Скрыть
Ты́ же пребыва́й въ ни́хже науче́нъ еси́ и я́же ввѣ́рена су́ть тебѣ́, вѣ́дый, от­ кого́ научи́л­ся еси́:

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен

Ты же пребывай в том, чему научился от меня, и что доверено от Бога чрез духовного человека. Ты знаешь, от каких людей ты научен.

Второе послание к Тимофею

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь

Чаще читай божественные Писания; пусть даже никогда из рук твоих не выпадет священная книга. Учись тому, чему сам учишь… Да не разногласят твои дела с твоей речью, чтобы во время твоего церковного собеседования кто-нибудь безмолвно не спросил тебя: отчего ты сам не делаешь того, чему учишь других? Изнеженный учитель - тот, кто с полным чревом рассуждает о посте. Обличать любостяжание может и разбойник. У священника Христова лицо, ум и руки должны быть согласны между собою.

Послания

Августин Аврелий, блж. (†430)

А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен

Вот почему ни помощь самых святых людей, на даже содействие святых ангелов одни сами собою никогда вполне и правильно не выучивают тайнам, относящимся к внутренней жизни с Богом, если кто не от Бога научен Богом (Ин 6:45)… Как лекарства телесные, прилагаемые людям от людей же, помогают только тем, кому доставляет здоровье Бог, могущий без лекарств уврачевать, - и, хотя лекарства без помощи Бога недействительны, однако ж люди и употребляют их, и усердное доставление их почитается во всяком случае делом милосердия и благочестия, - так и пособия научения, преподаваемого душе, помогают, когда делает их полезными Сам Бог, Который не от людей и не через человека мог, если бы захотел, дать человеку само Евангелие.

Об учении христианском

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 12-17 И вcu же хотящии благочестно жити о Христе Иucycе, гоними будут. Лукавии же человецы и чародеи преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаеми: Ты же пребывай, в нихже научен ecu и яже вверена суть тебе, ведый, от кого научился ecu, и яко измлада Священная Писания умееши, могущая ти умудрити во спасение, верою, яже о Христе Иucycе. Всяко писание богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде: да совершен Божий человек, на всякое дело благое уготован

К чему мне говорить о самом себе, когда и все, желающие жить благочестиво, будут гонимы. Под гонением Апостол разумеет не только то, которое будут воздвигать идолопоклонники, но и все вообще скорби и испытания, потому что узкая врата и тесный путь вводяй в живот (Мф. 7:14). - Благочестно жити о Христе Иucycе. Только жизнь во Христе Иисусе и есть жизнь благочестивая. - Гоними будут. Таков уж порядок вещей: теперь живут безмятежно не благочестивые, а злые. Воин и борец не может жить в покое. - Лукавии же человецы и чародеи преуспеют. Преуспеяние – средний термин: оно может быть и к лучшему и к худшему; поэтому Апостол добавил, что они преуспеют на горшее и в объяснение этого последнего слова сказал: прельщая и прельщаясь. - Ты же пребывай, в нихже научен ecu. Подобное наставление давал и Давид: не ревнуй лукавнующым… и спеющему в пути своем человеку (Пс. 36:1, 7). - И яже вверена суть тебе (ἐπιστώθης – ты удостоверился). Пребывай в том, что ты принял с убеждением. - Ведый, от кого научился ecu. Два побуждения представляет апостол Павел Тимофею к тому, чтобы он оставался твердым и неизменным в принятом учении: первое – то, что он научился не от какого-либо случайного учителя, а от самого Павла, а второе – то, что в нем уже давно и глубоко лежит корень Священных Писаний. Священными Писаниями здесь названы писания богодухновенные. - Могущая ти умудрити. Писания эти не допустят, чтобы ты поспорил в чем-нибудь безрассудно, как обыкновенно случается со многими: знающий Писания, как должно, никогда не может переменяться. - Во спасение, верою, яже о Христе Иucycе. Они умудряют тебя, не как умудряет внешняя мудрость, состоящая только в словах и заблуждениях, но умудряют во спасение верою в Иисуса Христа, потому что священные Писания и почерпаемая из них мудрость приводят к вере во Христа. - Всяко писание богодухновенно и полезно есть. Высказавши многоразличные утешения, Апостол теперь указывает и на самое большее, почерпаемое из чтения Писаний. Он намеревался сказать нечто печальное: именно – о своей кончине. Если Тимофею нужно было читать Священные Писания, но насколько более должно делать это и нам? Полезно ко учению, так как оно поучает нас полезному учению и делам, – ко обличению – оно полезно для изобличения лжи, – ко исправлению братий, – к наказанию, еже в правде – для наставления и руководства к праведности. Отсюда и проистекает то, что человек бывает совершенным (ἄρτιος). А совершенный человек – это тот, который всегда бывает ровным, при несчастии не склоняется и не падает духом, а при счастии не превозносится и не гордится; хотя обстоятельства бывают различны, но он всегда остается одним и тем же. - На всякое дело благое уготован. Он не просто принимает только участие в добрых делах, но всегда готов и сам исполнять их.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено

Будь, говорит, неизменен и не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие (Пс. 36:1). Ты не просто научился, но и удостоверился, то есть ты принял учение с убеждением. Следовательно, хотя бы ты и увидел противное тому, в чем удостоверился, не смущайся: ибо и Авраам, слышав, что в Исааке наречется ему семя (Быт. 21:12), не смутился, когда получил повеление заклать его.

Зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания

Два побуждения представляет апостол Павел к тому, чтобы Тимофей пребыл непоколебим: первое-то, что ты, говорит, научился не случайно от кого-нибудь, а от Павла, а это тоже, что и от Христа; второе - то, что ты научился не вчера, а с детства, и имеешь глубоко укорененным в себе божественное ведение. И оно не допустит тебя до чего-либо неразумного, что бывает у большинства людей. Ибо кто знает Писание, как следует, тот никогда не будет совращен. Священными писаниями апостол называет все Божественное Писание. Это направлено против Симона и Манеса, и всех, кто дурно отзывался о Ветхом Завете.

Которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса

Внешнее ведение умудряет человека прельщать других разными софизмами; отсюда пагуба души. Но божественное ведение не таково: оно умудряет во спасение. Какое? Спасение не чрез дела, не чрез слова, но чрез веру в Иисуса Христа. Ибо Священные Писания приводят человека к тому, чтобы он уверовал во Христа, Который соделывает для него спасение.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ревнуй (3, 14-4, 4)

Именно: аа) сам пребывая в принятом тобою спасительном учении (см.: 3, 14—17), бб) неутомимо преподавай его и другим (4, 1—4).—В изложении сих пунктов не то имеется в виду, чтоб выяснить обязанность так именно действовать, а более то, чтоб выставить воодушевительные на такое действование побуждения.

Пребывай в спасительном учении (3, 14—17)

Для пребывания в принятом учении два побуждения: α) ведый, от кого научился ecи (3, 14) — и: β) яко из млада Священная Писания умевши (3, 15-17).

Первое побуждение к чему (3, 14)

Ты же пребывай, в нихже научен ecи и яже вверена суть тебе, ведый, от кого научился ecи

Ты же пребывай — будь непоколебим и тверд,— в чем? В том, чему научился, εμαθες,— и яже вверена суть тебе, επιστωθης, — и что принял ты не одною памятию, но сердечным убеждением, в чем убедился и удостоверился до осязательности. «Будь, говорит, неизменен и не ревнуй лукавнующим, и спеющему в пути своем человеку, творящему беззаконие (ср.: Пс. 36, 1, 7). Ты не просто научился, но и удостоверился, принял учение с убеждением» (блаженный Феофилакт [см. то же у святого Златоуста и Экумения]). Уже это одно напоминание должно было возобновить первую ревность во всей ее силе: ибо таково свойство воспоминания, что оно сильно возставлять и воодушевление, сопровождавшее то, о чем воспоминается (см.: 2Пет. 1, 13), и возбуждать чистый смысл (ср.: 2Пет. 3, 1). Но это действие наипаче усиливает святой Павел следующими словами: ведый, от кого научился ecи.

Научен был святой Тимофей самим же пишущим,—святым Павлом. Но сила воодушевления не из этого одного истекала, а наипаче из Того, Кем сам святой Павел научен и Кто всегда так очевидно покровительствовал его учению. Все сие было ведомо святому Тимофею. Приведши все сие на память, святой Павел как бы зеркало, собирающее лучи тепла в одну точку, наводил на душу святого Тимофея, — и она не могла не воспламениться при сем всем жаром воодушевления и ревности к распространению и утверждению на земле истин, с неба исшедших и спасение миру дающих. Блаженный Феодорит пишет: «твердо храни учение, истину которого дознал ты опытом; ибо сие выразил Апостол словом: επιστωθης — удостоверился. Тимофей был самовидцем Апостольских чудес и сам много творил таковых. При сем Апостол указывает и на авторитет учителя, делая и чрез сие учение более твердым: ведый, от кого научился ecи». Подобную же речь ведет и Амвросиаст: «ведая, что авторитет того, от кого святой Тимофей научился, стоит твердо и непоколебим. Ибо сам он видел чудеса, совершенные Апостолом, а пред чудесами смолкает всякое слово (недоверия или возражения)».

Толкование на второе послание к Тимофею

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-14 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен

В то время как лжеучители будут иметь успех, вводя людей в заблуждения, коим подвержены и сами, Тимофей должен стоять твердо в том учении, какое он принял от апостола Павла (зная, кем ты научен).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.14-15   А ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен;
притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.


Твердое стояние в вере очень зависит от сознания чистоты ее источников, каковы у Тимофея были – живое руководство Христова Апостола Павла и Священное Писание Ветхого Завета, изучавшееся им с молодости, несомненно вместе с теми преданиями о пришествии Спасителя, которые жили в лучших представителях чаяний Израиля и которые разъяснил ему потом св. Ап. Павел. Сознание важности служения, возложенного на Тимофея, также выставляется на вид Апостолом.

По изъяснению блаж. Феодорита, Апостол говорит как-бы так: «твердо храни учение, истину которого узнал ты опытом; ибо сие выразил словом: удостоверился. Тимофей был самовидцем апостольских чудес, и сам много творил таковых. При сем Апостол указывает и на авторитет Учителя, делая чрез это учение более твердым». Научен был св. Тимофей самим же пишущим – св. Павлом. Но сила воодушевления не из этого однако вытекает, а наипаче из Того, Кем сам св. Павел научен и Кто всегда так очевидно покровительствовал его учению, с неба исшедшему и дающему спасение миру. В слове Апостола слышатся прощальные напоминания: доселе я тебя учил, теперь тебе предлежит искать вразумления в Писании; руководимый светлою верою в Господа, ты можешь в нем узреть все потребное ко спасению. Писание сие, одно без веры, – покрывалом покрыто, но верою во Христа Господа для тебя снято сие покрывало, и Писание всесторонне может умудрить тебя во спасение» (преосв. Феофан).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

14. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
15. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса


«Два побуждения святой Павел представляет Тимофею к тому, чтобы он пребыл тверд в принятом учении, и ревновал о нем. Первое то, что ты, говорит, не от кое-кого научился, а от него – Павла, а это тоже, что и от Христа. Второе то, что ты, говорит, не вчера и завчера научился, а с детства, и имеешь глубоко вкорененным в себе Божественное ведение. И оно не допустит тебя до чего-либо неразумного» (Феофилакт). Научен был вере, и жизни по вере, Тимофей – святым Павлом, а через него – Самим Христом Господом, научившим святого Павла. Это учение – яже вверена суть тебе, Тимофей принял не одною памятью, но сердечным убеждением, в чем убедился и удостоверился до осязательности знамениями и чудесами Апостола. Все это припоминает святой Павел Тимофею, и заповедует ему: ты пребывай в том – будь непоколебим и тверд, и заботься о хранении вверенного тебе, ибо получил его от Христа Господа. Кроме того, «ты, говорит, с раннего возраста изучил Священное Писание, на нем ты воспитан, и потому вера твоя должна быть твердою, и ничто не должно вредить ей. Корень ее лежит глубоко и укрепился в течение долгого времени, потому ничто не может исторгнуть его» (Златоуст). В словах Апостола слышится «прощальная речь» (Златоуст). Он как бы так говорит Тимофею: «Доселе я тебя учил, но скоро меня не будет, тогда тебе нужно будет искать вразумления в Писании. Руководимый светлою верою в Господа (без веры Писание темно), ты можешь найти в нем все нужное для тебя, к спасению. Писание всесторонне может умудрить тебя во спасение». Ибо «в Писаниях излагается, что должно делать, и чего не должно. Кто знает Писания как должно, тот не соблазняется ничем, случающимся с ним, все переносит мужественно, иное принимает верою и приписывает непостижимому домостроительству Божию, а для иного видит основания, и находит примеры в Писаниях» (Златоуст). Священное Писание и есть, и должно быть, прибавляет святой Павел, руководством на пути спасения не одних пастырей, но и всех, хотящих спастись.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible