Не халдейское обучение, говорит Пророк, соделало их смыленными, и исполнило всякой премудрости, но, по Божией благодати сподобившись смысла и премудрости и всякого знания, оказались они всех лучшими.

И Даниил разумен бысть во всяком видении и сониях;

потому что из детства видел Божественные откровения, не только во сне, но и в бодрственном состоянии, даже мог истолковывать откровения, бывшие другим; сие и значат слова: «разумен бысть». Научаемся же из сего, что Бог всяческих не различает возрастов, но взыскует только благочестия и боголюбия. Если и в юном обретает сие, то предпочитает его многим старцам. Так именно, находим мы, поступил Он и с Иосифом, и с Пророком Самуилом; потому что, когда Самуил был весьма юным отроком, явился ему и повелел предсказать наказания старцу, в обличение престарелого, и в доказательство изобилующей в отроки благодати.

Дан.1:18. И по скончании тех дней, в няже peче царь привести я, введе я старейшина евнухов пред Навуходоносора.

Дан.1:19. И беседова c ними царь, и не обретошася от всех их подобии Даниилу, и Анании, и Азарии, и Мисаилу, и сташа пред царем.

Дан.1:20. И во всяком глаголе премудрости и умения, о них же вопрошаше от них царь, обретя я десятерицею паче всех, обаятелей и волхвов сущих, во всем царстве его.

Амелсару известна была разность снедей, и без сомнения дознавал он силу Божией благодати; но, может быть, царь не знал ничего этого. Да и как было узнать ему, когда пища всем равно раздаваемая истребляема была Амелсаром? Однако же и он, получил не малую пользу, нашедши, что всех избранных из, других народов превосходят иудейекие отроки красотою и ростом тела, мудростью и разумением души, стройностью речей и всяким разумным познанием. Не просто же царь делал сравнения, но предлагая некоторые вопросы, хотел узнать истину посредством испытания, и нашел, что они не только превосходнее других, но и в десять крат превышают их, и на сей раз дознал, что Иудеи премудрее всех прочих народов. Сказав это, Пророк присовокупил:

Дан.1:21. И бысть Даниил даже до перваго лета Кира царя.

Не просто прибавил сие, но желая сделать известным время целого пророчества. Для сего и начало пророчества показал нам, означил и конец, чтобы, высчитывая годы бывших между тем царей, дознали все время пророчества. Сверх сего Пророк показывает нам, что он видел Кира, которым отпущены пленные, и в настоящей жизни насладился сим утешением, увидев освобождение единоплеменников; потому что в самый первый год своего царствования повелел Кир Иудеям, кто хочет, возвратиться в Иудею, и восстановил Божий храм, познав от самого блаженного Даниила предречение Пророка Исаии. Ибо Исаия ясно провозгласил: «глаголяй Иерусалиму:» возградишися, «и градом иудейским» населитесь. «Глаголяй Киру смыслити и вся воли Мои сотворити» (Ис. 44, 26. 28). «Сице глаголет Господь помазанному Моему Киру, его же удержах», за руку его, «повинути пред ним языки, и гради не затворятся. Аз бо пойду пред, лицем твоим, и горы уровню, врата медная сокрушу, и вереи железныя сломлю, и сокровища темная сокровенная, невидимая отверзу тебе» (Ис. 45,1.2). Узнав сие Кир, всем кто хотел из Иудеев, даровал право возвратиться в отечество. И книга Паралипоменон показывает нам год; ибо говорит: «в лето первое Кира царя Персскаго, повнегда исполнитися словеси Господню усты Иеремии, воздвиже Господь дух Кира царя Персскаго, и повелел Кир, проповедати во всем царствии своем» словесы писания, «глаголя: Сия глаголет Кир царь Персский: вся царства земли даде ми Господь Бог небесный, и Той заповеда мне создати Себе дом во Иерусалиме, иже бысть во Иудеи». Кто в вас «от всех людей Его? да будет Бог его с ним, и да взыдет» (2Пар. 36, 22. 23). По сей причине и блаженный Даниил, показывая время пророчества, в писания Иудеев включил cиë «и бысть Даниил даже до первого лета Кира царя». А мы остановив на сем слушатели, прославим благого Владыку, Который поражает и исцеляет, налагает раны и врачует, наказует и являет человеколюбие Свое. Ему слава во веки веков! Аминь.

* * *

2

Кажется, что вместо Иохаза должно здесь читать Елиакима, как видно сие из сказанного в предисловии.

3

По славянскому переводу: «и от князей».


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Ч. 4. / М.: Тип. В. Готье. 1857. – 452 с. / Толкования на видения пророка Даниила. 1-242 с.

Комментарии для сайта Cackle