«ВИЧ-диссидентство и Церковь» — доклад с таким названием прочитал на III межрегиональной конференции «Практика церковной помощи нарко- и алкозависимым в Санкт-Петербургской митрополии» сотрудник координационного центра, руководитель сектора по работе с людьми, живущими с ВИЧ, протоиерей Георгий Пименов.
— Отец Георгий, что представляет собою проблема ВИЧ-диссидентства?
— Несмотря на то, что еще в 2005 году Русская Православная Церковь приняла концепцию участия в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа, в православной среде, иногда даже среди священников, бытует отрицание существования самого вируса ВИЧ-инфекции. В наиболее общем виде их утверждения звучат так: существует заговор американских фармацевтических компаний для сбыта дорогостоящей продукции, ВИЧ — выдуманная опасность для поднятия продаж. Соответственно, ни профилактики, ни лечения ВААРТ (высокоактивная антиретровирусная терапия) такие люди не признают. В результате погибают и инфицированные взрослые, и, что самое ужасное, дети, не получающие своевременной помощи. Эти смерти ВИЧ-диссиденты приписывают действию ВААРТ, если лечение все-таки началось, или другим инфекциям и заболеваниям — например, туберкулезу, гепатиту, различным опухолям.
— Ключевое слово здесь — «заговор»?
— Совершенно верно, ВИЧ-диссиденты обычно придерживаются «теории заговора» — Америки против России, «жидомасонов» против Русской Православной Церкви и так далее. При этом само движение зародилось на Западе. Отрицание ВИЧ-инфекции прекрасно используется парамедициной — «ясновидящими» и производителями разнообразных «чудодейственных снадобий». Аналоги ВИЧ диссидентства — мировые движения антипсихиатрии (они отрицают наличие психических болезней и, соответственно, их лечение) и антивакцинации, а также «наш родной» отказ от ИНН и новых паспортов. Это, по сути, сектантские движения.
— Движение антипрививочников тоже зародилось на Западе в пику фармацевтическим компаниям, а у нас, к сожалению, превратилось в «православный тренд».
— Да, многие родители уверены, что детей путем прививок хотят сразу чипировать. Вводят чип, а ты и не знаешь.
— Я встречала другое — что это ведет к бесплодию, хотят уничтожить русскую нацию.
— Да, так у нас преломляется боязнь цивилизации.
— Возникает неизбежная параллель ВИЧ-диссидентства и с «наукой телегонией». Почему именно православные подпадают под влияние различных околомедицинских лжеучений?
— Наверное, это желание иметь какое-то «научное» подтверждение своим убеждениям. Плохо, когда православные пишут в интернете про телегонию, отказ от прививок, ВИЧ-диссидентство. Таким образом они поддерживают убеждение многих людей, что православный — это малокультурный мракобес. А на самом деле отрицание науки не имеет ничего общего с православием.
— Наверное, нужно священнослужителей просвещать в первую очередь?
— В СПбДА протоиерей Максим Плетнев ведет курс «ВИЧ/СПИД — наркомания», так что хотя бы нынешние молодые священники сведущи в этих вопросах, знают, что медицинская наука не противоречит ни Священному Писанию, ни Священному Преданию Церкви.
— Как борются с ВИЧ-диссидентством?
— Неоднократно высказывались предложения привлекать родителей, которые отказываются лечить ВИЧ-положительных детей, к уголовной ответственности. Я считаю, что это загонит проблему в подполье: детей будут прятать, взрослые найдут способы получить чистые справки. Правда, статья о том, что родитель, который отказывается лечить ребенка, подлежит уголовной ответственности, существует, но, во-первых, не очень-то исполняется, а во-вторых — ну, родителей посадят, а ребенку что, в детский дом? Что касается православных, поддерживающих эту и подобные теории, не надо сразу кричать «Долой! » Людей это отпугнет и от науки, и от Церкви.
Недавно в Чечне предложили запретить людям вступать в брак, если они не предъявят справку, что у них нет ВИЧ. Во-первых, это полицейская мера. Во-вторых, в Чечне, думаю, можно такую справку запросто купить. В-третьих, это просто преступно по отношению к людям, живущим с ВИЧ; ошибочно думать, что им нельзя рожать детей, часто у инфицированных родителей дети рождаются здоровыми. Я знаю бывших наркоманов, которые получили ВИЧ, оплакали свои грехопадения, изменили образ жизни, создали семьи и родили прекрасных здоровых детей.
— В чем причины именно ВИЧ-отрицания?
— Тут много причин. Психологическое отрицание болезни часто бывает защитой человека от эмоциональной перегрузки. Свою роль играет и стигматизация, вытеснение ВИЧ-инфицированных из общества.
— То есть одним из направлений борьбы с ВИЧ-диссидентством может быть как раз разъяснение, что ВИЧ-положительные люди не опасны для окружающих?
— Да, безусловно. Необходимо распространять позитивную, выверенную информацию о ВИЧ-инфекции, способах лечения, преодолеть страх и здоровых перед ВИЧ-инфицированными, и их самих — перед болезнью. Упоминать о ВИЧ-положительных людях, живущих нормальной, насыщенной жизнью.
Вообще надо издать что-то вроде брошюры о различных медицинских «православных суевериях» и на приходах распространять. Чтобы там черным по белому было написано: отрицание традиционной медицины — это не позиция Церкви. Подумываю о том, чтобы написать статью про гетто-мышление в разных сферах.
Беседовала Татьяна Кириллина
Источник: Журнал «Вода живая»