Скрыть
Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь

Эти безумцы, не вином упившиеся, но своею собственною злобою, обещают раздаяние священных званий и еще похваляются своею дерзостью. Но не верьте им; напротив того -поскольку нам предстоят соблазны, будем смиряться, чтобы не подвергнуться от них гибели. …Не будем и мы, искушаемые таким образом, отступать от любви к Богу.

Праздничные послания

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь

А те, кои укрываются с своею ложью под видом истины, преуспевать будут к худшему, то есть на зло им возрастает и усиливается ложь их, а также и тех, кои после них подпадут прельщению.

Второе послание к Тимофею

Ортисий Тавеннский, прп. (†380)

Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь

Если настоятель выговаривает кому-то из подчиненных ему монахов, наставляя в страхе Божием и желая отвратить от заблуждения, а другой захочет вступиться за него и его оправдывать, смущая сердце [виновного], то поступающий таким образом согрешает против своей души, потому что развращает того, кто мог исправиться, валит на землю поднимающегося и внушением зла обманывает стремящегося к лучшему. Он заблуждается сам и вводит в заблуждение других.

Свидетельство

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь

Пусть тебя нисколько не смущает, говорит, если они благоденствуют, а ты подвергаешься искушению. Таков порядок вещей [говорит Павел]; из моего примера ты можешь видеть, что человеку, который борется со злом, невозможно не испытывать скорбей. Борцу невозможно предаваться неге, воину в сражении невозможно пиршествовать.

Толкование на 2-е послание к Тимофею

Августин Аврелий, блж. (†430)

Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь

Что значит: встань, возьми постель свою ходи (Ин 5:8)? Преуспевай, преуспевай в добре. Ибо, согласно апостолу, есть некоторые, преуспевающие во зле. Если преуспеваешь, ты ходишь, но преуспевай в добре, преуспевай в праведной вере, преуспевай в добрых нравах: пой - и иди. Не блуждай, не возвращайся, не стой на месте.

Проповеди

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 12-17 И вcu же хотящии благочестно жити о Христе Иucycе, гоними будут. Лукавии же человецы и чародеи преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаеми: Ты же пребывай, в нихже научен ecu и яже вверена суть тебе, ведый, от кого научился ecu, и яко измлада Священная Писания умееши, могущая ти умудрити во спасение, верою, яже о Христе Иucycе. Всяко писание богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде: да совершен Божий человек, на всякое дело благое уготован

К чему мне говорить о самом себе, когда и все, желающие жить благочестиво, будут гонимы. Под гонением Апостол разумеет не только то, которое будут воздвигать идолопоклонники, но и все вообще скорби и испытания, потому что узкая врата и тесный путь вводяй в живот (Мф. 7:14). - Благочестно жити о Христе Иucycе. Только жизнь во Христе Иисусе и есть жизнь благочестивая. - Гоними будут. Таков уж порядок вещей: теперь живут безмятежно не благочестивые, а злые. Воин и борец не может жить в покое. - Лукавии же человецы и чародеи преуспеют. Преуспеяние – средний термин: оно может быть и к лучшему и к худшему; поэтому Апостол добавил, что они преуспеют на горшее и в объяснение этого последнего слова сказал: прельщая и прельщаясь. - Ты же пребывай, в нихже научен ecu. Подобное наставление давал и Давид: не ревнуй лукавнующым… и спеющему в пути своем человеку (Пс. 36:1, 7). - И яже вверена суть тебе (ἐπιστώθης – ты удостоверился). Пребывай в том, что ты принял с убеждением. - Ведый, от кого научился ecu. Два побуждения представляет апостол Павел Тимофею к тому, чтобы он оставался твердым и неизменным в принятом учении: первое – то, что он научился не от какого-либо случайного учителя, а от самого Павла, а второе – то, что в нем уже давно и глубоко лежит корень Священных Писаний. Священными Писаниями здесь названы писания богодухновенные. - Могущая ти умудрити. Писания эти не допустят, чтобы ты поспорил в чем-нибудь безрассудно, как обыкновенно случается со многими: знающий Писания, как должно, никогда не может переменяться. - Во спасение, верою, яже о Христе Иucycе. Они умудряют тебя, не как умудряет внешняя мудрость, состоящая только в словах и заблуждениях, но умудряют во спасение верою в Иисуса Христа, потому что священные Писания и почерпаемая из них мудрость приводят к вере во Христа. - Всяко писание богодухновенно и полезно есть. Высказавши многоразличные утешения, Апостол теперь указывает и на самое большее, почерпаемое из чтения Писаний. Он намеревался сказать нечто печальное: именно – о своей кончине. Если Тимофею нужно было читать Священные Писания, но насколько более должно делать это и нам? Полезно ко учению, так как оно поучает нас полезному учению и делам, – ко обличению – оно полезно для изобличения лжи, – ко исправлению братий, – к наказанию, еже в правде – для наставления и руководства к праведности. Отсюда и проистекает то, что человек бывает совершенным (ἄρτιος). А совершенный человек – это тот, который всегда бывает ровным, при несчастии не склоняется и не падает духом, а при счастии не превозносится и не гордится; хотя обстоятельства бывают различны, но он всегда остается одним и тем же. - На всякое дело благое уготован. Он не просто принимает только участие в добрых делах, но всегда готов и сам исполнять их.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь

Нисколько не смущайся, если они благоденствуют, а тебя постигают искушения: таков порядок вещей. Раздевшись для борьбы, тебе необходимо употребить усилие. Неразумно в борьбе искать отдыха. Если они и преуспевают казалось бы, то на деле это прельщение, а не преуспеяние. Ибо апостол, определяя, что есть зло, сказал: прельщать и прельщаться.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Лукавии же человецы и чародеи преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаемы

Это противоположение предыдущему. Но какому? Непосредственно пред сим стоит общее положение о бездольности на земле благочестивых, которое приведено в усиление побуждения к мужеству в деле благовестия и устроения Церкви верующих,— к чему направлено все сие отделеньице (см.: 10—13). Сюда, надо полагать, направляется и настоящее противоположение. Мужайся, говорит, в деле благовестия, или установления истины, несмотря на бездольность свою: ибо такова уж участь на земле благочестивых.— А на благоденствие противников истины не смотри и не смущайся тем. Их преуспеяние не на добро им и не потому имеет место, будто на их стороне истина, но потому, что, как на земле все земные блага призрачны, то среди оземленившихся ценнее призраки истины, чем истина. Их и держатся посему,— или посему они еще и существуют, то есть прельщающе любящих прельщение.

Лукавии человецы — не люди исключительно худонравные, но преимущественно те, которые умеют лукаво ложь представлять истиною,— как видно из приложенного к ним при сем: чародеи,—под, чем должно разуметь не волхвов и магов, а лица, очаровывающие представлением лжи красною и увлекающие вслед ее. Вставить сие слово здесь подало повод сказанное в стихе 8 о противившихся Моисею чародеях. Но как те там представлены, яко противники истине, так и здесь взятое от них слово должно понять, как указание на лица, проповедающие противную истине ложь. Лукавии человецы и чародеи — будет посему: лукавые и обольстительные проповедники лжи.

Преуспеют,—по противоположности предыдущему, — будут благоденствовать. Ты, как и надлежит благочестивому, будешь гоним, а распространители лжи будут благоденствовать. Конечно, не без успеха будет и их проповедь лжи; но не это здесь исключительно имел в мысли Апостол, а паче внешнее их благосостояние. Успеха их проповеди не предвещал Апостол, как выше видно (стих 9).

На горшее, επι το χειρον, — преуспеют не на добро, а на зло себе, преуспеют не в добром смысле, — так что преуспеяние это будет казаться только преуспеянием, на деле будучи ухудшением крайним.

Прельщающе и прельщаемы — причина успеха или источник благоденствия их. Сами состоят в прельщении, почему прельщают и других, которые, оземленившись земным, — прелестным, легко поддаются всякому прельщению, как сродному им приему. Находясь в таком положении, они не противление встречают, а всякое благоприятствование; от того и благоденствуют и преуспевают.

«Нисколько не смущайся, говорит, если они благоденствуют, а тебя постигают искушения» (святой Златоуст). «Ибо губитель человеков содействует своим и, как наставник какой-нибудь, приобучает их к пороку» (блаженный Феодорит). Но ведай, что «они только кажутся преуспевающими; на деле же то, что они благоприятствуются в прельщении, не есть преуспеяние. Ибо Апостол, определяя, что есть горшее, сказал: прельщать и прельщаться» (блаженный Феофилакт). «Преуспеяние есть средний термин,— поелику оно бывает и в лучшем и в худшем смысле. Почему говорит: эти преуспевают на худшее» (Экумений).

Толкование на второе послание к Тимофею

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-14 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен

В то время как лжеучители будут иметь успех, вводя людей в заблуждения, коим подвержены и сами, Тимофей должен стоять твердо в том учении, какое он принял от апостола Павла (зная, кем ты научен).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 12-13 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

Страдания стремящихся жить праведно были обычными явлениями как в Ветхом Завете, так и в Новом. И Сам Иисус Христос пострадал потому, что Его праведность была несносна для Его завистников и ненавистников. Праведник есть всегда живой укор нечестивцам, – вот они и нападают на него многоразлично, а с живущими подобно им они сходятся, ибо все стремления и дела нечестия соединяют их и делают желанными, так-как никто из них не превосходит других ничем существенным. Что же касается до успеха в нечестии, то они знают, что путь этот открыт всем и для всех скоротечен, до самих глубин греховности.

«Подлинно,–говорит св. И. Златоуст, – невозможно человеку, идущему путем добродетели, быть без печали, сетования, скорби и искушений. Ибо, как это возможно тому, кто идет путем тесным и прискорбным, тому, кто слышал: «в мире скорбни будете» (Ин. 16:38)? Если Иов в свое время говорил: «не искушение ли житие человеку на земли» (7:7), то не гораздо ли больше теперь? Таков уж порядок вещей. Борцу невозможно предаваться неге, воину в сражении невозможно пиршествовать. Настоящее время есть время борьбы, сражения, скорбей, воздыханий, поприще подвигов. Время покоя будет после; а теперь – время усилий и трудов. Не смущайся, что нечестивцы благоденствуют, а тебя постигают искушения». «Они только кажутся преуспевающими; на деле же то, что они благоприятствуются в прельщении, не есть преуспеяние. Ибо Апостол, определяя, что есть горшее, сказал: прельщать и прельщаться (блаж. Феофилакт) «на худшее» (Экумений).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

12. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
13. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь


Не одни только мы с тобою, говорит, подвергаемся гонениям и страданиям, но и все благочестиво живущие. Ибо «настоящее время, есть время борьбы со злом, сражения с виновником зла – диаволом, время скорбей, воздыханий, есть поприще подвигов. Время покоя будет после, а теперь время усилий и трудов» (Златоуст). Начала, какими руководятся последователи Христовы, совсем другие, чем те, которые заправляют живущими на земле и жаждущими здесь найти свой рай. Два эти класса людей не уживаются вместе, причем земные, как хозяева, теснят ищущих неба, как странников и пришельцев на земле. Хозяева земли руководятся не добрыми началами, и сами они – злые и обманщики, по-видимому, благоденствуют. Но успех их, и благоденствие, призрачные, потому что в основе их лежит не истина, а ложь, которая все больше и больше погружает их во зло. Причиной же их благоденствия служит то, что находятся люди, поддающиеся их обольщениям. Так и ты, говорит, не жди лучшего здесь, на земле. То для нас благо, что эти гонения и скорби благость Божия обращает в вечное нам благо, так что мы можем с уверенностью и благодушием взывать – «Слава Богу!».

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible