Скрыть
А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди

У блаженного сего мужа в обычае употреблять одинаковые слова для обозначения разных предметов, как например, в стихе: в мире был, и мир произошел чрез Него, и мир Его не познал (Ин. 1:10). Так и теперь он употребил слово знать в разных значениях. Ибо словом знать выражается и знание чего-нибудь, и весьма тесное знакомство с кем-нибудь. Такое значение в словах: познал Господь Своих (2Тим. 2:19), и: не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех (2Кор. 5:21).

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Ст. 3-4 а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его », но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины

Путь познания Бога, Его бытия и свойств, но не Его сущности, которая для нас непостижима, путь не столько чрез отвлеченное мышление, сколько чрез добродетельную жизнь. Нам нужно самим почувствовать бытие Божие, в своей душе ощутить бытие Бога. А это бывает, когда мы ведем добрую жизнь. Сам Спаситель говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня: а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его, и явлюсь к нему Сам» (Ин. 14:21).

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание)

Иустин (Попович), прп. (†1979)

и о сем разумеем, яко познахом Его, аще заповеди Его соблюдаем

Мерило нашего познания Христа просто и ясно, меркой и проверкой является “соблюдение заповедей Христа”. Если человек исполняет заповеди Христовы, значит, он признает Христа Богом и Спасителем. Человеческое знание о Христе растет с творческой благодатью исполнения заповедей Христа. Каждое исполнение заповеди увеличивает знание человека о Христе. Христос лучше знает того, кто достойнее исполняет Его заповеди. И тот совершеннее знает Христа, кто совершеннее исполняет Его заповеди. Таковыми являются святые. Христос “не знает” того, кто не исполняет Его заповедей (ср. Аминь глаголю вам, не вем вас (Мф. 25:12). Дорога к истине для всех опытна. И вера может быть получена только личным опытом. Без исполнения заповедей Христа Христос не может быть познан.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Ст. 3-4 а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его », но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины

Тот, кто познал, и дела совершает, которые относятся к обязанности добродетели. Кто же совершает дела, в силу этого еще не познал: ведь может быть тем, кто знает о правильных делах, однако не об умопостигаемых таинствах. Зная, далее, что некоторые люди совершают добрые дела из страха наказания, а некоторые ради вознаграждения, апостол учит, что познавший Бога в совершенстве творит добрые дела из любви.

Заметки на Кафолические послания

Андрей Монах (†?)

Ст. 3-4 а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его », но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины

Не соблюдающий заповеди явно находится вне познания Бога.

Фрагменты

Иларий Арелатский, еп. (†449)

Ст. 3-4 а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его », но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины

Как не знали Бога погибшие, так и Бог не знал их, как Сам говорит, что Я никогда не знал вас.

Трактат на семь Кафолических посланий

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди

Это пишет Апостол непосредственно после того, что слышали вы из его послания в предыдущей беседе: то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши. Для чего Богослов присовокупляет: а что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди? Он чрез это показывает, что требуется от нас, чтобы наша надежда на Иисуса Христа, на Его ходатайство о нас пред Отцем не была погрешительна и бесплодна: он показывает, что нам необходимо истинное познание Иисуса Христа, и раскрывает верные признаки, по которым непогрешительно можем судить о том, точно ли знаем мы Иисуса Христа, нашего Спасителя, нашего вечного и всесильного Ходатая пред Богом Отцом. Будьте внимательны и прилагайте к сердцу спасительные наставления Апостола, чтобы, всегда содержа их в памяти, повседневно последовать им.

А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем заповеди Его. Апостол сказал: мы имеем Ходатая, в том же разуме, как бы сказал: мы знаем Ходатая. Иметь Ходатая значит верно знать Его, и истинно знать Ходатая, по смыслу Богослова, значит иметь Ходатая. Знание разумеет Апостол не созерцательное только, но деятельное, или знание, соединенное с деятельною любовью; слова знать и любить в священном писании нередко принимаются в одинаковом значении. Так Иисус Христос говорит: Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня (Ин. 10:14); также: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17:3).

Как же можем удостовериться в том, что мы истинно знаем своего Ходатая пред Богом Отцем, Иисуса Христа? Что может служить непогрешительным признаком такого нашего познания? Соблюдение заповедей Божиих, отвечает Апостол. Что мы познали Его, Спасителя и Ходатая нашего, узнаем из того, что соблюдаем заповеди Его. Деятельное знание, или знание, соединенное с любовью, какое разумеет Богослов, необходимо выражается исполнением заповедей Божиих. Иисус Христос говорит: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14:21). Также: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое (Ин. 14:23). Истинное знание Бога, любовь и соблюдение заповедей Божиих, или стремление к соблюдению их, по духу учения апостольского, нераздельны между собою: познавая Бога, Его совершенства, Его дела и оказываемые нам благодеяния, мы не можем не любить Его, как высочайшее Благо, как Виновника всех благ, какими пользуемся и каких надеемся; а питая такую благоговейную любовь к Богу, не можем не стремиться к исполнению Его заповедей. Таково свойство нашей разумной природы. По этому свойству нашей природы, истинное познание Бога необходимо соединяется с любовью к Нему и так же необходимо выражается соблюдением заповедей Божиих. Поэтому Богослов и говорит: что мы познали Его, Спасителя и Бога нашего, узнаем из того, что соблюдаем заповеди Его.

А кто не соблюдает заповедей Божиих, или учения Христова, тот показывает чрез это, что он не имеет истинного познания Бога и Господа Иисуса Христа. Так учит Богослов.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди

А что мы познали Его и проч.: познали ли мы Христа как Искупителя? Мы можем узнать это по тому, соблюдаем или не соблюдаем заповеди Его. Если соблюдаем — значит, мы познали Его; если не соблюдаем — значит, не познали. Что значит познать Его? Познать, что Он есть Искупитель мира и Ходатай. И это знание не есть просто отвлеченное знание, в котором нет деятельной любви (1Кор. 8:1) и каковое может быть и у диавола (Иак. 2:19), но познание, истекающее от сердца и действующее на волю и воздействующее в любви. В этом смысле выражение — познаем Его равнозначительно предшествующему выражению (ст. 1) имеем Ходатая, у нас есть Ходатай, и мы познаем, или познали Его, в смысле — обладаем и любим. «У блаженного сего мужа в обычае употреблять однозначащие слова для обозначения разных предметов, как, например, в стихе: в мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал (Ин. 1:10). Так и теперь он употребил слово знать в разных значениях. Ибо словом знать выражается и знание чего-либо, и весьма тесное знакомство с кем-нибудь. Такое значение в словах: позна Господь сущия Своя (2Тим. 2:19) и: неведевшаго греха по нас грех сотвори (2Кор. 5:21)» (Феофилакт). Знание понимается не в смысле только созерцательного, но в смысле деятельного знания, или знание, соединенное с деятельною любовию; это есть самая любовь, почему в Писании нередко принимаются в одинаковом значении слова — знать и любить. — Узнаём из того, что (если) соблюдаем Его заповеди: познали мы Его, — но чем удостовериться, что мы истинно знаем своего Умилостивителя, или Ходатая? Что может служить непогрешительным признаком такого познания? — Соблюдение заповедей Его: если соблюдаем заповеди Его. Знание не пустое и отвлеченное, но деятельно соединенное с любовию необходимо выражается исполнением заповедей (Ин. 14:21, 23). Истинное знание Бога и Христа, любовь и соблюдение заповедей нераздельны между собою. — Соблюдаем: есть некоторый тонкий оттенок в выражениях — соблюдать заповеди и творить заповеди (ср. Лк. 17:10; Мф. 28:20 и парал.). Творить заповеданное, или заповеди, — это означает более внешние дела, или заповеди закона Христова; соблюдение, или хранение, заповедей относится более к внутреннему исполнению заповедей, к хранению в сердце всего заповеданного Христом, к соблюдению чистоты и непорочности сердца. Важное дело — творить дела внешнего закона, но еще выше — хранить внутреннюю чистоту сердца при внешней законности.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-6 а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его », но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал

Высказав основной догмат Христовой христианской веры о Христе, как Искупителе и Ходатае человечества и всего мира, Апостол теперь указывает то непременное условие, при котором ходатайство Спасителя будет действенно и спасительно для нас, - именно соблюдение заповедей Его, деятельное осуществление Его заветов, а не одно только интеллектуальное познание Его. Имея, по-видимому, в виду каких-то лжеучителей, хвалившихся своим христианским ведением, но ничего не делавших для проведения этого знания в жизнь (ст. 4-6), Апостол со всею силою настаивает на том, что правильное отношение человека к Богу и чистота самого ведения его обнаруживаются только из соответственного жизненного поведения человека.

Соблюдение нами заповедей Божиих (ст. 3-5) служит лучшим доказательством того, что мы знаем Бога. При этом жизненною связью между Богосознанием и соблюдением заповедей является истинная христианская любовь. «Совершенная любовь, говорит, доказывается делами. Но как бывает, что иной (по-видимому) правильно и точно соблюдает заповеди, а внутреннее его расположение нечисто, почему он далек от Бога; то Апостол говорит, что присвоившийся Богу должен и жить так, как требует близость к Богу… И от противного подтверждает то же, употребляя самое полное доказательство» (блаж. Феофил.). Постоянным образцом жизненного поведения должен быть Христос Спаситель, осуществивший волю Божию во всей полноте (ст. 6. см. 1Пет. 2:21; Ин. 8:29; 17:4).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.3-6 А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал

     
Противопоставляя истинное познание Иисуса Христа мнимому, которым величались лжеучители (гностики), Апостол Иоанн, подобно Апостолу Петру, указывает тесную связь умственного познания с практическим применением его к делу, следуя в сем учению Спасителя – судить о людях по плодам и помня Его прощальное завещание: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдете. По свойственному Апостолу образу речи, он после рассмотрения предмета с одной стороны, потом рассматривает его с противоположной стороны. Сказавши, что христиане знают Христа, Апостол потом, по свойственному ему духу пламенной ревности, называет обманщиками тех, которые хвалятся знанием христианства, не показывая на деле этого знания. Воспроизводя далее прощальную речь Господню, Апостол возводит исполнение заповедей к тому основному началу, которое указано было там, т. е. к любвиКто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, говорит Иисус Христос (Ин.14:21). Подобное сему говорит и Апостол в стихе 5 и 6, срвн. (Ин.13:34).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible