Скрыть
Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте

Все, кто с верою Его ожидает, когда Он придет, возрадуются; те же, кто не имеет веры, устыдятся, когда наступит то, чего они теперь не видят.

Трактат на 1-е послание Иоанна

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте

Поскольку ваше внутреннее существо учит Дух, вы не нуждаетесь во внешнем учительстве от людей. Помазание, о котором говорит святой Иоанн, мы можем понимать как любовь Божию, пролившуюся в наши сердца дарованным нам Духом Святым.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте

Порядок такой: как полученное вами от Него помазание пребывает в вас, то нет нужды, чтобы кто учил вас; но вам должно пребывать в том, чему оно научило вас.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Иустин (Попович), прп. (†1979)

Ст. 26-27 сия писах вам о льстящих вас. И вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем

Человек, который живет в истине, удостаивается дарования защититься и сохраниться от всех искушений, какие выступают против него. Истина сама по себе защищает человека, который, живя в ней, превращает ее в свою природу.

Истина сохраняет и всегда будет сохранять человека от всякой лжи и неправды.

Истинно слово Истины: И уразумеете истину, и истина свободит вы (Ин. 8:32) от всякого греха, от всякого зла, от всякого дьявола.

Если только истина вселится в нас, она нас наставит посредством святых добродетелей и будет пребывать в нас с помощью святых добродетелей и Божественных таинств. Нет сомнения, что “Святой” (Иисус Христос) живет в нас посредством Божественных добродетелей и таинств, которые преобразуют наши чувства, мысли и желания в святые. И посредством всех их “Святой” нас наставляет “во всем”, нас учит, что необходимо для благочестия и для вечной жизни в этом превременном мире. Святые вещи познаются святостью. “Святой”, Который полностью в святости, посредством ее учит нас всякой истине. Поэтому и святой Иоанн Богослов говорит: И вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем. (Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.)

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

См. также Толкование на 1Ин. 2:18

Андрей Монах (†?)

впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте

Не примешивайте ничего земного к елею помазания, которым вы были помазаны, и не одолеет вас дьявол.

Фрагменты

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте

Благовестник Христов опять обращает внимание верующих во Христа на тот великий дар Благодати, которым они обладают, т. е. на Помазание, внушая им уважение в сему дару, для того, чтобы тем тщательнее они берегли дар сей.

Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает; то помазание от Святого Духа, которое вы получили в день вашего возрождения в купели крещения, в вас пребывает, просвещая ваш ум познанием спасительных истин, утверждая вашу волю в исполнении заповедей Христовых и охраняя вас от пагубных обольщений со стороны помянутых антихристов или лжеучителей.

И вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас: но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно; то, чему оно научило вас, в том пребывайте. Это говорит Апостол, показывая, как важно то Помазание, которое они имеют, и как они должны высоко ценить сей дар и то ведение, которое вместе с ним получили. Как бы так говорит Иоанн: зачем вам допускать новых учителей, говорящих не то, чему научены вы? Зачем вам слушать их, когда вы научены истине? Вы не имеете нужды в новых учителях. По дару Помазания вы знаете все, что нужно вам знать для получения спасения, и все, что знаете вы по внушению Св. Духа и чрез полученные здравые наставления, есть чистая истина, и нет ничего в этом ложного, что бы нужно было изменять или исправлять.

Апостол написал послание не к одному лицу, а к верующим во Христа: потому слова его надобно понимать не по отношению к каждому члену Церкви, но по отношению к Христовой Церкви вообще, или обществу верующих во Христа. Вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, но самое сие помазание учит вас всему: этого не надобно относить порознь к каждому члену Церкви, в которой есть и дети, имеющие нужду в научении, есть и немощные, которые, по свойству немощей, имеют нужду во врачевании средствами примененного к недугам духовного назидания. Для этого в Церкви есть свои отцы, учители и воспитатели детей; свои врачи, для врачевания духовных болезней. Но Церковь Христова, насажденная Апостолами, при содействии Святого Духа, имеет столько спасительного ведения, что не имеет нужды в новых учителях, которые хотели бы учить чему-нибудь новому, несогласному с учением апостольским, хранимым в Церкви благодатью Святого Духа. Это учение есть истинно и неложно; истина его засвидетельствована и утверждена всеми теми доказательствами, на коих утверждается несомненная истина православной Веры христианской.

Апостол Иоанн, – свидетельствуя о важности Помазания, которое научает всему, что верующим необходимо знать для спасения, – для тех христиан, коим принадлежало его послание, сам служил очевидным доказательством истины предлагаемого учения: в нем ярко сиял свет помазания от Святого. Иоанн свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел (Откр. 1:2). Иоанн сам написал в конце своего Евангелия: Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его (Ин. 21:24).

Чему оно научило вас, в том пребывайте. Чему научила благодать Помазания сперва чрез святых Апостолов, и чему теперь учит чрез их преемников, пастырей и учителей, чему учит и каждого порознь чрез слово Божие и чрез спасительные таинства, при содействии благоговейной молитвы и при усердии к исполнению заповедей Христовых: в этом пребывайте; это учение апостольское и Божественное храните живою верою, оплодотворяйте вашим благочестием и добродетельною жизнью по заповедям Христовым. Будьте постоянны, тверды и непоколебимы в сей вере, в сем благочестии, в этой добродетельной жизни.

Апостол учит: помазание, которое вы получили от Него, Господа Спасителя, в вас пребывает; и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно; то, чему оно научило вас, в том пребывайте. Все это идет и к нам. Все мы, христиане, возрожденные в купели св. крещения, приняли помазание от Святого, будучи запечатлены благодатью Св. Духа, и наставлены истинам спасения чрез слово Божие, преданное нам св. Апостолами и преемниками их, пастырями и учителями. Это помазание не оставляет нас: благодать Св. Духа всегда присуща Христовой Церкви и действует чрез Слово Божие и чрез спасительные таинства; присуща и каждому члену Церкви, запечатленному печатью спасительных даров её. И мы, братия, не имеем нужды, чтобы кто учил нас чему-нибудь новому такому, что противно учению Христову. И чему научила нас св. Церковь, то мы должны помнить и соблюдать как неизменную истину, как учение Божеское, как великое и драгоценное сокровище.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте

Впрочем, помазание и проч.: выше (1Ин. 2:20), по поводу речи об антихристах, или лжеучителях, апостол кратко упомянул о присущем во всех верующих помазании от Святого; теперь снова, ведя речь об этих же обольстителях, он находит нужным сказать подробнее несколько и сильнее об этом великом даре благодати, который получили все верующие для правильного познания истин веры и охранения от лжеучения и лжеучителей. — В вас пребывает: полученное туне от Христа Его искупительною жертвою, при содействии Святого Духа, это помазание пребывает в вас как животворно действующее начало жизни христианской, просвещая ваше познание и ограждая от заблуждений. Вследствие этого вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, так как вы от помазания знаете все, что нужно вам знать для получения спасения и охранения от лжеучителей. Это не значит, что все верующие, все общество или вся Церковь не должны сами учиться и учить истинам веры теми способами и средствами, какими совершается обычно научение истинам веры. Апостол говорит о целой Церкви по ее сущности или идее в общем отношении к разумению ею веры Христовой и ее познания. Слова его нужно понимать не в отношении к каждому члену Церкви порознь, так как в ней есть и дети, имеющие нужду в научении, дети и по возрасту и по знанию, требующие наставления, вразумления, учения; есть немощные и не крепкие разумением и знанием, требующие духовного назидания, укрепления и наставления; есть нужды и потребности ведения и научения для отроков, для юношей, для детей, для отцов (1Ин. 2:12-14 и прим.). Для всего этого есть и должны быть в Церкви отцы, учители, воспитатели, врачи духовные. Но, в общем, в сущности Церковь Христова имеет столько спасительного ведения и столько спасительных средств познания веры, что может не иметь и не имеет никакой нужды ни в каком ином учении, ни в каких иных учителях, которые вздумали бы учить чему-либо другому, несогласному с учением апостольским, хранимым в Церкви, что-либо исправлять или изменять. — Самое сие помазание учит вас всему: как сила действующая и созидающая или, точнее, как источник сей силы. Понятие помазания очевидно олицетворяется, и действие приписывается действующему. Кратко сказать: научает верующих Дух Святой, символически изливающий на верующих дары Свои и, таким образом, научающий их всему и наставляющий их на всякую истину (ср. Ин. 15:15; Ин. 16:12-13 и прим.). Господь Сам сказал Своим ученикам, что Он сказал им все, то есть всю волю Божию, относительно того великого дела, ради которого Он пришел на землю, и обетованный Им Дух истины должен наставить их на всякую истину, или, что то же, — научить их всему. — И оно истинно и неложно: то есть само помазание истинно и неложно, равно как, конечно, и то учение, которому оно научает, — следовательно, истинен и неложен и Тот Утешитель Дух, Который дарует, или сообщает, это помазание верующим. — В том пребывайте: если оно научает всему, если оно истинно и неложно и, следовательно, учение его — Божественное учение, то в нем вы и пребывайте, то есть храните его в сердце вашем и оплодотворяйте его живою верою, будьте постоянны, тверды и непоколебимы в этом учении, не поддавайтесь никаким обольщениям и лжеучениям. «Итак, если вы твердо храните у себя Духа Святого, Которого вы приняли, то не имеете нужды, чтобы кто учил вас. Но как этот самый Дух научает вас всему, то в том и пребывайте, чему Он научил вас, ибо то, чему Он научил вас, истинно и неложно» (Феофилакт). Таким образом, то действие в отношении к верующим, которое в настоящем месте апостол называет помазанием, самопоучающее и утверждающее верующих, есть как творческое действие всей Пресвятой Троицы, ибо у Христа и апостолов оно приписывается и Отцу, и Сыну, и Святому Духу, как видно из приведенных слов в Евангелии от Иоанна и в рассматриваемом месте и что кратко и характерно изречено в следующих словах святого апостола Павла: утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (Отец), Который и запечатлел нас, и положил залог Духа в сердца наши (2Кор. 1:21-22). — Если же получившие помазание от Отца и Сына и Святого Духа — помазанники Божии, то не помазанные — не Божии, а антихристы. Итак: точнее (как и в славянском переводе) — и ныне, в это последнее время, когда много антихристов — обольстителей, или лжеучителей, явилось в мире (ст. 18), когда особенно нужно озаботиться об утверждении себя в учении, которое вы приняли в помазании, — пребывайте во Христе с Его учением и в исполнении заповедей Его, пребывайте в общении с Ним (ст. 24). — «Сказав о появлении антихристов и о том, что все их учение развращенно, и достаточно убедив (верующих) непреложно содержать то учение, которым они оглашены, апостол упоминает потом о назначенной за это награде, чтобы светлостию награды как бы еще более укрепить их, и говорит: пребывайте в Нем. Для чего? Для того, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение о Нем. Ибо что может быть славнее или желательнее дерзновения, то есть того, чтобы, когда мы будем открывать труды наши в настоящей жизни, могли это сделать с дерзновением, нисколько не стыдясь, в пришествие Его» (Феофилакт).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.

И вы помазание имате от Святого, и весте вся – и не требуете, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем.


Как понимать слова: весте вся, если незадолго пред этим сказано, что только отцы (но не дети и не юноши) познали Безначального? Если в Церкви все одинаково все знают, то в чем же преимущество отцев? Если оно состоит в том, что они познали Безначального, то не следует ли, что другие этого преимущества еще не имеют? Необходимо признать, что апостол, говоря: вы помазание имате, вы не требуете, да кто учит вы, разумеет в слове вы всю Церковь (поместную), а не каждого в отдельности члена ее (между членами ее были и дети). Церковь, действительно, знает все, потому что в ее составе есть знающие и способные других научить, есть незнающие, но готовые по мере возможности и восприимчивости научаться от знающих. Знание некоторых приписывается всем ради всеобщего неразрывного  единства;  о незнании некоторых умалчивается, –  оно заменится знанием, не извне приходящим,  но в Церкви пребывающим. Слова: не требуете, да кто учит вы - должно понимать в отношении к тем лжеучителям, которые оставили Церковь или никогда не были в ней. Они стремятся внести в Церковь свою лжеименную истину, свой лжеименный разум. От них и предостерегает св. апостол, когда говорит: вам не нужно (не требуете), чтобы кто-нибудь, подразумевается – со стороны приходящий, чуждый двора Христова, учил вас. Подобно сему и выше он предостерегал от антихристов, которые, по его словам, от нас изыдоша, но не беша от нас (1Ин2:19). Конечно, не своих учителей, а этих – пришлых и безбожных должно остерегаться членам Церкви Христовой. После этого под помазанием от Святого должно разуметь не помазание, свойственное каждому верующему в отдельности и подаваемое во втором таинстве (Миропомазание), но Духа Святого, пребывающего в Церкви и наставляющего ее пастырей – право править слово истины. Если бы разуметь здесь помазание, преподаваемое каждому в отдельности, то выходило бы, что оно уже всех научило и потому уже нет различия между детьми и отцами. Если же разуметь Духа, обитающего во всей целости Церкви, то понятно, что Он, уча всю Церковь, по отношению к отдельным членам ее разнообразит Свои дары, разделяет действия и служения (1Кор.12:4-11).

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 27-28 впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его

Возвращаясь к речи ст. 20, Апостол теперь подробнее говорит о животворной и просвещающей силе того благодатного помазания, того сообщения благодати Святого Духа, которое приняли христиане от Сына Божия. «Слова: вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас нужно понимать не в отношении к каждому члену Церкви порознь, так как в ней есть и дети, имеющие нужду в научении, дети и по возрасту и по знанию, требующие наставления, вразумления, учения… Для всего этого есть и должны быть в Церкви отцы, учители, воспитатели, врачи духовные. Но в общем, в сущности, Церковь Христова имеет столько спасительного ведения и столько спасительных средств познания веры, что может не иметь и не имеет никакой нужды ни в каком ином учении, ни в каких иных учителях, которые вздумали бы учить чему-либо другому, несогласному с учением апостольским, хранимым в Церкви» (еп. Михаил). Верующих научает Сам Дух Святой, изливающий на них дары Свои (Ин 15:15; Ин. 16:12-13). По существу своему помазание есть творческое действие всей Пресвятой Троицы, 2Кор. 1:21-22.

В ст. 28 Апостол указывает новое сильное побуждение для христиан непоколебимо пребывать в истине евангельского благовестия: ввиду близости «последнего времени» (ср. ст. 18), христиане должны всегда быть готовы предстать на суд Христов - так, чтобы … иметь дерзновение, и не постыдиться пред Ним в пришествие Его. Так, «сказав о появлении антихристов и о том, что все их учение развращенно, и достаточно убедив (верующих) непреложно содержать то учение, которым они оглашены, Апостол упоминает потом о назначенной за это награде, чтобы светлостью награды как бы еще более укрепить их… Ибо что может быть славнее или желательнее дерзновения, т. е. того, чтобы, когда мы будем открывать труды наши в настоящей жизни, могли это сделать с дерзновением, нисколько не стыдясь в пришествии Его» (Феофил.).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.24-27 Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Это я написал вам об обольщающих вас. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте 

     
Высказавши главное христианское учение о Божестве Иисуса Христа, Апостол потом раскрывает другой важный догмат, а именно – о жизни вечной, относительно которого, вероятно, также распространялись ложные толки, для устранения коих и решительного убеждения христиан Апостол опять ссылается на высшее свидетельство христианского духа и всего того, что было предано им прежде, т. е. посредством многоразличного устного первоначального просвещения, по силе коего они сделались близкими Сыну Божию и через Него Богу Отцу, а вместе Духу Божию, Который и наставляет христиан на всякую истину (Ин.3:8; Ин.16:13).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О Миропомазании.

Ин.3:6. Для духовного возрождения человека и прощения его грехов Господь установил, кроме таинства крещения, в котором дается благодать Св. Духа, еще и возложение рук, замененное затем таинством миропомазания, сообщающим дары Св. Духа. Что крещение одно таинство, а возложение рук – другое, видно из многих мест Свящ. Писания: Деян.8:12-18;19:6; 2Кор.1:21-22; 1Ин.2:20-27 и др.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О крещении и миропомазании.

Ин.7:38-39. Необходимо различать в учении Христа воду, как внешнее средство возрождения: Ин.3:5,23, от воды, составляющей духовную пищу: Ин.4:14 (см. объясн. сего стиха). Что первая необходима, читай Мк.1:9-10; Деян.8:36-38, а вторая – вода духовная дается Церковью Христовой чрез таинство миропомазания: 2Кор.1:21; 1Ин.2:20,27; Деян.2:38

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible