Uusi testamentti: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на 1-е послание Иоанна 2:21
Ma ei kirjutanud teile sellepärast, et te tõde ei tea, vaid et te teate seda ning et ühtegi valet ei tule tõe seest.
Святые отцы
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Иустин (Попович), прп. (†1979)
Прочие
- Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Августин Аврелий, блж. (†430)
я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины
Не то, стало быть, ложь, когда молчанием скрывают истину, а то, когда, говоря, высказывают неправду.
Против лжи
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины
Вы знаете истину веры и жизни, потому что научены через помазание Духа, и вы не нуждаетесь в том, чтобы вас учили чему-либо; стойте лишь в том, что уже приняли. Нас предупреждали о том, как распознать антихриста. Христос говорил: Я есмь истина (Ин 14:6). Следовательно, и всякий лжец не от Христа.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 20-25 впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная
Чтобы после того, как апостол высказал предшествующее, кто-нибудь не подумал, что он усвояет знание этого только себе одному и потому хвалится им пред прочими верующими, он прилично прибавляет: и вы имеете помазание. Он как бы так говорит: но что я рассуждаю об этом с вами, как будто бы вы не знаете сего? нет, вы сами знаете это. Ибо при святом крещении вы приняли священное помазание, и чрез оное Святого Духа. Если же так, то знайте, что я написал вам об этом не как незнающим, но как знающим, что теперь последнее время, что сильно действуют антихристы, что все полны лжи. Так как умножилась ложь, то и сказал я, что появилось много антихристов. Ибо если Христос есть истина (Иоан. 14:6), и вы, познавшие Его, имеете истину в себе; то, очевидно, лжец, противящийся истине, то есть Христу, есть антихрист. А кто лжец? Тот, кто говорит, что Иисус не Христос. Так прескверный Симон пустословил, что Иной - Иисус, и Иной - Христос; Иисус - родившийся от Девы Марии, а Христос - нисшедший с неба на Иордан. Итак, кто соглашается с этой ложью, тот антихрист. Лжец же и антихрист и тот, кто отвергает Отца и Сына. Ибо иные еретики (из которых выродился проклятый Валентин) говорили, что Иной - Отец безымянный, и Иной - называемый Отцом Христа. Сии же самые отвергают и Сына, когда говорят, что Он простой человек, а не Бог по естеству, Бог от Бога. Поэтому апостол присовокупляет: всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца. Иудеи, например, отвергают Сына и присвояют себе знание Отца. Но пусть они знают, что они и Отца еще не познали; ибо если бы узнали Его, то узнали бы и Сына, потому что Он есть Отец и Сына Единородного. То же пустословили и единомышленники Симона. Таковы мнения еретиков. Но вы храните у себя то, что слышали от начала, именно, что Христос есть Бог; ибо это значат слова: в вас да пребывает. Если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце, то есть будете в общении с Ним. Ибо обетование Его таково: как Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Иоан. 17:21); и еще: да имеют жизнь вечную, сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа (Иоан. 17:3).
Иустин (Попович), прп. (†1979)
я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины
Они с величайшей точностью и четкостью знают, что не существует никакой связи и “причастия” (в смысле единства) между светом и тьмой, Богом и дьяволом, истиной и ложью, благом и злом. Поэтому святой тайнозритель благовествует: Не писах вам, яко не весте истины, но яко весте ю, и яко всяка лжа от истины несть. (Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины.)
Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.
См. также Толкование на 1Ин. 2:18
Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)
Ст. 20-21 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины
Так св. Иоанн, показывая причину, почему пишет не пространнее, а предлагает только краткие наставления, говорит, что пишет к знающим истину, которым не нужно подробно раскрывать ее. Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Вы истинные христиане, помазанные Духом Святым, Которым вы запечатлены в день искупления (Еф. 4:30), вы участвуете в дарах Св. Духа. Силою сего помазания вы знаете все, что нужно знать для получения спасения, для того, чтобы спасительные истины отличать от заблуждения и обмана; чтобы всегда вам хранить истинную веру и удаляться всякого лжеучения и пагубного греха.
В понятии помазания Апостол соединяет и понятие о действии Святого Духа, которым все верующие помазуются в таинстве миропомазания, и то ведение, которое верующие приобрели уже и приобретают при помощи слова Божия и устных христианских наставлений (ст. 24), и, пребывая в Церкви, должны всегда хранить, вспомоществуемые благодатью Святого Духа.
Поэтому Апостол, предполагая в христианах помазание Духом Святым, по заслугам Христа Спасителя, говорит далее: я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины. Я написал вам не с тем, чтобы предложить вам подробное учение об истинах правой веры, как бы доныне вы не знали сего учения; нет, я написал это потому, что вы, имея помазание от Святого, знаете это учение истины, равно как знаете и то, что всякая ложь, или всякое ложное учение, какое стали распространять лжеучители, не происходит от истинной веры, из недр святой Церкви, которой Глава есть Иисус Христос; но я только напоминаю вам, как знающим истинное учение, остерегаться лжеучителей.
Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины
Я написал вам: «Он как бы так говорит: но что я рассуждаю об этом с вами, как будто бы вы не знаете сего? Нет, вы сами знаете это. Ибо при святом крещении вы приняли помазание и чрез оное Божественного Духа. Если же так, то знайте, что я написал вам об этом не как не знающим, но как знающим» (Феофилакт). Я написал вам (ср. 1Ин. 2:14 и прим.) об антихристах, обольстителях, или лжеучителях (ср. ст. 1Ин. 2:26), не для того, чтобы предложить вам подробное учение об истинах правой веры и спорить со лжеучителями, как бы вы не знали истинного учения; нет, вы знаете его по дарованию духовному от Святого Духа, но я только утверждаю то, что вы получили в духовном помазании и что вы знаете, равно как и то (знаете), что всякая ложь не от истины. Не о погрешности в учении речь, а о лжи, сознательном обманном лжеучении, которое есть совершенная противоположность истине. Господь Сам прямо указал, где источник лжи и кто виновник лжи, или отец лжи (ср. Ин. 8:44 и прим.): истина от Бога, так как Бог есть истина, ложь же от диавола, который, не устояв в истине, стал отцом лжи.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 20-21 впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины
Апостол не считает необходимым подробное раскрытие об антихристах или лжеучителях: как христиане читатели послания обладают ясным сознанием истины из непогрешительного источника - от Божественного дара помазания от Святого (crisma apo toϋ Agiou, т. е. Иисуса Христа, ср. ст. 27), преподающего всем верующим дары Святого Духа через особое видимое действие (2Кор. 1:21; Еф 4:30), дополняющее крещение (Деян 8:14-17; 10:47-48). Апостол пишет не для научения новому, а для напоминания и утверждения читателей в известном им с первых дней их христианского бытия. Помазание, благодать Святого Духа, дарованная христианину вслед за крещением, в миропомазании, дает христианину верный принцип для распознания христианской истины от ее искажения; конечно, христиане, в силу благодати помазания называемые «царями и священниками Богу» (Откр 1:6), знают «все» (panta) не в абсолютном, а в ограничительном смысле: знают истину благовестия Евангельского, истину дела спасения, совершенного Христом Спасителем, Сыном Божиим.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
В указании цели послания содержится та же мысль о внутреннем самосвидетельстве христиан об истине; но Апостол выставляет ее для того, чтобы показать, что истинные христиане не могут не пребывать в том учении, которое они приняли от начала, как истинное, почему вскоре потом Апостол прямо убеждает христиан пребывать в принятом ими учении (см. стихи 24 и особенно 27, где воспроизводится мысль 20-го стиха).
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Ин.3:6. Для духовного возрождения человека и прощения его грехов Господь установил, кроме таинства крещения, в котором дается благодать Св. Духа, еще и возложение рук, замененное затем таинством миропомазания, сообщающим дары Св. Духа. Что крещение одно таинство, а возложение рук – другое, видно из многих мест Свящ. Писания: Деян.8:12-18;19:6; 2Кор.1:21-22; 1Ин.2:20-27 и др.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими