Скрыть
Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.

Святые отцы

Прочие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца

Иоанн ищет исповедания сердца, исповедания и словом, и делом, о котором говорил и апостол Павел: Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1Кор 12:3). Другими словами, никто не может, если не будет ему дарована благодать Святого Духа, служить Господу Иисусу Христу словом и делом.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 20-25 впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная

Чтобы после того, как апостол высказал предшествующее, кто-нибудь не подумал, что он усвояет знание этого только себе одному и потому хвалится им пред прочими верующими, он прилично прибавляет: и вы имеете помазание. Он как бы так говорит: но что я рассуждаю об этом с вами, как будто бы вы не знаете сего? нет, вы сами знаете это. Ибо при святом крещении вы приняли священное помазание, и чрез оное Святого Духа. Если же так, то знайте, что я написал вам об этом не как незнающим, но как знающим, что теперь последнее время, что сильно действуют антихристы, что все полны лжи. Так как умножилась ложь, то и сказал я, что появилось много антихристов. Ибо если Христос есть истина (Иоан. 14:6), и вы, познавшие Его, имеете истину в себе; то, очевидно, лжец, противящийся истине, то есть Христу, есть антихрист. А кто лжец? Тот, кто говорит, что Иисус не Христос. Так прескверный Симон пустословил, что Иной - Иисус, и Иной - Христос; Иисус - родившийся от Девы Марии, а Христос - нисшедший с неба на Иордан. Итак, кто соглашается с этой ложью, тот антихрист. Лжец же и антихрист и тот, кто отвергает Отца и Сына. Ибо иные еретики (из которых выродился проклятый Валентин) говорили, что Иной - Отец безымянный, и Иной - называемый Отцом Христа. Сии же самые отвергают и Сына, когда говорят, что Он простой человек, а не Бог по естеству, Бог от Бога. Поэтому апостол присовокупляет: всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца. Иудеи, например, отвергают Сына и присвояют себе знание Отца. Но пусть они знают, что они и Отца еще не познали; ибо если бы узнали Его, то узнали бы и Сына, потому что Он есть Отец и Сына Единородного. То же пустословили и единомышленники Симона. Таковы мнения еретиков. Но вы храните у себя то, что слышали от начала, именно, что Христос есть Бог; ибо это значат слова: в вас да пребывает. Если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце, то есть будете в общении с Ним. Ибо обетование Его таково: как Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Иоан. 17:21); и еще: да имеют жизнь вечную, сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа (Иоан. 17:3).

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)

всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать: а исповедаяй Сына, и Отца имать

Некоторые (и мало ли таких?), отметаяся Сына, думают, однако же, иметь Отца: некоторые даже (так, по крайней мере, говорят они) для того и отметаются Сына, чтобы иметь Отца. Да ведают же таковые все, что это невозможно, решительно невозможно: отметаяйся Сына, по тому самому - ни Отца имать!..

Хочется знать: почему так? Потому, что никтоже знает… Отца… токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Мф. 11; 27); но как Он откроет Отца тому, кто отметается Его Самого?.. Потому что никтоже может прийти ко Отцу, токмо Сыном (Ин. 6; 44); но как Сын поведет чрез Себя к Отцу, когда убегают от Него Самого?.. Потому, наконец, что Сын и Отец суть едино! (Ин. 10; 30).

Как же после сего жалка участь тех, кои всю жизнь проводят над тем, чтобы познать Отца без Сына!.. И не подобно ли это тому, как если бы кто усиливался познать солнце без лучей его, гром - без звука, им производимого, ветер - без движения воздуха?

Мысли о бессмертии

Иустин (Попович), прп. (†1979)

всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать: а исповедаяй Сына, и Отца имать

Не существует Бога без Троичности Божества. Кто не признает Христа Богом, тот нечестивец и безбожник. Знает Бога, знает все тот, кто признает Христа за Бога. И кто сделает это признание, тот верит в Троическое Божество, и Господь Христос как Сын Божий руководит всякого, кто Ему последует, к Небесному Отцу. Кто отрицает Сына, одновременно отрицает и Отца, потому что Отец есть Отец, поскольку имеет Сына. И Господь Христос всей Своей жизнью на земле ясно показывает, что все в Нем Божественно и все его особенности Божественны, Он Весь от Бога Отца и Весь в Нем. Поэтому и святой Иоанн Богослов благовествует: Всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать: а исповедаяй Сына, и Отца имать. Связь человека с Богом определяется в соответствии со связью, какую кто имеет со Христом. Поскольку не существует Бога без Христа ни на небе, ни на земле, ни под ней.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

См. также Толкование на 1Ин. 2:18

Иларий Арелатский, еп. (†449)

всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца

Всякий отвергающий Сына не имеет ни Отца, ни Сына, потому что иначе чем через Сына не идут к Отцу; и кроме как через Отца не идут к Сыну.

Трактат на семь Кафолических посланий

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца

Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца. Кто имеет ложное понятие о Сыне, тот имеет ложное понятие и об Отце. Кто не верует в Сына, тот не верует и в Отца: потому что Отец познается чрез Сына; и в Сыне мы видим Отца. Один единородный Сын – одного нерожденного Бога Отца. Сам единородный Сын Божий на вопрос иудеев: где Твой Отец? – отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего (Ин. 8:19). Также, когда Филипп спросил: Господи, покажи нам Отца? – Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? (Ин.14:9, 10).

Отселе понятно, что значат слова: а исповедующий Сына, имеет и Отца. Кто истинно познает Сына, тот истинно познает и Отца: ибо, по слову Господа, видевший Сына, видел Отца; истинно верующий в Сына, истинно верует и в Отца, истинно почитающий Сына истинно почитает и Отца; имеющий тесное благодатное общение с Сыном имеет оное и с Отцом, по обетованию Самого Сына Божия, говорящего: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14:23).

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца

«(Еретики) отвергают и Сына, когда говорят, что Он простой человек, а не Бог по естеству, Бог от Бога. Поэтому апостол присовокупляет: всякий отвергающий Сына не имеет и Отца. Иудеи, например, отвергают Сына и присвояют себе знание Отца. Но пусть они знают, что они и Отца еще не познали, ибо если бы узнали Его, то узнали бы и Сына, потому что Он есть Отец и Сына Единородного» (Феофилакт). Но нужна не только вера в Сына Божия и познание Его, как и Отца, но и исповедание Его, ибо только исповедующий Сына имеет и Отца. Исповедовать Сына Божия, или Иисуса Христа, значит не только внутренно веровать в Него, но и словом и делом свидетельствовать, что Он есть истинный Бог, Спаситель всех людей, и действовать и жить сообразно с верою в Него и с учением Его (ср. прим. к Мф. 10:32-33; Рим. 10:9-10; 1Тим. 6:12-13). Посему исповедующий Сына имеет в себе и Отца: Сын и Отец едино (ср. Ин. 10:30 и прим.).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 22-23 кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца

Упомянув в ст. 18 о появлении уже многих антихристов или лжеучителей, Апостол здесь указывает сущность их пагубного лжеучения со всеми вытекающими из него следствиями. Суть антихристианского учения, по Апостолу, заключается в отрицании того, что Иисус есть Мессия - Христос, пришедший для спасения людей. Всякий лжеучитель, отрицающий эту основную истину христианства, есть лжец (yeusthV) в преимущественном смысле, истинный антихрист, вместе с непризнанием Сына Божия, лишающий себя и всякого Богопознания: «всякий отвергающий Сына, не имеет и Отца» (23 ст.) - так как только из познания свойств и действия Сына можно узнать свойства и действия Бога Отца, по слову Самого Господа: видевый Мене виде Отца… Аз во Отце и Отец во Мне есть (Ин 14:9-10).

Так, бесспорно, что непризнание Сына затворяет путь к познанию и Отца. «Иудеи отвергают Сына и присвояют себе знание Отца. Но пусть они знают, что они и Отца еще не познали, ибо, если бы узнали Его, то узнали бы и Сына, потому что Он есть Отец и Сын Единородного» (блаж. Феофил.). Но для спасения нужна не только вера в Сына Божия и познание Его, как и Отца, но исповедание Его, т. е. свидетельствование словом и делом своей веры в Него (Мф 10:32-33; Рим 9-10; 1Тим. 6:12-13).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.22-23 Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца

     
Обращая, в частности, внимание христиан на лжеучение еретическое, Апостол указывает самое важное заблуждение, проповедовавшееся евионитом Керинфом и его последователями, отвергавшими Божество Иисуса Христа. Не входя в подробное опровержение этого заблуждения, не приводя библейских и других доказательств его ложности, Апостол смотрит на него со своей высоко-богословской точки зрения, с которой ясно открывается его нелепость. Имея в виду ясное учение Иисуса Христа о Его единосущии с Отцом (Ин.1:1); (1Ин.1:1-4), он говорит, что этого рода еретики отвергают и Отца, тогда как, напротив, кто исповедует Иисуса Христа, как Сына Божия, тот признает и Бога ОтцаВидевший Меня, видел Отца. Я в Отце и Отец во Мне, говорит Иисус Христос (Ин.14:9-10). Отсюда понятен переход Апостола к мысли о единении христиан с Самим Отцом (ст. 24), о чем так же было ясно высказано Самим Иисусом ХристомКак Ты, Отче во Мне, Я в Тебе так и они да будут в нас едино, говорил Он в так называемой первосвященнической молитве к Отцу (Ин.17:21).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О Миропомазании.

Ин.3:6. Для духовного возрождения человека и прощения его грехов Господь установил, кроме таинства крещения, в котором дается благодать Св. Духа, еще и возложение рук, замененное затем таинством миропомазания, сообщающим дары Св. Духа. Что крещение одно таинство, а возложение рук – другое, видно из многих мест Свящ. Писания: Деян.8:12-18;19:6; 2Кор.1:21-22; 1Ин.2:20-27 и др.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible