Скрыть
Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений

Итак если вы умерли со Христом для тварей сего мира, то есть для земных обещаний закона, то зачем еще как бы живущие здесь в мире обращаетесь с ним?

Толкование на послание к Колоссянам

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 20-21 итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»

Вообще мы часто ошибаемся в зрении и при иных обстоятельствах видим больше, чем есть на самом деле, и ошибаемся в слухе, и если не хотим ошибиться, то рассматриваем не то, что нам кажется, но то, что нам не кажется. Ведь когда наша душа не заблуждается? Когда достигает престола истины? Не тогда ли, когда отделяется от самого тела, и не обманывается им, и не осмеивается? Ведь она осмеивается видением очей, слухом ушей и поэтому бросает и оставляет их. Посему и апостол вопиет: не прикасайтесь (2Кор 6:17), не дотрагивайтесь, не вкушайте. Все это ведет к тлению, а в тлении - то, что служит для ублажения тела.

О благе смерти


Итак, зная, что он видел в раю или слышал, он восклицал, говоря: что же вы до сих пор рассуждаете в точности как живущие миром сим и [полагаете правила:] «не прикасайтесь», «не дотрагивайтесь», «не вкушайте» всего того, что [ведет] к тлению? Он хотел, чтобы мы были «во образе мира сего» - не в обладании им и употреблении; так чтобы мы пользовались этим миром, как бы не пользуясь (1Кор. 7:29); как пришельцы (Евр 11:13), а не жители; ходящие как бы «во образе века», а не в желании его, чтобы по скорейшем рассуждении мы преодолели самый образ этого мира.

Послания

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 20-22 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся», что все истлевает от употребления, по заповедям и учению человеческому?

Итак, если вы со Христом умерли. Это он ставит в средине; а что сильнее, то – впереди и позади. «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира», – говорит, – «то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений»? Здесь нет последовательности. Следовало бы сказать: для чего подчиняетесь стихиям, как будто живые? Но, оставив это, что он говорит? ««Не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» [что все истлевает от употребления], по заповедям и учению человеческому?» (ст. 21, 22).

Вы, говорит, не принадлежите к миру: зачем же покоряетесь стихиям? Зачем (подчиняетесь) тому, что соблюдает мир? И смотри, как он осмеивает их: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся», – как будто он удерживает их от чего-то важного. «Что все истлевает от употребления»; посрамил надменность многих, и прибавил: «По заповедям и учению человеческому». Что говоришь ты? Если говоришь о законе, то с некоторого времени и он – учение человеческое. Павел сказал это или потому, что (иудеи) извратили закон, или намекает на (учение) эллинов. Все, говорит, есть учение человеческое.

Толкование на послание к Колоссянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений

Чрез крещение, говорит, умерши со Христом, вы умерли для всей прежней жизни, чтобы больше уже не служить стихиям, которым были подчинены прежде. Поэтому, зачем вы снова подчиняетесь им, как бы живя прежней жизнью? Вы признаете один день счастливым, а другой несчастным, но это наблюдения эллинские. Смотри же как незаметно он осмеивает их, говоря: держитесь постановлений - δογματίζεσθε. Вы, говорит, подобно детям, только что начавшим учиться, сидите, принимая научения и наставления, что должно делать.

Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

аще убо умросте со Христом от стихий мира, почто аки живуще в мире стязаетеся

Начинает Апостол предлагать последнее предостережение, — чтоб не увлекались каким-то неразумным воздержанием, к которому обязывали лжеучители своих последователей. В чем состояла их ложь в сем отношении, не видно. Она могла состоять и в чрезмерности воздержания, и в цене воздержания, или в придаваемом ему ложно значении в деле спасения и к Богу приближения. Последний предел воздержания есть — не заходить за ту черту, за которой воздержание начинает расстраивать здоровье тела, и еще — не простирать воздержания до изнеможения, лишающего сил исполнять лежащие на ком обязанности. Соблюдая эту меру, воздержание может являться в очень сильной степени и не быть укорным. Укорным здесь может быть только то, если кто обратит в неотложный закон для всех одну меру воздержания; потому что по разной крепости телесной у людей это определение может оказаться для иных разрушительным. Почему оно оставлялось и оставляется всегда на свободу. Может быть, колосские мудрователи погрешили в этом отношении, как можно заключать из непощадения тела, укоряемого в них Апостолом ниже. Но больше, кажется, они погрешали тем, что слишком большую цену придавали воздержанию, и не столько ему, сколько веществам, одобряемым к употреблению и неодобряемым, как будто бы в них, в самой природе их и свойствах, заключалось что-либо способствующее или препятствующее успехам духовным, или к общению с Ангелами, которое проповедовали, как единственный путь к ведению истины и к общению с Богом, или получению помощи в деле жизни. Отсюда у них выходило: не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи. И все это было представляемо так, что казалось не знать какою премудростию.

От всего этого предостерегает теперь святой Павел колоссян. Он не касается подробностей заблуждения, а берет общую, лежащую в основе его мысль, будто вещественное само по себе может давать нечто духовное, и отклоняет от принятия ее не усиленными какими доказательствами, а одним указанием на то, чем стали колоссяне во Христе Иисусе. Умерли, говорит, вы от стихий мира; какая же вам стать пускаться в рассуждения о них с теми, которые придают им какую-то особую цену? Вам следовало сразу отвратить от них слух и взор; а вы позволили им предлагать такое учение, а себе слушать их, как бы вы в мире жили, от вещественного не отклонялись и в духовную область не прозревали и не вступали.

умросте со Христом от стихий мира

Под стихиями мира иные разумеют иудейское вещественное служение Богу. Но колоссяне не жили под законами сего служения; потому, когда умерли стихиям мира, то не ему умерли, а, надо полагать, другому чему-либо. Чему же? Это указывает главная характеристическая черта жизни во Христе Иисусе. Жизнь в Господе Иисусе есть — преселение и мыслию, и чувством, и желаниями от вещественного к духовному, от земного к небесному, от тленного к нетленному, от временного к вечному,— от тварного к Богу. Умертвие во Христе Иисусе есть прямо умертвие греху; но с сим умертвием пресекаются и все узы с вещественным. Все эти узы умерший во Христе в самом действии умертвия сбрасывает с себя, как теснящую его одежду, и свободно вступает или воспаряет в мир духовный ко благам невещественным, которые тут же и вкушает, — и прилепляется к ним. Вот это и есть, что разумеет святой Павел под: умросте от стихий мира. И, следовательно, стихии мира у него означают все вещественное, земное, тленное, которому умирает всякий настоящий христианин во Христе Иисусе.

В глазах такого все вещественное теряет всякую цену,— оно становится чуждым ему, выпадает из внимания: другим занят его ум и сердце. Станьте такому говорить о чем-либо вещественном, это не может занять его, нет к сему вкуса у него, и он отвратится от сего; ибо другим полно сердце его. И кто из таковых стал бы внимать речам вашим, поступил бы против духа жизни своей, показывая, что вещественное еще может занимать его. И к такому справедливо отнестись с укором: что слушаешь? Будто душа твоя связана с вещественным, находит в нем вкус, живет в мире. Этот укор и делает святой Павел колоссянам: почто аки живуще в мире стязаетеся? Стязаетеся, δογματιζεσθε. — Δογματιζειν — значит догматы излагать; а: δογματιζεσθαι — догматами быть оглашаему, слушать изложение их. Зачем вы, говорит Апостол, ставя себя в чин оглашаемых учеников, позволяете мудрователям этим излагать свое учение о вещественном, как будто что вещественное может иметь для вас какое значение? Они толкуют вам: такое-то вещество то-то значит, а такое-то то-то. То употребляй так и так, в такое-то время, в таком-то месте, а этого не касайся. Если будете слушать, то они набьют вам в голову убеждение, что вещественное не знать какую большую цену имеет для вас, и взгромоздят в вашем внимании целую гору вещественного, которая закроет от умного взора вашего Бога и Господа Иисуса и все духовное. И опять втянетесь вы в вещественное. А вы умерли ему, и вам следует держать себя мертвыми для него, так, как бы его не было для вас. Ваше внутреннее должно быть чисто от всех вещественных облаков, чтоб в нем ясно зрелось одно солнце — Бог.

Так рассуждает о сем Амвросиаст: «крещающийся во Христа умирает миру; ибо отрицается от всех суеверных заблуждений и начинает жить одною верою во Христа Господа,— жить в таком чине, в коем подобает жить живущим в Боге упованием, еже о Христе Иисусе. В силу этого отречения мертвыми друг другу называются человек и стихии мира. Говоря: мир (в слове: от стихий мира), Апостол означает всякое заблуждение (мудрование) плотское; ибо все видимое причисляется к плотскому. Почему и апостол Иоанн говорит: не любите мира, ни яже в мире (1Ин. 2, 15), — то есть ни стихий, из коих сложен мир, ни заблуждений, кои относительно их изобрело человеческое предание; но единого Христа, умершего за нас, чтобы из погибших, какими были мы, сочетать нас в тело Свое — живое. Итак, спогребшиеся Христу умерли стихиям, чтоб никакого уже на них не обращать внимания; ибо научились стремиться к высшему, могущему доставить непрестающую жизнь. А эти (стихии) и настоящего не дают, и препятствуют улучить будущее. Кто же после крещения колеблется мыслию относительно некоторых вещей, полагая, что они имеют особую некую силу, тот показывает, что жив есть для стихий мира, которые или определяет ценить высоко, или сомневается презреть. Таковой пребывает в кругу или в области мира; так как, в ветхого еще облеченный человека, не может отрешиться от плотского и вещественного».

Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам

Амвросиаст (†IVв.)

итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений

[Существующий у колоссян] способ богопочитания порождает погибель, ибо их заповеди и учения не Божий, но человеческие, на которые суетна надежда. Здесь они считают, что обладают постижением премудрости, ибо применяют к человеческому преданию имя религии, так что религией называлось то, что [на деле] является кощунством.

На Послание к Колоссянам

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(Ст. 20) Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: (Ст. 21)  «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» (Ст. 22)  (что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому?


Аще умросте со Христом от стихий мира, почто аки живуще в мире стязаетеся; не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи – по заповедем и учением человеческим (Кол.2:20-22). В связи с предшествующим (Кол.2:18-19) и последующим (Кол.2:23) эти слова апостола являются обличением для самовольного, не основанного на Слове Божием и на повелениях Церкви, «служения», в котором, с одной стороны отвергалось значение заслуг Христовых и отрицалось совершенное Христом приведение человечества к Богу (1Петр.3:18), а с другой – надежда полагалась на помощь ангелов и на изнурение тела, как начала злого, стоящего преградой между человеческим духом и небесными духами. Возвращая своих читателей на истинный путь веры, апостол как бы так говорит: у вас вся надежда должна быть на Христа, мирские вещи и плотские состояния спасти вас не могут и как средства спасения для вас не существуют («вы умерли для стихий мира»), а посему не полагайтесь на соблюдение правил воздержания (не прикасайся, не вкушай), как если бы оно само по себе могло спасать вас и соединять с небом. И мы, православные христиане, если содержим посты, не приписываем этому той спасающей силы, которая заключена единственно в заслугах Христовых, а употребляем пост, как средство сообразоваться Христу, сраспинаться Ему, изображать Его в своей жизни. Достоинство поста всецело зависит от того, с какими чувствованиями он соединяется и какие верования он собою выражает. Если он соединяется с лицемерием, или с гордостью, или с отрицанием необходимости Христовых заслуг (как здесь), то он прямо греховен и подлежит осуждению. Если же он выражает желание жить со Христом одинаковою жизнью, мертвость Господа Иисуса в теле носяще, да и живот Иисусов в теле нашем явится (2Кор.4:10), то такой пост заслуживает высокой похвалы.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-22 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» что все истлевает от употребления, по заповедям и учению человеческому

Так как аскетические правила лжеучителей были все же понятнее и удобоприемлемее для Колоссян, чем их отвлеченные теософические рассуждения об ангелах, то с этой стороны, очевидно, надвигалась на Колосскую церковь наибольшая опасность, и потому Ап. еще раз обращается к этим «правилам». Для него представляется весьма странным то обстоятельство, что Колосские христиане, которые, как христиане мыслятся уже умершими со Христом и с этим вместе оставившими те первоначальные ступени ведения («стихии мира» ср. ст. 8-й), на каких они прежде стояли, что эти христиане снова, как бы живущие в мире - в том мире, который еще продолжает руководиться в своей жизни этими элементарными познаниями («стихиями мира») - снова позволяют ставить себя в зависимость от различных правил или постановлений, имеющих характер строгих и твердых предписаний (такой смысл имеет выражение «держитесь, постановлений» - по греч. δογιχατίζεσθε от δόγμα = предписание). Предписания эти относятся к различным сортам яств и питий, о которых лжеучители говорили: «не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся». Против такой боязни Ап. говорит, что все это, т. е. и пища и питье истлевает от употребления или при употреблении в пищу (αποχτήσει), переваривается и никакого вредного в нравственном отношении действия на человека производить не может. - По заповедям и учению человеческому, т. е. еретики руководятся, в этом случае отдельными правилами, которые сложились у Иудеев в качестве дополнений к закону Моисееву, и учением или разными философскими взглядами, которые лежали в основе этих правил.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Кол. 2:8

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 20-23. Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» (что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.

Заключая свои вероучительные наставления, Апостол снова предостерегает Колоссян от ложного значения в деле приближения к Богу суемудренного воздержания, расстраивающего здоровье, лишающего возможности исполнять свои обязанности и доводящего до изнеможения, причем с особенною силою он отвращает их от раболепного преклонения пред веществами природы, как бы имеющими какое-то таинственное влияние на приближение к Богу или отдаление от Него.

Но мнению Иоанна Златоуста, Апостол далее осмеивает еретиков. «Смотри, говорит он, как осмеивает их Апостол: не коснися, ниже вкуси... Мудрствователи те, толкуя это, делали вид, что поступать так есть нечто великое». «Слово (имуща премудрости), а не силу, следовательно – не истину. Посему будет отвращаться того, кто имеет только слово премудрости. Ибо иной кажется и благочестивым, и скромным, и презирающим тело, а на самом деле он не таков». «Мысль здесь у Апостола та же, что и у Спасителя, когда Он учит, что не входящее во уста, а исходящее из сердца сквернит человека. И он внушает: не придавайте вы важности этим ничтожностям, не опирайтесь на них, а все внимание обращайте на строй сердца и его расположения. Уж и поэтому следует отвращаться от этих мудрователей, но больше еще потому, что их уроки – не от Бога, а человеческие измышления. Построили те мудрецы свою веру и для ней придумали особый чин богослужения. У наших хлыстов тоже бывает своя служба. Они и в церковь ходят, но своя служба им слаще, потому- что она самовольная. То же начинает заводиться и у спиритов. Только не к Богу относятся они, а к духам (правее – к бесам). Подобное могло быть и у тех мудрецов и учеников их». «Может быть, они и истязали себя как-нибудь. Само по себе непощадение тела в благоразумной мере и со святыми целями не укорно, а похвально. Иже Христовы суть, плоть распяша (Гал5:24).

Если Апостол с укором отзывается о нем здесь, то, конечно, потому, что оно, кроме уродливого вида, в каком являлись, по направлению и духу своему было дурно и было смешано с суевериями
». «Бог создав тело, не врага приставил к душе, а сотрудника, а они обходятся с ним, будто с врагом, истязуют, не питают» (преосвящ. Феофан).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

20. Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:

21. «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»

22. (что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому?

Телесное воздержание очень полезно в христианской жизни, но не само по себе, а как средство для свободы и возрастания духа. Колосские же лжеучители придавали ему самостоятельное значение, связывая с веществом, употребляемым в пищу или питье, какое-то мистическое значение для служения ангелам, и составили свои законы, что есть и что пить, и наоборот Святой Павел в предостережение говорит, что христиане умерли со Христом для вещественного мира, чтобы жить духовною жизнью для неба – для Бога, поэтому им и не следует держаться постановлений мирских, касающихся вещественного – того-то не только не вкушай, но и не прикасайся, не дотрагивайся до него, а то-то вкушай. Но все вещественное, ничтожно употребленная пища сгнивает и уничтожается, и как учит Спаситель, не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст (Мф.15:11). Не следует слушать лжеучителей, потому что они предлагают свои, человеческие заповеди и учение, а не Божьи.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Священом Предании.

 

Сектанты говорят:  Слово Божие запрещает руководство преданием (Мф.15:1-9; Мк.7:5-13; Кол.2:8-22).

Ответ: В указанных местах говорится не ο Священом Предании, которое по существу своему не может противоречить Священному Писанию, так как один и тот же Бог есть Виновник того и другого источника вероучения, а ο «преданиях старцев», – «преданиях человеческих», – «заповедях и учениях человеческих», устранявших заповеди Божии (Мф.15:6), извращавших учение Церкви ο лице Иисуса Христа (Кол.2:8), Которого колосские лжеучителя признавали тварным существом, одним из ангелов. Старцы бывают различные (2Ин.1:13Ин.1:1; ср. Мф.15:2; Мк.7:3).

Церковь православная, согласно слову Божию, предостерегает верующих от этих последних преданий, но заповедует держаться только апостольских преданий (2Фес.2:15), записанных ли самыми апостолами («посланием нашим») или их учениками и преемниками («словом»).

Сектанты поступают наоборот: апостольские предания отвергают, а тщательно хранят «предания человеческие». Так напр., не предания ли человеческие: «Вероучение русск. еванг. христиан-баптистов», – «Проектное изложение Евангельской веры, или вероучение евангельских христиан», – «Гусли», – «Тимпаны», – «Кимвалы», – «Заря жизни», – «Новая арфа», постановления съездов сект. и др.? Не «предания ли человеческие» – чины преломления, крещения и пр., совершаемые сектантами?

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible