Скрыть
Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время

Почему агнец приносится в жертву не при свете дня, но под вечер? Причина ясна: наш Господь и Спаситель претерпел страдания и смерть при скончании времен. Вот почему и Иоанн в своем послании пишет: Дети! последнее время.

Об Исходе

Августин Аврелий, блж. (†430)

дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время

Давайте подумаем о том, как давно блаженный евангелист Иоанн сказал: наступило последнее время. Ведь если бы мы жили тогда, услышав такое, разве бы мы поверили, что столько лет пройдет после этого, и не надеялись ли бы мы скорее, что еще при земной, телесной жизни самого Иоанна придет Господь?

Послания

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время

Господь в притче, повествующей о винограднике и работниках первого, третьего, шестого, девятого и одиннадцатого часа, говорит нам, что сейчас последний час последнего века. С первого часа возделывали виноградник своего Господина те, кто учил либо вел праведную жизнь и тем самым исполнял волю своего Создателя от начала времен. С третьего часа - те, кто пришел во времена Ноя, с шестого - те, кто приступил при Аврааме, с девятого - когда был дарован закон [Моисея]. Одиннадцатый же час - это время от воплощения Господа и до скончания века, когда, по свидетельству пророков, Спаситель придет во плоти и последует чума антихриста, который ополчится на вестников спасения.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время

Последнее время. Легче объяснить так. Поскольку соборное послание направлено ко всякому человеку, а предел жизни не для всех один, собственная же кончина никому не известна, то апостол прилично напоминает каждому о его кончине, чтобы каждый чувствовал, что наступает последнее время его жизни, и непрестанно был трезвен, и чтобы таким образом все христиане всегда проводили жизнь непорочную и совершали дела чистые. Иное объяснение, смеяться над которым было бы неуместно и безумно. Всякая вещь может быть разделена на три части: начало, середину и конец. Без сомнения, нет ничего несообразного назвать концом все то, что следует далее середины. Посему, если Господь пришел в середине десяти тысячелетий (ибо Его пришествие на землю было почти в 5500 году), то все следующее за сим время, без всякого спора, может быть названо последним. И как порядок тысячелетий в пришествие Господне переступил за середину, то все последующее за сим время прилично может быть названо последним. Истинность такого объяснения принимает и Иоанн Златоуст.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Иустин (Попович), прп. (†1979)

дети, последняя година есть: и якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша: от сего разумеваем, яко последний час есть

Против блага, которое предложил Христос, восстает всякое сатанинское зло, против Его истины – всякая сатанинская ложь, против Его любви – всякая сатанинская ненависть, против Бога – весь дьявол, то есть вместо Христа появляется антихрист. Антихрист значит “против Христа”, противоположность Христу. Да, главнейшее желание антихриста, сущность его бытия состоит в противостоянии Христу, в захвате Его места. И этого он стремится достичь любыми средствами. Но особенно – посредством лукавства, поддельных истин (псевдоистины), замаскированной лжи, как будто бы евангельскими средствами. Он имеет образ благочестия, хотя отрекся силы его. Он имеет образ смиренномудрия, но под его одеянием кроется гордость. Он имеет образ доброделания, но в сердце он злодей. Он имеет образ “приятного” человека, но в действительности он “человекоубийца”. Все, что он есть, существует только для обмана избранных, обмана большей части людей, всех людей. Антихрист будет чем-то вроде “воплощения” дьявола, потому что Христос есть воплощение Бога. Антихрист будет воплощением зла, ненависти, лжи, гордости, неправды, потому что Христос есть воплощение добра, любви, истины, смирения, правды.

Так станет “господином” антихрист, который появится перед вторым пришествием Господа нашего Иисуса Христа, он встанет на место Бога (храма Божьего) и провозгласит себя богом (2Фес. 2:4). И перед ним появится бесчисленное множество его предтеч, бесчисленное множество антихристов. Ведь, как выше упомянуто, антихрист захочет захватить место Христа.

Антихристом является всякий, кто хочет вместо истины Христовой положить свою “псевдоистину”, вместо правды Христовой – свою “псевдоправду”, вместо любви Христовой – свою “псевдолюбовь”, вместо блага Христова – свое “псевдоблаго”, вместо Евангелия Христова – свое “псевдоевангелие”.

Приуготовляется антихрист всем тем, что противоположно Христу, каждым, кто борется против личности Христа, против Его истины, любви, правды. Одним словом, против Евангелия Христова, против Церкви Христовой, поскольку Церковь – это вочеловечение Евангелия. Да, вочеловечение Евангелия, ведь Церковь есть тело Христово. Святой тайнозритель благовествует здесь: Дети, последняя година есть: и якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша: от сего разумеваем, яко последний час есть.

Ст. 18-29 дети, последняя година есть. И якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша, от сего разумеваем, яко последний час есть. От нас изыдоша, но не беша от нас: аще бы от нас были, пребыли убо быша с нами: но да явятся, яко не суть вси от нас. И вы помазание имате от Святаго, и весте вся. Не писах вам, яко не весте истины, но яко весте ю и яко всяка лжа от истины несть. Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос; Сей есть антихрист, отметаяйся Отца и Сына. Всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать: а исповедаяй Сына, и Отца имать. Вы убо еже слышасте исперва, в вас да пребывает: (и) аще в вас пребудет, еже исперва слышасте, и вы в Сыне и Отце пребудете. И сие есть обетование, еже Сам обеща нам, живот вечный. Сия писах вам о льстящих вас. И вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем. И ныне, чадца, пребывайте в Нем, да егда явится, имамы дерзновение и не посрамимся от Него в пришествии Его. Аще весте, яко праведник есть, разумейте, яко всяк творяй правду от Него родися

Святой Иоанн Богослов размышляет и выражается антитезами, они составляют его самые глубокие размышления и высокие его откровения. Он четко видит антитезы, и ими наполнено его благовествование: Бог и дьявол, Христос и антихрист, Истина и ложь, любовь и ненависть, свет и тьма, правосудие и несправедливость, добро и зло, жизнь и смерть, добродетель и грех. И все эти антитезы он прослеживает до их корня, он их видит во всем их пространстве. Он наблюдает каждую тезу и антитезу с глубочайшей подробностью и до конца. Он проникает в них абсолютно и совершенно определенным образом, ему доступны все тонкости и видения, и откровения, и опыта. Он является “таинником”, “видящим тайны” учеником, его же любляше Иисус (Ин. 21:7), он первый Богослов, самый достоверный и неложный. И рядом с ним можно поставить только двух богословов: святого Григория Богослова и святого Симеона Нового Богослова.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Экумений (†VIв.)

дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время

Под последним надо понимать худшее. В подобных случаях мы говорим: я дошел до последней черты. Поскольку мир был тогда потрясаем великими бедами, - ведь их после явления Благого вызывал дьявол либо для испытания добрых, либо для смущения лучших, чтобы никто не мог различать, что прекрасно, а что таковым не является, - [апостол] назвал то время последним часом, так как под последним подразумевается худшее, например, молодое вино или винный осадок. Считается же, что последний час означает либо наихудшее время, либо состояние времени после прихода антихриста.

Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна

Андрей Монах (†?)

дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время

Иоанн говорит: придет, в конце мира антихрист. Но он уже появился в мире. Ибо ему предшествовали ереси, ибо они его друзья и братья, ведь они тоже хулят Христа.

Фрагменты

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время

Сказав: последнее время, Апостол далее показывает, почему говорит так. Как вы слышали, что придет антихрист; и теперь появилось много антихристов. Вот основание тому, что теперь последнее время. Христиане, к которым писал Иоанн, слышали, что Иисус Христос предсказывал о том, что в последнее время придет антихрист (Ин. 5:43), и восстанут лжехристы и лжепророки (Мф. 24:24). Об этом учили Апостолы (2Сол. 2:4; Евр. 10:37). Без сомнения, сам Иоанн устно передавал то же предсказание, как слышанное непосредственно от самого Господа. Но о чем прежде предсказывали, то теперь стало сбываться на самом деле. Слышали, что придет антихрист; и теперь появилось много антихристов. Антихрист изображается как главный противник Христов, которого апостол Павел называет человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею (2Сол. 2:3, 4). Антихрист есть как бы начальник всех противников Христовых; а все другие противники Христовы, или антихристы, составляют воинство главного антихриста. Предсказано, что придет антихрист, величайший противник Христов. И вот уже показалось много антихристов: отселе явно, что недалеко и глава их – антихрист; является воинство, надобно ожидать и вождя его; или: явно, что теперь настает то время, в которое предопределено прийти антихристу. Не говорит Иоанн, что пришел антихрист, но показывает, что настало то время, когда надобно ожидать и антихриста, потому что появились его предшественники.

Антихристами Апостол называет лжеучителей, еретиков. Таковы были в первенствующей Церкви: Симон волхв, Василид, Николай, Керинф и другие, извращавшие апостольское учение и распространявшие ложное учение об Иисусе Христе.

То мы и познаем из того, что последнее время, то есть то время, о котором предсказал Иисус Христос и о котором возвещали Апостолы, как писал апостол Павел к Тимофею: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским (1Тим. 4:1). Не для того говорит святой Богослов о последнем времени, чтобы с точностью определить наступление этого времени, но для того, чтобы внушить христианам – ненарушимо хранить веру и бодрствовать в благочестии и добродетельной жизни, как и Господь Спаситель, предсказав о будущем появлении лжехристов и лжепророков, дал такое наставление: Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё (Марк. 13:23). Вы же берегитесь: вот Я предсказал вам все, - чтобы вам сохранить веру среди соблазнов и не попасть в сети лжехристов и лжепророков. Явление антихриста будет пред вторым пришествием Господа Иисуса Христа на земле, или перед кончиною мира; а о неизвестности кончины мира Сам Господь сказал: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф. 24:36).

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время

Связь речи с предыдущим и последующим такова: да, мир проходит и скоро прейдет, так как есть признаки, что теперь уже последнее время настает; главный признак сего тот, что появилось много антихристов, и это показывает, что настает последнее время, когда, как вы слышали, явится настоящий, последний, главный антихрист, которого теперешние и последующие антихристы будут только предтечами и предшественниками. — Последнее время: или, точнее, последний час, в смысле последующего неопределенного времени (ср. Ин. 5:25-28 и прим.). Это выражение в Ветхом Завете употреблялось в значении времени или, точнее, периода времени явления Мессии на земле (Ис. 2:2; Мих. 4:1; Ос. 3:5 и парал.). Оно перешло и в Новый Завет, сначала для означения определенного уже времени первого явления на земле Богочеловека Иисуса Христа (Евр. 1:2; 1Пет. 1:20), а потом для означения второго Его пришествия и будущего века (Мк. 10:30; Лк. 20:34-35; Еф. 1:21) или же для указания только на одно второе пришествие Христово будущее и явление при конце мира (ср. Иак. 5:3 и прим.; 1Пет. 1:5 и прим.; 2Тим. 3:1 и парал.), и именно в смысле близости сего пришествия. О последних временах, или о последнем часе, в этом смысле прикровенно говорил и Сам Иисус Христос (ср. new:mf:24:42|Мф. 24:42-44;]] Мф. 25:1-12, 29; Мк. и Лк. парал.). Эту близость нужно измерять не временным расстоянием второго пришествия Христова от первого, но разуметь в том смысле, что с первым пришествием Христовым началась последняя эпоха домостроительства Божия о спасении рода человеческого, которою должен окончиться мир в настоящем своем виде, когда будет то угодно Богу; но когда именно это будет, ни Христос Сам, ни апостолы не указали точно, только признаки указали, но не вполне определительные. Близко может быть, но когда будет — неизвестно (ср. прим. к Иак. 5:7-9 и парал.). — И как вы слышали и проч.: несколько сокращенную речь для ясности лучше изложить несколько пространнее, и тогда она будет определительнее. Настала последняя эпоха домостроительства человеческого спасения, которая окончится вторым пришествием Иисуса Христа на всеобщий и всемирный суд. Когда именно это будет, точно не открыто; нужно быть бдительными и внимательными, потому что это может быть скоро и внезапно, признаки таковой близости уже есть. Так, например: вы слышали уже от Самого Господа прикровенно, а от нас со слов Его ясно, что пред пришествием Его придет антихрист, страшный враг Его и Церкви Его, и вот теперь видите, что антихристов появилось уже много; это признак, или один из признаков, что последнее время. — Вы слышали, что придет антихрист: слышали частию из Евангелия Христова, но яснее и определительнее из учения апостольского, особенно апостола Павла, преимущественно же от самого Иоанна. Господь говорил иудеям, что Он пришел во имя Отца Своего, и они не принимают Его, а если иной придет во имя свое, того они примут (Ин. 5:43 ср. прим.); под этим иным, по мнению некоторых отцов Церкви (например, Златоуста, в Толковании на Ин. 5:43), Господь прикровенно разумел антихриста, означая его как одно лицо, как одного человека. В другом месте (Мф. 24:24 и парал.; ср. прим.) Он говорит о лже-Христах, которые в известном смысле суть тоже противники Христа, или антихристы, и говорит о них во множественном числе, как бы отличая их от одного, особенного. Святой апостол Павел подробно изображает антихриста, не называя его, впрочем, именно этим словом (2Фес. 2:2-10), и изображает его как особое, отдельное лицо, как одного человека, а не как общее понятие или собирательное лицо, или как общий противохристианский дух, или противохристианское направление, как это видно из самого состава речи. Святой же Иоанн Богослов называет его этим самым точным и определительным наименованием — антихрист — в рассматриваемом месте и далее (ст. 22; 1Ин. 4:3 и парал.). В Апокалипсисе святой Иоанн подробно изображает его и его действия под образом зверя (Откр. 13:2, 4, 8, 10 и парал.), отличая его как особое лицо от подобных противников Христа. В греческом подлиннике в рассматриваемом месте имя антихрист стоит с определенным указательным членом, совершенно отделяющим это имя, как известного, определенного лица, тогда как другие антихристы, кроме главного, не стоят с определенным членом и, следовательно, как многие, как общее понятие, отличаются от него. Таким образом, апостол различает в рассматриваемом месте антихриста и антихристов; первый придет пред вторым пришествием Христовым на последний суд, а те, как предтечи его, начали появляться еще при апостолах и, конечно, будут появляться во все времена христианства как представители антихристианского духа или направления. Это лжеучители, которые всегда являлись, и являются, и будут являться в христианской Церкви и вне ее, в которых как бы воплощается всегда антихристианский дух. Таковы в первенствующей Церкви были, например, Симон волхв, Керинф, николаиты и проч. Они и подобные им в другие времена суть как бы орудия антихриста, проникнутые его духом и направлением. Этот дух действовал и действует во все времена, но самый антихрист явится в последние времена. Антихрист как бы главный вождь всех противников Христовых, все же другие противники Христа, или антихристы, составляют как бы воинство его. С ними, или против них, борется воинствующая Церковь Христова на земле под невидимою главою — Христом, тогда как воинство антихристово состоит под невидимою главою антихриста, имеющего прийти, но до явления его только одушевленное его духом. В последнее время и Христос, и антихрист открыто с своими воинствами сразятся, и Христос убиет антихриста духом уст Своих (2Фес. 2:8). — Так как, по воззрению или по прозрению апостола, таковых антихристов в его время появилось уже много, то из этого можно заключать, что и глава их может появиться; является воинство его, надобно ждать и вождя; из сего познаём, что последнее время, но о дне том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Небесный один (Мф. 24:36; ср. прим.).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-19 дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши

Упомянув о том, что мир приходит и близится к гибели (ст. 17), Апостол теперь указывает наличность признаков близости наступления «последнего времени» (escath wra) мира, т. е. близости заключительной эпохи мира и второго пришествия Господа (ср. Иак 5:3, 8; 1Пет. 1:5; 1Пет. 4:7 и др.). Таким признаком Апостол называет явление антихриста, о anticristoV, даже многих антихристов, anticristoi, т. е. лжеучителей, ниспровергающих учение о Христе Спасителе и вместе все дело Христа, ст. 22-23; 1Ин 4:3; 2Ин. 1:7. Апостол свидетельствует, что о пришествии этих антихристов верующие уже ранее слышали - разумеется, из учения и предсказаний Самого Спасителя (Ин 5:43; Мф 24:24), а еще более из учения Ап. Павла о «противнике», o antikeimenoV, 2Сол 2:2-10. Вводя здесь новое название противников Христа и Его учения, Апостол различает антихриста, тожественного с «противником» (2Сол II), имеющего явиться пред пришествием Господа на последний суд и антихристов, т. е. лжеучителей, начавших появляться еще при апостолах, особенно же к концу апостольского века (Симон волхв, Керинф, николаиты, докеты и др.). Все они представители духа антихриста (1Ин 4:3), который имеет прийти в последнее время и действия которого (как «зверя», qhrion) Апостол Иоанн подробно изображает в Апокалипсисе (гл. XIII). Здесь же Апостол, предостерегая верующих от соблазнов со стороны лжеучителей, отмечает, что лжеучители прежде принадлежали к церкви, но затем отделились от нее, как не имевшие с нею внутренних связей. «Для чего же антихристы из учеников Господних? Для того чтобы иметь доверие обольщаемых, чтобы обольщаемые думали, что они, как из числа учеников, проповедуют учение по мыслям Учителя, а не совершенно против Его проповеди. Посему, говорит, от нас. Изыдоша, т. е. хотя были учениками, но отстали от истины и выдумали собственные хулы. Не беша от нас, т. е. из части спасаемых. Ибо в противном случае они остались бы в союзе с своими (блаж. Феофил.).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время

     Заговорив о мимолетности всего суетного и о вечности праведников, Апостол возвещает, что после всего совершенного Иисусом Христом настал последний период раскрытия домостроительства Божия на земле, и в лице разных многих еретиков видны уже признаки конца этого времени, после коего имеет совершиться второе пришествие Господне и суд. И Сам Иисус Христос также представляет кончину мира близкой, почему заповедал ожидать Его пришествия постоянно (Мф.24). В этом же смысле о кончине мира говорили и другие Апостолы: Судия стоит у дверей (Иак.5:9). Близок всему конец (1Петр.4:7); срвн.(1Фес.4:15-17). Так же говорили и их преемники. «Уже последние времена», – говорил святой Игнатий Богоносец, – «убоимся будущего гнева». Но ни в одном веке ожидание близкой кончины и второго пришествия Господня не было столь живо, как в первом веке (Флп.3:20); (1Кор.1:7). Некоторые христиане тогда смущались даже тем, что Христова пришествия долго нет (2Петр.3:3); а другие, напротив, когда открывалось отступление, начинали думать, что уже настал конец мира (2Фес.2:1-3). Учение Иоанна о последнем времени, как последнем периоде, в конце коего явится Антихрист, долженствующий иметь многих предшественников, открывает в истинном свете все христианское учение о сем. Антихрист в Откровении Иоанна совершенно отличается не только от всего множества других противников Христа, предшественников настоящего Антихриста, но и от ближайшего предтечи его, лжепророка (Откр.13:2; Откр.20:2-4). И Сам Иисус Христос выделяет Антихриста, как единого, который придет во имя свое (Ин.5:43). Таким образом, антихристы, о которых говорит Апостол в разбираемом месте послания, совершенно отличны от настоящего Антихриста и суть не более как его предшественники и слуги, как он и называет их далее, ближе определяя их свойства и учение (1Ин.4:3).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible