Скрыть
Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 16-17 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен

Кроме того богодухновенно оно (Писание), – то есть с писаниями людей, кои приняли Духа, не для пророчества, но для обличения, для исправления и для наставления о том, каков должен быть путь истинной жизни, – да будет, при содействии его, совершен человек Божий новый, утвердившийся во всех добрых делах.

Второе послание к Тимофею

Григорий Нисский, свт. (†394)

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Богодухновенное Писание, как называет его божественный апостол, есть Писание Святого Духа. Цель его - польза людей, ибо говорит он: Все Писание богодухновенно и полезно, - и эта польза многоразлична и многообразна, как говорит апостол: для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Но эту пользу нельзя получить читающим с первого раза: Божественное, как бы некою завесою, скрывается «телом» Писания, так как законодательство и история как бы покрывают созерцаемое умом.

Против Евномия

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Если нужно обличить ложь, если нужно исправиться или вразумиться, и это можем почерпнуть отсюда: оно [Писание] способствует и к увещеванию, и к утешению.

Толкование на 2-е послание к Тимофею

Августин Аврелий, блж. (†430)

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Писания святы, правдивы, беспорочны… Нам, следовательно, не в чем обвинять Писание, если мы случайно, его не поняв, в чем-нибудь отклоняемся от пути истинного. Когда мы его понимаем, мы правы. Когда же по причине его непонимания мы неправы, мы тем самым отказываемся от него, сохраняющего свою правоту. Ибо, ступив на путь порока, мы его не извращаем, но оно остается правым, так что мы можем обратиться к нему с целью исправления.

Проповеди

Иоанн Дамаскин, прп. (†749)

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Исследовать божественные Писания - дело прекраснейшее и душеполезнейшее. Ибо подобно тому, как древо, посаженное при потоках вод (Пс 1:3), так и душа, орошаемая божественным Писанием, утучняется и приносит плод свой во время свое (Пс 1:3) - православную веру, и украшается вечноцветущими листьями, то есть богоугодными деяниями.

Изложение веры

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 12-17 И вcu же хотящии благочестно жити о Христе Иucycе, гоними будут. Лукавии же человецы и чародеи преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаеми: Ты же пребывай, в нихже научен ecu и яже вверена суть тебе, ведый, от кого научился ecu, и яко измлада Священная Писания умееши, могущая ти умудрити во спасение, верою, яже о Христе Иucycе. Всяко писание богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде: да совершен Божий человек, на всякое дело благое уготован

К чему мне говорить о самом себе, когда и все, желающие жить благочестиво, будут гонимы. Под гонением Апостол разумеет не только то, которое будут воздвигать идолопоклонники, но и все вообще скорби и испытания, потому что узкая врата и тесный путь вводяй в живот (Мф. 7:14). - Благочестно жити о Христе Иucycе. Только жизнь во Христе Иисусе и есть жизнь благочестивая. - Гоними будут. Таков уж порядок вещей: теперь живут безмятежно не благочестивые, а злые. Воин и борец не может жить в покое. - Лукавии же человецы и чародеи преуспеют. Преуспеяние – средний термин: оно может быть и к лучшему и к худшему; поэтому Апостол добавил, что они преуспеют на горшее и в объяснение этого последнего слова сказал: прельщая и прельщаясь. - Ты же пребывай, в нихже научен ecu. Подобное наставление давал и Давид: не ревнуй лукавнующым… и спеющему в пути своем человеку (Пс. 36:1, 7). - И яже вверена суть тебе (ἐπιστώθης – ты удостоверился). Пребывай в том, что ты принял с убеждением. - Ведый, от кого научился ecu. Два побуждения представляет апостол Павел Тимофею к тому, чтобы он оставался твердым и неизменным в принятом учении: первое – то, что он научился не от какого-либо случайного учителя, а от самого Павла, а второе – то, что в нем уже давно и глубоко лежит корень Священных Писаний. Священными Писаниями здесь названы писания богодухновенные. - Могущая ти умудрити. Писания эти не допустят, чтобы ты поспорил в чем-нибудь безрассудно, как обыкновенно случается со многими: знающий Писания, как должно, никогда не может переменяться. - Во спасение, верою, яже о Христе Иucycе. Они умудряют тебя, не как умудряет внешняя мудрость, состоящая только в словах и заблуждениях, но умудряют во спасение верою в Иисуса Христа, потому что священные Писания и почерпаемая из них мудрость приводят к вере во Христа. - Всяко писание богодухновенно и полезно есть. Высказавши многоразличные утешения, Апостол теперь указывает и на самое большее, почерпаемое из чтения Писаний. Он намеревался сказать нечто печальное: именно – о своей кончине. Если Тимофею нужно было читать Священные Писания, но насколько более должно делать это и нам? Полезно ко учению, так как оно поучает нас полезному учению и делам, – ко обличению – оно полезно для изобличения лжи, – ко исправлению братий, – к наказанию, еже в правде – для наставления и руководства к праведности. Отсюда и проистекает то, что человек бывает совершенным (ἄρτιος). А совершенный человек – это тот, который всегда бывает ровным, при несчастии не склоняется и не падает духом, а при счастии не превозносится и не гордится; хотя обстоятельства бывают различны, но он всегда остается одним и тем же. - На всякое дело благое уготован. Он не просто принимает только участие в добрых делах, но всегда готов и сам исполнять их.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Все Писание богодухновенно и полезно

Указав много способов утешения Тимофею, теперь апостол предлагает и самое большее – в чтении Священного Писания. Ибо он намерен сообщить ему нечто прискорбное, именно, что он оканчивает свое земное поприще. Итак, чтобы не падал духом, как лишающийся общения с Павлом, он говорит: вместо меня ты имеешь Писания, которые могут тебе быть полезны. Некоторые задают вопрос: как апостол сказал: все Писание богодухновенно. Ужели и эллинские писания богодухновенны? И затрудняясь решением его, переводят не: «богодухновенно», а богодухновенное, чтобы была мысль: всякое писание, которое есть богодухновенно, есть и полезно. Но им следовало бы взять во внимание, что, сказав выше: ты знаешь священные писания. Апостол говорит теперь: все Писание. Какое? о котором он говорил выше и о котором сказал, что оно священно. Итак, оно и есть Писание богодухновенное и полезное на все, что он перечисляет далее.

для научения

Полезно, говорит, тем, что научает нас тому, что надлежит нам знать. И нет ничего, что не было бы разрешено посредством Священного Писания.

для обличения

Если нужно изобличить ложь, и это можно почерпнуть отсюда.

для исправления, для наставления в праведности

Если нужно, говорит, исправиться и получить наставление, то есть вразумиться к справедливости, то есть чтобы поступать справедливо, то и это доставляет тебе Священное Писание.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ст. 16-17 Всяко Писание богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде, да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован

Всяко Писание – πασα γραφη. Иные переводят это так, как и у нас по-славянски: всякое Писание, а другие: все Писание. Спорить не из чего. Ибо и: всяко Писание – ту же мысль содержит, что и «все Писание». Всяко Писание – не иначе должно понимать, как: всякая из Книг Писания, – всякая историческая Книга, всякая учительная и всякая пророческая. Сведи все в едино, и выйдет все Писание. А что так надо понимать всяко Писание, – видно из того, что здесь всяко Писание – то же означает, что пред сим: Священная Писания, ιερα γραμματα; а так именуются Книги Божественного Писания. Блаженный Феофилакт пишет: «некоторые задают вопрос: как Апостол сказал здесь: всяко Писание богодухновенно? Ужели и еллинские писания богодухновенны? И, затрудняясь решением его, переводят не: богодухновенно, – а: богодухновенное, чтоб была мысль: всякое Писание, которое есть богодухновенно, есть и полезно. Но им следовало бы взять во внимание, что Апостол говорит здесь: πασα γραφη – всяко Писание, сказавши пред сим: ιερα γραμματα, – Священная Писания умееши. И очевидно само собою, что под: πασα γραφη – всяко Писание – разумеет он здесь то же, что прежде обозначил словами: ιερα γραμματα – Священная Писания,– под чем разумеются обыкновенно Книги Священного Писания, или Библия» (см. то же у святого Златоуста).

«Итак, всякое Священное Писание богодухновенно; посему, говорит, не сомневайся в нем» (святой Златоуст). Богодухновенно; ибо, как свидетельствует святой Петр, всяко пророчество книжное по своему сказанию не бывает (не от себя сказывается). Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы (2Пет. 1, 20-21). «Апостол отличил Священное Писание от писаний человеческих, назвав оное богодухновенным; потому что чрез Пророков и Апостолов изрекала (Божию истину) Божия благодать, или Святый Дух» (блаженный Феодорит).

Писание богодухновенно и полезно, – яко отдыхание уст всеблагого Бога, которое живительно для всякой, паче же разумной твари (см.: Пс. 103, 30; 118, 50). Святой пророк Давид душеспасительность слова Божия изображает так: закон Господень непорочен, обращаяй души; свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы. Оправдания Господня права, веселящая сердце; заповедь Господня светла, просвещающая очи (ср.: Пс. 18, 8-9). Сообразна с этим и указываемая Апостолом полезность Божественного Писания.

Полезно, говорит, Писание ко учению, προς διδασκαλιαν: ибо оно просвещает ум сообщением ему ведения всякой истины, потребной в нашем положении. «Оно научает нас благопотребным догматам и указывает добрые правила жизни» (Экумений). «Научает тому, что надлежит нам знать. И нет ничего, что не было бы разрешено посредством Божественного Писания» (блаженный Феофилакт). «Ибо, чего не знаем, тому научаемся из Писания» (блаженный Феодорит). «Если нужно знать что-нибудь, если случится недоумевать в чем-нибудь, о том можем узнать отсюда» (святой Златоуст).

Научив истине, Писание ведет и: ко обличению: обличает же как ложь, так и неисправную жизнь. «Если нужно обличить ложь, – и это можем почерпнуть отсюда» (святой Златоуст). «Писание обличает и нашу беззаконную жизнь» (блаженный Феодорит).

Обличив, располагает и руководит ко исправлению – как ложных воззрений, так и недобрых навыков жизни. «Оно и совратившихся (вообще и в нравственном, и в умственном отношении) призывает на правый путь» (блаженный Феодорит). То есть к тому, чтоб неправые мудрования заменить правыми и, бросив худые привычки, обратиться к добродетели. «Если нужно исправиться или вразумиться, – если недостает чего-нибудь и нужно дополнить то, – и это почерпается из Писания» (святой Златоуст).

Кто исправил пути свои, тому предлежит потребность знать, как шествовать правым путем – не совращаясь, а все более и более преуспевая и утверждаясь в правоте. И этому обучает его Писание, – полезное к наказанию, еже в правде. «Оно обучает нас всяким видам добродетели» (блаженный Феодорит). «Умудряет в стяжании праведности и в делании праведных дел» (блаженный Феофилакт), – «вводит в правду или возводит к совершенству в ней» (Экумений).

«Все сие ведет к совершенству, и делает нас своими Богу всяческих» (блаженный Феодорит). Почему Апостол прилагает: да совершен будет Божий человек. Божий человек есть Богу себя посвятивший и об этом богоугождении заботящийся. Такой и сам Богом бывает покровительствуем, и состоит под Его осязательным благоволением. Совершен такой человек бывает, когда может во всяком случае и определенно узнать волю Божию и с твердостию исполнить ее вполне, во всей широте, в какой она узнана, до положения живота. Кто достигнет такого совершенства, того дела всегда бывают у места, – и к лицу, и к времени, и к обстоятельствам идут. Почему Апостол совершен – выразил словом: αρτιος, – которое, слово в слово, лучше нельзя перевесть как: складен. Обыкновенно нескладным называем мы того, у которого все невпопад, а складным, у которого все впопад. Вот таковое именно совершенство и обещает святой Павел тому, кто в образовании своей умственной, нравственной и религиозной стороны берет в руководство Божественное Писание и неуклонно следует ему. «Для того, говорит, дано наставление Писаний, чтобы совершен был человек Божий; следовательно, без них невозможно быть совершенным» (святой Златоуст). «Исправление и упорядочение нрава бывает чрез Писание, чтобы у человека, по Богу живущего, ни в чем добром не бывало недостатка. Так что, если и ты желаешь сделаться таким же складным, αρτιος, – то есть совершенным, здравым и всегда во всем ровным, возымей советниками к тому Божественные Писания» (блаженный Феофилакт).

Изъясненный смысл совершенства указан определенно в последних словах: на всякое дело благое уготован. – Уготован, εξηρτισμενος, – пригоден, прилажен, то есть такой, который и знает, и умеет делать всякое добро, и делать наилучшим образом. Вот каким делает Писание человека Божия! Не просто принимающим участие в добрых делах, как бы не чуждающимся лишь их, но на них только и налаженным, так что он только и делает, что добрые дела. Не на такое, говорит, и такое дело уготован, но на всякое» (блаженный Феофилакт).

Все это, сказанное о Писании, имеет приложение и в практике пастырской, и в деле жизни каждого. И всякого оно учит, обличает, исправляет, обучает всякому добру и чрез то ведет его к совершенству полному; и пастырю, на коем лежит проводить пасомых всем означенным путем, оно дает полное до подробностей руководство. Почему как пастырям, так и всякому следует заниматься изучением Божественных Писаний, не кое-как, по верхам, но по существу его. Святой Златоуст представляет святого Павла внушающим святому Тимофею: «вместо меня, говорит, ты имеешь Писания; когда пожелаешь узнать что-нибудь, то можешь узнать отсюда». И вслед за сим прибавляет: «если же так сказано Тимофею, который был исполнен Духа Святаго, то не тем ли более нам (пригодно сказать так)?»

Толкование на второе послание к Тимофею

Иаков Персидский, Афраат, еп. (†345)

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Если бы дни человека стали столь же многочисленны, как и дни мира от Адама и до конца времен, и он сидел бы и размышлял о священном Писании, то и тогда глубокого смысла его слов он не объял бы. И премудрости Божьей никто не может постичь.

Тахвиты

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(Ст. 16) Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, (Ст.17)  да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.


По отношению к Ветхому Завету необходимо, чтобы чтение его соединялось с познанием о Христе, по отношению к Новому не менее необходимо, чтобы чтение его соединялось с правильным разумением читаемого, так как есть и здесь «нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, в собственной своей погибели, превращают» (2Пет.3:16). Кто же может руководить человека к правильному разумению Писания и предостерегать его от толкований ложных? «Как могу разуметь (читаемое), - говорил вельможа ефиопский ап. Филиппу, - если кто не наставит меня» (Деян.8:31)? Филипп, как говорится далее, «начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе» (Деян.8:35). Но благовествовать могут только посланные: како проповедят, аще не послами будут (Рим.10:15)? От сего происходит, что Тимофею, епископу Ефесской церкви, ап. Павел пишет: писание полезно есть ко учению: да совершен будет Божий человек, – а ефесянам тот же апостол пишет, что Христос дал есть: учители дóндеже достигнем вcu, в мужа совершенна. Таким образом совершенствование христианина поставляется в зависимость не от одного Писания, но еще и от руководительства данных Христом учителей, которые, подобно Филиппу, благовествуют, начиная от «Писания».

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-17 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен

Тимофею поможет в этом случае и его знакомство со Священным Писанием, которое он изучил еще в детстве, очевидно, под руководством своей матери и бабки (ср. I:5). Писание свидетельствует о Христе (Ин. V:39, 45 и сл.).

Умудрить во спасение - т. е. в отношении к сущности спасения; они дадут ему правильно разуметь, в чем именно состоит спасение. И спасение это достигается верою в Иисуса Христа (ср. Рим III:25: очищение верою).

Все писание... возможно перевести «всякое писание, вдохновенное от Бога, полезно также для того, чтобы научить обличать…». Таким образом, частица kai - «и» должна быть опущена, как она выпускается в Пешито, в некоторых рукописях Вульгаты и у многих древних толкователей. Выражение же pasa (без артикля) не может означать всю совокупность ветхозаветных книг (они называются в Новом Завете, напр. в Евангелии Мф. 21:42, писаниями ai grafai), а означает какое угодно богодухновенное писание, в том числе и новозаветные книги, некоторые из коих в то время уже существовали. Апостол мог назвать и свое писание богодухновенным, раз он об устной проповеди своей и других апостолов говорил, что она имеет своим источником Святого Духа (2Кор. III:3).

Да будет совершен Божий человек…, т. е. нужно читать богодухновенное писание для того, чтобы сделаться добрым служителем и проповедником Христа.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.16-17.   Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

О пользе Священного Писания Апостол говорит многосторонне. Он указывает и на его положительное значение и на отрицательное, по отношению к вразумлению заблуждающихся и, наконец, для общего усовершения каждого. К чему бы каждый не готовился в жизни, он, как человек преданный Богу, может иметь в законе Его многоразличные уроки, воспитательные в общечеловеческом смысле приучения к добру и отличения от зла. Из святых толковников Писания особенно пространно и горячо говорил о пользе Свящ. Писания св. Иоанн Златоуст, так много воспользовавшийся им в своих бесконечно многих уроках, различно преподанных им на веки христианам. «В Писаниях, – говорит он, – излагается, что должно делать и чего не должно. Они – свет для находящихся во тьме. Кто знает Писание как должно, тот не соблазнится ничем случающимся, все переносит мужественно, для всего находит основания и примеры. Всякое Священное Писание богодухновенно, посему, говорит, не сомневайся в нем. Если нужно знать что-нибудь; если случится недоумевать в чем-нибудь, о том можно узнать отсюда. Если нужно обличить ложь, – и это можно почерпнуть отсюда. Если нужно исправиться, если не достает чего-либо и нужно, – и это почерпается из Писания. Без Писаний невозможно быть совершенным».

«Писание богодухновенно и полезно, яко отдыхание всеблагого Бога, которое живительно для всякой, паче же разумной твари (Пс. 103:30;118:50). Св. пророк Давид душеспасительность слова Божия изображает так: закон Господень непорочен, обращаяй души, свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы. Оправдания Господня права, веселящая сердце. Заповедь Господня светла, просвещающая очи (Пс. 18:8-9). Сообразна с этим и указываемая Апостолом полезность божественного Писания» (преосв. Феофан).

Св. Ефрем Сирин советует пред чтением Свящ. Писания помолиться, чтобы уразуметь его силу и значение. «И сотворив молитву, – говорит он, – предайся чтению, и помни, что многие, полагавшиеся на собственное суждение, не уразумевали читаемого и впадали в заблуждение. Дни наши подобно тени проходят, и мы не замечаем, как быстро подходит наш Судия. Надо постараться и о едином на потребу: стоит и душа твоя пищи, без которой она умрет, а этой пищи она нигде не найдет, как в слове Божием».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О Священном Писании Ветхого Завета.

Мф.13:51-52. Если здесь говорится, что книжник, наученный Царству Небесному... выносит из сокровищницы «новое и старое», то только лишний раз подтверждается, что Иисус Христос не нарушить приходил закон: Мф.5:17. Апостол Тимофей восхваляется за знание Священного Пиcaния с детства, стало быть, ветхозаветного: 2Тим.3:15-16, да и все первые христиане утверждены не одним Новым Заветом, а на основании апостолов и пророков: Еф.2:20; Рим.3:31.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О Священном Писании.

Лк.16:29. Если понимать это место без связи с другим Писанием, напр.: 2Тим.3:16, то нужно отрицать все другие книги Священного Писания, кроме книг Моисея и пророков, указанных Авраамом.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

16. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17. да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен


Все Священное Писание, вся Библия – богодухновенно, потому что в нем, через пророков и Апостолов, изрекала истину Божью сама Божья благодать, или Святой Дух (ср. 2Пет. 1:20-21). Оно всякому полезно для научения – оно просвещает ум, сообщением ему ведения всякой истины, потребной в нашем положении. Научив истине, Писание ведет и к обличению, обличает же как ложь, так и неисправную жизнь. Обличив, располагает и руководит к исправлению как ложных воззрений, так и недобрых навыков жизни. Кто исправил пути свои, тому нужно знать, как идти правым путем, не совращаясь, а все более и более совершенствуясь и утверждаясь в правде. И этому обучает его Писание, полезное для наставления в праведности, «оно обучает нас всяким видам добродетели» (Феодорит). «Все это ведет к совершенству, и делает нас Своими Богу» (Феодорит). Почему святой Павел прибавляет: да совершен будет Божий человекда соделает человека Божьим, Богу себя посвятившим и совершенным, пригодным, приготовленным ко всякому доброму делу, таким, который и знает, и умеет делать всякое добро, и делает наилучшим образом. Вот каким делает Писание человека, который руководится им, тщательно изучая его. Тем более, необходимо учение Священного Писания пастырю, для руководства в его пастырском служении.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible