Скрыть
ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа

Ибо хотя телом отсутствую от вас, но духом с вами есмь, радуйте меня как присутствующего не одними только добрыми делами вашими, но также и усовершенствованием скудости веры вашей.

Толкование на послание к Колоссянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 4-5 это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами; ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа

«Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами». Видишь, говорит, я это сказал для того, чтобы вы не искали (знания) у людей. «Прельстил», – говорит, – «вкрадчивыми словами». Что же, если (кто-нибудь) говорит убедительно? «Ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами» (ст. 5). Последовательность требовала бы сказать: хотя я и отстою плотью, тем не менее знаю обманщиков; но теперь он оканчивает похвалой. «Радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа» (ст. 5). Чином он называет благоустройство. «И твердость веры вашей во Христа». Это величайшая похвала. И не сказал: веру, но: «твердость», как будто говорит воинам, стройно и твердо стоящим. Кто тверд, того не поколеблют ни обольщения, ни искушения. Вы, говорит, не только не пали; но у вас никто не расстроил и чина. Он поставил себя между ними, чтобы они боялись его, как бы он при них находился, потому что через это сохраняется чин (благоустройство). Сплоченность – от твердости. Твердость же происходит тогда, когда ты, собрав много (вещей), склеишь их плотно и неразрывно; тогда происходит твердость, как, напр., в стене. То же делает любовь. Когда она плотно совокупит и соединит людей, живущих отдельно, она делает их твердыми. То же делает и мера, когда она не позволяет господствовать в нас размышлению, потому что как размышление разделяет и колеблет, так вера укрепляет и утверждает.

Толкование на послание к Колоссянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами

По связи речи нужно было сказать: хотя я и отстою плотью, но духовно вижу обольстителей. Он же в похвалу обратил это слово. Слушай.

радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа

Ибо не только, говорит, вы не пали, но у вас никто не поколебал порядка и твердой веры вашей. Как в боевом строю хороший порядок делает фалангу крепкой, так и Церковь тогда бывает тверда, когда в ней добрый порядок, любовь соединяет всех и нет разделений. Но и вера уже сама по себе составляет твердую опору, потому что не позволяет вкрадываться иным помышлениям, которые, вводя раздвоение, колеблют внутренний строй.

Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

аще бо и плотию отстою, но духом с вами есмъ, радуяся, и видя ваш чин, и утверждение вашея веры, яже во Христа

Будто хочет отрезвить их ум авторитетом своей апостольской власти: я с вами. Если б я лично был у вас, позволили ли бы вы себе увлекаться пустыми речами других? Так держите всегда в уме, что я с вами, и не увлечетесь. Держать же сие в уме не есть мечта, а истина «Хотя я и отстою плотию, тем не менее знаю обманщиков. Он поставил себя между ними, дабы они боялись его, как бы он при них находился» (святой Златоуст). Амвросиаст пишет: «Апостол говорит, что всегда есть с ними духом, чтоб, всегда держа пред умными очами лик его и благоговеинствуя пред ним, они отвращались от таких людей. Ибо, если дух пророка Елисея видел, как Гиезий погнался вслед Неемана Сирианина, чтоб от его имени взять у него обманом подарок, и как Нееман поспешно сошел с колесницы и дал ему больше, чем он запросил (см.: 4Цар. 5, 26); не тем ли паче Апостол мог духом видеть, о чем сказал? В Апостолах была большая благодать, нежели в Пророках. — Далее, чтоб сделать их более усердными ревнителями евангельской истины, он говорит, что радуется, видя, как у них все хорошо: дабы, зная, чем явились так угодными пред Богом, они тверже пребывали в том и все более и более прилагали сердце к преуспеянию в вере».

Я с вами, говорит, и радуюсь. Чего ради? Видя ваш чин, — то есть благолепные порядки жизни и между собою, и в отношении ко внешним, нехристианам, и в семействах, и в церковных собраниях, и в душевном настроении, и во внешнем поведении,— и утверждение, στερεωμα, — твердость вашея веры, яже во Христа, — видя, то есть, что и вера ваша тверда и не возмущается ничем от сопротивных. Какая высокая похвала! Ее недаром высказал Апостол. Это второе оружие против прельстителей: себя пожалейте. Так у вас все хорошо теперь. Но уже не будет так хорошо, если увлечетесь прелестию иного мудрования. Ложь, вкравшись, все сие развеет. «Снова к учению примешивает похвалы, умягчая слух и увещанию своему приготовляя свободный доступ» (блаженный Феодорит). Святой Златоуст говорит: «теперь оканчивает похвалою. Чином он называет благоустройство. Это величайшая похвала. И о вере их не сказал просто: веру,— но: утверждение, твердость веры; как будто говорит воинам, стройно и твердо стоящим. Кто тверд, того не поколеблют ни обольщения, ни искушения. Вы, говорит, не только не пали; но у вас никто не расстроил и чина». «Это сказал он и в виде похвалы, и как внушение, что та и есть собственно вера, которая отличается укорененностию и твердостию непоколебимою» (Экумений). «Вера сама по себе есть твердое утверждение, потому что не позволяет вкрадываться иным помышлениям, которые, вводя раздвоение, колеблют внутренний строй» (блаженный Феофилакт).

Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам

Фульгенций Руспийский, еп. (†527)

ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа

Эта же любовь, которая от Бога и является Богом, от самой себя никоим образом отделиться не может, потому что неотделима. Ведь когда людьми, которые могут отделиться друг от друга, она, сама неделимая, не только овладевает, но из многих сердец, а также душ, делает одно сердце и одну душу, какое безумие говорить, что любовь, которая обычно связывает отдельные умы неделимой любовью, сама отделима? Именно об этом, безусловно, и Павел говорил: Ибо, хотя я и отсутствую телом, по духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство. И в Деяниях Апостолов написано, что у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа (Деян 4:32); что, безусловно, сделал только лишь Дух веры и любви.

Письмо Виктору

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами; ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа

Разъясняя свою мысль, Ап. говорит, что он хочет предохранить Колоссян от увлечения лжеучениями, которые имели всю видимость логической доказательности, но на самом деле были обманом (прельщением или ложным рассуждением - paralogizhtai). - Вкрадчивыми словами - piqanologia - это умение путем искусных оборотов речи представлять что-либо в существе дела неистинное правдоподобным. - Ибо, хотя я... Апостол очень скорбит о том, что не может путем личной беседы с Колоссянами защитить их от еретиков, и поэтому просит их помнить, что он все-таки хотя духовно с ними. Чувствуя себя как бы рядом с Колоссянами, Ап. радуется, видя, что их церковь обладает и внешним устройством, и внутреннею твердостью, какую дает им их вера во Христа. Указывая на это состояние Колосской церкви, Ап. тем самым как бы советует Колоссянам пожалеть себя и не менять того, чем они владеют, на то, что обещают им лжеучители.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Кол. 2:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.4-5. Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами; ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа

Внушая Колоссянам быть твердыми в вере при соблазнах, Апостол указывает, как может произойти этот соблазн (чрез прельщение вкрадчивыми словами), и напоминает, что он наблюдает за ними и видит, что они при настоящем их добром состоянии могут противостоять врагам веры и спасения.

Отмечая эту похвалу Апостола Колоссянам, блаж. Феодорит говорит: «снова к учению примешивает похвалы, умягчая слух и увещанию своему приготовляя свободный доступ». Рассматривая ближайшее значение слов, коими Апостол похваляет Колоссян, многие толковники находят в них указание как бы на их воинскую твердость.

Так, св. Иоанн Златоуст говорит: «Чином Апостол называет благоустройство. И о вере их не сказал просто: «веру», но «утверждение», «твердость веры», как будто говорит воинам, стройно и твердо стоящим. Кто тверд, того не поколеблют ни обольщения, ни искушения. Вы, говорит, не только не пали, но у вас никто не расстроил и чина».

Сила веры Колоссян представляется как бы охранительным щитом, защищающим их от натиска еретических заблуждений. Отсюда следует, что хотя появившиеся в Колоссах еретики и угрожали чистоте веры Колосских Христиан, тем не менее они не успели увлечь Колоссян. Это служило залогом уверенности Апостола, что Колоссяне и на будущее время сохранят во всей чистоте преподанное им христианское учение и дадут надлежащий отпор проискам лжеучителей
» (Н. Мухин).

Достойно замечания, что, по изъяснению Иоанна Златоуста, Апостол знал этих еретиков, и потому в словах Апостола относительно соприсутствия его с Колоссянами – он представляется говорящим так: «Хотя я и отсутствую плотию, тем не менее знаю обманщиков». «Он поставил себя между ними, дабы они боялись его, как бы он при них находился».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

4. Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами;

5. ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа.

С тою целью, говорит, чтобы вы не увлекались хитросплетением лжеучителей, я и представил вам, что во Христе Иисусе вся премудрость, чтобы вы знали, что уже обладаете ею, и поэтому отвергли всякое иное учение, не прельщаясь им, в состоянии были увидеть ложь, прикрытую хитрыми умозаключениями и вкрадчивыми словами (в слав. в словопрении). Не увлекайтесь же пустыми речами, я с вами, наблюдаю за вами не телом, а духом своим. Помните это и не увлекайтесь. Помните и то, что если увлечетесь ложным учением, то вы лишитесь вашего благоустройства, тех прекрасных порядков жизни вашей, которую теперь ведете, и той твердой веры во Христа, в которой стоите, ради чего теперь радуется мое сердце. Тогда будет совсем иное. Стойте же твердо в принятом.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible