Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на 1-е послание Иоанна 2:19
Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то́ открылось, что не все наши.
Святые отцы
- Киприан Карфагенский, сщмч. (†258)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Иустин (Попович), прп. (†1979)
Прочие
- Климент Александрийский, пресв. (†215)
- Экумений (†VIв.)
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Киприан Карфагенский, сщмч. (†258)
они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши; то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши
Отсюда очевидно, что противники Господу и антихристы - это все те, кто (пусть станет известно!) отошел от любви, а также и от единства вселенской Церкви.
Августин Аврелий, блж. (†430)
они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши; то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши
Людям представляется, что все те из них, которые являются добрыми и верными, должны получить [способность] претерпевать до конца. Но Бог судил, что лучше смешать некоторых из тех, кто не будет способен претерпеть, с определенным количеством Своих святых, так что все те, кому не гарантирована безопасность в искушениях этой жизни, не могут быть спокойны.
О терпении
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши; то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши
Воззрим, ударяя себя в грудь, и услышим со скорбью в сердце слово апостола: они вышли от нас. Но он тут же предлагает нам слово утешения, прибавляя: но не были наши. То есть он утверждает, что те, кто не против Христа, никоим образом не могли отпасть; кто не против Христа, припадает к Его телу. Есть некоторые в теле Господа, которые еще только исцеляются и достигнут совершенного здоровья лишь в воскресении мертвых. Но также есть в нем люди, подобные злым опухолям: когда такие опухоли удалят, тело исцеляется. Также и отпадение этих злых людей от Церкви есть благо для нее.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши; то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши
Упомянув об антихристах, присовокупляет о том, откуда они, и говорит: они от нас. Присовокупляет это, нисколько не мешая ясности речи. Он как бы сам себя спросил: откуда эти антихристы? и ответил: они от нас. Так следовало бы сделать, но он поступил не так, быть может, для того, чтобы слитностью речи показать неприятность, возбуждаемую ими. Для чего же антихристы из учеников Господних? Для того, чтобы иметь доверие от обольщаемых, чтобы обольщаемые думали, что они, как из числа учеников, проповедуют учение по мыслям Учителя, а не совершенно противны Его проповеди. Посему, говорит, вышли от нас, то есть хотя были учениками, но отстали от истины и выдумали собственные хулы. Не были наши, то есть из части спасаемых. Ибо в противном случае они остались бы в союзе со своими. Теперь же они вышли от нас, чтобы сделалось явным, что они совершенно стали чужды нам. Есть между ними и такие, которые и не от нас, но к которым присоединились вышедшие от нас. Ради них-то апостол и сказал: не все от нас.
Иустин (Попович), прп. (†1979)
от нас изыдоша, но не беша от нас: аще бы от нас были, пребыли убо быша с нами; но да явятся, яко не суть вси от нас
Христианами становятся и остаются христианами по своей свободной воле, и эта свободная воля является свободной, потому что всегда имеет силу и право выбрать между хорошим и плохим, между истиной и ложью, любовью и ненавистью, между Богом и дьяволом, между Христом и антихристом. Христиане, которые отступают от Христа, показывают, что от помощи Божественных таинств и святых добродетелей они не получили пользы, не утвердились, не укрепились во Христе, и так случилось, потому что они это избрали по своей свободной воле. Верные христиане утверждаются во Христе, сочленяются с телом Богочеловека – Церковью, соединяются с Богом, являются “сожителями святым и присными Богу” (Еф. 2:19) со всеми святыми (Еф. 3:18), они сочленены между собой, как члены одного тела Христова, и хотя их много, в них “едино тело есть”, поскольку яко един хлеб, едино тело есмы мнози: вси бо от единаго хлеба причащаемся (1Кор. 10:17), поскольку отступники от Христа не беша от нас: аще бы от нас были, пребыли убо быша с нами.
Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.
См. также Толкование на 1Ин. 2:18
Климент Александрийский, пресв. (†215)
Довольно явственно апостол различает род избранных и погибельных; и то, что в вере пребывает, имеете помазание от Святаго, которое бывает по вере; кто же не пребывает в вере, лжец есть и антихрист, который сказано, отвергает, что Иисус есть Христос. Ибо Иисус – Спаситель и Избавитель, и Христос – Царь.
Экумений (†VIв.)
они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши; то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши
Я считаю, что [апостол], как бы спросив себя: а откуда взялись эти антихристы? - прибавил затем: они вышли от нас. Так следовало бы сказать, но он пишет иначе, несколько сбивчиво, вероятно, из-за охватившего его волнения при словах о мерзостях, касающихся этих людей. Но для чего им потребовалось принадлежать к числу учеников Господа? Для того, чтобы им, как принадлежащим к числу учеников и проповедующим в соответствии с волей Учителя, а не как слывущим повсюду противникам [Христовой] проповеди, было легко внушить доверие колеблющимся. Поэтому-то они и были среди учеников. Они вышли от нас, говорит [апостол]. Ибо, сделавшись учениками, они уклонились от истины и измыслили собственные богохульства.
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
К иудеям и еретикам, хулящим Крест Христов, присоединились и раскольники, которые недавно вышли от нас, но не были наши (1Ин.2:19). Воистину, тяжкая и нестерпимая болезнь – терпеть от своих. И, как говорит общеизвестная поговорка, не так болезненно орлу, пронзенному стрелой, смотреть на железо и древо пронзающей его стрелы, как на орлиные перья, привязанные к стреле. Но и в страданиях Христа тяжелее было предательство Своего ученика, чем распинание от чужих. Поэтому и от вас, друзья (если можно так вас называть), Церковь Христова терпит более горькое уязвление, как от своих, недавно ставших чужими, чем от еретиков, не имеющих общения с Церковью Христовой.
Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)
Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши
Они вышли от нас; но не были наши. Они были прежде с нами в Церкви; исповедовали ту же православную веру; участвовали в тех же спасительных таинствах; были по-видимому членами одного и того же тела Церкви Христовой: но они не были истинными членами святой Церкви; не были из числа призванным по Его изволению. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего (Рим. 8:28, 29). Не были из числа тех верных овец Христова стада, о коих Господь сказал: знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей (Ин. 10:27, 28). Потому Апостол и говорит: но не были наши. Таков был Симон волхв, которого крестил апостол Филипп (Деян. 8:9-25); Николай, поставленный Апостолами во диакона (Деян. 6:5); Именей и Филит, бывшие в обществе христиан (Тим. 2:17, 18), и Керинф, прежде принадлежавший по-видимому к числу верных.
Ибо если бы они были наши, то остались бы с нами. Если бы они, по предуведению и предопределению Божию, принадлежали к истинным членам Христовой церкви, то они пребыли бы в числе верных; никакое искушение, никакой соблазн не поколебал бы их в истинной вере; а если бы, по немощи, временно и пали, опять чрез искреннее раскаяние восстали бы. Верен Бог, учит Павел, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1Кор. 10:13). Но как еретики не были пшеницею, предназначенною для вечной житницы, а были плевелами среди пшеницы, потому ветер искушений и вынес их за пределы гумна Христова, вон из Церкви православной.
Но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши. Они отделились от Церкви Христовой прежде предопределенного разделения праведников и грешников на последнем суде Христовом, когда домовладыка Христос соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым (Мф. 3:12). Они вышли от нас: это допущено для того, чтобы открылось, что не все видимые христиане суть истинные христиане, не все исповедующие православную веру и приступающие к спасительным таинствам суть здравые члены тела Церкви Христовой; некоторые, по слову евангельской притчи, временем веруют, а во время искушения отпадают (Лук. 8:13) и никогда более не возвращаются в недра святой Церкви. Этот страшный жребий особенно принадлежит еретикам, отпадшим от православной веры и упорно остающимся в неверии или лжеверии (Евр. 6:4-8).
И чрез то открылось, что не все наши. Для чего же это нужно было? Для чего, по устроению Божеского промысла, из среды верующих открываются неверующие и лжеучители? Для того, чтобы верные члены Христовой Церкви знали, кого им надобно остерегаться, чтобы незаметным образом не впасть в сети их нечестия. Также и для того, чтобы верные, зная, что не все, видимо пребывающие в Церкви, принадлежат к числу избранных и предопределенных к получению вечной жизни (Мф. 7:22, 23), питали в себе дух смирения, и, неусыпно бодрствуя, со страхом соделывали свое спасение, дабы за свое нерадение и беспечность не подвергнуться тяжкому искушению и не лишиться части избранных.
Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши; то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши
Они вышли от нас и проч.: апостол ведет речь, главным образом, об антихристах, а не о главном антихристе; о последнем у него собственно вводное, а не главное, предложение, как бы присовокупление для пояснения главного предложения об антихристах, у которых антихристианский дух уже выразился в апостольское время. Этими антихристами, как видно из связи речи, в изображении апостольском называются появившиеся во время апостолов лжеучители, которых в общем теперь и характеризует апостол. Они вышли от нас, то есть они прежде были с нами в Церкви, значит — исповедовали ту же православную веру, участвовали в тех же церковных таинствах, были членами одного и того же таинственного тела Церкви Христовой, значит — были не иудеи, не язычники по вере, а христиане. — Но они не были наши: таким образом, они только внешне принадлежали к Церкви, внутренно же не были в ней, а вне ее. Может быть, они мнили, что внутренно принадлежат к телу церковному, как это бывает со лжеучителями, но обманывали этим себя, что и оказалось в том, что они вышли из нее, то есть что Церковь не приняла их в себя, а отвергла, или извергла. Если бы они истинно принадлежали к Церкви, то они пребыли бы непременно верными Церкви; никакое падение, никакой соблазн, никакое искушение не поколебали бы их в вере и привязанности к Церкви, и если бы они пали немощию, то восстали бы силою. Но они вышли: отделились от Церкви, и так отделились, что восстали против Христа и стали антихристами, что свидетельствует о противоборстве их Христу и Церкви, и, таким образом, оказались, что не все наши, не все видимые христиане суть истинные христиане, есть люди, которые из чтителей Христа стали антихристами. «Откуда эти антихристы? Они от нас… Для чего же антихристы из учеников Господних? Для того, чтобы иметь доверие от обольщаемых, чтобы обольщаемые думали, что они, как из числа учеников, проповедуют учение по мыслям учителя, а не совершенно противны Его проповеди. Посему говорит — от нас. Вышли, то есть хотя были учениками, но отстали от истины и выдумали свои хулы. Не были наши: то есть из числа спасаемых. Ибо в противном случае они остались бы в союзе со своими. Теперь же они сделали это, дабы открылось, то есть чтобы сделалось ясным, что они совершенно стали чужды нам. Есть между ними и такие, которые и не от нас, но к которым присоединились вышедшие от нас. Ради их-то я и сказал, что не все наши» (Феофилакт). Как так и почему так? Видно, что, по предызбранию и по предуведению Божию, лжеучители, о коих говорит апостол, не были, выражаясь образно, пшеницею, предназначенною для вечной житницы, а были плевелами посреди пшеницы, которые всеял диавол на ниве Христовой; потому ветер, или вихрь, искушений и вынес их за пределы гумна Христова вон из Церкви (ср. Мф. 13:36-47 и прим.).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 18-19 дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши
Упомянув о том, что мир приходит и близится к гибели (ст. 17), Апостол теперь указывает наличность признаков близости наступления «последнего времени» (escath wra) мира, т. е. близости заключительной эпохи мира и второго пришествия Господа (ср. Иак 5:3, 8; 1Пет. 1:5; 1Пет. 4:7 и др.). Таким признаком Апостол называет явление антихриста, о anticristoV, даже многих антихристов, anticristoi, т. е. лжеучителей, ниспровергающих учение о Христе Спасителе и вместе все дело Христа, ст. 22-23; 1Ин 4:3; 2Ин. 1:7. Апостол свидетельствует, что о пришествии этих антихристов верующие уже ранее слышали - разумеется, из учения и предсказаний Самого Спасителя (Ин 5:43; Мф 24:24), а еще более из учения Ап. Павла о «противнике», o antikeimenoV, 2Сол 2:2-10. Вводя здесь новое название противников Христа и Его учения, Апостол различает антихриста, тожественного с «противником» (2Сол II), имеющего явиться пред пришествием Господа на последний суд и антихристов, т. е. лжеучителей, начавших появляться еще при апостолах, особенно же к концу апостольского века (Симон волхв, Керинф, николаиты, докеты и др.). Все они представители духа антихриста (1Ин 4:3), который имеет прийти в последнее время и действия которого (как «зверя», qhrion) Апостол Иоанн подробно изображает в Апокалипсисе (гл. XIII). Здесь же Апостол, предостерегая верующих от соблазнов со стороны лжеучителей, отмечает, что лжеучители прежде принадлежали к церкви, но затем отделились от нее, как не имевшие с нею внутренних связей. «Для чего же антихристы из учеников Господних? Для того чтобы иметь доверие обольщаемых, чтобы обольщаемые думали, что они, как из числа учеников, проповедуют учение по мыслям Учителя, а не совершенно против Его проповеди. Посему, говорит, от нас. Изыдоша, т. е. хотя были учениками, но отстали от истины и выдумали собственные хулы. Не беша от нас, т. е. из части спасаемых. Ибо в противном случае они остались бы в союзе с своими (блаж. Феофил.).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Отличая еретиков – антихристов от Антихриста, который придет в свое имя и будет не из числа христиан
(2Фес.2:1-12), Апостол говорит, что они вышли из числа христиан, но не были ими на деле, потому что в таком случае невозможно было бы их отпадение. Мы знаем, что Апостол Иоанн разумел под «своими», в полном смысле, только тех, кои вместе с принадлежностью к Церкви и верою – имели и любовь, а таковые и действительно не могут быть противниками Христу, возлюбившему всех и предавшему Себя за всех. «Не можете Богу служить и мамоне», говорил Сам Иисус Христос (Мф.6:24).
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Священники нам не нужны, так как, по слову апостола (1Ин.2:20), мы «знаем все».
Ответ:
Под словом «вы» (1Ин.2:20) апостол разумеет не каждого в отдельности христианина, а всю Церковь Христову, в которой пребывает Дух истины (Ин.16:13, Ин.14:16), поэтому она не нуждается (1Ин.2:27) в каких-либо посторонних учителях и в новых откровениях (1Тим.3:15) и «знает все», что необходимо верующим для спасения, для того, чтобы они могли отличить истину от лжи и не были обольщены лжеучителями. В Церкви есть Господом поставленные пастыри и учителя (Еф.4:11-15, 1Кор.12:28), и есть пасомые различных степеней духовных совершенств и качеств: есть «совершенные», есть «младенцы», несведущие в слове правды, которых нужно учить первым началам слова Божия (Евр.5:12-14, 1Ин.2:13-14 – «отроки», – «юноши», – «отцы»). Понимать данное место (1Ин.2:20) по-сектантски, будто каждому христианину дано уже от Бога познание истины, нет никаких оснований.
«После того, как апостол высказал предшествующее (1Ин.2:19, о появлении антихристов из числа христиан)», – объясняет блаженный Феофилакт, – «чтобы кто-нибудь не подумал, что он присваивает знание это только себе одному и потому хвалится перед прочими верующими, он прилично прибавляет: и «вы имеете помазание». Он как бы так говорит: но что я рассуждаю об этом с вами, как будто бы вы не знаете сего? нет, вы сами знаете это, ибо при святом крещении вы приняли священное помазание и через оное – Божественного Духа. Если же так, то знайте, что я написал вам об этом не как незнающим, но как знающим, что последнее время сильно действуют антихристы, что все полны лжи».(*)
Если сектанты «знают все», то зачем они имеют библейские институты, семинарии, миссионерские школы, устраивают миссионерские курсы, нанимают проповедников-миссионеров, издают книги, журналы и обращаются в редакции последних за объяснениями мест Священного Писания и за разрешением других вопросов?
----------------------------------------------------------------------------------------
* - Толкования на Собор. посл. 1906 г., стр. 125.