Немало споров идёт вокруг восточной медицины. Кто-то уверяет, что она помогает, а кто-то говорит, что это чуть ли не шарлатанство. Как православным верующим относиться к восточным практикам? Можно ли заниматься йогой после травм или в оздоровительных целях? Подходит ли иглорефлексотерапия детям? С этими вопросами мы обратились к протоиерею Сергию Филимонову, председателю Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), профессору, доктору медицинских наук.
— Наиболее известны китайская, тибетская, корейская, индийская (аюрведическая) и японские практики, которые объединяются термином «восточная медицина». Есть мнение представителей Церкви, что абсолютно все восточные методы лечения нельзя использовать христианину. Можно ли так категорично говорить?
— Нельзя смешивать японскую, китайскую, корейскую, аюрведическую медицину в одно понятие «восточная медицинская практика», так как практики в разных странах существенно отличаются. Это всё равно что смешивать терапию, хирургию, офтальмологию, отоларингологию и флебологию. Каждая практика должна оцениваться и рассматриваться конкретно. У каждой методики есть положительные и отрицательные стороны с точки зрения медицины, а также вещи, которые совпадают и не совпадают с православным вероучением.
Христианину можно прибегать к тому или иному восточному методу, если метод имеет фундаментальную научную медицинскую основу и не противоречит православному вероучению. Огульно отметать все ветви восточной медицины было бы неправильно. Христианин может лечиться, и многие христиане лечатся некоторыми подобными методами и получают выздоровление.
— Можно ли коротко рассказать об основах некоторых восточных практик?
— В китайской медицине заболевания рассматриваются с точки зрения инь и ян — преобладания мужского и женского начала в организме человека, выделяются разные энергетические каналы, которые связаны с представлениями китайцев об окружающем мире — с огнём, землёй, водой, воздухом, то есть стихиями, которые влияют на человека. Частично этот подход пересекается с западными понятиями фенотипа и генотипа. Часто фенотип связан с изменениями окружающей среды, которые приводят к мутации генов. Сегодня уже доказано, что со временем у человека мутировало, то есть видоизменилось около 500 генов, которые адаптируют его к окружающей среде. Причиной тому — климат и иные географические, то есть внешние условия.
Аюрведическая медицина базируется на других принципах.
Тибетская медицина широко известна у нас, она описана еще Петром Александровичем (Жамсараном) Бадмаевым (1851–1920). Он подробно изучил тибетскую медицину, написал о ней несколько книг и применял в своей лечебнице в Санкт-Петербурге. После смерти его дело продолжили его ученики. Бадмаев подробно изучил, как применять тибетские основы врачевания, как помогают различные порошки, травы, собранные в определённое время года. Надо сказать, что это лечение было достаточно эффективным. Кстати, Пётр Бадмаев, если внимательно почитать его терапевтические книги, тщательно соотносит лечение человека с теми внешними условиями, в которых он находится. Это в точности совпадает со взглядами древнегреческого врача Гиппократа. Поэтому разные направления восточной медицины имеют разные представления и объединять их некорректно. Так, мы можем говорить, например, о французской, немецкой, российской школе хирургии, но если мы все смешаем в некую «западную хирургию», то это определение снивелирует особенности конкретных хирургических школ.
— Иногда говорят: лечили-лечили, ничего не помогло, а вот восточная медицина подействовала. Когда уместно прибегать к подобным практикам?
— Не следует пациенту использовать методы восточной медицины, не скорректировав их со своим лечащим врачом. Среди врачей, воспитанных на западных традициях (к ним относится много российских медиков), есть и те, которые принимают методы восточного лечения. В некоторых случаях эти методы могут принести пользу больному, а в некоторых навредить. Но известно, что любой метод лечения носит комбинированный характер.
Когда мы используем разные методы, в сочетании они дают максимально положительный эффект. Доктор смотрит, как конкретно помочь человеку, в зависимости от того, как протекает его заболевание. В лечении подход индивидуальный, и неправильно огульно говорить о тех или иных методах, не согласовывая их с врачом. Например, при вялотекущих хронических заболеваниях, которые трудно поддаются естественной терапии, может быть применена гомеопатия (западный метод) или иглорефлексотерапия, акупунктура (восточный метод). Ряд хронических заболеваний, особенно нервной системы могут быть излечены путём применения той или иной восточной медицинской практики. При травмах крупных суставов, повреждении связок возможно выделение синовиальной жидкости в суставные сумки. Для уменьшения объёма синовиальной жидкости можно произвести пункцию сустава. Но можно использовать и метод цзю-терапии (тибетская медицина): при прогревании активных точек полынными сигарами происходит активный отток жидкости из сустава, выздоровление суставной сумки, снятие воспаления.
Головные боли, даже мигрени снимаются с помощью аурикулотерапии (от латинского auricula — ушко, ушная раковина) — это микроиглотерапия, один из видов иглорефлексотерапии. Воздействием на ушную раковину можно скорректировать разные состояния, возникшие вследствие повышения или понижения артериального давления. Во многих лечебных учреждениях санаторно-курортного типа врачи используют какие-то восточные наработки в комбинации с обычной физиотерапией, мануальной терапией, медикаментозным лечением и фитотерапией. Многое хорошо, но только под наблюдением лечащего врача. Заниматься всяческими профилактическими оздоровлениями бесконтрольно, не согласуя со своим врачом, ошибочно, поскольку эти хорошие и эффективные методики могут принести, наоборот, большой вред. К тому же такой опыт дискредитирует восточные методики, их суть и полезность.
— Иглорефлексотерапия основана именно на китайских техниках лечения? Можно ли, на Ваш взгляд, православным лечиться этим методом?
— Православному человеку можно применять методы иглотерапии, если при этом не читаются мантры и не совершаются духовные техники. Методика иглотерапии по китайским представлениям основана на прохождении через тело человека энергетических каналов. В течение тысячелетий китайцы установили, что есть определённые точки на этих каналах, при воздействии на которые получается терапевтический эффект. Накопление знаний об этих точках происходило эмпирически, например, крестьянин ударил себя мотыгой по ноге в определённое место, и у него прошла головная боль. Будучи наблюдательными людьми, китайцы фиксировали те или иные точки, воздействие на которые производило определённый эффект при разных состояниях и заболеваниях. Китайцы также выяснили в свое время, что воздействие инфракрасным излучением (теплом) и разными металлами имеет различный ответ. Это соответствует современным представлениям о многообразии потенциалов металлов. Так используются платиновые, железные, серебряные и другие иглы в зависимости от того, какой необходим эффект и в какой точке. Это целая медицинская наука, которая развивалась в течение долгого времени.
— В Советское время тоже ученые изучали разные ветви восточной медицины?
— В 60-е годы прошлого века в некоторых терапевтических клиниках, в частности, в школе профессора В. Г. Вогралика изучались различные биологически активные точки (БАТ) на поверхности тела. В книгах Вадима Габриэлевича Вогралика мы можем найти точки для воздействия стальными иглами при разных заболеваниях. Современные методы диагностики подвели научную основу под китайские представления о БАТ. Оказалось, что эти точки находятся на пересечении нервных сплетений, где образуется более плотные пучки нервных окончаний, при воздействии на которые можно получить соответствующую реакцию того или иного нерва. Например, в барабанной полости есть место пересечения ответвления многих нервов, в частности, вагуса (блуждающего нерва), глоссофарингеуса (глотоязычного нерва) и др. — так называемый промонториум. При воздействии на него можно избавить человека от ушного шума или локализовать определённые патологические процессы в среднем ухе. А под кожей в разных местах — на кисти, на спине, на груди, на голове — находятся определённые точки, определённое воздействие на которые производит соответствующий эффект. Например, даже простое давление пальцем на точку у основания корня носа повышает артериальное давление во время обморока и просто при гипотонии. И наоборот, пальцевое воздействие на определенную зону ушной раковины, крепкое сжатие мочки уха понижает высокое артериальное давление. Это все связано с рефлексами. В офтальмологии есть, например, рефлекс Ашнера: при надавливании на глазные яблоки возникает давление на дугу блуждающего нерва, что рефлекторно понижает частоту сердечных сокращений и развивает брадикардию.
С появлением новых способов использования разных видов излучений (лазерного, инфракрасного, светового, террагерцевого) у нас в стране начала активно развиваться иглорефлексотерапия. Причем не только в классическом варианте, но и с использованием терапевтических лазеров с разной длиной волны. Исследования в этой области подтверждают, каким образом воздействие волн той или иной длины на ту или иную БАТ дает вполне определённый положительный или отрицательный результат. Знания, накопленные иглорефлексотерапевтами Китая, сегодня модернизированы западными учёными и врачами. Лазерная акупунктура имеет большой плюс: при ней не применяются иглы, которые требуют стерилизации для профилактики вирусного гепатита и СПИДа, энергетическое воздействие на ту или иную точку происходит бесконтактно, а терапевтический эффект тот же.
— Батюшка, скажите, пожалуйста, как разобраться: есть священники, которые не благословляют прибегать к восточным практикам, в частности, иглорефлексотерапии, и есть врачи, которые называют этот метод шарлатанством?
— Во-первых, эта методика основана на долгом и богатом опыте китайской медицины. У нас развитие медицины шло в одном направлении, у них в другом. Те врачи, которые говорят, что это шарлатанство, наверное, плохо осведомлены о самой методике и не сталкивались в своей клинической практике с пациентами, которые прошли через подобное лечение. Или не желали сталкиваться. Это не говорит о высоком профессионализме данных врачей.
Во-вторых, это вопрос в большей степени медицинский. Если используется классическая иглотерапия без мантр или духовных действий, то есть без вызывания духов, то это обычное терапевтическое воздействие. Священники, которые не благословляют проходить иглорефлексотерапию, проявляют определенную осторожность. Не зная о том, какую основу имеет этот метод и к чему может привести, они оберегают своих духовных чад от воздействий восточных духовных практик. Это понятно, потому что они отвечают за жизнь и здоровье людей, вверенных им Господом. Поэтому лучше, если священнослужители будут благословлять разбирать эти вопросы высокопрофессиональных врачей, которые знают, как нашу аллопатическую западную медицину, так и классическую китайскую и другие восточные направления. Зная врача, доверяя ему, они и уберегут своих чад от духовного повреждения, и благословят их на лечение, которое, быть может, существенно поправит их здоровье.
— За счёт чего у процедуры такой широкий спектр — от головной боли до лечения ожирения? Не ложная ли это панацея?
— Когда у человека наличествует сочетание разных заболеваний, например, артериальная гипертензия, сахарный диабет и почечные нарушение, то терапевт назначает необходимые лекарственные препараты, таблетированные или внутримышечные формы, с учётом их взаимодействия в крови и того, какой в итоге окажется эффект. Так же точно при иглоукалывании человека не колют в одну точку, а используют разные комбинации точек в зависимости от букета имеющихся заболеваний. Используя потенциалы точек, в одном случае воздействуют на неврологическую цепь и вызывают определённый ответ. При головных болях колют в определенные точки в области головы, при ожирении — в области уха, при неврологических болях позвоночника — вдоль позвоночника и межрёберных нервов. В разных ситуациях используются различные иглотерапевтические схемы воздействия на тот или иной участок организма, сосуда и нерва. Тем самым и достигается терапевтический эффект. Нет единой схемы, которая лечит всё. Каждая схема индивидуальна, и искусство иглотерапевта зависит от того, насколько он учёл особенности заболевания конкретного человека и насколько правильно смог подобрать схему точек для воздействия.
Причем здесь так же, как и в медикаментозной терапии, могут возникнуть осложнения. Недоучёт механизма действия лекарственного препарата может привести, например, к тому, что, улучшив работу почек, мы повысим артериальное давление до критических цифр. Аналогично неудачно подобранная схема воздействия на точки может, локализовав головную боль, вызвать болевой синдром в области крупного сустава. Искусство любого врача — результат его знаний и интуиции.
— Подходит ли эта практика для лечения детей?
— Положительный момент использования данной методики в том, что успешно применять её можно и в детском возрасте, и во взрослом, и в преклонном. Нет противопоказаний для проведения иглотерапевтических мероприятий детям. Для этого подбираются разного рода иглы, учитывается аллергическая предрасположенность ребёнка.
Однако требуется высокий профессионализм иглотерапевта, потому что детский организм растёт и развивается, пропорциональные расстояния между определёнными точками у детей не такие, как у взрослого. Специалист должен это знать и учитывать.
Если у ребёнка присутствует непереносимость лекарственных препаратов, или есть прямые противопоказания для хирургической операции, или она несвоевременна, то гомеопатия, игло- и фитотерапия являются методами выбора.
— Какие противопоказания есть у иглорефлексотерапии и чем ее можно в этих случаях заменить? Например, при ишиасе, остеохондрозе?
— При ишиасе, невралгия седалищного нерва, при остеохондрозе, различных проблемах межрёберной невралгии есть определенные показания и противопоказания. Важно, в каком периоде болезни находится пациент — в острой стадии применение рефлексотерапевтической методики, скорее всего, возможно. Отмечу, что нередко и острые боли при ишиасе, и невралгические состояния при остеохондрозе позвоночника хорошо снимаются рефлексотерапией. Однако лечение должно быть комплексным. Непрофессионально использовать только иглотерапию как единственное лечение. Причины межрёберной невралгии и ишиаса могут быть в самом позвоночнике. Это может быть грыжа позвоночника, развитие опухолевого процесса, метастазы в позвоночнике от другой опухоли. Чтобы применить то или иное лечение, в том числе и иглорефлексотерапевтическое, необходимо сначала провести комплексное обследование — МРТ, спиральную томографию. Или хотя бы сделать простейшую рентгенограмму позвоночника в хорошем качестве. На первичном этапе невропатолог (а иглотерапией должен заниматься врач именно этой специализации) должен чётко поставить диагноз, определить причину заболевания. И здесь может оказаться необходимой далеко не иглорефлексотерапия, а хирургическая операция по удалению грыжи, бетонированию позвонков, где возникла протрузия, или для стабилизации позвоночника. И проводить это лечение будет уже нейрохирург или травматолог. Или же, допустим, необходима химиотерапия, если у человека опухоль. Итак, в первую очередь должна быть качественная диагностика, а затем соответствующее патогенетическое лечение. И если противопоказаний нет, если диагностика подтверждает, что ишиас возник на фоне сосудистых явлений, травм или инфекции, то в этом случае будет уместна как раз иглотерапевтическая методика. Подход должен быть диагностически правильным и комплексным.
— Выбор восточных практик большой, есть добросовестные специалисты, а есть и обманщики с дипломами и грамотами. Как не ошибиться?
— Это очень сложный вопрос. От профана, который будет лечить плохо, от шарлатана, купившего липовый диплом, верующего человека убережёт молитва. Нужно молиться и просить, чтобы Господь направил тебя в нужные и правильные руки. Кроме того, есть обычные житейские правила: сначала узнать о репутации той или иной медицинской фирмы, того или иного специалиста, а потом уже идти к нему. Язык до Киева доведет, говорят. Сарафанное радио — достаточно надёжный источник. В медицине нельзя идти вслепую и доверяться людям, которых не знаешь, так можно попасть в неприятную историю.
У меня часто просят благословение на операцию. Я спрашиваю: «Кто будет оперировать?» Отвечают: «Не знаю». Спрашиваю, определён ли объём хирургического вмешательства, что будут конкретно делать. А в ответ опять: «Не знаю, кого-нибудь назначат, как-нибудь прооперируют». Как же вы идёте на операцию или на лечение, не зная даже имени специалиста? Как ложитесь под нож хирурга, профессиональная репутация которого вам неизвестна? Почему не поинтересовались исходами операций в этой клинике, у этого конкретного врача? Чего ждать от медицинского вмешательства при таком подходе? От человека здесь требуется рассудительность — христианская добродетель. Нужно всё разузнать, все взвесить и с помощью Божией, помолившись, принять правильное решение. Тогда вы обезопасите себя от попадания к мошенникам, шарлатанам или к врачам с низкой квалификацией.
— Можно ли прибегать к восточным практикам, в частности, иглорефлексотерапии, для профилактики?
— Давайте вникнем в смысл термина «иглорефлексотерапия». Это не просто иглоукалывание. Это терапевтическое воздействие на организм при помощи, как мы уже говорили, лазерного или инфракрасного излучения, вдавливания, цуботерапии (наложения металлических шариков и пластинок), су-джок терапии (воздействии на биологически активные точки кистей и стопы — в переводе с корейского «су» — «кисть», «джок» — «стопа») и так далее. Это всё терапевтическое воздействие на БАТ для приведения их в равновесное состояние ради выздоровления, стабилизации функций или ремиссии хронического заболевания. Это не средство профилактики.
Конечно, есть точки, воздействие на которые повышает иммунитет, то есть уровень резистентности (сопротивляемости) организма, но основная задача и цель – это лечение!
— Батюшка, проясните, пожалуйста: гимнастику цигун и йогу также можно отнести к восточным оздоровительным или лечебным методам?
— Это такие восточные практики, к которым надо относиться крайне осторожно, потому что в результате может возникнуть психическое и духовное повреждение. Йога — это духовно-религиозное направление, духовная восточная практика. Обращу внимание, что есть разные ступени йоги. Элементы хатха-йоги часто используются в обычной лечебной физкультуре. Многие упражнения лечебной физкультуры не отличаются от растяжек, которые используются в цигун и йоге. Тем не менее, хатха-йога является частью религиозно-мистического восточного учения, и поэтому православным не рекомендуется прибегать к этим практикам. В дальнейшем занимающиеся переходят на следующий «энергетический уровень», это называется в йоге пранаямой — к непосредственной связи с «энергией» космоса, воздуха, концентрации этой «энергии» в теле, в области солнечного сплетения. Эти практики небезобидны и нередки случаи, когда люди, прибегающие к ним (а эти занятия сейчас широко рекламируют), духовно повреждаются и становятся инвалидами. Таких случаев достаточно много. К сожалению, люди часто по неосторожности приступают к этим практикам.
— А подходит ли православным пилатес, выросший, как говорят, на основе йоги, тай чи и других восточных традиций? Ведь он применяется для реабилитации после травм.
— Не надо заниматься никакими восточными практиками — ни цигун, ни тай чи, ни йогой. Для восстановления после травм есть классические физиотерапевтические методы, есть лечебная физкультура. Специалисты по ЛФК прекрасно восстанавливают после любых тяжёлых заболеваний, от инсульта до травм. Не надо использовать восточные мистические методики, которые могут привести к безвозвратному повреждению психики и соматики человека.
Текст: Александра Грипас